материалы для занятий "Шахматы"
рабочая программа на тему

Макарова Галина Петровна

пояснительная записка и планирование занятий для учащихся 3-4 классов в рамках дополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Россия, в которой вопросы шахматного образования исторически были поставлены раньше, чем в других странах, не может и не должна терять здесь свои позиции. Этому в немало степени способствует характер и содержание важнейших программных документов отечественного образования: "Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу", "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года" и "Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года". К примеру, в Концепции модернизации отмечено: "Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей".

Курс занятий "Юный шахматист, 1 год обучения", составленный на основе Программы "Шахматы – школе" (авт. И.Г.Сухин), рекомендованной Министерством образования РФ, предназначен для проведения занятий дополнительного образования по шахматам во 2-6 классах.

Основная цель предлагаемого курса – дать целостное представление о шахматах и вооружить обучающихся конкретными умениями шахматной игры с использованием компьютерных технологий. Курс является дополнением к основному обучению по предмету «шахматы» для обучающихся во 2-4 классах.

Программа содержит более 1300 учебных заданий, классифицированных по темам и по сложности. Она чрезвычайно проста в эксплуатации, что позволяет уверенно пользоваться ей детям, не имевшим ранее опыта общения с компьютером.

Пользователь должен находить наиболее важные ходы. Если это ему не удается, то программа приходит на помощь, высвечивая маркеры, давая словесные подсказки, и, наконец, указывая фигуру, которой следует пойти. Кроме того, в любой момент вы можете вызвать вашу любимую игровую программу и проанализировать с ней или даже поиграть против нее заинтересовавшую вас позицию.

Данный  курс «Юный шахматист»  содержит набор упражнений для Практики и Тестов.

Результаты решения заданий запоминаются и подсчитывается. Статистика хранится и может сравниваться для нескольких пользователей.

Программа включает позиции из практических партий, этюды, а также учебные примеры.

Необходимо учитывать, что  чтобы выполнить заданное упражнение,  воспитаннику необходимо внимательно прочитать текст к заданию. При решении пользователь вводит свои ходы. Если ход правильный, то происходит автоматическое разыгрывание ходов до следующего “важного” хода. Если ход неправильный, то выдаётся:

· во-первых, программа может с помощью цветных маркеров подсказать правильное решение;

· во-вторых, начинает мигать фигура, которая должна сделать ход;

· если и после этого пользователь допускает ошибку, то программа показывает правильное решение.

Если пользователь вводит ход, противоречащий шахматным правилам, то это считается небрежностью, а не ошибкой. Он никак не штрафуется, фигура возвращается на прежнее место, и программа ждет другого хода.

В результате освоения программы "Юный шахматист» (с использованием компьютерных технологий, 1 год обучения) слушатели смогут овладеть начальными знаниями и умениями для игры в шахматы в соответствии с требованиями времени. Так же программа позволяет приобрести необходимые навыки игры с использованием компьютерных технологий.

Учебные пособия и программы

Сухин И.Г. Программа факультативного курса "Шахматы, первый год" //  Начальная школа, 1994, №9, с. 51-55.

Сухин И.Г. Факультативный курс "Шахматы – школе" // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). – M.:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

(с ссылкой на Интернет-ресурсы)

Основная литература

Алексеев Н.Г. Шахматы и развитие мышления // Шахматы: наука, опыт, мастерство. – М.: Высшая школа, 1990 // http://chess555.narod.ru/pol.htm.

Алексеев Н.Г., Разуваев Ю.С. Школа, шахматы, компьютер // Труды Первой Российской конференции тренеров и организаторов детских шахмат "Дагомыс-2003". – Набережные Челны: Sundries LTD, с. 55-57.

Амонашвили Ш.А. Школы Жизни. – М.: ИД Шалвы Амонашвили, 1998.

Гершунский Б.С. Шахматы – школе будущего // Образовательно-педагогическая прогностика: Теория, методология, практика. – М.: Флинта: Наука, 2003.

Приказ Министерства образования и науки РФ №2211 от 18.05.2004 "О развитии шахматного образования в системе образования РФ" // Шахматная неделя, №20, 2004, с.12 // http://dod1.miem.edu.ru/normative/prikaz/629.php.

Сухин И.Г. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000. Рекомендовано Министерством образования РФ.

 Сухин И.Г. Шахматный курс в начальной школе: история становления // Труды Первой Российской конференции тренеров и организаторов детских шахмат "Дагомыс-2003".  – Набережные Челны: Sundries LTD, с. 150-154.

Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для второго класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 2003. Рекомендовано Министерством образования РФ.

Сухин И.Г. Шахматы, первый год: Задачник, мат в один ход: 1500 малофигурных позиций. – Обнинск: Духовное возрождение, 2006.

Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для первого класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998. Рекомендовано Министерством образования РФ.

Шахматы – школе // Сост. Б.С.Гершунский, А.Н.Костьев. – М.: Педагогика, 1991.



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ШАХМАТНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

для 3 классов (первый год обучения)

на 2014-2015 уч.год

Тематика урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Требования к уровню подготовки

3

Примечания

1

Правила ТБ

1

комб

16.09

Учить ТБ

2

 Шахматная доска

1

комб

История возникновения шахмат. Основные понятия шахматной игры (поле, расположение шахматной доски, позиция, ход, горизонтали, вертикали, диагонали, центральные поля)

23.09

Начертить ШД

3-4

Шахматные фигуры

1

комб

Знакомство с шахматными фигурами (король-Кр, ферзь-Ф, ладья-Л, слон-С, конь-К, пешка).

Запись позиций на шахматной доске –шахматная нотация.

30.09

07.10

Учить фигуры

5

Начальная позиция

1

комб

Знакомство с начальной позицией. Запись позиций – шахматная нотация. Зеркальность расположения фигур, принцип симметрии при расстановке короля и ферзя. Ферзевый и королевский фланги. Лагерь белых и лагерь черных , демаркационная линия.

14.10

Учить начальную позицию

Ходы фигур

6-7

Ладья

1

Комб

Ход ладьи. Владение полями. Развертывание боевых порядков,  подвижность ладьи зависит от наличия открытых линий.

21.10

28.10

Учить ход ладьи

Решить задание

8-9

Слон

1

Комб

Ход слона. Слон белопольный, чернопольный

11.11

18.11

Учить ход слона

Решить

задание

10-11

Ферзь

1

Комб

Ход ферзя.

25.11

02.12

Учить ход ферзя

Решить задание

12-13

Конь

1

Комб

Ход коня. Особенности коня.

09.12

16.12

Учить ход коня

Решить задание

14

Король

1

Комб

Ход короля. Особенности позиции королей-противников на доске.

23.12

Учить ход короля

15-16

Пешка

2

Комб

Ход пешки. Особенности первого хода пешки, движения и взятия пешкой. Пешечные цепи. Заблокирование пешкой фигуры противника. «Волшебная» особенность пешки – превращаться в любую фигуру (кроме короля).

13.01

20.01

Учить ход пешки.

Составить задание

17-18

Роль короля. Шах и мат

2

комб

Роль короля. Виды Шаха: обычный, двойной, вскрытый. Способы защиты от шаха. Мат – конец игры

27.01

03.02

Учить виды шаха

Способ защиты

19-20

Рокировка

2

комб

Рокировка: короткая, длинная. Условия, при которых возможна рокировка.

10.02

24.02

Учить рокировку

Условия рокировки

21-22

Мат в один ход

2

практ

Практические навыки мата в один ход

03.03

10.03

Играть с заданной позиции

23

Пат

1

комб

Пат, отработка практических навыков игры

17.03

Играть с заданной позиции

24

Вечный шах

1

комб

Вечный шах, отработка практических навыков игры

31.03

Повторить шах и мат

25-26

Король и ферзь против короля.

2

Комб

Король и ферзь против короля. Оттеснение короля

07.04

14.04

Играть с заданной позиции

27-28

Король и ладья против короля.

2

Комб

 Король и ладья против короля. Оппозиция.

21.04

28.04

Играть с заданной позиции

29

Король  и легкая фигура или пешка против короля

1

Комб

Король и легкая фигура или пешка против короля. Обоюдный цугцванг.

05.05

Играть с заданной позиции

30-31

Шахматная нотация

2

практ

Шахматная нотация, отработка практических навыков записи партии

12.05

19.05

Учить шахматную нотацию

32-34

Турнир

3

практ

26.05

27.05

Играть с начальной  позиции



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ШАХМАТНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

для 4 классов (второй год обучения)

на 2014-2015 уч.год

Тематика урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Требования к уровню подготовки

Дата

проведения

Приме-чания

Правила ТБ .

Шахматная доска

1

комб

Знакомство с начальной позицией. Запись позиций – шахматная нотация. Зеркальность расположения фигур, принцип симметрии при расстановке короля и ферзя.

11.09

Начертить ШД,

Начальная позиция

Ферзевый и королевский фланги. Лагерь белых и лагерь черных., демаркационная линия.

18.09

Повторить начальную позицию

Ходы фигур

Ладья

1

Комб

Ход ладьи. Владение полями. Развертывание боевых порядков,  подвижность ладьи зависит от наличия открытых линий.

25.09

Играть с заданной позиции

Слон

1

Комб

Ход слона. Слон белопольный, чернопольный

02.10

Решить задание

Ферзь

1

Комб

Ход ферзя.

