Готовимся к ГИА и ЕГЭ: программа тренинговых занятий для старшеклассников «Формула успеха»
рабочая программа по психологии (11 класс)

Солдатова Оксана Антоновна

Цель и задачи программы: оказание психологической помощи обучающимся при подготовке и сдаче ГИА и ЕГЭ. ГИА и ЕГЭ имеют ряд особенностей, которые могут вызывать у выпускников разного плана трудности: познавательные, личностные и процессуальные. - Познавательные трудности, связанные с особенностями переработки информации, проявляются в недостаточном объеме знаний, несформированность способов умственной деятельности. - Личностные трудности обусловленные особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, повышенный уровень тревожности учащихся на экзамене, приводящий к дезорганизации деятельности, снижению работоспособности и концентрации внимания. - Процессуальные слабо развитые навыки работы с тестовыми заданиями, трудности связанные со спецификой фиксирования ответов и критериев оценки, с незнанием своих прав и обязанностей. Задачи: - познакомить выпускников с особенностями и процедурой ЕГЭ для снижения тревожности и повышения интереса к результатам экзамена; - научить справляться с психологическими трудностями при подготовке и сдаче экзаменов; - развить умение адекватно оценивать свои возможности, планировать и распределять время; - освоить на практике методы саморегуляции, снижения напряжения и самоподдержки; - повысить самооценку обучающихся, уверенность в себе, развить установку на успешную сдачу экзамена. - выработка конструктивной стратегии деятельности на экзамене. Формы и методы работы. Оптимальная форма психологической подготовки выпускников к ГИА и ЕГЭ: - психолого-педагогические занятия с элементами тренинга. На занятиях не просто происходит обучение технологиям, но и формируются позитивные установки, помогающие эффективно сдавать экзамены и справляться с любыми стрессовыми ситуациями в жизни. Каждый участник пополняет свою копилку представлений о ГИА и ЕГЭ: чем лично для меня ЕГЭ (ГИА) лучше традиционного экзамена; наиболее подходящие для меня способы снятия тревоги и напряжения, что лично мне помогает чувствовать себя увереннее (мои ресурсы). Формы работы: групповая дискуссия, разбор конкретных ситуаций на экзаменах, отработка умений и навыков в специальных упражнениях, групповое обсуждение, информирование, психогимнастика, ;мозговой штурм, освоение техник саморегуляции, самоподдержки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovimsya_k_ege_programma.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Готовимся к ГИА и ЕГЭ:

программа тренинговых занятий

для старшеклассников

«Формула успеха»

Автор: Солдатова Оксана Антоновна, педагог-психолог МБУ ДО «Центр «Психологическое здоровье и образование» г.о. Самара.

        Цель и задачи программы: оказание психологической помощи обучающимся при подготовке и сдаче ГИА и ЕГЭ.

ГИА и ЕГЭ имеют ряд особенностей, которые могут вызывать у выпускников разного плана трудности  – познавательные, личностные и процессуальные.

Познавательные – трудности, связанные с особенностями переработки информации, проявляются в недостаточном объеме знаний, несформированность способов умственной деятельности.

Личностные – трудности обусловленные особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, повышенный уровень тревожности учащихся на экзамене, приводящий к дезорганизации деятельности, снижению работоспособности и концентрации внимания.

Процессуальные – слабо развитые навыки работы с тестовыми заданиями, трудности связанные со спецификой фиксирования ответов и критериев оценки, с незнанием своих прав и обязанностей.

Задачи:

  • познакомить выпускников с особенностями и процедурой ЕГЭ для снижения тревожности и повышения интереса к результатам экзамена;
  • научить справляться с психологическими трудностями при подготовке и сдаче экзаменов;
  • развить умение адекватно оценивать свои возможности, планировать и распределять время;
  • освоить на практике методы саморегуляции, снижения напряжения и самоподдержки;
  • повысить самооценку обучающихся, уверенность в себе, развить установку на успешную сдачу экзамена.
  • выработка конструктивной стратегии деятельности на экзамене.

Формы и методы работы

        Оптимальная форма  психологической подготовки выпускников к ГИА и ЕГЭ – психолого-педагогические занятия с элементами тренинга.

