Разработка мероприятия, посвященная Дню Космонавтики
методическая разработка (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Цели мероприятия:
1.Образовательная: сформировать у в области покорения космоса, создать условия для развития у учащихся умения структурировать информацию; расширить кругозор учащихся, помочь учащимся проследить путь развития теоретического и практического изучения космического пространства;
2.Воспитательная: воспитать у учащихся стремление к получению знаний по физике и астрономии, поднять их интерес к космосу, космическим полетам, этапам освоения космоса, истории развития космонавтики, к профессии летчика-космонавта; воспитать такие свойства и особенности личности ученика как смекалка, сообразительность, память, мышление, развитие творческих способностей учащихся, содействовать развитию у детей умения общаться; воспитание у учащихся чувства патриотизма, гордости за отечественную науку о космосе и вклад соотечественников в развитие космонавтики.
Тип занятия: научно – познавательная конференция.
Методическое оснащение занятия: методическая разработка сценария, электронные презентации «12 апреля – День космонавтики», «Ю.А Гагарин – космонавт № 1» , «В. В. Терешкова», «Покорители космоса», «С.Е. Савицкая- первая женщина в открытом космосе», тематическая подборка песен и стихов.
Аппаратное и программное оснащение: ПК, Microsoft Power Point, мультимедийный проектор.
Ход занятия
I. Организационный момент:
- взаимное приветствие;
- проверка явки учащихся;
- объявления темы, целей и задач мероприятия;
- оглашение списка приглашенных на мероприятие.
II. Актуализация знаний учащихся (создание мотивации):
- вступительное слово преподавателя;
- выступления по названной теме учащихся, сопровождаемое показом слайдов на экране.
III. Этап закрепления знаний: предлагается ответить на вопросы викторины по теме, нарисовать стенгазеты, составить кроссворды, написать творческие работы, создать электронные презентации по теме « Космос и человек».
IV. Подведение итогов мероприятия, выводы.
(Участники конференции занимают свои места в актовом зале под музыку группы «Space» под названием «Волшебный полет»)
1 учащийся): (слайд №1,начало презентации) На протяжении всей своей истории человек стремился расширить границы своего мира. Сначала он начал осваивать водные пространства. Когда была открыта Америка и все острова и островки в океанах, человек начал осваиваться в воздушном пространстве. Может быть, одним из сильнейших побудительных мотивов было любопытство: человек хотел посмотреть, а что там, за границей известного и привычного мира? И когда человек поднялся в воздух, мир, в котором он до того обитал, перестал быть плоским, обрел третье измерение. И следующий шаг, шаг за пределы атмосферы, был просто неизбежен.
2 учащийся): (рассказывает стихотворение на фоне слайда №2)
Звёзды, звёзды, с давних пор
Приковали вы навеки
Человека жадный взор.
И в звериной шкуре сидя
Возле красного костра,
Неотрывно в купол синий
Мог глядеть он до утра.
И глядел в молчанье долгом
Человек в простор ночной -
То со страхом,
То с восторгом,
То с неясною мечтой.
И тогда с мечтою вместе
Сказка зрела на устах:
О загадочных созвездьях,
О неведомых мирах.
С той поры живут на небе,
Как в ночном краю чудес, -
Водолей,
Стрелец и Лебедь,
Лев, Пегас и Геркулес.
3 учащийся):
(слайды № 3,4,5)
О том, как люди мечтали подняться в небо, рассказывают нам древнегреческие мифы и различные легенды.
Среди греческих мифов есть один особенно прекрасный. В нем рассказывается об афинском изобретателе Дедале и его сыне Икаре. Царь Минос заключил Дедала и Икара в темницу. Однако Дедал сделал себе и сыну крылья из птичьих перьев, слепленных воском. На этих крыльях Дедал с Икаром улетели с острова. Но когда они пролетали над Эгейским морем, Икар, вопреки запрету отца, поднялся высоко к солнцу. Восхищенный красотой и сиянием Солнца, он поднялся выше, чем разрешил Дедал. От тепла мягкий воск растаял, и распадающиеся крылья уже не могли нести мальчика. Он упал в море. Зря пытался безутешный отец разыскать сына среди бурлящих волн. Имя Икара стало нарицательным. Теперь так называют человека пытливого, ищущего, смело идущего к успеху, поднимающегося над обыденностью жизни.
