Тренинговое занятие "Перспектива успеха"
методическая разработка по психологии (8, 9 класс) по теме
Проблема выбора профессии стара как мир. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью. Адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.
Выбор профессии только тогда будет верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий.
Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры.
Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте.
Занятие для обучающихся 8-9 классов из элективного курса приняло участие в конкурсе (2006 г.) и опубликовано в газете "Школьный психолог" в номинации "Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обуччения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://psy.1september.ru/article.php?ID=200601704 | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие «Перспектива успеха»
из элективного курса «Путь в профессию, или В поисках призвания».
Найти свою дорогу,
Узнать свое место –
В этом все для человека,
Это для него значит
Сделаться самим собой.
( Белинский В.Г.)
- Элективный курс «Путь в профессию, или В поисках призвания».
- Направление: «Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения».
Цель: активизация процесса формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.
Задачи: формирование ответственного отношения к выбору
профессионального пути через расширение границ
самопознания и получение информации о мире профессий.
Целевые группы: учащиеся 9-11 классов, оптимальное количество участников в группе : 10-15 человек.
Продолжительность занятия: 40-60 минут в зависимости от сложности предполагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.
Оборудование: класс или любое другое просторное помещение; стулья; магнитная доска; магниты; ручки; бумага для записей; магнитофон; записи с релаксационной музыкой.
Материалы: карточки с памятками и условиями выполнения упражнений; цветы из цветной бумаги; листы с названиями типов профессий (3-4 набора); набор квадратов желтого, зеленого, красного цветов для каждого участника; листья, цветы, плоды яблок; дерево или дерево нарисованное на доске или ватмане; скотч.
Авторские разработки упражнений или интерпретации известных упражнений (анкета, «дерево профессий», «пересядьте…», «угадай профессию»).
1.Упр. «Сигнал».
Сегодня мы совершаем с вами виртуальное путешествие в Мир профессий. Для перемещения воспользуемся необычном механизмом. Сядьте поудобнее, положите свои руки к себе на колени. Готовы? Запускаем механизм: передаем хлопок по кругу соседу слева.
2.Упр. «Знакомство».
Вот мы и в Мире профессий, который встречает нас красочными весенними цветами. Возьмите любой цветок и напишите на нем свое имя. А теперь прикрепите к одежде этот символ – пропуск по Миру профессий и снова займите свои места. Вашим проводником сегодня буду я. Еще нам потребуются ключи от профессий. Мы станем их обладателями, как только назовем свои имена и лучшие свои способности…
- Зачем нам надо знать о своих склонностях и способностях?
3.Упр. «Пересядьте, те…».
…Ключей мы получили достаточно, чтобы открыть двери многих профессий. Профессий в мире насчитывается огромное количество, одни возникают, другие – устаревают. Профессии классифицируют на 5 типов: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек- знак, человек-художественный образ. Участники получают таблички с одним из перечисленных типов профессий. Я называю профессию, а вы пересаживаетесь, те, кто считает, что данная профессия относится к типу профессий, лист с названием которой вы держите в руках.
Профессии: кинолог, летчик, официант, корректор, модельер-парикмахер, эколог; мастер по ремонту и пошиву одежды; судья, картограф, режиссер.
- Какие трудности возникли при ответах на вопросы?
4. Стихотворение.
-С чем ассоциирует профессии Дж. Родари?
Чем пахнут ремесла?
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идешь мастерской-
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего –
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным
Доктор в халате –
Лекарством приятным.
Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
5.Упр. «Ассоциации».
Участники сидят в кругу. Первый желающий участник называет любую профессию, а участник слева от него называет ассоциацию к данной профессии, затем называет свою профессию. Третий участник называет ассоциацию к профессии, озвученной, вторым участником и называет новую профессию и т.д.
- Какими ассоциациями воспользовались вы?
6.Упр. «Угадай профессию».
Участники угадывают, загаданную ведущим, профессию и определяют ассоциации, которыми он пользовался. Примеры синквейнов.
Считающий, ответственный.
Учитывает, осваивает, исполняет.
