Программа развития пришкольного участка "Азбука Земли"
методическая разработка по биологии (10 класс)
В данной программе показана работа пришкольного участка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_zemli.docx | 60.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Родомановская средняя школа»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРИШКОЛЬНОГО УЧЕБНО-ОПЫТНОГО УЧАСТКА
«Азбука Земли»
Возраст детей: 12 – 16 лет
Срок реализации программы: 5 лет (2020 -2024 г.г.)
Автор программы: Филипович Любовь Владимировна
учитель биологии и географии,
первая квалификационная категория.
Девиз: Пришкольный участок - это «азбука» земли для учащихся!
Общие сведения.
1.1. Учредитель – МБОУ «Родомановская средняя школа»
1.2. Название программы –«Азбука Земли»
1.3. Автор программы – филипович Любовь Влавдимировна
1.4. В реализации данной программы участвуют учащиеся 5-10 классов.
1.5. Срок реализации программы:5 лет (с января 2020 г. по май 2024 г.).
1.6. Законодательная база для разработки программы УОУ:
1. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
2. Положение о УОУ
3. Программно-методические материалы
4. Локальные акты, регламентирующие работу на УОУ
5. Инструкции по технике безопасности при проведении различных работ на УОУ.
1.7 Цели и задачи УОУ в учебном процессе.
Современные условия развития общества ставят перед школой ответственные задачи:
- Подготовка высокоразвитых людей, способных к активной деятельности в различных областях народного хозяйства, участию во всех сферах жизни;
- Развитие творческой разносторонне развитой личности;
- Дать учащимся глубокие и прочные знания основ наук, привить интерес и любовь к природе, научить бережно относиться к ней;
Чтобы любить природу, нужно хорошо знать ее и одними теоретическими знаниями здесь ничего не сделаешь. Поэтому важное место в познании природы отводится пришкольному учебно-опытному участку.
Учебно-опытный участок как важное звено в системе биологического и экологического образования позволяет достичь следующих целей:
- Создание у учащихся представления о научной картине живой природы;
- Раскрытие роли биологических знаний в сфере культуры;
- Усвоение норм и правил экологической этики;
- Выработка ценностного отношения к живой природе;
- Показ познаваемости явлений природы, выработка умений формулировать познавательные задачи, планировать и осуществлять доступные наблюдения и эксперименты, конкретизировать идеи;
- Формирование умения правильно ставить и решать задачи рационального использования живой природы;
- Раскрыть картину биологической реальности, показать сферы ее взаимосвязи с физической, химической, технической и социальной картинами мира;
- Знакомство с научными принципами биологического познания (причинность, системность, историзм); развитие мыслительной деятельности, умение планировать наблюдения и эксперименты;
- Подготовка к трудовой деятельности в области сельского производства;
- Закрепление, расширение и углубление знаний, полученных на уроках биологии, трудового обучения.
1.8 Перспективный план внедрения программы
Название этапа | Содержание работы | Срок проведения |
1.Определение исходных позиций и разработка методики исследования | 1.Изучение научной и методической литературы. | С 01.01 2020 по 01.03.2020 г. |
2.Пилотный этап | 1.Проведение предварительной опытно-экспериментальной работы. 2.Уточнение методики исследования. | С 01.03.2020 по 01.10.2020 г. |
3.Основной этап | 1.Получение, обработка и систематизация экспериментальных материалов. | С 01.05.2021 г. по 01.10.2021 г. |
4.Оформление результатов. | 1.Обобщение результатов 2.Написание методических рекомендаций, статей, отчетов. | С 01.09.2022 по 01.01.2023 г. |
5.Внедрение результатов | 1.Организация работ с использованием результатов. | 2023 – 2024 уч. год |
1.9 Принципы реализации программы:
Экологизации – развитие чувства ответственности и уважения к природе;
Междисциплинарной интеграции – взаимосвязь областей «Биология», «Экология», «Технология», «География»;
Системности – преемственность знаний, комплексность их усвоения;
Увлекательности – заинтересованность детей исследовательской работой;
Доступности – доступность материала для усвоения учащимися; учет возрастных особенностей;
Дифференциации – выявление и развитие у учащихся склонностей и способностей по разным направлениям.
