Тренинговое занятие "Перспектива успеха"
методическая разработка по психологии (8, 9 класс) по теме

Жижова Ольга Владимировна

    Проблема выбора профессии стара как мир. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью. Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.

    Выбор профессии только тогда будет верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий.

    Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры.

   Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте.

Занятие для обучающихся 8-9 классов из элективного курса приняло участие в конкурсе (2006 г.) и опубликовано в газете "Школьный психолог" в номинации "Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обуччения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл http://psy.1september.ru/article.php?ID=20060170423.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс-2006.

Тренинговое занятие «Перспектива успеха»

из элективного курса  «Путь в профессию, или  В поисках призвания».

                                                                 Найти свою дорогу,

                                                                 Узнать свое место –

                                                                 В этом все для человека,

                                                                 Это для него значит

                                                                 Сделаться самим собой.

                                                                                                   ( Белинский В.Г.)

  1. Элективный курс «Путь в профессию, или В поисках призвания».
  2. Направление: «Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения».

Цель: активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.

          Задачи:    формирование ответственного отношения к выбору

                  профессионального пути через расширение границ

                  самопознания и получение информации о мире профессий.      

Целевые группы: учащиеся 9-11 классов, оптимальное количество участников в группе : 10-15 человек.

          Продолжительность занятия: 40-60 минут в зависимости от сложности предполагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.

Оборудование: класс или любое другое просторное помещение; стулья; магнитная доска; магниты; ручки; бумага для записей; магнитофон; записи с релаксационной музыкой.

Материалы: карточки с памятками и условиями выполнения упражнений; цветы из цветной бумаги; листы с названиями типов профессий (3-4 набора); набор квадратов желтого, зеленого, красного цветов для каждого участника; листья, цветы, плоды яблок; дерево или дерево нарисованное на доске или ватмане; скотч.

Авторские разработки упражнений или интерпретации известных упражнений (анкета, «дерево профессий», «пересядьте…», «угадай профессию»).    

1.Упр. «Сигнал».

Сегодня мы совершаем с вами виртуальное путешествие в Мир профессий. Для перемещения воспользуемся необычном механизмом. Сядьте поудобнее, положите свои руки к себе на колени. Готовы? Запускаем механизм: передаем хлопок по кругу соседу слева.

2.Упр. «Знакомство».

Вот мы и в Мире профессий, который встречает нас красочными весенними цветами. Возьмите любой цветок и напишите на нем свое имя. А теперь прикрепите к одежде этот символ – пропуск по Миру профессий и снова займите свои места. Вашим проводником сегодня буду я. Еще нам потребуются ключи от профессий. Мы станем их обладателями, как только назовем свои имена и лучшие свои способности…

- Зачем нам надо знать о своих склонностях и способностях?

3.Упр. «Пересядьте, те…».

…Ключей мы получили достаточно, чтобы открыть двери многих профессий. Профессий в мире насчитывается огромное количество, одни возникают, другие – устаревают. Профессии  классифицируют на 5 типов: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек- знак, человек-художественный образ. Участники получают таблички с одним из перечисленных типов профессий. Я называю профессию, а вы пересаживаетесь, те, кто считает, что данная профессия относится к типу профессий, лист с названием которой вы держите в руках.

Профессии: кинолог, летчик, официант, корректор, модельер-парикмахер, эколог; мастер по ремонту и пошиву одежды; судья, картограф, режиссер.

- Какие трудности возникли при ответах на вопросы?

4. Стихотворение.

-С чем ассоциирует профессии Дж. Родари?

                             Чем пахнут ремесла?

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

                              Мимо столярной

                              Идешь мастерской-

                              Стружкою пахнет

                              И свежей доской.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

                              Куртка шофера

                              Пахнет бензином.

                              Блуза рабочего –

                              Маслом машинным.

Пахнет кондитер

Орехом мускатным

Доктор в халате –

Лекарством приятным.

                              Рыхлой землею,

                              Полем и лугом

                              Пахнет крестьянин,

                              Идущий за плугом.

5.Упр. «Ассоциации».

Участники сидят в кругу. Первый желающий участник называет любую профессию, а участник слева от него называет ассоциацию к данной профессии, затем называет свою профессию. Третий участник называет ассоциацию к профессии, озвученной, вторым участником и называет новую профессию и т.д.