Сохраняет средства для предприятия.
(Экономист-бухгалтер).
Многогранный, экстравагантный.
Творит, украшает, создает.
Всегда неповторимый результат труда.
(Дизайнер-художник).
Разбирающийся, предприимчивый.
Чертит, конструирует, внедряет.
Может обслуживать технику и руководить.
(Механик-инженер).
Изысканный, творческий.
Одаривает, волнуется, развивается.
Часто встречается со знаменитостями.
(Артист-актер).
Бдительный, бесстрашный.
Контактирует, организовывает, отвечает.
Награждают, присваивая внеочередное звание.
(Следователь-милиционер).
- Что же надо учитывать при выборе профессии, исходя из синквейнов?
(Качества личности, виды деятельности).
6.Беседа. «Дороги, которые мы выбираем».
- Что такое профессия?
(Профессия – род трудовой деятельности, работа в саду – тоже трудовая деятельность.)
- В чем же отличие профессии от других видов деятельности?
- Что необходимо, прежде всего, чтобы получить профессию?
(Образование)
- Президент, дворник, уборщица – это профессия?
(Нет, потому что нигде не обучают этим занятиям, хотя они являются трудовыми).
- Что еще является основным признаком профессии? На что мы надеемся, получая профессию?
(Она будет приносить нам радость, удовлетворение и обеспечивать нас материально).
- Что такое специальность?
(Это вид занятия в рамках одной профессии). Объяснить на примерах.
- Какие специальности вы знаете в профессии врача?
- Военный – это профессия? А какие военные специальности вы знаете?
- Что такое должность?
(Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для исполнения).
Задание. Найти профессию, должность, специальность и объяснить на примерах:
главный бухгалтер- бухгалтер;
старший инженер - инженер - инженер-системотехник;
учитель – учитель начальных классов – завуч;
продавец-заведующий отделом-
продавец продовольственных товаров.
Словарь основных понятий.
Профессия – это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.
Должность – это служебная обязанность, служебное место. Это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для исполнения.
Специальность – это вид занятия в рамках одной профессии.
7.Анкета.
При ответах на вопросы используйте следующие условия при показе цветных карточек:
Зеленая – да;
Желтая – сомневаетесь;
Красная – нет.
1). Выбрали ли вы будущую профессию?
2). Связан ли ваш выбор с семейными традициями?
3). Связан ли ваш выбор с престижем данной профессии в настоящее время?
4). Зависит ли ваш выбор от ближайшего окружения?
5). Советовались ли вы с родителями по данной профессии?
6). Знаете ли вы, в каком учебном заведении можно получить эту профессию?
7). Ориентируетесь ли вы на учебное заведение, расположенное в нашем городе?
8). Знаете ли вы, какие предметы потребуются для сдачи экзаменов в вуз по данной специальности?
9). Соответствует ли выбор профиля вашим профессиональным планам?
10). Учитываете ли вы свои склонности и способности при выборе профессии?
11). Хорошо ли вы представляете работу по данной специальности?
12). Пытаетесь ли вы узнать больше о данной профессии?
8.Упр. «Дискуссионные качели».
Участники делятся на две группы. Первая записывает доводы в пользу высказывания, вторая – доводы о вреде высказывания.
Высказывание: « Для меня чрезвычайно важно решить вопрос о выборе профессии самостоятельно».
- Какой вывод можно сделать по итогам выслушанных доводов?
( Вывод: профессию надо выбирать самостоятельно, но при этом собирать информацию о профессии, себе и сопоставлять добытые знания, определяя: подходит или нет данная профессия вам).
9.Релаксация «Мой путь к цели».
Сядьте удобнее, закройте глаза и ярко представьте то, что услышите.
« Представьте свою профессиональную цель, ощутите ее – это то, что вам необходимо. К любой цели есть путь – далекий или близкий, трудный или легкий…Каким будет ваш собственный путь к цели? К той цели, что вы представили?
Представьте себе начало этого пути. Что лежит перед вами: широкая прямая дорога или узкая, извилистая тропинка? Вы делаете первый шаг, второй… Что окружает вас? Что вы слышите? Что чувствуете, когда идете к своей цели?