1.10 Проблемы, на решение которых направлена программа:
В последнее время учебно-опытный участок нашей школы несколько утратил свое назначение. Поэтому в данное время выдвинута проблема возрождения учебно-опытного участка, имеющего большое теоретическое и практическое значение для учебно-воспитательного процесса школы, через поднятие урожайности культур, выращиваемых на участке и усиления исследовательской и опытнической работы.
Данная программа признана решить и такие вопросы:
вовлечение детей в общественно-полезный производительный труд;
организация занятости детей в период летнего отдыха;
обеспечение школьной столовой овощами для удешевления питания;
повышение благосостояния школы;
1.11 Краткая характеристика путей решения проблем.
Данная программа призвана дать теоретические знания по биологии и экологии, а так же помочь овладеть практическими навыками основ сельскохозяйственного производства на пришкольном участке и выполнить ряд работ направленных на повышение урожайности культур.
Собранный урожай сдать в школьную столовую, тем самым, удешевив питание школьников и воспитанников детского сада.
1.12 Препятствия для выполнения программы:
- Слабая материально-техническая база УОУ;
- Низкое плодородие почвы УОУ;
- Недостаточное финансирование.
Пути преодоление препятствий:
- Повышение плодородия почвы через внесение органических удобрений, мульчирование;
- Моральное и материальное стимулирование учащихся и учителей по реализации программы;
- Повышение материально-технической базы УОУ через привлечение спонсорской и родительской помощи.
1.13 Режим и форма.
Занятиябудут осуществлятьсяв условиях летней трудовой практики (ЛТП и производственной бригады), а так же в процессе изучения соответствующих тем по природоведению, биологии, технологии (девочки и мальчики) в форме теоретических и практических занятий и во внеурочное время.
1.14 Сохранение и укрепление здоровья учащихся во время работ на УОУ
Направления | Цель | Мероприятия | Сроки |
Сохранение и укрепление здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни | Достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни | 1. Формирование умений и навыков сохранения здоровья. 2. Ознакомление с правилами санитарно-гигиенического режима и их соблюдение. 3. Соблюдение техники безопасности при выполнении с/х работ. 4. Постоянное слежение за осанкой во время проведения теоретических и практических занятий. | Весь период |
1.15 Финансовое обеспечение программы:
Выполнение программы обеспечивается за счет бюджетных ассигнований, средств, полученных от реализации сельхозпродукции, дополнительные привлеченные средств (спонсорские средства, добровольные пожертвования).
Учебно-опытный участок
1.16 Характеристика УОУ :
Пришкольный учебно-опытный участок имеет площадь 1,9 га.
Участок хорошо освещен, имеет источник водоснабжения – водопровод. Такое положение участка дает возможность, не нарушая расписания занятий, затрачивать минимум времени на переход к участку для выполнения практических работ.
В состав участка входит подсобные помещения, в которых хранится хозяйственный инвентарь и с/х техника, аптечка с необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами.
- Площадь каждого отдела определяется директором школы по согласованию с заведующим учебно-опытным участком.
- В отделах полевых и овощных культур выращиваются в системе севооборотов важнейшие культуры данной зоны. В цветочно-декоративном отделе выращиваются однолетние, двулетние и многолетние цветочно-декоративные растения.
Участок частично огорожен.
1.17 Экологическое состояние УОУ
УОУ расположен с двух сторон школы, одна из которых хорошо освещена солнцем, вторая только во второй половине дня. Цветники и клумбы расположены перед фасадом школьного здания. Есть источник водоснабжения – водопровод.
