Портфолио учащихся: особенности использования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта
статья

Старосельцева Юлия Алексеевна

       Современное образование обладает новыми структурой и содержанием, что подразумевает под собой использование современных технологий, таких как технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология Языкового портфеля.

         Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, таковыми являются: ролевая игра, метод проекта, драматизация, элементы технологии «Языкового Портфеля».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yazykovoy-porfel_moe_vystuplenie.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио учащихся: особенности использования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта

Старосельцева  Ю.А.,

учитель английского языка

МБОУ «ОК "Перспектива»

Глобализация общества, потребность личности в быстрой адаптации к условиям постоянно изменяющегося мультикультурного мира усиливают интерес педагогов к процессу непрерывного самообразования, в том числе в области изучения иностранных языков.

       Современное образование обладает новыми структурой и содержанием, что подразумевает под собой использование современных технологий, таких как технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология Языкового портфеля.

        Учебная деятельность в школе требует применения конкретных технологий, таковыми являются: ролевая игра, метод проекта, драматизация, элементы технологии «Языкового Портфеля».

На основании этих условий формируются следующие цели:

1. Сформировать базовые коммуникативно-речевые компетенции на начальном уровне обучения иностранному языку в условиях ФГОС.

2. Сформировать и повысить мотивацию к изучению неродного языка, культуры стран, изучаемого языка.

3. Привить толерантность по отношению к культурам и народам других стран.

Для достижения поставленных целей необходимо выполнить ряд задач:

1. Повышение качественной успеваемости.

2. Адаптация технологии языкового портфеля к условиям российского начального образования в рамках программы.

3. Организация проектной деятельности (индивидуальные проекты на английском языке).

4. Создание и накопление портфолио по предмету.

5. Обучение планированию своей деятельности, прогнозированию различных вариантов решения учебных и коммуникативных задач.

Одной из новых, перспективных технологий обучения иностранному языку и мониторинга качества образования в последние годы стал языковой портфель, который представляет собой собрание работ учащегося, начиная с первой ступени обучения, на протяжении определенного времени.

        В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов.
        
Первый тип портфолио — это “папка достижений”, направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу).
        
Второй тип — рефлексивное портфолио, помогающий отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются сочинения, изложения, эссе, рисунки.

Третий тип портфолио — проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата.
         
Четвертый тип портфолио — тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса.

        «Языковой портфель» включает в себя: проекты, презентации, сертификаты, грамоты, тесты, контрольные  и другие письменные работы, отзывы учителей, рисунки, коллекции картинок, любимые песни, стихи, сценарии праздников и т.д.

        Мы в своей практике используем вариант Языкового Портфеля, который включает в себя три раздела, а именно:

  1. Мои достижения в изучении английского языка (My Language Achievements).

Этот раздел содержит информацию о владельце «Языкового портфеля», его достижениях в изучении языка в течение трех лет, а также о том, как он совершенствует английский язык.

  1. Моя языковая биография (My Language Biography).

В этом разделе ученик пишет о том, как он изучает английский язык и что ему в этом помогает. Здесь он  может самостоятельно оценить достигнутые успехи, а также поставить перед собой новые цели.

  1. Мои любимые задания (My Favourite Activities).

Этот раздел содержит любимые задания, работы, которые показывают, чего ученик достиг в изучении английского языка.

  1. Диплом об успешном изучении английского языка в начальной школе.(Diploma)

        В конце 4-го класса учитель оценивает знания ученика и выдает диплом, заверяя его своей подписью.

        Задания, входящие в «Языковой портфель» могут быть использованы  учителем на уроках  при изучении отдельных тем, а также в качестве контрольных заданий или проектов.

        В результате проделанной работы представляем Языковой Портфель школы в следующей форме (см.Приложение).

Что мы включаем в языковой портфель?
В портфеле ученика обязательно есть:

Титульный лист

Содержание

Письменные работы, характеризующие процесс обучения

Сочинения

Рисунки

Письменные творческие работы

Листы самооценки

Оценивание портфеля.

