материалы для занятий "Шахматы"
рабочая программа на тему
пояснительная записка и планирование занятий для учащихся 3-4 классов в рамках дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit_shahm_2014-2015.doc | 38.5 КБ |
shahmaty_3_kl_2014-2015_kruzhok.docx | 16.05 КБ |
shahmaty_4_kl_2014-2015_kruzhok.docx | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Россия, в которой вопросы шахматного образования исторически были поставлены раньше, чем в других странах, не может и не должна терять здесь свои позиции. Этому в немало степени способствует характер и содержание важнейших программных документов отечественного образования: "Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу", "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года" и "Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года". К примеру, в Концепции модернизации отмечено: "Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей".
Курс занятий "Юный шахматист, 1 год обучения", составленный на основе Программы "Шахматы – школе" (авт. И.Г.Сухин), рекомендованной Министерством образования РФ, предназначен для проведения занятий дополнительного образования по шахматам во 2-6 классах.
Основная цель предлагаемого курса – дать целостное представление о шахматах и вооружить обучающихся конкретными умениями шахматной игры с использованием компьютерных технологий. Курс является дополнением к основному обучению по предмету «шахматы» для обучающихся во 2-4 классах.
Программа содержит более 1300 учебных заданий, классифицированных по темам и по сложности. Она чрезвычайно проста в эксплуатации, что позволяет уверенно пользоваться ей детям, не имевшим ранее опыта общения с компьютером.
Пользователь должен находить наиболее важные ходы. Если это ему не удается, то программа приходит на помощь, высвечивая маркеры, давая словесные подсказки, и, наконец, указывая фигуру, которой следует пойти. Кроме того, в любой момент вы можете вызвать вашу любимую игровую программу и проанализировать с ней или даже поиграть против нее заинтересовавшую вас позицию.
Данный курс «Юный шахматист» содержит набор упражнений для Практики и Тестов.
Результаты решения заданий запоминаются и подсчитывается. Статистика хранится и может сравниваться для нескольких пользователей.
Программа включает позиции из практических партий, этюды, а также учебные примеры.
Необходимо учитывать, что чтобы выполнить заданное упражнение, воспитаннику необходимо внимательно прочитать текст к заданию. При решении пользователь вводит свои ходы. Если ход правильный, то происходит автоматическое разыгрывание ходов до следующего “важного” хода. Если ход неправильный, то выдаётся:
· во-первых, программа может с помощью цветных маркеров подсказать правильное решение;
· во-вторых, начинает мигать фигура, которая должна сделать ход;
· если и после этого пользователь допускает ошибку, то программа показывает правильное решение.
Если пользователь вводит ход, противоречащий шахматным правилам, то это считается небрежностью, а не ошибкой. Он никак не штрафуется, фигура возвращается на прежнее место, и программа ждет другого хода.
В результате освоения программы "Юный шахматист» (с использованием компьютерных технологий, 1 год обучения) слушатели смогут овладеть начальными знаниями и умениями для игры в шахматы в соответствии с требованиями времени. Так же программа позволяет приобрести необходимые навыки игры с использованием компьютерных технологий.
Учебные пособия и программы
Сухин И.Г. Программа факультативного курса "Шахматы, первый год" // Начальная школа, 1994, №9, с. 51-55.
Сухин И.Г. Факультативный курс "Шахматы – школе" // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4). – M.:
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
(с ссылкой на Интернет-ресурсы)
Основная литература
Алексеев Н.Г. Шахматы и развитие мышления // Шахматы: наука, опыт, мастерство. – М.: Высшая школа, 1990 // http://chess555.narod.ru/pol.htm.
Алексеев Н.Г., Разуваев Ю.С. Школа, шахматы, компьютер // Труды Первой Российской конференции тренеров и организаторов детских шахмат "Дагомыс-2003". – Набережные Челны: Sundries LTD, с. 55-57.
Амонашвили Ш.А. Школы Жизни. – М.: ИД Шалвы Амонашвили, 1998.
Гершунский Б.С. Шахматы – школе будущего // Образовательно-педагогическая прогностика: Теория, методология, практика. – М.: Флинта: Наука, 2003.
Приказ Министерства образования и науки РФ №2211 от 18.05.2004 "О развитии шахматного образования в системе образования РФ" // Шахматная неделя, №20, 2004, с.12 // http://dod1.miem.edu.ru/normative/prikaz/629.php.
Сухин И.Г. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000. Рекомендовано Министерством образования РФ.
Сухин И.Г. Шахматный курс в начальной школе: история становления // Труды Первой Российской конференции тренеров и организаторов детских шахмат "Дагомыс-2003". – Набережные Челны: Sundries LTD, с. 150-154.
Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для второго класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 2003. Рекомендовано Министерством образования РФ.
Сухин И.Г. Шахматы, первый год: Задачник, мат в один ход: 1500 малофигурных позиций. – Обнинск: Духовное возрождение, 2006.
Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для первого класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998. Рекомендовано Министерством образования РФ.
Шахматы – школе // Сост. Б.С.Гершунский, А.Н.Костьев. – М.: Педагогика, 1991.
