Аналитическая статья «Роль организованной в классе внеурочной деятельности и её влияние на воспитание, социализацию и мотивацию обучающихся»
статья (10 класс) на тему
Обобщая опыт классного руководителя, хочется сделать акцент на организованной внеурочной деятельности и ее влиянии на воспитание, социализацию и мотивацию обучающихся.
Социализация личности является одной из задач образования в Российской Федерации. И школа, как основной институт социализации личности берет на себя обязанность воспитания обучающихся, посредством создания определенных условий адаптации детей в современной социокультурной среде, приобщения их к духовному и культурному наследию своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_smirnovoy_a.a._gbou_litsey_no533.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта» Красногвардейского района Санкт-Петербурга
195112, Санкт-Петербург, Перевозный переулок д.19 литера А
Аналитическая статья
«Роль организованной в классе внеурочной деятельности и её влияние на воспитание, социализацию и мотивацию обучающихся»
Смирнова Алина Александровна, заместитель директора по ВР, учитель истории и обществознания I КК
Директор ГБОУ лицей №533 Кунц Майя Юрьевна
I. Актуальнось выбранной темы статьи
Обобщая опыт классного руководителя, хочется сделать акцент на организованной внеурочной деятельности и её влиянии на воспитание, социализацию и мотивацию обучающихся.
Социализация личности является одной из задач образования в Российской Федерации. И школа, как основной институт социализации личности берёт на себя обязанность воспитания обучающихся, посредством создания определённых условий адаптации детей в современной социокультурной среде, приобщения их к духовному и культурному наследию своей страны и народа.
Воспитательная работа в направлениях гражданское и патриотическое воспитание, формирование толерантного сознания, профилактика терроризма и экстремизма, профилактика создания НМО, антикоррупционная политика в школе, наиболее эффективна в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения организация внеурочной деятельности обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, неразрывно связанный с образовательным. Внеурочная деятельность включает все виды направленной деятельности обучающихся, исключая учебную урочную, в процессе которой целесообразно осуществление воспитания и социализации ребёнка.
Программа внеурочной деятельности, разрабатываемая воспитательной службой образовательного учреждения, в первую очередь ориентирована на создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности, развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей, формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении внеурочной деятельности, расширение рамок общения с социумом. Следует отметить, что выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности, создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков, а также развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества возложены непосредственно на классного руководителя, как на замыкающее звено в сложной цепи воспитательного процесса.
II. Специфика воспитательной работы в профильном образовании
Спецификой профильного образования является ступенчатый переход от одной образовательной программы к разноплановым профильным по выбору обучающихся, а следовательно формирование после прохождения среднего звена обучения новых классных коллективов.
Особенностью Государственного бюджетного образовательного учреждения лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта» является ступенчатое профильное образования. Вследствие этого каждый обучающийся трижды проходит смену педагогического состава (его обучающего) и классного коллектива. При переходе с одной образовательной ступени на другую, ребёнок попадает в новую атмосферу, которая обусловлена ещё и сменой здания. Таким образом, педагог, берущий в руководство восьмой класс является третьим классным руководителем каждого из обучающихся, и одновременно первым руководителем конкретного вновь сформированного восьмого класса. Поскольку я являюсь именно таким руководителем, обобщаю свой педагогический опыт исходя из условий поставленной задачи.
III. Задачи воспитательной работы в классном коллективе и их реализация через виды внеурочной деятельности
Первоочередными задачами, несомненно, являются создание условий адаптации обучающихся в новой атмосфере, знакомство с педагогическим составом, сплочение классного коллектива и выделение актива класса. Создание «семьи» невозможно без организации совместного досуга. И именно внеурочная деятельность во всех её проявлениях является средством достижения поставленных целей.
Командный дух, сплоченность «плечом к плечу» мы создавали , участвуя в военно-патриотических играх в Форте «Великий Князь Константин». Получали навык ведения совместного быта на туристических слётах, куда обязательно привлекали родительскую общественность. Умение распределять и исполнять обязанности по ведению домашнего хозяйства, вырабатывали на кухне и лесопилке, позволяя старшим товарищам (родителям и классному руководителю) помогать себе исключительно примером и советом. Тем самым во всей полноте три стороны: обучающиеся, родители обучающихся и классный руководитель почувствовали себя причастными к воспитательному процессу, как и предполагают нормы Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», называя данные стороны «соучастниками образовательного процесса».
Прекрасные демократические традиции «Старой школы» мы перенесли в нашу «Новую школу», создав общий Совет класса, в работе которого каждый может проявить свою индивидуальность, являясь частью коллегии. В любом коллективе (семейном или учебном) всегда имеет место конфликт групповой или межличностный, который может нести как позитивные, так и негативные последствия. Каждый конфликт предполагает различные пути его разрешения, однако Совет класса находит компромиссные решения, например, устанавливает добровольное двустороннее шефство. А главное Совет класса коллегиально принимает решение о выборе видов внеурочной деятельности, тем (в том числе и тем классных часов) и способах её осуществления, что развивает вариативность мышления, творческие способности, ответственность обучающихся.
