Тренинговое занятие "ФОРМУЛА УСПЕХА"
методическая разработка по психологии (10 класс) на тему

Доля Александра Евгеньевна

Тема урока: «Формула успеха». (слайд 1)

Цель: формирование внутренней позиции успешной личности.

Задачи:

- сформировать осознание понятия «успех»;

- формирование успешной личности;

- развить коммуникативные навыки;

- развить ассоциативное мышление учащихся;

- развить творческое мышление.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formula_uspeha.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМУЛА УСПЕХА

Тема урока: «Формула успеха».  (слайд 1)

Цель: формирование внутренней позиции успешной личности.

Задачи:

- сформировать осознание  понятия «успех»;

- формирование успешной личности;

- развить коммуникативные навыки;

- развить ассоциативное мышление учащихся;

- развить творческое мышление.

- Здравствуйте! Я рада приветствовать вас сегодня. Хочу пожелать вам крепкого здоровья, хорошего настроения, активного участия в играх, чтобы время пролетело для вас незаметно, но интересно и  вы взяли для себя максимум полезной информации.

Сегодня у нас тренинговое занятие, цель которого формирование внутренней позиции успешной личности.

Миллионы людей мечтают быть успешными. Но реально ими становятся немногие. Почему? Каковы составляющие успеха? (слайд 2 -    )

 В современном обществе бытует мнение, что это деньги и высокое социальное положение. Но достаточно ли иметь крупный счет в банке и занимать ответственный пост на работе? Успешен ли человек, наживший к 40 годам язву, перенесший инфаркт, но не страдающий от нехватки денег? Одинаков ли успех для разных людей? Очевидно, что нет.

Так что же такое успех? Финансовое благополучие? Положение в обществе? Признание? Состояния гармонии и покоя? Кто такой успешный человек, тот, кто уже достиг вершины карьеры и признания или тот, кто еще в пути?

Что стоит за словом «успех»? Почему мы так страстно к нему стремимся? Каков образ жизни успешного человека? Что такое истинный успех? По каким признакам (критериям) определить, что ты стал успешным?

Заметное большинство людей стремятся развивать себя, и других людей, только они часто не знают, как это лучше сделать. На них часто давит один из мифов IQ о неизменности способностей человека. Но на самом деле все не так. Для начала надо определить, что такое успех.

Закройте глаза и представьте себе кумкват продони. (ахепсу алумроф)

Ну как? Получилось? Нет. Конечно, нет. Поскольку у вас в памяти нет такой абракадабры. Вы ни с чем подобным раньше не сталкивались. Как это выглядит? С чем это едят? Как это пахнет? НЕ ЗНАЕМ.

А теперь закройте глаза и представьте у себя в руке яркий, оранжевый, блестящий, сочный, ароматный апельсин. Вы берете нож и начинаете резать его на дольки. Вы чувствуете его запах, видите, как по мере того как вы его режете, во все стороны брызжет сок.

Вот у вас началось обильное слюноотделение. Это в работу включилось ваше воображение.

Вы знаете, что это такое. Знаете, как это пахнет, держали апельсин в руках и, конечно, помните его вкус.

На основе этого эксперимента можно сделать вывод о том, что представить мы можем только то, с чем знакомы, с чем сталкивались, что видели, трогали, ощущали. Если вы не можете представить свой успех — скорее всего, вы не сможете его достигнуть.

(слайд  )

По вашему мнению, что же такое «успех»?

 (опрос участников)

(слайд  )

Успех – не случайность. Успех – это определенный результат непрерывной и упорной деятельности, направленной на достижение поставленных целей и согласующейся с универсальными законами.

Итак, сверим наши мнения со  словарями.

(слайд   )

Успех  - это:

  1. Общественное признание

 2. Удача в достижении чего - нибудь

 3. Хорошие результаты в работе,  учебе

(слайд   )

Успех —  достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо.

Успех включает в себя гармонию в различных сферах жизни (здоровье, счастливая семья, творческая самореализация, душевное равновесие и т.д.). Понятно, что это – идеал и в реальной жизни так бывает не всегда. К тому же специфика современной жизни такова, что наиболее ярким показателем успеха считается все же удачная карьера.