Почва определяется как дерново-подзолистая, требующая постоянного внесения удобрений и мульчирования. Кислотность почвы близка к нейтральной. Почва бедна азотом, фосфором, калием.
Содержание свинца определяется как малое.
Западная часть хорошо увлажнена, плотность почвы составляет 0,97 г/см3, что характеризует уплотненную почву;
Северная часть- переувлажнена равна ;
1.18 Занятия на УОУ
Работа на УОУ ведется во время учебного процесса (изучение теоретического материала и практические работы, во внеурочное время) и прохождения летней трудовой практики.
Направления работы:
исследовательско-опытническое;
природоохранное.
Мероприятия по работе исследовательско-опытнического направления ведутся строго по плану. ( Приложение 1)
Мероприятия по природоохранной работе
- благоустройство школьной территории; обрезка кустарников; удаление больных, усохших ветвей; скашивание травы;
- декоративное оформление газонов на территории школы: подбор и посадка цветочно-декоративных культур, уход за ними в течение лета;
- поддержка чистоты на территории, прилегающей к школе;
- участие в экологических акциях « Чистый берег- Чистая вода», «Белый аист», «Подари школе растение», «Каждой пичужке- кормушка», «Птичий домик», операция «Борьба с королем Мусором», « Чистый дом, чистый двор, чистая деревня- чистая Родина!».
1.19 Материально-техническая база УОУ
Водо провод | Газоно косилка | Рассадник | Сельхозинвентарь | |
Поливочный | Лопаты, грабли и т.д. | |||
1 | 2 | 1 | Лейка 1 Ведро 8 Шланг 30 м 1 | Лопаты- 5 Вилы-2 Грабли -6 Мотыги -2 Рыхлители-6 Секатор-2 Носилки 2 Тележка 1 |
2.0 Развитие внешних связей УОУ
Направления | Мероприятия | Сроки |
Формирование единого образовательного пространства |
Биологии; Химии; Географии; Окружающего мира; Технологии
Экскурсии; Летняя трудовая практика Лагерь труда и отдыха Природоохранные мероприятия | Весь период |
Привлечение бюджетных, внебюджетных и спонсорских средств | 1. Повышение материально-технической базы УОУ через реализацию излишек сельскохозяйственной продукции. 2. Привлечение спонсорских средств. 3. Участие родителей в работе на пришкольном участке. . | 2020-2024 гг Весь период |
2.1. Годовая циклограмма работ на учебно-опытном участке.
Январь | Проверка всхожести семян цветов, сохранности клубней георгинов, луковиц монбреции. |
Февраль | Определение видового состава цветочно-декоративных растений в соответствии с их ростом, колористической гаммой, сроками цветения. Подготовка и ремонт инвентаря. Подготовка ящиков и почвы для рассады. Посев бархатцев, сальвии, цинерарии, петунии на рассаду. |
Март | Составление плана цветника. Проверка всхожести семян. Посадка лука в ящики на зелень. Формирование кроны у декоративных кустарников (обрезка). |
Апрель | Изготовление рассадника. Планирование севооборота. Посев и выращивание рассады капусты. Пикировка рассады цветочных культур. Уборка растительного мусора с участка. Защита плодовых деревьев. |
Май | Обработка клумб. Посев в грунт однолетников и многолетников. Уход за рассадой теплолюбивых однолетников Посадка овощей (лук, свекла, морковь, зеленные культуры). Подготовка клубней картофеля и его посадка. Оформление газонов. |
Июнь | Выкапывание луковиц тюльпанов. Высадка в открытый грунт цветочной рассады, рассады капусты; Посев семян огурцов, кабачков, тыквы, фасоли и уход за ними (полив, прополка, подкормка). Первое прореживание моркови. Заготовка щавеля и укропа на зиму. Окучивание капусты и картофеля. Поддержание почвы в рыхлом состоянии. Оформление газонов. Работа в цветнике. |