4 учащийся): Прошли сотни и сотни лет со дня изобретения первых ракет, понадобилась гигантская эволюция мысли и способностей человека, науки и техники, прежде чем мечты о полете в космические дали стали реальностью. На этом славном пути история вписала в летопись науки имена многих ученых, теоретиков и практиков разных стран и эпох. С именем Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) связано зарождение теоретических и практических основ аэродинамического полета в атмосфере. Николай Коперник (1473-1543 гг.) в своем знаменитом сочинении «Об обращениях небесных сфер» обосновал гелиоцентрическую систему мира.
(слайд № 6,7,8,9)
5 учащийся): До эпохи Галилея, когда Земля еще помещалась в центре мироздания, а о существовании планет и не подозревали. В 1610 г. ему вздумалось посмотреть через телескоп – а что там, в небе? Галилей увидел горы, долины и впадины на поверхности Луны, обнаружил, что блестящие точки на ночном небе, которые считались обычными звездами, – на самом деле планеты, подобные Земле, и у некоторых есть спутники. Это и перевернуло картину мира – оказалось, что Земля не одна, существуют и другие миры. ( слайд № 10)
Джордано Бруно высказал гипотезу о множественности обитаемых миров. И тогда стало понятно, что «необходимо нужно», как встарь говорили, лететь к этим мирам, разузнать, кто там живет и как. Эта мысль удивительно быстро приобрела популярность. Одно за другим стали появляться сочинения, посвященные космическим путешествиям. Не менее удивительно, что авторами этих сочинений были как ученые, так и священнослужители.
( слайд № 11)
Иоганн Кеплер (1571-1630 гг.) открыл законы движения небесных тел. Его труд «Гармония мира» (1619 г.) объединил теорию движения планет. Для осуществления полета Кеплер выбрал «божественные средства», но с удивительной прозорливостью предвидел такие обстоятельства, как опасность межпланетных полетов, невозможность существования жизни на Луне, возможность движения за счет притяжения Луны. ( слайд № 12)
6 учащийся): Английский епископ Ф. Годвин в 1638 г. опубликовал фантастический рассказ «Человек на Луне», в котором впервые описал состояние невесомости. В качестве движителя Годвин собирался использовать стаю фантастических лебедей, которые периодически летали на Луну. Лебеди летали со скоростью 280 км/час и достигали Луны за 12 дней. Кстати сказать, этот рассказ положил начало традиции космической утопии. Другой английский епископ, Дж. Уилкинс, впервые рассматривает проблемы жизнеобеспечения и возможные технические средства полета. Он считал, что возможно создать «летающую карету», и верил, что, поскольку кареты, хоть и не летающие, уже имелись в наличии, полет на Луну не является делом столь уж отдаленного будущего. Технические средства передвижения предлагаются самые разные: солнечная батарея-аэростат, комбинация магнитов, последовательно воспламеняющиеся пороховые ракеты.
7 учащийся): К этому времени человечество знало два способа передвижения: по воде с помощью весел и парусов и по земле на лошадях (или на верблюдах и слонах там, где они водились). А как лететь на Луну? Например, был предложен способ достижения Луны с помощью гигантской пружины, один конец которой прикреплен к земле, а на другом расположено сидение или кабина. Когда пружина распрямляется, ее свободный конец достигает поверхности Луны, и пассажир выходит на ее поверхность (1703). В это время было уже открыто статическое электричество, опыты и эксперименты с ним были в моде. Естественно, пытались приспособить и это новшество. В 1707 г. появилось описание космического корабля, который двигался при помощи «магнитной энергии», создаваемой парой янтарных шаров. Появились проекты кораблей, собранных из большого количества электростатических машин, которые уже были известны.
После 1783 г., когда братья Монгольфье совершили свой первый полет на тепловом воздушном шаре, все другие способы достижения Луны и планет были заброшены, и астронавты стали летать исключительно на воздушных шарах, причем полеты совершались, не только к Луне, но и к далеким планетам, например, к недавно открытому Урану. (слайд № 14) В начале XIX в. произошла забавная история: французский пиротехник Клод Руджиери для развлечения публики запустил на огромной ракете живого барана. Ракета поднялась на высоту около 200 м, а баран благополучно опустился на парашюте. Публика шумно выражала свои восторги, но никто не придал этому событию никакого значения. А между тем это был первый полет живого существа, пусть и барана, на ракете, но никто не догадался, что ракета – это и есть, то самое искомое техническое средство для межпланетных сообщений.