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ШАХМАТНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
для 3 классов (первый год обучения)
на 2014-2015 уч.год
№ | Тематика урока | Кол-во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки | 3 | Примечания |
1 | Правила ТБ | 1 | комб | 16.09 | Учить ТБ | |
2 | Шахматная доска | 1 | комб | История возникновения шахмат. Основные понятия шахматной игры (поле, расположение шахматной доски, позиция, ход, горизонтали, вертикали, диагонали, центральные поля) | 23.09 | Начертить ШД |
3-4 | Шахматные фигуры | 1 | комб | Знакомство с шахматными фигурами (король-Кр, ферзь-Ф, ладья-Л, слон-С, конь-К, пешка). Запись позиций на шахматной доске –шахматная нотация. | 30.09 07.10 | Учить фигуры |
5 | Начальная позиция | 1 | комб | Знакомство с начальной позицией. Запись позиций – шахматная нотация. Зеркальность расположения фигур, принцип симметрии при расстановке короля и ферзя. Ферзевый и королевский фланги. Лагерь белых и лагерь черных , демаркационная линия. | 14.10 | Учить начальную позицию |
Ходы фигур | ||||||
6-7 | Ладья | 1 | Комб | Ход ладьи. Владение полями. Развертывание боевых порядков, подвижность ладьи зависит от наличия открытых линий. | 21.10 28.10 | Учить ход ладьи Решить задание |
8-9 | Слон | 1 | Комб | Ход слона. Слон белопольный, чернопольный | 11.11 18.11 | Учить ход слона Решить задание |
10-11 | Ферзь | 1 | Комб | Ход ферзя. | 25.11 02.12 | Учить ход ферзя Решить задание |
12-13 | Конь | 1 | Комб | Ход коня. Особенности коня. | 09.12 16.12 | Учить ход коня Решить задание |
14 | Король | 1 | Комб | Ход короля. Особенности позиции королей-противников на доске. | 23.12 | Учить ход короля |
15-16 | Пешка | 2 | Комб | Ход пешки. Особенности первого хода пешки, движения и взятия пешкой. Пешечные цепи. Заблокирование пешкой фигуры противника. «Волшебная» особенность пешки – превращаться в любую фигуру (кроме короля). | 13.01 20.01 | Учить ход пешки. Составить задание |
17-18 | Роль короля. Шах и мат | 2 | комб | Роль короля. Виды Шаха: обычный, двойной, вскрытый. Способы защиты от шаха. Мат – конец игры | 27.01 03.02 | Учить виды шаха Способ защиты |
19-20 | Рокировка | 2 | комб | Рокировка: короткая, длинная. Условия, при которых возможна рокировка. | 10.02 24.02 | Учить рокировку Условия рокировки |
21-22 | Мат в один ход | 2 | практ | Практические навыки мата в один ход | 03.03 10.03 | Играть с заданной позиции |
23 | Пат | 1 | комб | Пат, отработка практических навыков игры | 17.03 | Играть с заданной позиции |
24 | Вечный шах | 1 | комб | Вечный шах, отработка практических навыков игры | 31.03 | Повторить шах и мат |
25-26 | Король и ферзь против короля. | 2 | Комб | Король и ферзь против короля. Оттеснение короля | 07.04 14.04 | Играть с заданной позиции |
27-28 | Король и ладья против короля. | 2 | Комб | Король и ладья против короля. Оппозиция. | 21.04 28.04 | Играть с заданной позиции |
29 | Король и легкая фигура или пешка против короля | 1 | Комб | Король и легкая фигура или пешка против короля. Обоюдный цугцванг. | 05.05 | Играть с заданной позиции |
30-31 | Шахматная нотация | 2 | практ | Шахматная нотация, отработка практических навыков записи партии | 12.05 19.05 | Учить шахматную нотацию |
32-34 | Турнир | 3 | практ | 26.05 27.05 | Играть с начальной позиции | |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ШАХМАТНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
для 4 классов (второй год обучения)
на 2014-2015 уч.год
№ | Тематика урока | Кол-во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки | Дата проведения | Приме-чания |
Правила ТБ . Шахматная доска | 1 | комб | Знакомство с начальной позицией. Запись позиций – шахматная нотация. Зеркальность расположения фигур, принцип симметрии при расстановке короля и ферзя. | 11.09 | Начертить ШД, | |
Начальная позиция | Ферзевый и королевский фланги. Лагерь белых и лагерь черных., демаркационная линия. | 18.09 | Повторить начальную позицию | |||
Ходы фигур | ||||||
Ладья | 1 | Комб | Ход ладьи. Владение полями. Развертывание боевых порядков, подвижность ладьи зависит от наличия открытых линий. | 25.09 | Играть с заданной позиции | |
Слон | 1 | Комб | Ход слона. Слон белопольный, чернопольный | 02.10 | Решить задание | |
Ферзь | 1 | Комб | Ход ферзя. | 09.10 | Составить задание | |
Конь | 1 | Комб | Ход коня. Особенности коня. | 16.10 | Решить задание | |
Король | 1 | Комб | Ход короля. Особенности позиции королей-противников на доске. | 23.10 | Играть с заданной позиции | |
Пешка | 1 | Комб | Ход пешки. Особенности первого хода пешки, движения и взятия пешкой. Пешечные цепи. Заблокирование пешкой фигуры противника. «Волшебная» особенность пешки – превращаться в любую фигуру (кроме короля). | 30.10 | Играть с начальной позиции | |
