Внеклассное занятие "Путешествие Капельки".
календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему

Мельникова Людмила Николаевна

Интересное занятие о воде, об охране водоемов. Использование игр, несложных опытов. Занятие проведено для того, чтобы убедить детей охранять природу, беречь ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kapelka.doc66.5 КБ
Microsoft Office document icon tehnolog._karta_kapelka.doc38.5 КБ
Microsoft Office document icon etapy_zanyatiya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель.

           Без воды нет жизни. Ее исключительная важность подчеркивается тем, что 22 марта объявлен  Международным днем воды.

           Вам уже известно, что вода в природе бывает в трех состояниях. Каких? (Жидком, твердом, газообразном).

Отгадайте загадки о воде.

  • Нахмурится, насупится,

     В слезы ударится –

     Ничего не останется. (Туча).

  • Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

     Стало видно далеко. (Туман).

  • Вечером родится, ночь живет, утром умирает. (Роса).
  • С неба пришел, в землю ушел. (Дождь).
  • Зимой в поле лежал, зимой в речку побежал. (Снег).
  • Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка).

  • Зимой он был крышей для речки, пруда.

Весной не осталось от крыши следа. (Лед).

  • Белая морковка зимой растет. (Сосулька).
  • И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней).
  • Я бегу струей из крана,

Бью ключом из-под земли.

Я качаю в океанах

Великаны-корабли. (Вода).

Воспитатель.

Жила-была Капелька. (На доске появляется изображение капельки). После дождя она весело прыгала с листьев на цветы, с веток на траву. ЕЕ фигурка блестящая и прозрачная. В солнечный денек лесные зверушки смотрелись нее, как в зеркало. И сегодня Капелька у нас в гостях.

Ребята, как вы думаете, где живет Капелька? (В воде).

Вася.

Что мы знаем о воде?

Говорят она везде

Мы ее не замечаем

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

А где живет вода? (Правильно, вода живет в реке, океане, море).

Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе вода?

Большую часть поверхности Земли занимают моря и океаны. Они соединены проливами, и все вместе образуют Мировой океан.

      Океаны и моря, бесчисленные озера и реки.… Не слишком ли много на свете воды? Нет, как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замерзла. Солнце все лето греет воду Мирового океана, а зимой прогретая вода постепенно отдает свое тепло Земле. Без него на Земле наступят такие жестокие морозы, что погибнет все живое: и звери, и птицы, и леса, и поля…

       Есть у Мирового океана и другая задача – он поит Землю и все живое.

  • Вода также кормит человечество. Вспомните названия морепродуктов.
  • Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает электрический ток.
  • Вода моет всех. Умываются люди, машины…
  • Вода – самая широкая и удобная дорога. Вспомните названия водного транспорта.
  • Без воды не могу работать заводы и фабрики.

Повесить таблицу. (Дети повторяют значения воды).

Воспитатель.

Для удобства географы разделили весь Мировой океан на четыре океана. Найдите их названия среди букв.

АБСТИХИЙСТРИОКИЙБВАГ

(Тихий).

НАТЛАНТИЧЕСКИЙРОСТУОН

(Атлантический).

ПОБЕДУИНДИЙСКИЙЛИНТ

(Индийский).

УСКСЕВЕРНЫЙЛЕДОВИТЫЙР

(Северный Ледовитый).

Пауза. Упражнение для глаз «Капелька».

Воспитатель.

Ребята, оказывается, в Мировой океан входят и моря, их 30. Давайте попробуем найти их. (Работа с глобусом).

Слушание записи с шумом моря.

Воспитатель.

А знаете ли вы, какая вода в море? (Соленая).

Можно ее пить? Какую воду мы пьем?

Правильно, мы пьем пресную воду. Она находится в реках, прудах, озерах.  

Капелька нам передала письмо. (Распечатывает конверт).

Сказка о нефтяной рыбке

        Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил.… Впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул свой невод сегодня? Пришел бы невод обратно не с «тиной морскою», а еще и с …ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором.