        На занятиях не просто происходит обучение технологиям, но и формируются позитивные установки, помогающие эффективно сдавать экзамены и справляться с любыми стрессовыми ситуациями в жизни. Каждый участник пополняет свою «копилку» представлений о ГИА и ЕГЭ: «чем лично для меня ЕГЭ (ГИА) лучше традиционного экзамена»; «наиболее подходящие для меня способы снятия тревоги и напряжения»; «Что лично мне помогает чувствовать себя увереннее (мои ресурсы)».

        Формы работы: групповая дискуссия, разбор конкретных ситуаций на экзаменах, отработка умений и навыков в специальных упражнениях, групповое обсуждение, информирование, психогимнастика, «мозговой штурм», освоение техник саморегуляции, самоподдержки.

        

Участники программы:

  • ученики 9-11-х классов (группа до 15 человек);
  • ведущий группы (психолог);
  • ассистент ведущего (педагог или психолог).

Ожидаемые результаты:

  • усвоение психологических основ сдачи экзамена;
  • освоение техник саморегуляции;
  • освоение приемов планирования рабочего времени на экзамене;
  • формирование позитивного отношения к процессу сдачи экзаменов;
  • повышение сопротивляемости стрессу;
  • развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние ресурсы.

Тематический план занятий.

№ занятия

Темы занятия

Кол-во часов

1

Плюсы и минусы ЕГЭ (ГИА): объективный взгляд на экзамен.

1

2

Работаем с негативными установками и страхами.

1

3

Понятие о стрессе. Приемы сохранения позитивного настроя и снятия напряжения.

1

4

Поведение накануне и во время экзамена.

1

5

Работаем с эмоциями.

1

6

Уверенность на экзамене.

1

        Темп и продолжительность занятий:

  • 9-е классы – 6 академических часов;
  • 11-е классы – 6 академических часов.

Эффективность работы.

        Определяется результатами скрининг-диагностики.

В качестве диагностики состояния участников в начале и в конце программы используются рисунки «Экзамен» и «Уверенность на экзамене».

        Эффективность занятий также определяется методом анкетирования участников, а также отзывами педагогов школ.

        Причины волнения выпускников:

  • сомнения в полноте и прочности знаний;
  • сомнения в собственных способностях – умении логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание;
  • психофизические и личностные особенности – тревожность, астеничность, неуверенность в себе;
  • стресс в незнакомой ситуации;
  • стресс из-за ответственности и перед родителями и школой.

Занятие 1.

Тема: «Плюсы и минусы ЕГЭ:

объективный взгляд на экзамен»

        Цель: познакомить выпускников с особенностями ЕГЭ в сравнении с традиционными экзаменами, выработать адекватное представление о ЕГЭ, повысить мотивацию к участию в занятиях.

        Материалы:  ручки, писчая бумага, карточки к упражнению «Откровенно говоря…».

  1. Знакомство

Цель: снятие психофизического напряжения, создание атмосферы безопасности на занятии.

Инструкция: «Представьтесь, пожалуйста. Назовите свой любимый цвет, любимое блюдо, расскажите о своих увлечениях». Упражнение выполняется по кругу, участники передают друг другу мячик.

2. Упражнение «откровенно говоря»

Цель: побудить участников к откровенному разговору, создать доверительную атмосферу на занятии.

Материал: карточки с написанными на них незаконченными предложениями.

Инструкция: «На карточке написано начало предложения, прочитайте его и закончите, как считаете нужным».

Примерное содержание карточек:

  • «Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах…»
  • «Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам…»
  • «Откровенно говоря, когда я думаю о переживаниях моих родителей относительно предстоящих экзаменов…»
  • «Откровенно говоря, когда я прихожу домой…»
  • «Откровенно говоря, когда у меня свободное время…»
  • «Откровенно говоря, когда я гуляю на улице или иду на дискотеку…»
  • «Откровенно говоря, когда я волнуюсь…»
  • «Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями…»
  • «Откровенно говоря, когда я слышу об этих экзаменах…»

Обсуждение: «Трудно ли было заканчивать предложенные фразы?»

3. Дискуссия «ЕГЭ – лучше или хуже традиционного экзамена?»

Цель: выработка объективного отношения к ЕГЭ, снижение тревоги.

Ведущий: «Во многом результат нашей работы зависит от того, как мы относимся к тому, что делаем. Образно об этом написал Уолтер Рассел: «Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете. Вам нужно любить все, что вы делаете… Так гласит восточная мудрость. Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из известных вам способов… Это пополнит запас физических и душевных сил, спасет от утомления и болезни».