( слайд №14)
8 учащийся): Исаак Ньютон (1643-1727 гг.) сформулировал основные законы классической механики, создав тем самым научную базу для исследования реактивного движения. ( слайд №15) В воздух еще не поднялся первый самолет, когда появились первые попытки обосновать возможность применения ракеты для космических полетов. Наш русский механик-самоучка народоволец Николай Кибальчич (1854-1881 гг.), находясь в камере-одиночке, приговоренный к смертной казни, разработал «предварительную конструкцию ракетного самолета». Это было первое инженерное решение идеи космического полета. «Сила взрывов освободит человека от земного рабства, и силами взрывов человек когда-нибудь полетит к звездам», - писал Кибальчич. (слайд № 16,17)
9 учащийся): О проекте Кибальчича много говорили и писали в иностранных газетах, но он остался необнародованным.
Десятилетием позднее, в 1891 г., немецкий инженер Герман Гансвиндт опубликовал описание проекта ракетного космического корабля с вращающейся кабиной с целью создания в условиях невесомости искусственной силы тяжести для удобства экипажа. Проекты Кибальчича и Гансвиндта, не знавших иного ракетного двигателя, кроме порохового, были недостаточно разработаны теоретически и представляли собой лишь эскизные наброски.
И только великий сын нашей земли К.Э. Циолковский впервые научно соединил смелость человеческой фантазии и мудрость научного мышления. ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович (1857—1935) — русский советский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля; основоположник современной космонавтики. (слайд № 18)
10 учащийся ): Основные работы Циолковского после 1884 были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий. В 1892 Циолковский переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище. В этот период он обратился к новой и мало изученной области летательных аппаратов тяжелее воздуха. С 1896 Циолковский систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. Им впервые была решена задача посадки КА на поверхность планет, лишённых атмосферы. В 1926—29 Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет. Он рассмотрел (приближённо) влияние атмосферы на полёт ракеты, а также вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли. После Октябрьской революции 1917 Циолковский много и плодотворно работал над созданием теории полёта реактивных самолётов, изобрёл свою схему газотурбинного двигателя; в 1927 опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке. Много лет спустя, уже в советское время, в 1932 он разработал теорию полёта реактивных самолётов в стратосфере и схемы устройства самолётов для полёта с гиперзвуковыми скоростями. ( слайд № 19)
(слайды № 20, № 21)
12 учащийся): Ф.А.Цандер, Ю.В.Кондратюк, Н.А.Рынин и многие другие в СССР и за рубежом разрабатывали теорию межпланетных полетов, проектировали и строили двигатели на жидком топливе.
Ракета ФАУ-2 была по тому времени значительным достижением науки и техники. Обладая максимальной дальностью полета 300 км и высотой полета 190 км, ФАУ-2 явилась той основой, на базе которой в послевоенный период начались ракетные исследования в США. В период второй мировой войны (1939-1945 гг.) ракетное оружие широко применялось в боевых условиях. Успешное применение ракетного оружия Советской Армией в боях против японских милитаристов и немецко-фашистских захватчиков оказалось большой неожиданностью для немецких и американских военных специалистов, претендовавших на приоритет в этой области. Еще накануне второй мировой войны правящие круги фашистской Германии все исследования немецких ракетостроителей полностью подчинили военным целям. Однако только лишь к концу войны немцам удалось наладить производство ракетного оружия. В 1944 г. они подвергли обстрелу города Англии самолетами-снарядами ФАУ-1и баллистическими ракетами ФАУ-2.