09.10

Составить задание

Конь

1

Комб

 Ход коня. Особенности коня.

16.10

Решить задание

Король

1

Комб

Ход короля. Особенности позиции королей-противников на доске.

23.10

Играть с заданной позиции

Пешка

1

Комб

Ход пешки. Особенности первого хода пешки, движения и взятия пешкой. Пешечные цепи. Заблокирование пешкой фигуры противника. «Волшебная» особенность пешки – превращаться в любую фигуру (кроме короля).

30.10

Играть с начальной позиции

Король и ферзь против короля.

Устойчивость внимания (задания 1-5)

1

Комб

Король и ферзь против короля. Оттеснение короля

13.11

Задание 5

Король и ладья против короля.

Устойчивость внимания (задания 6-10)

1

Комб

 Король и ладья против короля. Оппозиция.

20.11

Задание 9,10

Король  и легкая фигура или пешка против короля

Устойчивость внимания (задания 11-15)

1

Комб

Король и легкая фигура или пешка против короля. Обоюдный цугцванг.

27.11

Задание 14,15

Мат ферзем

Устойчивость внимания (задания 16-20)

1

Прак-

тика

Отработка практических навыков игры – мат ферзем

04.12

Задание 19,20

Мат двумя ладьями

Устойчивость внимания (задания 21-25

1

Прак-

тика

Отработка практических навыков игры – мат двумя ладьями

11.12

Задание 24,25

Мат ладьей

Устойчивость внимания (задания 26-32)

1

Прак-

тика

Отработка практических навыков игры – мат ладьей

18.12

Задание 31,32

Турнир

1

Практика

Отработка практических навыков игры

25.12

Мат легкими фигурами

Распределение внимания (задания33-36)

1

Прак-тика

Отработка практических навыков игры – мат легкими фигурами

15.01

Задание 35,36

Реализация материального перевеса

Оперативная память

(задания 37-40)

1

Прак-

тика

Отработка практических навыков игры

22.01

Задание 39,40

Ферзь против пешки

Оперативная память

(задания 37-40)

1

Прак-

тика

Отработка практических навыков игры – ферзь против пешки

29.01

Играть с заданной позиции

Ферзь против слона

Оперативная память (задания 41-43)

1

Прак-

тика

Отработка практических навыков игры – ферзь против слона

05.02

Играть с начальной позиции

Ферзь против коня

Воображение (задания 44-50)

1

Прак-

тика

Отработка практических навыков игры – ферзь против коня

12.02

Задание 49,50

Ферзь против ладьи

Воображение (задания 51-55)

1

Прак-

тика

Отработка практических навыков игры – ферзь против ладьи

26.02

Задание 54,55

Ладья против пешки, против легкой фигуры

 Воображение

(задания 56-60)

1

Прак-

тика

Отработка практических навыков игры – ладья против пешки, против легкой фигуры

05.03

Задание 59,60

Воображение (задания 61-63)

1

Прак-

тика

Отработка практических навыков игры

12.03

Задание 63

Логика (задания 64-70)

1

Прак-

тика

Отработка практических навыков игры

19.03

Задание 69,70

Логика (задания 71-80)

1

Прак-

тика

Отработка практических навыков игры

02.04

Задание 79,80

Логика (задания 81-82)

Турнир в группе

1

Прак-

тика

Отработка практических навыков игры

09.04

Играть с начальной позиции

Смекалка

(задания 83-86)

Турнир в группе

1

Прак-

тика

Отработка практических навыков игры

16.04

Играть с начальной позиции

Смекалка

(задания 87-92)

Турнир в группе

1

Прак-

тика

Отработка практических навыков игры

23.04

Играть с начальной позиции

Творчество

(задания 93-100)

1

Прак-

тика

Отработка практических навыков игры

30.04

Играть с начальной позиции

Творчество

(задания 101-108)

Подведем итоги

1

Прак-

тика

Отработка практических навыков игры

07.05

Играть с начальной позиции

 30-34

Турнир

4

14.05

21.05

22.05

28.05

Играть с начальной позиции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.

Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....

Сборник материалов НТИ по материалам периодической печати. «Меры по охране окружающей среды»

Картотека составлена по материалам научно-технической информации в периодической печати за период 1979 – 2008 г.г....

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Материалы для повышения интереса к учебному материалу

Занимательные факты по темам уроков английского языка в средней школе...

Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное» с использованием краеведческого материалы.

Федеральный государственный стандарт представляет собой единство требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы, осуществляемое в соответствии с заданным...

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 9 классе (по материалам сайта ФИПИ)

Контрольно измерительные материалы для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по русскому языку подготовлена Ффедеральным государственным бютжетным научным учреждением "ФИПИ&q...