ПРАВИЛО № 2. Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней.

4. Таблица «Плюсы и минусы ЕГЭ»

Цель: выработка объективного отношения  к ЕГЭ.

Инструкция: «В тетради заполните таблицу «Плюсы и минусы ЕГЭ». Во время работы используйте таблицу «Сравнительный анализ традиционного экзамена и ЕГЭ» (приложение 1). Подчеркните в таблице то, что лично для вас представляется плюсом ЕГЭ».

Обсуждение.

5. Рефлексия

Цель: получение обратной связи от  участников группы о прошедшем занятии.

Подводится итог занятия. Ведущий задает вопрос: «Что важного, интересного, полезного было для вас на этом занятии?»

Занятие 2.

Тема: «Работаем с негативными установками и страхами».

Цель: проработка тревоги и страха перед экзаменом.

Материалы: тетрадь, писчая бумага, карандаши, ручки.

1. Упражнение «Ассоциации»

Цель: настрой на тему, возможность поделиться своими чувствами по поводу экзамена.

Инструкция: «Ассоциации – это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-либо слово. Придумайте ассоциации к слову «экзамен». Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову».

Ведущий: «На протяжении всех занятий вводятся правила, сформулированные в форме слогана. Они записываются в тетрадь на отдельной странице».

ПРАВИЛО № 1. Экзамен – не конец жизни. Я – это не только экзамен.

2. Рисунок «Символ экзамена»

Цель: проработка тревоги и страха перед экзаменом.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуйте, пожалуйста, символ (метафору) экзамена».

Обсуждение.

3. Мини-сочинение «Если не…»

Цель: проработка тревоги и страха перед экзаменами.

Инструкция: «А сейчас страшная история. Мы с вами заглянем в страшную «черную дыру». Что произойдет, если вы (о, ужас!) не поступите в институт? Напишите мини-сочинение на эту тему».

Обсуждение.

4. Таблица «Позитивные и негативные установки»

Цель: познакомить с когнитивными установками, мешающими нормальной сдаче экзамена, переформулировать нездоровые установки на здоровые.

Психологический фактор

Негативная установка

Позитивная установка

1. Негативная установка на экзамен

«У меня ничего не получится»

«Я надеюсь и верю, что у меня все получится».

ПРАВИЛО № 3. Делай, что должен, и будь, что будет.

ПРАВИЛО № 4. Думай о задании, а не об оценке

2. Негативное отношение к себе

«Я бездарь и неудачник»

«Я уважаю и люблю себя»

3. Стремление быть совершенным

«Я не имею права на ошибку. Я обязан все делать на «отлично». Я обязан быть успешным»

«Каждый человек имеет право на ошибку. Я имею право иногда быть неуспешным»

5. Рефлексия

Цель: получение обратной связи от  участников группы о прошедшем занятии.

Подводится итог занятия. Ведущий задает вопрос: «Что важного, интересного, полезного было для вас на этом занятии?»

Занятие 3.

Тема: «Понятие о стрессе.

Приемы сохранения позитивного настроя и снятия напряжения».

Цель: познакомить учеников с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.

Материалы: раздаточный материал к упражнению «Эксперимент», старые газеты.

  1. Упражнение «Эксперимент»

Цель: смоделировать ситуацию, научить самообладанию в стрессовых ситуациях.

Инструкция: «Каждый из вас получит карточку с заданием. Вам надо прочитать текст и записать его в тетрадь. Время выполнения задания – 2 минуты. Обратите внимание на свои мысли и чувства во время выполнения задания. Это задание – модель экзамена, мини-стресс, т.к. время ограничено».

Содержание задания:

«ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ

НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕ

нестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТО;

наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног»

Обсуждение: «Какие мысли и чувства удалось отследить перед заданием и во время работы? Какую стратегию выполнения задания вв выбрали: сразу начали писать или сначала прочитали текст? Уложились ли в отведенное время?»

  1. Упражнение «Слова поддержки»

Цель: научить поддерживать себя в ситуации экзамена.

Инструкция: «Напиши слова ободрения и поддержки, как если бы их сказал человек, который верит в вас и уважает вас». Обсуждение.

ПРАВИЛО № 5. Поддерживай себя, особенно в трудный момент.