Июль | Полив, подкормка растений в период бутонизации, борьба с сорняками и вредителями, поддержание почвы в рыхлом состоянии. Второе прореживание моркови. Заготовка петрушки на зиму (для замораживания). Оформление газонов. Уборка урожая черной смородины и крыжовника. |
Август | Уход за растениями (полив, прополка). Удаление отцветших соцветий (агератум, петуния, циннии, георгины и др.) для улучшения декоративности цветника и вторичного цветения. Сбор урожая лука и подготовка его к зимнему хранению. Сбор урожая огурцов, кабачков, фасоли. Оформление газонов. Сбор и сушка семян однолетних цветочно-декоративных культур. |
Сентябрь | Высадка тюльпанов, сбор семян. Сбор урожая картофеля, свеклы, моркови. Сбор и сушка плодов шиповника коричного (для витаминизации учащихся в зимнее-весенний период). |
Октябрь | Сбор семян, подготовка участка к зиме – однолетние растения удаляем; многолетние (георгины, монбреция) выкапываем; вырезаем надземные стебли всех многолетних растений. Сбор урожая капусты. Осенняя обработка почвы. Обрезка кустарников. |
Ноябрь - Декабрь | Производим стратификацию семян цветочных культур. Подготовка огорода к зиме. Уборка инвентаря. |
Структура и содержание отделов УОУ
Состав УОУ:
На учебно-опытном участке действуют отделы:
полевой;
овощной;
плодово-ягодный;
цветочно-декоративный;
метеорологическая площадка(в стадии разработки);
дендрарий;
2.2 Отдел полевыхрастений. На участке выращивается картофель сортов «Аврора», «Невский», «Синеглазка».
2.3 Отдел овощных растений состоит из двух частей: на одной выращивается капуста разных сортов, на другой:
- луковичные (чеснок, лук);
- плодовые (огурцы, тыква, кабачки);
- корнеплоды (морковь, свекла, редис);
- бобовые (фасоль);
- зелень (петрушка, щавель, укроп, салат)
Работы в овощном и полевом отделах начинаем весной по плану.
Март | Проверка всхожести семян. Посадка лука в ящики на зелень. |
Апрель | Изготовление рассадника. Планировка огорода с учетом севооборотов. Посев семян капусты на рассаду. |
Май | Подготовка семян картофеля и посадка картофеля в открытый грунт. Посев семян моркови, свеклы, зеленных культур. Посадка лука. |
Июнь | Высадка рассады капусты в грунт. Уход за высаженной рассадой – поливка, прополка, подкормка. 1 прореживание моркови. Высадка свеклы рассадой. Прополка картофеля. Посев огурцов, кабачков, тыквы. Заготовка щавеля и укропа на зиму. |
Июль | Полив, прополка, борьба с сорняками и вредителями. Окучивание картофеля и капусты;. 2-е прореживание моркови. Заготовка петрушки на зиму(для замораживания). |
Август | Сбор урожая лука и подготовка его к зимнему хранению Борьба с сорняками. Сбор урожая огурцов и кабачков. |
Сентябрь | Сбор урожая картофеля, свеклы, моркови. |
Октябрь | Сбор урожая капусты. Осенняя обработка почвы. |
Ноябрь | Подготовка огорода к зиме. |
При выращивании овощей необходимо соблюдать севооборот или плодосмен, т.е. - обязательное чередование культур.
Чередование культур в севообороте продумывается заранее. При этом учитывается отношение растений к удобрениям. При составлении севооборота стараемся разместить культуры так, чтобы представители одного семейства возвращались на старое место не раньше чем через 2-3 года.