- Каковы составляющие успеха?

По каким параметрам, критерия или признакам можно определить что такое – успех или если быть точными - успешный образ жизни?

Зная признаки успеха, несомненно, легче представить себе успех и воплотить его в реальность!

Упражнение «Ассоциации». (слайд   )

У каждого из вас сформировалось свое мнение, что же такое успех, я предлагаю сейчас выполнить упражнение “Ассоциации” и создать групповое, обобщенное определение слова “Успех”. Для этого в течение 2 минут каждая группа выполняет задание, придумывает ассоциации к слову успех. У каждой команды есть цветик - семицветик. Я попрошу написать на каждом лепестке,  что такое успех в вашем понимании. Для 1 группы это будут имена существительные, для 2 – прилагательные, а для 3 – глаголы. Время пошло, начинаем работать.

ШЕРИНГ. Когда зачитаны все ассоциации, подводим к тому, что есть общие качества, которые способствуют достижению успеха.

Из этих качеств мы выводим формулу успеха (на доске записываем первые буквы слов – качеств:   Ц + В + С + О + СМ + З + Т = УСПЕХ

  1. Целеустремленность.

Наша жизнь всегда будет двигаться в направлении нашей самой сильной мысли. Движение к успеху начинается с детской мечты.  (слайд   )

Мечта – это цель, то к чему мы стремимся. Мы должны четко осознавать, чего же мы хотим. Цель, достичь которую мы можем своими силами. И обязательно необходимо желание достичь, воплотить свою мечту в жизнь! Нужно жить здесь и сейчас, сознавая, что каждый мой нынешний шаг приближает меня к моей мечте.

  1. Уверенность в себе. (слайд   )

Есть различные способы жизни. Стивен Кови (американский консультант по вопросам руководства, управления жизнью, преподаватель и консультант по организационному управлению. Известен как лектор и автор книги «Семь навыков высокоэффективных людей») разделил их на два вида. Можно жить проактивно, то есть имея свою четкую жизненную позицию, цели, планы и принципы. Можно жить реактивно, то есть постоянно реагируя на внешние влияния.  Человек проактивный – он как корабль, у которого есть собственные двигатели, капитан и карта пути к целям. Реактивный – он, как корабль без собственного двигателя, штурвала и карты путешествия.

Быть проактивным человеком – это первый навык высокоэффективных людей по системе доктора Стивена Кови.

В жизни Успешный человек может раскрыться сам, не втискиваясь в образы, которые будут нравиться окружающим и устраивать их. Успешный человек не надевает на себя масок, потому что он знает разницу между тем, чтобы казаться любящим и любить по-настоящему, казаться знающим и быть знающим. Он не возносится над другими, не считает себя лучше или хуже других, он независим и самодостаточен.

 Успешный человек — такой же, как и мы с вами, в его жизни тоже случаются неудачи и поражения. Его отличие лишь в том, что, несмотря на препятствия, Успешный человек не теряет главного — веры в себя.

ВЕРА – «ВОЛШЕБНАЯ ТАБЛЕТКА», ДАЮЩАЯ СИЛУ ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД  И ДОСТИГАТЬ СВОИХ ЦЕЛЕЙ.

Успешный человек не боится самостоятельно мыслить и применять свои знания.

Он умеет отделять факты от мнений и не претендует на знание ответов на все вопросы. Он прислушивается к мнению других, оценивает, что ему говорят, но приходит к своим заключениям и решениям, беря на себя ответственность за собственное решение и его последствия. Успешный человек может восхищаться и уважать других людей, но он никогда не зависит от них полностью, никогда не связан ими и никогда не испытывает унижения перед другими.

Критика со стороны других людей вовсе не созидает нас, а самокритика и подавно разрушает изнутри. Поэтому прошлый опыт результативнее воспринимать как урок жизни, из которого можно сделать определенные выводы, а не как палку, которой вы себя беспрестанно бьете. И наоборот: осознание того, что у вас хорошо получается и чего вы достигли, придает уверенность. А уверенность поможет вам мотивировать себя на успех.