  1. Мини-лекция о стрессе

Цель: осветить теоретические аспекты и рекомендовать упражнения на нейтрализацию и снятие стресса.

Информирование

Ганс Селье выделил три фазы реагирования организма на стресс:

  1. Реакция тревоги. В начале стрессовой ситуации происходит мобилизация сил. Об этом свидетельствуют: учащенный пульс, дыхание и сердцебиение, частые головные боли и боли в желудке, повышенное потоотделение, снижение усидчивости, неспособность сосредоточиться, приступы раздражительности, гнева, беспокойство, смятение, отсутсвие уверенности в себе, страх.
  2. Фаза сопротивления. Делается попытка преодолеть возникшие трудности. На этой стадии организм оказывается более устойчивым к разнообразным вредным воздействиям, чем в обычном состоянии. Самая эффективная помощь в данный период – укрепление уверенности ребенка в себе.
  3. Реакция истощения. После длительного напряжения понижается способность организма к сопротивлению. В это время возрастает восприимчивость к заболеваниям, уменьшается запас жизненных сил, снижается уверенность.

ПРАВИЛО № 6. Стресс – норма жизни. Главное – не доводить себя до третьей фазы.

  1. Способы снятия нервно-психического напряжения.

 Цель: познакомить с понятием саморегуляции и предложить эффективные способы снятия напряжения.

Информирование

Ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, тревожится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Но это состояние вполне поддается сознательному регулированию. Существуют психологические способы справиться с тревогой в ситуации экзамена, и сегодня мы с ними познакомимся.

        Способы снятия нервно-психического напряжения:

  • заняться спортом;
  • принять контрастный душ;
  • постирать белье вручную;
  • помыть посуду;
  • скомкать газету и выбросить ее;
  • порвать газету на мелкие кусочки, «еще мельче», затем выбросить в помойку;
  • «слепить» из газеты свое настроение;
  • закрасить газетный разворот;
  • громко спеть любимую песню;
  • покричать то громко, то тихо;
  • потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную»;
  • погулять в лесу, покричать. Дома можно покричать в «коробку крика» (коробка из-под обуви с вырезанным отверстием и набитая ватой)».

  1. Упражнение «Прощай, напряжение!»

Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.

Инструкция: «Скомкать газетный лист, вложив в это занятие все свое напряжение. Сделать комок как можно меньше и по команде одновременно всем бросить комок в цель на доске».

Обсуждение: «Как вы себя чувствуете? Расстались ли вы со своим напряжением? Ваши ощущения до и после упражнения».

  1. Приемы релаксации.

Цель: познакомить с понятием релаксации.

Информирование

Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением и нарушением дыхания. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, бывает достаточно расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Можно проводить мышечную релаксацию или релаксацию с помощью дыхания.

Упражнение «Дыхательная релаксация»

Инструкция: «Наиболее простой способ – дыхание на счет. Примите удобное положение, закройте глаза и сосредоточьтесь на дыхании. На четыре счета сделайте вдох, на четыре счета – выдох. Сделайте 3-5 вдохов-выдохов».

Обсуждение: «как поменялось ваше состояние? Возникли ли трудности при выполнении упражнения?»

Упражнение «Мышечная релаксация»

Цель: научить справляться с тревогой, используя методы мышечной релаксации.

Инструкция: «Вашему вниманию предлагается несколько упражнений, основанных на расслаблении мышц:

  1. Дыхание: вдох (с надувание диафрагмы) – задержать дыхание – медленно выдохнуть через рот (3-5 раз).
  2. На вдохе поднять брови (удивиться) – задержать дыхание – медленно опустить брови на выдохе (3-5 раз).
  3. На вдохе зажмурить глаза – задержать дыхание – медленно открыть глаза на выдохе (3-5 раз).
  4. На вдохе растянуть улыбку (оскалиться) – задержать дыхание – медленно на выдохе убрать улыбку (3-5 раз).
  5. Руки зажать в «замок» на уровне груди, пальцы сдавить в «замке» и давить ладонь на ладонь – задержать дыхание – медленно расцепить руки на выдохе (3-5 раз).
  6. Делать одновременно упражнения 3), 4), 5).
  7. Сесть на краешек стула, спину выпрямить, на вдохе приподнять ноги над полом и потянуть носки на себя – задержать дыхание – медленно выдохнуть».