           Закинул бы невод во второй раз – выловил бы рваный башмак и изношенную « лысую» резину.

           В третий раз , как и полагается, попалась бы старику рыбка.  Да не простая, а известно золотая. И заговорила бы человеческим голосом.

            Но вот чудо! Не стала золотая рыбка просить: мол, отпусти меня, старче, в море. А наоборот, стала бы молвить: только не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь в аквариум с чистой водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу, говорит сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою!

Воспитатель.

…Грустная сказка! Но и быль не радостней. Раньше, бывало, моряки, возвратясь из дальних странствий, рассказывали о заморских диковинках,

Теперь, как сговорившись, твердят одно: пропадают, братцы, моря-океаны!

Кораблей на водных путях – как автомобилей на шоссе. И с каждого, даже

Самого маленького, судёнышка в волны бросают мусор. Вот и превращаются

Голубые морские просторы в грязную свалку.

  А когда море становиться грязным от ядовитой для всего живого нефти – совсем плохо. К несчастью, случается и такое. Потерпел танкер аварию – вся нефть выливается в море. От этой отравы гибнут рыбы, дельфины; болеют, а также гибнут чайки, другие морские птицы. На многие мили вокруг вода покрывается жирной пленкой, которая, словно крышка не дает проникнуть вглубь моря кислороду. От этого задыхаются водоросли и мелкие рачки. Значит, и отравленной рыбе погибать от голода.

        Это только часть опасностей, которые грозят Мировому океану.  

Экологические проблемы пока не под силу вам. Но что вы можете и должны делать? (Ответы детей).

  • -  беречь водопроводную воду, не давая утекать ей зря;
  • -  не мусорить на водоемах в местах отдыха.

Воспитатель.

А теперь поиграем. Я буду произносить фразу, если вы согласны – похлопайте, не согласны – потопайте.

  • На Земле 4 океана. (Хлоп)
  •  Для питья годится и пресная, и соленая вода. (Топ)
  • При помощи воды добывается электрический ток.  (Хлоп)
  •  На земле 300 морей. (Топ)
  • Без воды нет жизни. (Хлоп)
  • В Черном море вода черная, в Красном – красная, в  Желтом – желтая. (Топ)
  • Надо беречь и охранять водоемы. (Хлоп)

Воспитатель.

А сейчас мы узнаем о некоторых свойствах воды.

Опыт №1. «Прятки». Вода прозрачная. 

Опыт №2. Вода растворяет некоторые вещества.

Опыт №3. Превращение в пар. 

Опыт №4. Снег превращается в воду. 

Опыт №5. «Делаем цветные льдинки». Вода замерзает.

Оля.

Вода и в озере, она и в лужице

Она снежинкою над нами

кружится.

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит,

журчит.

Воспитатель. Денис сочинил стихотворение «Красота» и сейчас

прочтет нам.

  Денис. Красота

 Есть, местечко, где играя,

Обсыпал себя песком.

Там речушка голубая,

Где я плавал голышом.

Там и берег, и цветы,

И березки, и кусты,

Зелень дивной красоты.

Птиц веселый хоровод,

И лягушек хор поет.

Там я с мамою гулял,

И грибочки собирал.

Солнце ярко светит,

Облака плывут.

Пусть на свете этом,

Все кругом поют!

Воспитатель. Ребята, передавайте нашу Капельку, продолжая фразу «Сегодня на занятии я понял…».

В свободное время нарисуйте плакаты, рисунки на тему «Берегите реки, озера и пруды».

Воспитатель. Вы знаете, ребята, что у нас в Залазне есть большой и красивый пруд. Завтра мы пойдем к нему, чтобы собрать весь мусор. Согласны?




           




Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

с. Залазна Омутнинского района Кировской области

Технологическая карта

Воспитатель: Мельникова Людмила Николаевна

Класс: 4 

Цель: расширить представления детей о значении воды в нашей жизни и

            экологических проблемах, связанных с водой.

Задачи:

  • воспитательные – воспитывать бережное отношение к природе;

                                     умение общаться и сотрудничать.