- Какими ассоциациями воспользовались вы?

6.Упр. «Угадай профессию».

Участники угадывают, загаданную ведущим, профессию и определяют ассоциации, которыми он пользовался. Примеры синквейнов.

Считающий, ответственный.

Учитывает, осваивает, исполняет.

Сохраняет средства для предприятия.

 (Экономист-бухгалтер).

    Многогранный, экстравагантный.

    Творит, украшает, создает.

    Всегда неповторимый результат труда.

 (Дизайнер-художник).

Разбирающийся, предприимчивый.

Чертит, конструирует, внедряет.

Может обслуживать технику и руководить.

 (Механик-инженер).

     Изысканный, творческий.

     Одаривает, волнуется, развивается.

     Часто встречается со знаменитостями.

(Артист-актер).

Бдительный, бесстрашный.

Контактирует, организовывает, отвечает.

Награждают, присваивая внеочередное звание.

 (Следователь-милиционер).

- Что же надо учитывать при выборе профессии, исходя из синквейнов?

(Качества личности, виды деятельности).

6.Беседа. «Дороги, которые мы выбираем».

- Что такое профессия?

(Профессия – род трудовой деятельности, работа в саду – тоже трудовая деятельность.)

- В чем же отличие профессии от других видов деятельности?

- Что необходимо, прежде всего, чтобы получить профессию?

(Образование)

- Президент, дворник, уборщица – это профессия?

 (Нет, потому что нигде не обучают этим занятиям, хотя они являются трудовыми).

- Что еще является основным признаком профессии? На что мы надеемся, получая профессию?

 (Она будет приносить нам радость, удовлетворение и обеспечивать нас материально).

- Что такое специальность?

(Это вид занятия в рамках одной профессии). Объяснить на примерах.

- Какие специальности вы знаете в профессии врача?

- Военный – это профессия? А какие военные специальности вы знаете?

- Что такое должность?

(Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для исполнения).

Задание. Найти профессию, должность, специальность и объяснить на примерах:

главный бухгалтер- бухгалтер;

старший инженер - инженер - инженер-системотехник;

учитель – учитель начальных классов – завуч;

продавец-заведующий отделом-

продавец продовольственных товаров.

Словарь основных понятий.

Профессия – это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Должность – это служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для исполнения.

Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии.

7.Анкета.

При ответах на вопросы используйте следующие условия при показе цветных карточек:

Зеленая – да;

Желтая – сомневаетесь;

Красная – нет.

1). Выбрали ли вы будущую профессию?

2). Связан ли ваш выбор с семейными традициями?

3). Связан ли ваш выбор с престижем данной профессии в настоящее время?

4). Зависит ли ваш выбор от ближайшего окружения?

5). Советовались ли вы с родителями по данной профессии?

6). Знаете ли вы, в каком учебном заведении можно получить эту профессию?

7). Ориентируетесь ли вы на учебное заведение,  расположенное в нашем городе?

8). Знаете ли вы, какие предметы потребуются для сдачи экзаменов в вуз по данной специальности?

9). Соответствует ли выбор профиля вашим профессиональным планам?

10). Учитываете ли вы свои склонности и способности при выборе профессии?

11). Хорошо ли вы представляете работу по данной специальности?

12). Пытаетесь ли вы узнать больше о данной профессии?

8.Упр. «Дискуссионные качели».

Участники делятся на две группы. Первая записывает доводы в пользу высказывания, вторая – доводы о вреде высказывания.

Высказывание: « Для меня чрезвычайно важно решить вопрос о выборе профессии самостоятельно».

- Какой вывод можно сделать по итогам выслушанных доводов?

( Вывод: профессию надо выбирать самостоятельно, но при этом собирать информацию о профессии, себе и сопоставлять добытые знания, определяя: подходит или нет данная профессия вам).

9.Релаксация «Мой путь к цели».

Сядьте удобнее, закройте глаза и ярко представьте то, что услышите.

« Представьте свою профессиональную цель, ощутите ее – это то, что вам необходимо. К любой цели есть путь – далекий или близкий, трудный или легкий…Каким будет ваш собственный путь к цели? К той цели, что вы представили?