Обсуждение: «Как поменялось ваше состояние? Возникли ли трудности при выполнении упражнения?»

  1. Рефлексия

Цель: получение обратной связи о прошедшем занятии.

Учащимся предлагается ответить на вопросы: «Как вы себя чувствуете? Какой способ снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для вас?»

Занятие 4.

Тема: «Поведение накануне и во время экзамена».

Цель: обсуждение и отработка конструктивных форм поведения накануне и во время экзамена.

Материалы: раздаточный материал к упражнению «Ситуации».

        1. Упражнение «Ситуации».

Цель: познакомиться и отработать возможные стрессовые ситуации связанные с экзаменом.

Ситуация 1:  Ученик приходит на сдачу экзамена и в пункте пропуска он обнаруживает, что забыл паспорт дома. Его действия…

Ситуация 2: Учащийся получил задание и понимает, что не знает ответ. У него начинается паника. Его действия…

Ситуация 3: Учащийся вышел в туалет и достал там шпаргалку. Он находился там слишком долго и вызвал подозрение дежурного по коридору, который зашел и увидел шпаргалку в его руках. Дежурный не пускает его обратно в класс.  Действия учащегося…

Ситуация 4: Учащийся выпил перед экзаменом сильнодействующее успокаивающее средство. На экзамене он чувствует, что засыпает, голова не работает. Его действия…

        Ситуация 5: В последний день перед экзаменом два друга усиленно готовились к ЕГЭ и не спали почти всю ночь. Правильно ли поступили учащиеся? Что бы вы могли им посоветовать?

Ситуация 6: Учащийся узнал результаты экзамена, которые неудовлетворительные. Он боится сказать об этом родителям, боится их реакции. Правильно ли он поступает? Что ему можно посоветовать?

            2. Упражнение «Тест «О правилах и процедуре проведения ЕГЭ (ГИА)».

Цель: в простой, шуточной и эмоционально комфортной форме проверить степень знакомства с процедурой экзамена.

Инструкция: «Важно хорошо ориентироваться в правилах и процедуре проведения ЕГЭ (ГИА).Вам предлагаются вопросы, касающиеся этих правил. Из нескольких вариантов ответов выберите правильный» (приложение 2).

3. Рефлексия.

Цель: получение обратной связи о прошедшем занятии.

Учащимся предлагается ответить на вопросы: «Как вы себя чувствуете? Какой способ снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для вас?»

Занятие 5.

        Тема: «Работаем с эмоциями».        

        Цель: принятие своих эмоций и развитие умения контролировать эмоции.

    Материалы: карточки с названиями эмоций, бумага, карандаши.

1. Упражнение: «Изобрази эмоцию».

Цель: развитие умения выражать свои эмоции.

Учащимся раздаются карточки с названием одной из эмоций так, чтобы другие не видели, что там написано. Их задача изобразить данную эмоцию с помощью невербальных средств общения (мимикой, жестами, позой и т.д.), а остальным – угадать, что это за эмоция.

(Перечень эмоций: гнев, радость, печаль, грусть, восторг, удивление, отвращение, интерес, презрение, безразличие, обида и др.)

2. Упражнение «Передай эмоцию».

Цель: развитие умения понимать эмоции окружающих и выражать свои эмоции.

 10-15 «добровольцев» выходят к доске и становятся в затылок друг другу. Ведущий просит последнего участника задумать какую-либо эмоцию и передать ее стоящему перед ним человеку без слов (прикосновением, жестом, мимикой). Задача заключается в том, чтобы каждый следующий человек передавал ту эмоцию, которую «получил», своими средствами. Когда первый человек получил «эмоциональное послание», его спрашивают, какую, по его мнению, эмоцию он получил и передавал, и так продолжается до последнего человека. При обсуждении результатов внимание учащихся обращается на то, что каждый из нас обладает своим регистром эмоциональности и понять переживания другого человека не всегда легко.

3. Упражнение «Чаша эмоций».

Цель: Отработка навыков принятия своих эмоций,  отреагирования негативных эмоций и трансформирования их в положительные.