Допустимые и недопустимые предшественники овощных культур
Культуры | Лучшие предшественники | Минимальный срок возврата на старое место, лет | Недопустимые предшественники |
Капуста | Лук, огурцы, морковь, свекла, картофель, томаты | 3-4 | Крестоцветные |
Картофель | Морковь, свекла, лук | Пасленовые | |
Лук, чеснок | Морковь, огурцы, укроп, салат, капуста | 3-4 | Томаты |
Морковь, петрушка | Картофель, томаты, огурцы, горох, капуста | 2-3 | |
Огурцы, кабачки, тыква, патиссоны | Картофель, лук, морковь, капуста, горох | 2-3 | |
Репа, редька, редис | Картофель, лук, морковь, свекла | 3-4 | Капуста |
Свекла | Картофель, огурцы, лук | 2-3 |
2.4 Плодово-ягодный участок состоит из плодового яблоневого сада. Сад – сложная экологическая система, даже если он состоит лишь из нескольких деревьев и кустарников, растущих на школьном участке.
Декабрь-январь | Снегозадержание. |
Февраль | Растения находятся в относительном покое. Планирование работ. |
Март | Формирование кустов, обрезка. |
Апрель | Размножение отводками. Рыхление почвы. |
Май | Защита растений от болезней (фаза бутонизации). |
Июнь | Полив и подкормка. |
Июль-сентябрь | Сбор урожая, культивация почвы с удалением сорняков. |
Октябрь | Перекопка междурядий с внесением органических удобрений. |
Ноябрь | Подготовка сада к зиме. |
2.5. Цветочно-декоративный отдел. Цветники украшают школьную территорию в течение всего вегетационного периода. Это клумбы, бордюры, где представлено видовое разнообразие цветочно-декоративных культур, которые ежегодно пополняются. Цветочно-декоративный отдел вынесен перед школой и делится на два раздела: многолетние и однолетние растения.
Однолетние | Многолетние |
Агератум, Альпийская астра, Бархатцы. Кохия. Львиный зев. | Аквилегия (водосбор). Барвинок малый, Мак альпийский, Маргаритка многолетняя, Монбреция. Нарцисс, Нивяник обыкновенный. Тюльпан. Физалис декоративный, Флокс метельчатый.
|
2.6 Дендрарий насчитывает больше десятка пород деревьев и кустарников и дает представление о разнообразии древесно-кустарниковой флоры.
Деревья Береза бородавчатая Липа | Кустарники |
Результаты выполнения программы
2.7 Ожидаемый результат
повышение роли УОУ как центра опытнической и исследовательской деятельности по биологии, экологии, географии;
Повышение уровня развития экологических ценностей у школьников, проявляющихся ориентированной деятельности охраны окружающей среды;
повышение урожайности культур, выращиваемых на УОУ;
обеспечение школьной столовой овощами и удешевление питания, как школьников, так и воспитанников детского сада, находящегося при школе.
По итогам работы на УОУ обучающиеся должны:
Уметь:
- Собирать семена, производить калибровку, проверять их всхожесть, производить посев;
- Использовать органические и минеральные удобрения;
- Проводить работу по размножению и пересадке комнатных растений, распознавать их виды;
- Проводить прополку, знать сорные растения, болезни растений;
- Проводить механическую, химическую и биологическую борьбу с вредителями растений;
- Проводить простейшие опыты с растениями, наблюдать и объяснять результаты, анализировать;
- Создавать проекты.
Знать:
- Что такое почва, плодородие, её структура и химический состав;
- Способы повышения плодородия с помощью внесения удобрений;
- Зерновые технические, кормовые, овощные, лекарственные растения, цветочно-декоративные растения, комнатные, плодово-ягодные культуры;
- Способы размножения растений;
- Значение зеленых растений для других живых организмов на Земле;
- Основные сельскохозяйственные профессии в растениеводстве.
Информационное обеспечение программы
1. Быков И.П. Методические рекомендации к проведению практических занятий по физиологии сельскохозяйственных растений. – Улан-Удэ, 1980. – 87 с.
2. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: учебник для 6-7 классов /Т.И.Серебрякова и др. – М: Просвещение, 1994. – 224с.
