Гражданское и патриотическое воспитание во внеурочной ( внеучебной) деятельности учащихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов
статья по теме
В статье на примере ШМ "Память" МБОУ "СОШ №97" показана роль гражданского и патриотического воспитания учащихся в условиях реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdanskoe_i_patrioticheskoe_vospitanie_vo_vneurochnoy.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданское и патриотическое воспитание во внеурочной
( внеучебной) деятельности учащихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов
«Дело воспитания
такое важное и такое святое,
именно святое дело.
Здесь сеются семена благоденствия
или несчастья миллионов соотечественников,
здесь раскрывается завеса будущего нашей родины».
К.Д. Ушинский
«Мы не выживем физически,
если погибнем духовно».
Д.С. Лихачев
Родина.… Казалось бы, для каждого человека это понятие заключает в себя простой и понятный смысл. Родина — это мама, место, где ты родился, большие акации во дворе дома, которые посадил когда-то отец. За что мы любим её? Для многих такой вопрос покажется странным. За то, что родились на этой земле. За то, что она дала нам родную речь, с детства близкие образы родной природы, рассказы о предках и героических событиях, самобытную ни на какую другую непохожую культуру, неповторимый менталитет как образ мысли и образец поведения в отношении к соотечественникам и миру, чувство защищенности от единства «Мы». Так разве любовь к Родине — не естественное почти генетическое чувство? И нужно ли воспитывать патриотизм в подрастающих поколениях? Когда ребенок растет в естественной патриотической среде, с детства видит проявления патриотических чувств в окружении близких людей, понимает проблемы своей Родины, осмысливает ее достижения, участвует в ее созидании, его отношение к Родине — безальтернативно — он растет патриотом. А если этого нет? Если среда перестала быть естественно-патриотической: поруган язык, пересмотрена и осмеяна история, утвердилось неуважительное отношение к старшим — тем, кто воевал и создавал то, что мы сегодня эксплуатируем? Если не высокие социальные смыслы служения Отечеству, а лишь естественно-природные (животные) потребности стали движущей силой действий большинства сограждан? Тогда — Отечество в опасности и воспитывать патриотов необходимо!
Научить детей не презирать, а любить Родину в период испытаний, «переживать» все тяготы вместе со страной («любить Россию в непогоду»), а не бежать туда, где «слаще кусок», верить в нее, работать во имя процветания родной земли сумеет не любой педагог. А школа нуждается в личности, которая сможет вести воспитательную работу осознанно, целенаправленно, талантливо и профессионально. Этому можно научиться — этого нужно захотеть! Великая русская культура, ценности православия и богатая событиями история серьезная основа для воспитания патриотизма. Воспитание любви к большой Родине — России начинается с любви к малой Родине. Мы храним историю и культуру края и свято чтим память о Великой Отечественной войне и ее героях. Значимо не только воспитание уважения к традициям и истории своего края в прошлом, но и сопричастности к его сегодняшним проблемам и свершениям.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у обучающихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию направлена на неустанную работу по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого.
В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В. А. Сухомлинского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»
Современная государственная образовательная политика в России, отраженная в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в ФЦПРО и в материалах по комплексной модернизации образования, направлена на обеспечение инновационно-технологического прорыва в образовании через подготовку конкурентоспособных выпускников, социализация которых должна быть устойчивой и позитивной. Очевидно, что задача инновационного поступательного развития России не может быть решена вне контекста гражданско-патриотического воспитания, которое выступает как ресурсный залог в развитии гражданского общества и в формировании граждан страны, для которых патриотизм является ценностным основанием мышления, образа жизни, гражданской позиции.
Актуальность проблемы патриотического воспитания, устойчивое внимание государства и общества к ней подтверждается в последней Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». В данной программе отмечено, что «Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан».
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся и воспитанников образовательных учреждений в современных условиях выступает для отечественной системы образования одновременно как цель и как результат деятельности педагогических сообществ и коллективов, касается каждого управленческого и педагогического работника.
Актуальными формами работы по формированию гражданственности у школьников в условиях введения ФГТ и ФГОС являются:
• Организация и функционирование школьного музея;
• Реализация социальных, творческих, исследовательских проектов;
• Внеурочная деятельность.
Традиционно важное место в системе воспитательной деятельности образовательного учреждения занимает школьный музей. Под школьным музеем мы понимаем не просто музейные экспозиции, а многообразные формы деятельности школьников, включающих в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, запись их воспоминаний, организацию экспозиций и выставок, праздников и встреч. Музей и его экспонаты активно используются в работе школы: на уроках, на групповых и кружковых занятиях, организации дополнительного образования. Пятиклассники, только что переступившие порог нашей школы, приходят на первый свой урок в музей, где знакомятся с историей учебного заведения, которая непосредственно связана с историей нашего города, края. Нельзя не сказать о работе учителей-предметников с музеем. Прекрасно проходят уроки истории, литературы по теме «Великая Отечественная война». Любой урок гуманитарного цикла, проведенный в музее, приобретает иную, эмоциональную окраску, потому что Россия начинается от отчего порога, «от школьной суеты, от сердца, с рождения влюбленного в нее», - так сказал когда-то замечательный кузбасский поэт, ветеран Великой Отечественной войны, М. Небогатов. В плане реализации воспитательного блока «Поклонимся великим тем годам» проходят встречи, лектории, «круглые столы», посвященные кемеровчанам – участникам ВОВ, труженикам тыла и т.д. В соответствии с программой патриотического воспитания граждан России и программой «С любовью к городу» в школе отмечаются дни воинской Славы России, в которых принимают участие не только ветераны, но и выпускники, отслужившие в Вооруженных Силах страны.