Инструкция:  «Представьте себе, что перед вами необычная, волшебная древняя чаша или сосуд. Представьте себе, как она выглядит и изобразите на листе бумаги. Затем, наполните эту чашу вашими эмоциями (связанными с предстоящим экзаменом), изобразите их символически внутри чаши. Затем передавайте свои рисунки по кругу участникам группы. Каждый участник дорисовывает что-то в той чаше, которая попала к нему в руки, но так, чтобы изменить эти эмоции на более положительные. Когда рисунок по кругу вернется к хозяину, дорисуйте сами, чтобы вы хотели изменить в лучшую сторону. Затем каждый участник комментирует свои рисунки, что он чувствует по окончанию упражнения.»

4. Рефлексия. 

Цель: получение обратной связи о прошедшем занятии.

Учащимся предлагается ответить на вопросы: «Как вы себя чувствуете? Удалось ли вам трансформировать свои эмоции в более положительные.?»

Занятие 6.

        Тема: «Уверенность на экзамене».        

Цель: повысить уверенность в себе, своих силах, актуализировать внутренние ресурсы.

        Материалы: листы бумаги (по количеству учащихся), цветные карандаши, памятка для выпускников «Как подготовиться к сдаче ЕГЭ (по количеству учащихся).

        

  1. Разогрев. Упражнение «Я люблю… Я хочу… Я могу…»

Цель: создать положительный настрой, развить эмпатию, повысить самооценку.

Инструкция: «Передавая по кругу мячик, закончите фразы: «Я люблю…», затем – «Я хочу…»  и наконец – «Я могу…».

Обсуждение: «Трудно ли было говорить о себе? Как вы себя чувствовали, когда говорили о себе?»

  1. Памятка для выпускников «Как подготовиться к сдаче ЕГЭ» (приложение 3)

Цель: информировать в доступной форме об эффективных способах подготовки к экзаменам и правилах поведения во время ЕГЭ, выработка правила № 7.

ПРАВИЛО № 7. Найди собственный индивидуальный стиль сдачи экзамена в соответствии со своими интеллектуальными и личностными особенности (выбор преимущественного типа задания, распределение времени во время экзамена).

Обсуждение.

  1. Упражнение «Мои ресурсы»

Цель: помочь обучающимся найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно.

Инструкция: «Разделите лист бумаги на две части. На одной – напишите: «Чем я могу похвастаться». Здесь вы должны указать те свои качества и характеристики, которыми можете гордиться, которые считаете своими сильными сторонами. Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте, вторую часть листа: «Чем это поможет мне на экзамене». Напротив каждой своей сильной стороны опишите, каким образом она поможет вам во время экзамена. Желающие озвучивают результаты выполнения упражнения».

  1. Упражнение «Образ уверенности»

Цель: показать обучающимся, как можно усилить свое ощущение уверенности.

Инструкция: «Вспомните ситуацию, когда вы чувствовали себя уверенно. Закройте глаза и представьте, какой образ, цвет, вкус, мелодия, какие тактильные ощущения, могли бы для вас символизировать это состояние уверенности. Желающие могут поделиться своими символами».

  1. Рисунок «Символ уверенности»

Цель: закрепление ощущения уверенности.

Инструкция: «Нарисуйте символ (образ) уверенности, о котором мы говорили во время предыдущего упражнения».

После окончания работы необходимо попросить участников показать рисунки и кратко рассказать о них.

Обсуждение: «Что было легко, а где почувствовали трудности? Как этот символ способен помочь?»

Если дети сами не отметят, им нужно подсказать, что, представив себе этот символ в трудной ситуации, можно усилить свое ощущение уверенности.

  1. Упражнение «Коллаж будущего».

Цель: повышение самооценки, возможность поверить в свои силы.

Инструкция: «Работаем в группе. Возьмите лист бумаги (ватман) и вверху напишите «Коллаж желаний» и приступайте к его созданию: подберите картинки, которые будут символизировать для вас ваши желания и представления о будущем.  Вы сами для себя решите, какой рисунок будет символизировать, например, поступление в институт, а какой, например, взаимную любовь и отношения. Считается, что все желания будут исполнены. Главное условие – верить, что все они сбудутся, и, конечно, не забывать прилагать для этого усилия».

  1. Рефлексия

Цель: подведение итогов занятий.

Инструкция: «Вспомните прошедшие занятия. Что для вас было наиболее интересным и важным? Будете ли вы полученный опыт (знания) применять в жизненных ситуациях?»

Список литературы.

 1.Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003.

 2.Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004.

 3.Еремина О. Тест «О правилах и процедуре проведения ЕГЭ».\\ Школьный психолог.- 2008.-№9.