Мы учимся открыто высказывать своё мнение, оставаясь при этом толерантными. А формирование толерантного сознания и закрепление соответствующих установок мы осуществляли, проводя «уроки толерантности» в 3-4 классах лицея, ведь лучший способ что-то понять и принять - это попытаться объяснить другим. Неотъемлемой частью воспитания культуры толерантности во внеурочной деятельности является знакомство с культурой, традициями и духовным наследием нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, которое мы осуществляем, не только посещая музеи и театры Санкт-Петербурга, но и путешествуя по городам России.
Особенно важным видом внеурочной деятельности в воспитательной работе, считаю дистанционное общение посредством создания группы класса в социальной сети. Данный вид деятельности не только позволяет классному руководителю находиться в среде обучающихся и нести мобилизационную функцию, но и даёт возможность направлять общение коллектива, вносить корректировку в формы общения, быть в курсе интересов своих учеников. Таким образом, мы имеем не только полезный результат, но и приятную возможность желать друг другу «Приятного дня», «Спокойной ночи», «Счастливого нового года», лишний раз обратиться за помощью и поблагодарить друг друга.
Знания и навыки этикета мы не стали ограничивать дистанционным и теоретическим аспектом. Знакомство с искусством сервировки стола и культурой трапезы мы осуществили в ресторане, с помощью родителей обучающихся и сотрудников ресторана. Так как знание основ светской этики и умение их применять является крайне важной частью воспитания в условиях современного российского общества.
Чуткость, такт, сопереживание – мы взращиваем в себе, посещая одноклассников в больнице, радуясь успехам певцов, танцоров и музыкантов нашего класса из зрительного зала, болея всем коллективом за товарищей на спортивных соревнованиях. Обучающиеся максимально вовлечены в деятельность кружков и секций отделения дополнительного образования, заполняя время досуга полезной развивающей деятельностью. Отдельная работа классного руководителя заключается в привлечении к подобной деятельности обучающихся, а также контроле и участии, в частности – в посещении репетиций и открытых занятий.
Воспитательная работа является частью образовательного процесса, и, конечно, мотивация обучающихся красной нитью проходит через все мероприятия внеурочной деятельности. Классные часы проводятся в форме бесед, дискуссий, дебатов, в которых классный руководитель выступает и старшим товарищем, и оппонентом, подводя обучающихся к «ситуации успеха». Важны индивидуальные, совместные беседы обучающихся, родителей и классного руководителя, которые призваны создавать и укреплять единство стремлений сторон при возможном расхождении во взглядах.
IV. Эффективность и результативность внеурочной деятельности
Эффективностью применения широкого спектра видов внеурочной деятельности, методов и способов её осуществления, считаю, промежуточный результат работы с конкретным 9 классом. Ребята с удовольствием и готовностью принимают участие в предметных конкурсах и олимпиадах, фестивалях в высших учебных заведениях, творческих конкурсах, спортивных мероприятиях различных уровней. Порт - фолио каждого обучающегося, а значит и порт - фолио нашего класса ежемесячно пополняется грамотами, дипломами и сертификатами. Во второе полугодие 2013-2014 учебного года трое обучающихся из тридцати вошли отличниками, двадцать – хорошистами, трое – с одной удовлетворительной оценкой. И я уверена, для нас это не предел, мы стремимся стать лучше, и работаем в данном направлении. Но главным результатом организованной внеурочной деятельности в классе, я считаю возникновение того, что невозможно специально создать, стимулировать или навязать, того, что может только родиться,- любви, которую, как и родившееся дитя, можно вырастить и воспитать большой и прекрасной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мотивации к хоровому пению на уроках музыки и во внеурочной деятельности через сценическое творчество и воспитание высокого музыкального вкуса
обобщение опыта работы...
Статья "Возможности внеурочной деятельности в детском объединении в целях предупреждения конфликтного поведения обучающихся" - Сборник "Проблемы и поиски решения психологических и нравственных конфликтов в школьной среде"- (г.Воронеж, 2015 г.)
Материалы областной научно-практической конференции (г.Воронеж, ГБОУ ДПО Ворнежской области"Институт развития образования" - 25.06.2015 г.)....
Педагогический проект "Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности , как единый процесс самореализации и социализации личности"
Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...
Статья. "РЕКРЕАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ"
В статье мы рассмотрим принципы, способы организации рекреационной деятельности, с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения. Остановим своё внимание на видах, направлениях р...
Внеурочная деятельность учащихся как важнейший ресурс успешной социализации. Информационные и коммуникационные технологии.
Социализация — это процесс получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Данное явление может протекать у каждого человека по-разному, именно поэтому важно...
Педагогический проект "Организация проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности, как единый процесс самореализации и социализации личности"
Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...
Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся
Статья "Исследовательская деятельность на уроках истории и во внеурочной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся"...