Активисты музея – разновозрастная группа: от пятиклассников до солидных 11-классников. Школа дает ребятам шанс развивать свои склонности и способности, а также реализовываться в плане будущей профессиональной карьеры. Работая в музее, дети учатся на практике применять свои знания, В свою очередь документальные материалы школьного музея, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Участие учеников в сборе и обработке материалов, создание экспозиций музея – все это становится той повседневной работой, во время которой мальчики и девочки постигают на собственном опыте исследования непреходящую значимость истории Отечества. Ребята сплачиваются вокруг общего дела, получают навыки общения, совместного творчества, коллективного труда. Иными словами, они сами творят историю.
Государственные образовательные стандарты нового поколения ориентируют современную школу на реализацию системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию школьников. В связи с этим традиционными стали различные мероприятия по реализации программы "Патриотическое воспитание школьников".
В нашей школе, как и в других школах, действует детское научное общество «Интеллект». Ребята активно участвуют в научно-практических и поисково-краеведческих конференциях различного уровня.
Наиболее значимой формой работы в реализации ФГТ и ФГОС является проектная деятельность учащихся. Метод проектов применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен при применении межпредметных связей. Пусть то, что ученики открывают или создают по мере разработки своих проектов, есть лишь упрощенное повторение уже созданного наукой. Главное, что они сами открывают для себя новые факты и конструируют новые понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Участвуя в процессе поисков и размышлений с неподдельным увлечением, ученики каждый раз заново переживают ощущение первооткрывателей.
Интересны такие проекты, которые связаны с воспитанием чувства самоуважения, уважения к членам своей семьи, своим друзьям.
В системе внеклассной работы большое воспитательное значение имеет внеклассная работа по истории. Одной из форм внеклассной работы может быть историко-краеведческая работа с учащимися. Изучая прошлое своего края, сравнивая его с настоящим, школьники видят успехи нашей Родины и всего народа.
Внеклассная работа в школе может строиться в разных формах, которые находятся в тесной взаимосвязи.
Массовая работа. Она дает возможность охватить сразу большое количество учащихся в качестве слушателей. Массовые формы работы - это вечера, олимпиады, викторины, конференции, клубы, школьные краеведческие уголки, музеи, встречи с участниками исторических событий и др.
Групповая работа - кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции, лектории и др.
Индивидуальная работа - чтение литературы по местной истории, работа с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовка рефератов, запись воспоминаний и др.
В условиях, когда государство и общество стоят перед необходимостью модернизировать страну, большое социальное и политическое значение приобретают солидарная устремленность в будущее, нацеленность на достижение качественно нового общественного состояния, наполненность личной жизни социальными смыслами. Устремленность в будущее должна исходить из глубокой приверженности национальным духовным, культурным, историческим традициям, из нашего героического прошлого. Патриотическая, творческая, созидательная личность должна не только любить Россию, но по гражданскому долгу и по совести нести ответственность за свое Отечество перед современниками, памятью предков и жизнью потомков.
Современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Воспитательный идеал является компонентом и, одновременно, универсальной педагогической технологией решения важнейшей национальной задачи преумножения российского народа в численности, повышения качества его жизни, труда и творчества, укрепления духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развития образования, науки и культуры.
Гражданско-патриотическое воспитание является особым направлением в общей системе учебно-воспитательного процесса. Через различные виды деятельности (на уроках и в процессе внеурочной деятельности), внешкольные мероприятия, музейную и экспедиционную работу, участие в акциях необходимо стремиться подготовить подрастающее поколение к жизни, когда знания соединяются с осознанием гражданского долга, личные интересы – с общественными, когда процесс личностной и групповой деятельности определяется уважением к Отечеству.
Литература
1. Болотова В.А. Воспитание гражданина. [Текст] /В.А. Болотова// Открытая школа. – 2000. - № 6. – С. 11-13.
2.Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования [Текст]. – СПб.: КАРО, 2004. – 224 с.
3.Свердлова О.Г. «Диалоги о воспитании» [Текст]- М.,1985.
4.С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в УДО) [Текст] / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.
5.Никитин А.Ф. «Единство нравственного и гражданского воспитания» [Текст] //Педагогика. -1995. - № 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся –основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них та...
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся – основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего об.ppt
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся – основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего ...
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Материал из опыта работы.
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего обр...
Организация воспитательной деятельности в школе в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражда...
Организация воспитательной деятельности в школе в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражда...
Портфолио учащихся: особенности использования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта
Одной из новых, перспективных технологий обучения иностранному языку и мониторинга качества образования в последние годы стал языковой портфель, который представляет собой собрание работ учащегося, на...
Портфолио учащихся: особенности использования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта
Современное образование обладает новыми структурой и содержанием, что подразумевает под собой использование современных технологий, таких как технология развития критическог...