5.Журавлев Д. Экзамен - способ проверки знаний или психологическое испытание? \\ Народное образование.- 2003.-№4.

6.Липская Т., Кузьменкова О. Готовимся к ЕГЭ (тренинг для старшеклассников).\\Школьный психолог.-2008.-№9.

9.Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху"

10.Чибисова М. Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе).- М.: Генезис, 2004.

11. Интернет ресурсы: metod-sbornik.ru, infourok.ru.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Сравнительный анализ

традиционного экзамена и ЕГЭ.

Отличительные особенности

Традиционный экзамен

ЕГЭ

Что оценивается

Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной речи может позволить скрыть пробелы в знаниях.

Оцениваются фактические знания и умения рассуждать, решать.

Что влияет на оценку

Большое влияние оказывают субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление и т.д.

Оценка максимально объективна.

Возможность исправить собственную ошибку

На устном экзамене можно исправить ошибку во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном – при проверке собственной работы.

Практически отсутствует.

Кто оценивает

Знакомые ученику люди

Незнакомые эксперты.

Когда можно узнать результаты экзамена

На устном экзамене – практически сразу, на письменном – через несколько дней.

Через более длительное время.

Содержание экзамена

Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (темой, вопросом и т.д.).

Экзамен охватывает практически весь объем учебного материала.

Как происходит фиксация результатов

На письменном экзамене – на том же листе, на котором выполняется задание. На устном – на черновике.

Результаты выполнения задания необходимо перенести на специальный бланк регистрации ответов.

Стратегия деятельности во время экзамена

Выбор заданий строго регламентирован

Индивидуальный подход к выбору заданий

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Тест о правилах и процедуре ЕГЭ

  1. Чем нельзя пользоваться на экзамене?

  1. Мобильным телефоном (+)

2.Гелевой ручкой

3.Текстовым материалом (КИМ)

  1. На экзамен необходимо принести:
  1. Учебник
  2. Паспорт (+)
  3. Персональный компьютер
  1. При нарушении правил проведения экзамена обучающийся:
  1. Встает в угол
  2. Удаляется с экзамена (+)
  3. Платит штраф
  1. Для выхода из аудитории во время экзамена необходимо обратиться:
  1. К организатору (+)
  2. К Президенту РФ
  3. К другу
  1. Во избежание ошибок лучше сначала записать номера ответов:
  1. На ладони
  2. На полях бланка
  3. На черновике (+)
  1. При выполнении заданий части «А» необходимо выбрать правильный ответ и поставить в клеточку с номером правильного ответа
  1. Галочку
  2. Звездочку
  3. Крестик (+)
  1. Если при заполнении бланков у обучающегося возникает сомнение, надо:
  1. Хлопнуть в ладоши
  2. Топнуть ногой
  3. Поднять руку (+)
  1. Для подачи апелляции необходимо обратиться:
  1. К ответственному организатору (+)
  2. К дежурному по этажу
  3. К министру образования РФ

Примечание: (+) – правильный ответ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Памятка для выпускников

«Как подготовиться к сдаче экзамена»

Подготовка к ЕГЭ

  1. Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные пособия, тетради, бумагу, карандаши.
  2. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку считается, что они повышают интеллектуальную активность. Будет достаточно какой-либо картинки в этих тонах.
  3. Составь план подготовки. Для начала определи, кто ты – «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Четко определяй, что будешь делать сегодня: какие именно разделы будут пройдены.
  4. Начни с самого сложно – с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», начни с наиболее интересного и приятного. Войдешь в рабочий ритм – и дело пойдет.
  5. Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут – занятия, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  6. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить весь учебник. Целесообразно структурировать материал путем составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  7. Выполняй как можно больше тестов по предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
  8. Тренируйся иногда с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов ( в части «А» тестов ЕГЭ в среднем уходит 2 минуты на задание).
  9. Готовясь к экзамену, думай не о том, что не справишься, а наоборот, рисуй себе картину положительную.
  10. Оставь одни день на то, чтобы повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне ЕГЭ

  1. Многие считают: чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, погуляй. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением здоровья, силы, боевого настроения. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
  2. В пункт сдачи экзаменов нужно прийти без опоздания, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе следует иметь пропуск, паспорт, несколько ручек (на всякий случай).
  3. Продумай, как ты оденешься на экзамен: в пункте тестирования может быть прохладно или тепло, а ты будешь сидеть на экзамене несколько часов.