Быть может, вам встречаются препятствия… Как вы преодолеваете их? Где черпаете силы? Какую местность вы преодолеваете на своем пути к цели: цветущие и плодородные края, пустыни, глухие и заброшенные места?
Возможно, где-то вам предстоит сделать остановку. А может быть, вы будете идти, не останавливаясь.
Представьте, что наконец-то вы достигли своей цели… Как вы узнали, что это она? Что вы увидели? Что услышали? Что почувствовали?
Сохраните этот образ в своем воображении!»
10.Упр. «Дерево профессий».
Наше путешествие по Миру профессий подходит к своему завершению, но уходим мы с багажом знаний. Есть такая примета: если бросить в воду монетку, то обязательно вернешься. Чтобы Мир профессий нас снова принял через некоторое время, мы оставим свои имена и название привлекательной профессии на предлагаемых листьях, цветках, плодах.
Условия:
взять лист, если с профессией не определился;
взять цветок, если в выборе профессии сомневаетесь;
взять плод, если с выбором профессии определился.
Цветы, листья, плоды повесить на дерево (или прикрепить скотчем к нарисованному дереву на доске).
11.Упр. «Сигнал».
Мы возвращаемся из путешествия. Займите места на стульях в кругу и передайте хлопок соседу справа по кругу.
12.Рефлексия.
Мы вернулись из путешествия. Поделитесь своими впечатлениями.
- Что было важным на сегодняшнем занятии?
- Что запомнилось?
- Какие мысли, чувства вас посетили?
- Какие выводы из занятия можно сделать для себя?
- В чем испытывали трудности?
- Что возьмете для себя?
Литература:
Митина Л.М. «Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие», 2-е изд. испр., М. Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 2003, 179 с.
Прутченков А.С. «Школа жизни: методические разработки социально-психологических тренингов». 2-е изд., испр. и допол., М.: МООДиМ «Новая цивилизация», Педагогическое общество России, 2000, 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа тренинговых занятий для учащихся 9,11 классов "Формула успеха". Психологическая подготовка к экзаменам.
Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологи...
“СОЗДАНИЕ СРЕДЫ,ПОБУЖДАЮЩЕЙ К УСПЕХУ. МОТИВАЦИЯ УСПЕХА У ШКОЛЬНИКА”
В последнее время всё чаще приходится сталкиваться с нежеланием детей учиться. Вероятно, причины этого следует искать не только внутри школы, но и за её стенами. Вредные прив...
Исследовательская деятельность: от успеха учителя - к успеху ученика
Если Вы занимаетесь исследовательской деятельностью в области языкознания - ознакомьтесь с данным материалом....
Программа тренинговых занятий для педагогов «Формула успеха»( психологическая поддержка стрессоустойчивости педагогов).
Автор-составитель Шрагина Е.Ю.Нормативные документы: Закон об образовании РФ № 273 от 01.09.2013 г.; ФГОС ООН, приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.09 г.; Приказ Минобрнауки РФ № 1008 от 29.08.13 г.Пр...
Программа тренинговых занятий по психологической подготовке старшеклассников к ЕГЭ «Шаги к успеху»
Программа тренинговых занятий по психологической подготовке старшеклассников к ЕГЭ «Шаги к успеху» предназначена для учащихся 11-х классов (16-18 лет). При разработке использовали програ...
Тренинговое занятие "ФОРМУЛА УСПЕХА"
Тема урока: «Формула успеха». (слайд 1)Цель: формирование внутренней позиции успешной личности.Задачи:- сформировать осознание понятия «успех»;- формирование успешной личности;- развить комм...
Готовимся к ГИА и ЕГЭ: программа тренинговых занятий для старшеклассников «Формула успеха»
Цель и задачи программы: оказание психологической помощи обучающимся при подготовке и сдаче ГИА и ЕГЭ. ГИА и ЕГЭ имеют ряд особенностей, которые могут вызывать у выпускников разного плана трудности: п...