Король и ферзь против короля. Устойчивость внимания (задания 1-5) | 1 | Комб | Король и ферзь против короля. Оттеснение короля | 13.11 | Задание 5 | |
Король и ладья против короля. Устойчивость внимания (задания 6-10) | 1 | Комб | Король и ладья против короля. Оппозиция. | 20.11 | Задание 9,10 | |
Король и легкая фигура или пешка против короля Устойчивость внимания (задания 11-15) | 1 | Комб | Король и легкая фигура или пешка против короля. Обоюдный цугцванг. | 27.11 | Задание 14,15 | |
Мат ферзем Устойчивость внимания (задания 16-20) | 1 | Прак- тика | Отработка практических навыков игры – мат ферзем | 04.12 | Задание 19,20 | |
Мат двумя ладьями Устойчивость внимания (задания 21-25 | 1 | Прак- тика | Отработка практических навыков игры – мат двумя ладьями | 11.12 | Задание 24,25 | |
Мат ладьей Устойчивость внимания (задания 26-32) | 1 | Прак- тика | Отработка практических навыков игры – мат ладьей | 18.12 | Задание 31,32 | |
Турнир | 1 | Практика | Отработка практических навыков игры | 25.12 | ||
Мат легкими фигурами Распределение внимания (задания33-36) | 1 | Прак-тика | Отработка практических навыков игры – мат легкими фигурами | 15.01 | Задание 35,36 | |
Реализация материального перевеса Оперативная память (задания 37-40) | 1 | Прак- тика | Отработка практических навыков игры | 22.01 | Задание 39,40 | |
Ферзь против пешки Оперативная память (задания 37-40) | 1 | Прак- тика | Отработка практических навыков игры – ферзь против пешки | 29.01 | Играть с заданной позиции | |
Ферзь против слона Оперативная память (задания 41-43) | 1 | Прак- тика | Отработка практических навыков игры – ферзь против слона | 05.02 | Играть с начальной позиции | |
Ферзь против коня Воображение (задания 44-50) | 1 | Прак- тика | Отработка практических навыков игры – ферзь против коня | 12.02 | Задание 49,50 | |
Ферзь против ладьи Воображение (задания 51-55) | 1 | Прак- тика | Отработка практических навыков игры – ферзь против ладьи | 26.02 | Задание 54,55 | |
Ладья против пешки, против легкой фигуры Воображение (задания 56-60) | 1 | Прак- тика | Отработка практических навыков игры – ладья против пешки, против легкой фигуры | 05.03 | Задание 59,60 | |
Воображение (задания 61-63) | 1 | Прак- тика | Отработка практических навыков игры | 12.03 | Задание 63 | |
Логика (задания 64-70) | 1 | Прак- тика | Отработка практических навыков игры | 19.03 | Задание 69,70 | |
Логика (задания 71-80) | 1 | Прак- тика | Отработка практических навыков игры | 02.04 | Задание 79,80 | |
Логика (задания 81-82) Турнир в группе | 1 | Прак- тика | Отработка практических навыков игры | 09.04 | Играть с начальной позиции | |
Смекалка (задания 83-86) Турнир в группе | 1 | Прак- тика | Отработка практических навыков игры | 16.04 | Играть с начальной позиции | |
Смекалка (задания 87-92) Турнир в группе | 1 | Прак- тика | Отработка практических навыков игры | 23.04 | Играть с начальной позиции | |
Творчество (задания 93-100) | 1 | Прак- тика | Отработка практических навыков игры | 30.04 | Играть с начальной позиции | |
Творчество (задания 101-108) Подведем итоги | 1 | Прак- тика | Отработка практических навыков игры | 07.05 | Играть с начальной позиции | |
30-34 | Турнир | 4 | 14.05 21.05 22.05 28.05 | Играть с начальной позиции |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.
Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...
"Как денди лондонский одет", или "Хвост сзади". История фрака по материалам русской литературы. Материалы к урокам в 9 классе.
Зарисовка по материалам книг об истории моды поможет лучше понять характеры и судьбы героев Пушкина и Грибоедова....
Сборник материалов НТИ по материалам периодической печати. «Меры по охране окружающей среды»
Картотека составлена по материалам научно-технической информации в периодической печати за период 1979 – 2008 г.г....
Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»
Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...
Материалы для повышения интереса к учебному материалу
Занимательные факты по темам уроков английского языка в средней школе...
Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное» с использованием краеведческого материалы.
Федеральный государственный стандарт представляет собой единство требований к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы, осуществляемое в соответствии с заданным...
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 9 классе (по материалам сайта ФИПИ)
Контрольно измерительные материалы для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по русскому языку подготовлена Ффедеральным государственным бютжетным научным учреждением "ФИПИ&q...