Представьте себе начало этого пути. Что лежит перед вами: широкая прямая дорога или узкая, извилистая тропинка? Вы делаете первый шаг, второй… Что окружает вас? Что вы слышите? Что чувствуете, когда идете к своей цели?

Быть может, вам встречаются препятствия… Как вы преодолеваете их? Где черпаете силы? Какую местность вы преодолеваете на своем пути к цели: цветущие и плодородные края, пустыни, глухие и заброшенные места?

Возможно, где-то вам предстоит сделать остановку. А может быть, вы будете идти, не останавливаясь.

Представьте, что наконец-то вы достигли своей цели… Как вы узнали, что это она? Что вы увидели? Что услышали? Что почувствовали?

Сохраните этот образ в своем воображении!»

10.Упр. «Дерево профессий».

Наше путешествие по Миру профессий подходит к своему завершению, но уходим мы с багажом знаний. Есть такая примета: если бросить в воду монетку, то обязательно вернешься. Чтобы Мир профессий нас снова принял через некоторое время, мы оставим свои имена и название привлекательной профессии на предлагаемых листьях, цветках, плодах.

Условия:

взять лист, если с профессией не определился;

взять цветок, если в выборе профессии сомневаетесь;

взять плод, если с выбором профессии определился.

Цветы, листья, плоды повесить на дерево (или прикрепить скотчем к нарисованному дереву на доске).

11.Упр. «Сигнал».

Мы возвращаемся из путешествия. Займите места на стульях в кругу и передайте хлопок соседу справа по кругу.

12.Рефлексия.

Мы вернулись из путешествия. Поделитесь своими впечатлениями.

- Что было важным на сегодняшнем занятии?

- Что запомнилось?

- Какие мысли, чувства вас посетили?

- Какие выводы из занятия можно сделать для себя?

- В чем испытывали трудности?

- Что возьмете для себя?

Литература:

Митина Л.М. «Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие», 2-е изд. испр., М. Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 2003, 179 с.

Прутченков А.С. «Школа жизни: методические разработки социально-психологических тренингов». 2-е изд., испр. и допол., М.: МООДиМ «Новая цивилизация», Педагогическое общество России, 2000, 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинговых занятий для учащихся 9,11 классов "Формула успеха". Психологическая подготовка к экзаменам.

Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологи...

“СОЗДАНИЕ СРЕДЫ,ПОБУЖДАЮЩЕЙ К УСПЕХУ. МОТИВАЦИЯ УСПЕХА У ШКОЛЬНИКА”

   В последнее время всё чаще приходится сталкиваться с  нежеланием детей учиться. Вероятно, причины этого следует искать не только внутри школы, но и за её стенами. Вредные прив...

Исследовательская деятельность: от успеха учителя - к успеху ученика

Если Вы занимаетесь исследовательской деятельностью в области языкознания - ознакомьтесь с данным материалом....

Программа тренинговых занятий для педагогов «Формула успеха»( психологическая поддержка стрессоустойчивости педагогов).

Автор-составитель Шрагина Е.Ю.Нормативные документы: Закон об образовании РФ № 273 от 01.09.2013 г.; ФГОС ООН, приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.09 г.; Приказ Минобрнауки РФ № 1008 от 29.08.13 г.Пр...

Программа тренинговых занятий по психологической подготовке старшеклассников к ЕГЭ «Шаги к успеху»

  Программа тренинговых занятий по психологической подготовке старшеклассников к ЕГЭ «Шаги к успеху» предназначена для учащихся 11-х классов (16-18 лет). При разработке использовали програ...

Тренинговое занятие "ФОРМУЛА УСПЕХА"

Тема урока: «Формула успеха». (слайд 1)Цель: формирование внутренней позиции успешной личности.Задачи:- сформировать осознание понятия «успех»;- формирование успешной личности;- развить комм...

Готовимся к ГИА и ЕГЭ: программа тренинговых занятий для старшеклассников «Формула успеха»

Цель и задачи программы: оказание психологической помощи обучающимся при подготовке и сдаче ГИА и ЕГЭ. ГИА и ЕГЭ имеют ряд особенностей, которые могут вызывать у выпускников разного плана трудности: п...