        Оценить свою работу по созданию языкового портфеля учащиеся могут, участвуя в проведении внеклассных мероприятий.
Каким образом ведется работа по внедрению языкового портфеля в учебный процесс?

Работа над Портфелем начинается с формирования портфолио, в которое учащиеся складывают свои работы, проекты, творческие задания.

На более позднем этапе начинается работа с Биографией, помогающая учащимся наметить свои собственные учебные задачи и проанализировать свои учебные достижения.

Языковой портфель учащихся

- служит средством неформального оценивания достижений учащихся по предмету,

- повышает мотивацию учащихся к дальнейшему совершенствованию навыков владения иностранным языком,

- учит аккуратно вести записи,

- организовывать их в папку.

        Как учитель, просматривая портфели, я отмечаю развитие навыков письменной речи учащихся. Но более важно для меня то, что посредством иностранного языка дети раскрывают свою личность, мысли, побуждения и мечты.

        Я думаю, что портфель может быть использован учителями разных предметов, а также классными руководителями для накопления и обобщения опыта учащихся и своего опыта, потому что работа ученика – это всегда работа учителя.

        Пока учитель задает себе эти вопросы – он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя. В заключение я хочу привести слова В. Набокова: “We can know more and more about one thing but you can never know everything about one thing it’s hopeless”.


Литература
1. Английский язык: Развитие навыков повседневной и академической письменной речи /Авт.-сост. О. Ю. Болтнева. - М.: Дрофа, 2004. – 272 с.: ил. – (Дидактические материалы)
2. Гальскова Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков//Иностранные языки в школе. № 5. 2000. С. 6-11.
3. Гроссмейстер образовательных технологий//Коммуникативная методика. № 3. 2003. С. 58-59.
4. European Language Portfolio: accredited model № 8.2001, awarded to Center for Information on language Teaching and Research. Council of Europe
5. Европейский языковой портфель//Перевод. – М.: «Еврошкола», 1998
6. Полат Е. С. Портфель ученика// Иностранные языки в школе. № 1. 2002. С. 22-27.
7. Представляем новый учебник: “English V – учебник для 5 класса школ с углубленным изучением английского языка//“English” № 18, 2000 (p. 5-12)
8. Протасова Е. Ю. Европейская языковая политика//Иностранные языки в школе. № 1. 2004. С. 8-14
9. Сафонова В. В., Соловова Е. Н. Английский язык 5-9 классы школ с углубленным изучением иностранных языков. – М.: Просвещение, 1997.
10. Стандарт основного общего образования по иностранному языку
11. Хрусталева Л. В., Богородицкая В. Н. Учебник английского языка для VI класса шк. с углубл. изуч. англ. яз., лицеев, гимназий, колледжей. 3-е издание. – М.: 200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на августовской секции школьных библиотекарей в 2012 году на тему:"Школьная библиотека как условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта".

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1»   Школьная библиотекакак условие реализации Федеральногогосударственного образовательного станда...

Проект по формированию духовно-нравственных ценностей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования "Душа России"

1.      Паспорт проекта Наименование проекта: Проект по  духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средня...

Гражданское и патриотическое воспитание во внеурочной ( внеучебной) деятельности учащихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов

В статье на примере ШМ "Память" МБОУ "СОШ №97" показана роль гражданского и патриотического воспитания учащихся в условиях реализации ФГОС....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА с использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАс использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА с использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

Технологическая карта урока и  организационная структура урока с использованием Электронной формы учебника (Английский язык. VII классс учебник для общеобразовательных школы с углубленным изучени...

Портфолио учащихся: особенности использования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта

Одной из новых, перспективных технологий обучения иностранному языку и мониторинга качества образования в последние годы стал языковой портфель, который представляет собой собрание работ учащегося, на...