Как вести себя во время ЕГЭ

  1. Подыши, успокойся! Удели 2-3 минуты тому, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке.
  2. Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк). От того насколько хорошо ты запомнишь все эти требования, зависит правильность твоих ответов.
  3. Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения бланка или, в случае возникновения трудностей, с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и т.п.).
  4. Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!
  5. Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
  6. Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, пропуская пока те, что могут вызвать долгие раздумья. Помни: в тесте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в обычный ритм. Ты освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на сложные вопросы. Будет обидно недобрать баллов только потому, что не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызвали затруднения.
  7. Читай задания до конца! Спешка не должна приводить к тому, чтобы стараться понять условие задания по «первым словам» и достраивать концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
  8. Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому опора на знания по предыдущим заданиям не помогает. А только мешает сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Это правило может иметь еще один вариант, и следование ему даст тебе бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы.
  9. Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те. Которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
  10. Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).
  11. Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть один вариант другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой ответ, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
  12. Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.
  13. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой задач вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

УДАЧИ ТЕБЕ!

        Помни: ты имеешь право на подачу апелляции по процедуре проведения экзамена в форме ЕГЭ руководителю пункта проведения экзамена в день выполнения работы, не выходя из пункта проведения экзамена; и ты имеешь право подать апелляцию в конфликтную комиссию в течение трех дней после объявления результата экзамена.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Анкета-отзыв участника тренинга

        Тема тренинга: «Психологическая подготовка выпускников к ЕГЭ»

Ведущий:______________________________________________________

Дата проведения: «__»__________20__г.

Место проведения: ______________________

Уважаемый участник тренинга!

Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, касающихся прошедшего тренинга. Обведи ту оценку, которая соответствует вашему мнению.

  1. Насколько вы довольны в целом?

а) не доволен; б) не очень доволен; в) доволен; г) очень доволен.

  1. Насколько полезным для себя вы считает этот тренинг?

а) бесполезный; б) не очень полезный; в) полезный; г) очень полезный.

  1. Будете ли вы применять полученный опыт (знания) в жизненных ситуациях?

а) совсем нет; б) не уверен; в) буду; г) обязательно буду.

  1. Оцените степень тревоги и страхов по поводу экзамена до и после тренинга по 10-балльной шкале (обозначьте крестиком свои оценки)

До тренинга: 0_____________________5_______________________10

После тренинга: 0__________________5_______________________10

Вы можете добавить что-либо еще, если хотите:

_________________________________________________________________

Если хотите, распишитесь__________________________________________

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинговых занятий для учащихся 9,11 классов "Формула успеха". Психологическая подготовка к экзаменам.

Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологи...

ИГРА – ТРЕНИНГ на коллективное взаимодействие для старшеклассников «ФОРМУЛА УСПЕХА»

Цель: развитие эффективного межличностного общения, внутригруппового взаимодействия между подростками.Задачи:ü расширение положительного опыта взаимодействия с окружающими людьми в различных вид...

Программа тренинговых занятий для педагогов «Формула успеха»( психологическая поддержка стрессоустойчивости педагогов).

Автор-составитель Шрагина Е.Ю.Нормативные документы: Закон об образовании РФ № 273 от 01.09.2013 г.; ФГОС ООН, приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.09 г.; Приказ Минобрнауки РФ № 1008 от 29.08.13 г.Пр...

Занятие –тренинг для старшеклассников «Формула успеха»

Оказание психологической помощи обучающимся при подготовке и сдаче экзаменов....

Программа тренинговых занятий по психологической подготовке старшеклассников к ЕГЭ «Шаги к успеху»

  Программа тренинговых занятий по психологической подготовке старшеклассников к ЕГЭ «Шаги к успеху» предназначена для учащихся 11-х классов (16-18 лет). При разработке использовали програ...

Тренинговое занятие "ФОРМУЛА УСПЕХА"

Тема урока: «Формула успеха». (слайд 1)Цель: формирование внутренней позиции успешной личности.Задачи:- сформировать осознание понятия «успех»;- формирование успешной личности;- развить комм...

Программа тренинговых занятий "Готовимся к ЕГЭ: тренинг для старшеклассников"

Возможные трудности при сдаче ЕГЭ в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отс...