3. Игнатьев Т.В., Вохмянина Л.А. Программы образовательных учреждений. Начальная школа (1-4 кл.) в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2001.
4. Исачник А.В., Воробьев Б..Н. Сортовой каталог. – М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. – 416.
5. Защита растений. - М.: Изд-во ЭКСМО, Изд-во Лик Пресс, 2002. – 112 с.
6.Основы агротехники полевых и овощных культур /под ред. П.Ф. Кононова - М.: Просвещение, 1991.- 240 с.
7. Основы ведения крестьянского (фермерского) хозяйства 10-11 кл. / Г.В. Пичугина, Н.В. Сорокина. – М.: Дрофа, 2002. – 272 с.
8. Методика постановки опытов с плодами, ягодами и декоративными растениями /под ред. В.А.Комиссарова – М: Просвещение, 1982
9. Мухин В.Д. Приусадебное хозяйство. Овощеводство. – М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, Изд-во ЛИК Пресс, 2000. – 368 с.
10. Основы агрономии /под ред.В.М. Степанова – М.: Просвещение, 1973. – 350 с.
11. Овощеводство. Приусадебное хозяйство– Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во Лик Пресс, 2000. – 300 с.
12. Огород. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во Лик Пресс, 2001. – 144 с.
13. Огород. Почвы и компосты. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во Лик Пресс, 2002. – 144 с.
14. Опытническая работа юных натуралистов. Сборник статей /под ред. В.А. Пономарева. – М:, 1962
15. Плешаков А.А. Тематическое планирование по программе «Зеленый дом» для начальной школы. – М.: Просвещение, 1999.- 79 с.
16. Подшивка журналов «Сельская новь», «Приусадебное хозяйство» за 2000-2002
17. Пономарев М.А. и др. Учебно-опытная работа на пришкольном участке – М: Просвещение, 1974
18. Природоведение: учебник для начальных классов /под.ред. И.Д. Зверева. – М.: Просвещение, 2001
19. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи природы» - М: Просвещение
20. Программно-методические материалы. Биология: 6 – 11 кл.
21. Программно-методические материалы. Технология.
22.Постникова Е.А. основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний: методические разработки для учителей: Поурочные разработки: 1 – 2 кл., - М.: Гуманитарный издательский центр. ВЛАДОС, 2001 – 208 с.Справочник бригадира – овощевода /под ред. Н.А. Смирнова – М.: Россельхозиздат, 1980. – 190 с.
23. Почва и компомос. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2002. – 114с.
24. Раздымалин И.Ф. Развитие творческих способностей учащихся в процессе опытнической работы - М: Просвещение, 1976
25.Удобрения и стимуляция роста растений / О.С. Безуглова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 320 с.
26. Энциклопедия огородника. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. – 720 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа деятельности пришкольного оздоровительного лагеря
Программа «Город Радуги» предлагает комплекс мероприятий, который включает всех детей в различные виды деятельности, направленной на творческое развитие детей, на развитие сотрудничества и взаимопоним...
Методическая разработка уроков по темам "Основные этапы развития жизни на Земле", "Краткая история развития органического мира".
Рассмотрены основные этапы развития жизни на Земле, краткая история развития органического мира, ароморфозы животных и растений...
Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ» Яцкина Галина Васильевна. Тема урока: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Учебник :Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая истор...
Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Учитель истории МБОУ «Топканов...
Программа развития УОУ "Азбука Земли"
Наша школа решила возродить пришкольный УОУ, как полноценное звено учебно-образовательного и воспитательного процесса. В связи с этим и была составлена программа развития УОУ....
Контрольная работа по теме "Развитие жизни на Земле", 11 класс по программе Сонина Н.И.
Контрольная работа в 2-х вариантах по теме "Развитие жизни на Земле", 11 класс по программе Сонина Н.И....
Контрольная работа для 7 класса"Развитие и закономерности развития животных на Земле"
Контрольная работа для 7 класса...