Что свойственно уверенному в себе человеку?

Прежде всего, внутренняя свобода. Такой человек независим, он убежден, что он, как и всякий другой, уникален. Действительно, каждый из нас — единственный в своем роде. Но только тот, кто это действительно осознает, может чувствовать себя в нужные моменты выше чьей-то критики. Кроме того, уверенность в себе предполагает, что вы можете: отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым или эгоистичным; не обращать внимания на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям; открыто и искренне выражать свои чувства и мнения.

Уверенный в себе человек полагает:

— что его слова и действия верны не потому, что кто-то считает их верными, а потому, что они верны для него;

— что он сказал и сделал в данной ситуации именно то, что думал и хотел, он уверен в правильности своего выбора не потому, что его выбор одобрили другие, а потому, что его выбор устраивает его самого.

  1. Самостоятельность и готовность взять ответственность на себя.

ВОЗЬМИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА СЕБЯ.

Надо взять на себя 100% ответственности за свою жизнь и преодолеть страх выглядеть плохо в глазах других людей.

Мы живем в свободной стране, рабства давно уже нет и, каждый человек может

свободно делать то, что он хочет, хотя большинство делает то, что хотят другие. Странно,

не правда ли?

Порой бывает трудно что-то делать, для того чтобы изменить свою жизнь. Гораздо

проще говорить: «я этого не могу…», «сейчас такие обстоятельства…», «у меня нет того-

го….», «я это не умею…», «я не знаю….», «у меня двое детей…» и т.д. и т.д.

Большинство людей привыкли быть жертвами обстоятельств. И самое плохое то,

что это их устраивает. Звучит жестоко, но так оно и есть. Все, что происходит вокруг вас,

напрямую зависит только от вас самих. И пока вы будете думать как большинство – вы

будете жить как большинство. Самое сложное – осознать это.

(слайд ) психолог глазами окр

Вот так обычно окружающие люди представляют себе психолога. На самом деле это, конечно же, не так. Волшебную палочку нам в институте не выдают… Но сегодня я сыграю эту роль и помогу вам избавиться от ваших недостатком движением волшебной палочки.

Упражнение «Волшебная шкатулка» (хорошее в плохом «Х»)

        - Возьмите листочки и на каждом напишите по одному качеству, которое вам, как вы считаете, препятствует, не позволяет вам быть творческой, успешной, гармоничной личностью.

        - Готово. Сложите их, пожалуйста, в эту волшебную шкатулку. А сейчас, каждый из вас станет волшебником. Вы по очереди достаньте листочек из этой шкатулки, только не свой! Прочтите мысленно качество. У вас есть несколько минут чтобы обдумать, превратить это качество в полезное, доказать, что оно все-таки нужное, чему-то учит, помогает.

Мы постоянно обвиняем кого угодно, но только не себя. Виновато правительство и

президент, которые не думают о нас. Виноват инспектор ГИБДД, который спрятался в

кустах, в то время, когда мы «случайно» нарушили правила дорожного движения.

Виноват родитель маршрутного такси, который приехал не вовремя и мы простояли на

остановке полчаса в двадцатиградусный мороз (а мы даже расписания не знаем).

Виновен муж, который не убрал в квартире. Виновен начальник, который дает много

работы или не дал премии. Виновен…

За все, что с нами происходит – виноват кто-то другой?

ПОЧЕМУ ЛЮДИ ПЕРЕКЛАДЫВАЮТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА ДРУГИХ?

Так легче. Обвинил, и живи спокойно, ничего не делай. Стоп. Остановитесь.

Вы же хотите добиться успеха? Успешные люди так не делают. Они не жертвы обстоятельств. Они сами создают обстоятельства вокруг себя. Потому они успешные!

Если вы на самом деле хотите изменить свою жизнь - возьмите ответственность на себя. Поймите, что ВЫ, и только ВЫ, отвечаете за свою жизнь!!! Ни начальство, не обстоятельства, ни ваше окружение, ни жена-муж-сосед-не может влиять на вашу жизнь (если вы этого не хотите), а только ВЫ сами. А если они все-таки влияют – вы сами позволяете этому происходить. Возьмите ответственность за свою жизнь на себя. Хватит винить все, что видите. Сами решайте что делать, а что нет.