  • коррекционно-развивающие – развивать умение получать информацию

                                                          из различных источников;

                                                          развивать память, внимание, мышление

                                                          воображение путем использования  

                                                          художественного слова, опытов.

  • образовательные –  расширить кругозор детей;

                                       показать значение воды в жизни живой природы;

                                       познакомить с происхождением названий морей.

Цель экспериментальной деятельности: учить проводить исследования;

                                                                     обобщать результаты опытов.

Валеологические задачи: профилактика близорукости и нарушение осанки;

                                                снятие общей утомляемости;

                                                увеличить активность воспитанников.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, игровой,

                                    экспериментальный.

Оборудование:  ребусы,  глобус, 2 баночки с водой, ложка, глина, соль,

                              гуашь, загадки,  запись с шумом воды.

 



Предварительный просмотр:

Этапы занятия

Задачи

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Двигательная активность

1.

Организационный момент

Создать благоприятный настрой на урок.

Предлагает сесть за столы.

Сообщает тему занятия.

Занимают места за столами.

Подходят к столам, занимают удобное положение.

2.

Активизация мыслительной деятельности.

Принимать игровую ситуацию  и участвовать в ней.

Вступительное слово.  

Загадки о воде.

Выдвигают свои предположения.  

Отгадывают загадки.

3.

Основная часть.

Расширить представление о воде, экологических проблемах.

Рассказывает о Мировом океане.

Анализирует ответы и делает выводы.

Работа с глобусом.

Помогает найти названия океанов и морей.

Проводит комплекс упражнений для глаз.

Ребусы.

Чтение сказки о «нефтяной» рыбке.

Игра «Это правда или нет».  

Закрепляет полученный детьми материал.

Проводит опыты.

Находят на карте океаны и моря.

Выдвигают свои предположения, знания из жизни.

Выполняют комплекс упражнений для глаз.

Отгадывают буквенные ребусы.

Слушают сказку и делают выводы. Высказывания об экологических проблемах.

Закрепляют полученные знания с помощью игры.

Принимают активное участие в проведении опытов.

Стоят возле стола воспитателя.

Упражнения выполняются стоя, возле своего стола.

Упражнения выполняются стоя, возле своего стола.

4.

Рефлексия.

Проверить знания.

Развитие коммуникативной компетентности

Предлагает продолжить фразу «Сегодня на занятии я понял…»

Учатся дополнять предложенную фразу полученными знаниями.

Выполняют в круге, передавая «Капельку».

5.

Домашнее задание.

Воспитание ответственности, развитие художественных способностей, закрепление полученной информации.

Предлагает нарисовать рисунки и плакаты о бережном отношении к водным ресурсам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая сказка "Путешествие Капельки"

Экологическая сказка "Путешествие Капельки" к экологическому конкурсу "Живая земля". Работа выполнена учащейся 5 "Б" класса МКОУ "СОШ № 1 р.п.Дергачи" Бикмухаметовой Лилианой.Руководитель : Исказиева ...

Видеоурок "Путешествие Капельки воды"

Обобщающий урок по теме "Гидросфера"  география 6 класс...

Проект "Капелька жизни"

Данная работа является небольшим исследованием, в результате которого учащиеся знакомятся с проблемами донорства. Узнают кто такие доноры, какое значение имеет донорская кровь в  жизни че...

Сценарий спектакля "Один день из жизни капельки".

Спектакль направлен на формирование личности с экологически ориентированным мышлением и стремлением активно участвовать в действиях по защите окружающей среды; привлекает внимание общественности к эко...

Идея творческого проекта для учащихся 6-7 классов. (мини сочинение) Тема: «Путешествие капельки воды»

Цель: сформировать у учащихся представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе; связать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое)...

Рисуем капельки. Акварель.

Реалистичные капли воды, акварель Меня часто спрашивают, как мне удается нарисовать акварелью капли воды, выглядящие настолько реалистично. Некоторое время назад я обещала раскрыть эту тайну...На...

Вокальный ансамбль "Капельки"

Выступления ансамбля на концертах и конкурсах...