Час толерантности
презентация к уроку (8, 9 класс) на тему

Лукьянчикова Любовь Ивановна

Час общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.rar2.55 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа №5» г Курска

Час общения «Толерантность»

Разработала:

Воспитатель 9 класса Лукьянчикова Л.И.

2015год

Цели:

научиться осознавать собственную уникальность и гордится ею;

- осознать уникальность других;

 - создать атмосферу открытости и доверия.

 -стимулировать потребность в самопознании и познании особенностей окружающих,

 - сформировать представления о "факторе объединения" данной группы, толерантность к себе и к одноклассникам

Оборудование: раздаточный материал, интерактивные средства

1 Приветствие

Добрый день, уважаемые ребята

2 Создание проблемной ситуации.

Слайд 1.

Сегодня у нас пройдет необычный час общения, час – диспут. А тему его мы сформулируем после того, как я прочту вам притчу: Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. 

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.

Слайд 1.

3 Назовите одним словом тему нашего часа общения. Правильно – час толерантности. А девизом у нас будут слова: « Мы разные – в этом наше богатство! Мы вместе – в этом наша сила!»

4 А что вы понимаете под толерантность? ( ответы пишут на листах бумаги, зачитывают и крепят на доску)

Слайд 2.

5 Слово «толерантность» на разных языках звучит по – разному:

1) в испанском оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

2) в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

3) в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

4) в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение, расположенность к другим;

5) в русском – способность терпеть что-то или кого-то ( быть добрым, выдержанным, выносливым, стойким, уметь прощать).

Слайд 3

6 При всем многообразии оттенков есть общее во всех этих высказываниях. Это общее и легло в основу определения, сформулированного в документах ЮНЕСКО.  

Слайд 4.

7 16 ноября 1995г государства – члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости. В 1996г Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам – членам ООН ежегодно 16 ноября отмечать Международный День Толерантности.

8 И так, согласно документам ЮНЕСКО : « Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности ».на мой взгляд. это очень точное определение.

Слайд 5.

9 А, была ли необходимость в этом празднике? Да, была.

Антуан де Сент – Экзюпери сказал : « Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одарю». А, как уместны здесь слова Бориса Заходера

Если брат ваш – не вашей масти,

Разве в этом он виноват?

Вы же рвете его на части, словно он вам уже и не брат...

К сожалению, проблема нетерпимости очень актуальна в наши дни. Удивительно, что в 21 веке, веке прогресса, многие не принимают людей другого цвета кожи, другой национальности (как будто не Господь нас создал едиными), другого социального уровня жизни, разного достатка. Это несправедливо и жестоко.

Посмотрите, как мы относимся друг к другу. Почему мы стыдимся помочь старикам, сторонимся инвалидов? Почему этот мир становится таким жестоким и агрессивным? И нужна ли толерантность в нем? (ответы детей)

Слайд 6.

10 Агрессия – удел бессильных,

Дорога мимо, в никуда.

Терпимость ведь не всем под силу,

Там мощь характера нужна.

Хочешь, чтоб уважали твое мнение?

Тогда чужое не ставь под сомнение.

Не говори про чужие традиции гадости,

Тогда и другие будут склонны к толерантности

И, если мы друг к другу научимся быть терпимыми,

Тогда и войны перестанут быть неукротимыми

Да, это было бы замечательно, если бы люди научились договариваться. Тогда любой конфликт, любую проблему можно было бы решать мирным путем. Но, пока это не всегда оказывается возможным.

Слайд 7.

11 В Париже, перед входом в штаб – квартиру ЮНЕСКО. Была открыта площадь Толерантности, ансамбль которой создал израильский скульптор Дани Караван в память о премьер – министре Ицхаке Рабине, погибшем то рук экстремиста. Главные элементы площади – оливковое дерево, с библейских времен известное как символ мира, и памятная стела с надписью на десяти языках

 « Предоставление всем людям полных и равных возможностей для получения образования…и свободного обмена идеями и знаниями»

Слайд 8.

12 Небольшая площадь Толерантности находится в Лиссабоне, столице Португалии. Во времена инквизиции на этой площади проводились аутодафе – публичные сожжения еретиков. На стене на 34 языках написано: «Лиссабон – город толерантности». Стена представляет собой часть мраморного монумента. Второй его частью является композиция, посвященная памяти тысяч евреев, убитых в Лиссабоне 19 апреля 1506г во время пасхального погрома.