Ваша задача принять решение. Даже если вы НЕ приняли решение – вы, все равно, приняли решение НЕ ПРИНИМАТЬ решение. Вот такой каламбурчик.

Возьмите ответственность на себя. Хотите изменить свою жизнь? – сначала изменитесь сами.

Прямо сейчас, не откладывая, скажите себе: «Я и только Я отвечаю за свою жизнь и за все, что в ней происходит. Я беру полную, 100% ответственность за все, что происходит со мной. Я управляю своей жизнью самостоятельно».

Поздравляю! Вы сделали первый шаг на пути к успеху.

Успешные люди берут ответственность за свою жизнь на себя, они никого не обвиняют в неудачах, они строят свою жизнь сами.

Успешные люди умеют быть непосредственными. У них нет раз и навсегда предопределенного, жесткого образа действий, они могут менять свои планы, когда этого требуют обстоятельства.

  1. Умение стратегически мыслить.

Важно понимать, какие последствия могут иметь ваши действия не только завтра, но и через десять лет, чувствовать общие тенденции жизни в целом.

Маленький мальчик загадал желание: «Хочу, чтобы у меня каждый день был день рождения». Через два месяца он состарился и умер. 

  1. Внимательное отношение к своему здоровью.

 Отличная физическая форма способствует сохранению остроты разума и свежести восприятия.

  1. Стремление расширить свои возможности.

Успешные люди испытывают интерес к жизни и получают удовольствие от работы, игры, от общения с другими, от природы. Без чувства ложной скромности они радуются собственным достижениям. Без зависти радуются достижениям других. Только всесторонне развитая личность может быть творцом.

  1. Творческий подход.

Умение самостоятельно ставить перед собой и другими людьми творческие задачи и решать их.

Для достижения успеха недостаточно быть хорошим исполнителем – нужно уметь быть творцом.

        

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, способность человека порождать необычные идеи, оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.  Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Проявления творчества: быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям.

Условия актуализации: самообладание и уверенность в себе.

- Как можно развить у себя подобные качества? И можно ли?

Упражнение «Творческая жизнь»

Цель: обобщить представление частников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

Время: 7–15 минут

Материалы: бумага, ручки.

Процедура:

Участники объединяются в группки по 5-6 человек, получают задание: Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь», и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них ( т.е не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т.п).

Обсуждение: в группе разобрать все варианты.

Пример:

- Регулярно выполнять физические упражнения;

- Активизировать свое правое полушарие, отвечающее за креативность (писать левой рукой, чистить зубы и пр);

- Овладеть техникой медитации и релаксации;

- Ведите дневник, пишите рассказы, стихи, песни записывайте умные мысли;

- Расширяйте кругозор своих интересов и др.

Упражнение “Мысли мудрых” («МЗЛ»  мнение значимых людей)

На каждом столе лежит лист, на котором написано выражение известного человека об успехе и о путях его достижения. В течение 2-х минут обсудите данную фразу. Потом один представитель от каждой группы выскажет свое мнение.

Ц + В + С + О + СМ + З + Т + Х + МЗЛ = УСПЕХ

        Продолжаем поиски составляющих успеха.  К кому же приходит успех? И почему кого-то он удостаивает своим вниманием, а кто-то остается в стороне?

В нашей жизни, в окружающем нас мире, всегда есть подсказки по тому или иному случаю. Просто надо научиться их видеть, слышать, понимать, читать.

В психологии есть замечательные направления: БИБЛИОТЕРАПИЯ и СКАЗКОТЕРАПИЯ. БИБЛИО – в смысле книги, чтение литературных произведений. Т. е. все подсказки, рецепты, шпаргалки, так скажем, руководство к жизни, к успеху уже написано, стоит только  осознать, воспринять, сделать выводы и жить успешно!

Но т.к. литературные произведения особенно классику,  читают не все и произведения из курса школьной программы тоже некоторые не считают должным прочитывать полностью, не в сокращенном варианте или аннотации, то наиболее распространенным направлением психотерапии является сказкотерапия. Т.к. сказки каждый если не читал сам, то хотя бы слышал в детстве. Не даром говорят: «Сказка ложь, да в ней намек…»

В них действительно зашифрован определенный жизненный сценарий.

Упражнение «Сказочный успех»

        Материалы: колода метафорических карт по сказочным персонажам.

        Инструкция: достаньте карту. Подумайте, каков этот сказочный персонаж? Успешен он или нет? Какие черты его характера, способствовали тому, чего он достиг по сюжету сказки.

        Какой совет дает вам этот персонаж на вашем пути к успеху?

А сейчас взгляните, на рецепт успеха от мастера Шифу из мульфильма «Панда кунг – фу».

Мы  помним, что я сегодня Фея. Продолжаю творить волшебство. Взмах волшебной палочкой и сейчас вы тоже стали маленькими волшебниками.  

Упражнение «Лицензия на счастье»

        - Я предлагаю вам на этих листах написать то, что вы имеете право делать, чтобы счастливыми, что вы при этом можете чувствовать, о чем думать, как себя вести.

        - Заполнили? А теперь переверните свои листочки. Я вас поздравляю, вы только что  сами себе выдали лицензию на счастье.

И вот у нас вышла такая формула:

Ц + В + С + О + СМ + З + Т + Х + МЗЛ = УСПЕХ

        Желаю чтобы вы всегда просыпались, вставали в хорошем настроении. Будьте  счастливы и успешны.

ЛИЦЕНЗИЯ

НА

СЧАСТЬЕ

        ЛИЦЕНЗИЯ

НА

СЧАСТЬЕ

Фамилия имя отчество

_____________________________________________________________

Дата    _________________

Для того, чтобы чувствовать себя счастливым человеком, я  имею право

делать_____________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

При этом я имею право:

Чувствовать __________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Думать __________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Вести себя _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фамилия имя отчество

_____________________________________________________________

Дата    _________________

Для того, чтобы чувствовать себя счастливым человеком, я  имею право

делать_____________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

При этом я имею право:

Чувствовать __________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Думать __________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Вести себя _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинговых занятий для учащихся 9,11 классов "Формула успеха". Психологическая подготовка к экзаменам.

Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологи...

“СОЗДАНИЕ СРЕДЫ,ПОБУЖДАЮЩЕЙ К УСПЕХУ. МОТИВАЦИЯ УСПЕХА У ШКОЛЬНИКА”

   В последнее время всё чаще приходится сталкиваться с  нежеланием детей учиться. Вероятно, причины этого следует искать не только внутри школы, но и за её стенами. Вредные прив...

Исследовательская деятельность: от успеха учителя - к успеху ученика

Если Вы занимаетесь исследовательской деятельностью в области языкознания - ознакомьтесь с данным материалом....

Тренинговое занятие "Перспектива успеха"

  Проблема выбора профессии стара как мир. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, ...

Программа тренинговых занятий для педагогов «Формула успеха»( психологическая поддержка стрессоустойчивости педагогов).

Автор-составитель Шрагина Е.Ю.Нормативные документы: Закон об образовании РФ № 273 от 01.09.2013 г.; ФГОС ООН, приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.09 г.; Приказ Минобрнауки РФ № 1008 от 29.08.13 г.Пр...

Программа тренинговых занятий по психологической подготовке старшеклассников к ЕГЭ «Шаги к успеху»

  Программа тренинговых занятий по психологической подготовке старшеклассников к ЕГЭ «Шаги к успеху» предназначена для учащихся 11-х классов (16-18 лет). При разработке использовали програ...

Готовимся к ГИА и ЕГЭ: программа тренинговых занятий для старшеклассников «Формула успеха»

Цель и задачи программы: оказание психологической помощи обучающимся при подготовке и сдаче ГИА и ЕГЭ. ГИА и ЕГЭ имеют ряд особенностей, которые могут вызывать у выпускников разного плана трудности: п...