Поэтому делаем вывод о том, что толерантность необходима в современном мире.

Слайд 9.

13 А, теперь перейдем к практической части нашего мероприятия.  Расставьте в левую и правую колонки черты, присущие толерантной и интолерантной личности. Но, для начала, прочтите, какой путь считается толерантным, а какой – интолерантным. (читают вслух по очереди несколько учеников).

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к другим культурам, взглядам и традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, чувством дискомфортности, низким уровнем воспитанности, желание власти над другими, неприятием противоположных взглядов, традиций, обычаев.

Термины: уважение мнения других, доброжелательность, эгоизм, желание что-либо делать вместе, нетерпимость, пренебрежение, доверие, чуткость, любознательность, непонимание, раздражительность, гуманизм, равнодушие, снисходительность, цинизм, игнорирование.

Слайд 10.

14 А, теперь на слайде посмотрим черты толерантности личности.

15 Следующая наша практическая работа даст нам возможность хотя бы приближенно узнать на сколько мы толерантны. Для этого проведем экспресс – тест. Отвечать надо быстро, не задумываясь.

Слайд 11.

16 Следующий слайд поможет выявить вам степень своей толерантности.

Слайд 12.

17 А, теперь еще раз вернемся к понятию толерантности, но, теперь уже с позиции узнанного. Кто-то хочет что-либо добавить? Может у кого-то есть другая точка зрения?

Слайд 13.

18 Для того, чтобы стать толераноной личностью существует негласный свод правил – 20 шагов к толерантности:

19 Ребята, большую часть времени вы находитесь в школе. Здесь вы дружите, ссоритесь и миритесь, влюбляетесь, спорите и разрешаете спор. Именно школа является одним из важнейших институтов воспитания такого нравственного качества. Как толерантность. Ученики одной из школ Новой Зеландии составили договор « О принципах толерантности друг к другу».

Слайд 14.

. Я имею право на счастье и доброе отношение в этом классе.

. Я имею право быть самим собой.

, Я имею право слушать и быть услышанным в классе.

. Я имею право познавать себя.

А что бы вы добавили в этот договор? ( Я должен видеть рядом с собой одноклассников, которые обладают такими же правами.)

Слайд 15.

20 К сожалению, агрессия в современном обществе находит свое отражение и в школах. Поэтому 31 декабря 1999г Россия приняла план по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе.

Слайд 16.

21 И завершить наше мероприятие я хочу так же как и начала – притчей:

Жила – была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружек. Вот и обратилась она к прожившему 100 лет волшебнику

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я смогла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место и увидела 5 прекрасных девушек: Радость, Удача, Красота, Печаль, Доброта.

- Они все прекрасны, сказала Любовь.

- Не знаю, кого выбрать.

- Твоя правда, - ответил волшебник.

- Они все хороши. И ты с ними еще встретишься в жизни, а может и дружить будешь. Но, выбери одну, она и будет твоей подружкой на век.

Подошла Любовь к девушкам и посмотрела каждой в глаза. Задумалась Любовь, а затем подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. Нельзя без доброты жить на свете.

Слайд 17.

22 Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто, направь шаги тропою Доброты,

И радость помоги найти кому-то

(И.Романов)

Как бы жизнь не летела-

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А, не тлело во мгле

Делай доброе дело-

Тем живем на земле.

(А.Лесных)

Слайд 18.

23. Давайте подведем итоги. Что вы узнали для себя нового на сегодняшнем часе общения? Что вам понравилось? Какие будут пожелания?

Слайд 19.

24. На этом наш час общения  окончен. Благодарю всех за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Толерантность - дорога к миру". Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе.

Тема толерантности была выбрана не случайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой, в сил...

Открытое занятие по толерантности.: «Путешествие по Стране Толерантности»

:  Дать детям представление о толерантности;                Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Открытое занятие по толерантности.Путешествие по Стране Толерантности»

Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Толерантность в гармонии многообразия. Лики толерантности

Толерантность – снисхождение к другому Странное слово "лик". Что-то высокопарное, напоминающее о темных ликах святых. И одновременно что-то дразняще скрытное, где-то рядом с "личиной". Во всяком случа...

Урок толерантности в 8 кл. «Что такое толерантность?»

Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Цель: Познакомить учащихся с понятием  «толерантность», с  основными чертами толерантной и интолерантной ...

Классный час "Толерантность? Толерантность!"

Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания,...