(слайд № 22)
13 учащийся): В космос на реактивной тяге – эта гениальная идея К. Э. Циолковского стала реальностью благодаря конструкторскому таланту С. П. Королева. Имя Главного конструктора связано, прежде всего, с запусками первых искусственных спутников и полетами первых космонавтов. Осуществлению мечты о полете в космос посвятил свою жизнь С. П. Королев. Уже в 24 года он — талантливый авиаконструктор. На его планере впервые в мире выполнены мертвые петли. Грифом "впервые в стране и в мире" отмечено большинство его последующих изобретений. В 27 лет Королев увлекся идеями Циолковского. Вместе с коллегами-энтузиастами он создал и возглавил Группу изучения реактивного движения (ГИРД). В Москве, у Красных Ворот, в подвале дома номер 19 по Садово-Спасской улице, зарождались отечественное ракетостроение и космонавтика. Полет человека на Марс —мечтали сотрудники ГИРДа. ( слайд № 23) Семнадцатого августа 1933 года запущена первая советская ракета на жидком топливе, сконструированная М. К. Тихонравовым, соратником Королева. Этот день можно считать днем рождения отечественного ракетостроения и робким шагом к далекой цели. Через 27 лет, в 1960 году, началась практическая разработка межпланетного корабля. Но путь Королева к этой цели был тернист. Ему пришлось столкнуться с необоснованными обвинениями и арестом в 1938 году. Шесть лет он провел в лагерях и "шарашках" НКВД. В 1946 году, через два года после досрочного освобождения, ему, бывшему зэку, доверили решение главной задачи для обороны страны от ядерного нападения: Королева назначили главным конструктором баллистических ракет дальнего действия. Он блестяще справился с задачей. ( слайд № 24)
14 учащийся): Первая в мире межконтинентальная ракета с ядерным боезарядом, знаменитая "семерка" (Р-7), стала в то же время первой в мире космической ракетой, доставившей на околоземную орбиту и первый искусственный спутник Земли, и корабль с первым космонавтом — Юрием Гагариным. Ее модификации — "Спутник", "Луна", "Восток", "Молния", "Восход", "Союз" — обеспечили запуски более двух тысяч космических кораблей и аппаратов и по сей день исправно доставляют экипажи на околоземную орбиту. Советские спутники, межпланетные автоматические станции и космические корабли создавались в Особом конструкторском бюро (ОКБ-1) под руководством Королева, а проектировались в отделе № 9 под руководством Тихонравова. Накопив опыт, Королев решил вернуться к идеям Циолковского и сосредоточить усилия на межпланетном полете. ( слайд № 25)
И вот в год столетнего юбилея К.Э.Циолковского, 4 октября 1957 г., на орбиту был выведен первый советский искусственный спутник Земли. Это событие по праву считается началом космической эры.
(слайды № 26,27,28,29,30,31)
Достижения советской ракетной техники в послевоенный период получили мировое признание. Непревзойденным достижением нашего времени явились полеты трех советских космических ракет в сторону Луны (1959 г.), которые обогатили науку новыми данными. Непосредственными измерениями было установлено отсутствие вблизи Луны заметного магнитного поля и радиационных поясов. Полет третьей советской космической ракеты, обогнувшей Луну, дал возможность увидеть то, что, казалось, самой природой было скрыто навсегда от взоров людей.
(слайд № 32)
И вот наступил 1961 год, который навсегда останется в памяти всех народов и поколений. ( слайд № 33,34)
(звучит увертюра Г.Свиридова «Время, вперед!» ,на экране высвечивается картина звёздного неба, студентка исполняет танец с лентой)
15 учащийся)
Великий день! Низверглись небеса,
Для человека, занавес приподнят.
Все смотрят вдаль, рукой прикрыв глаза –
Открыт путь в космос человечеству сегодня.
«Восток» взлетел, оставлен Байконур,
«Поехали!..» в сердцах людей застыло,
Когда с улыбкой Он рукой махнул,
Когда корабль к звездам уносило.
Полёт апрельский небо озарил,
Рывок Земли в космические дали.
Гагарин первым подвиг совершил,
Приблизив то, о чем мы лишь мечтали.
Великий день! Не будет он забыт,
Лишь первый шаг в глубины мирозданья.
И подвига Отцов не умалит,
И не уменьшит временное пламя...
( показываем видеоролик «Первый полет человека в космос»)
16 учащийся): Каждый уголок земли русской имеет свою историю. Есть она и у села Клушина, где прошли детские годы первого космонавта Земли 9 марта 1934 года здесь родился Юрий Алексеевич Гагарин.
( слайд № 1 , презентация № 2 «Гагарин Ю.А.»)
Отец Гагарина Алексей Иванович Гагарин - сын смоленского крестьянина - бедняка. Образование у него было два класса церковноприходской школы. Но человек любознательный и много добился благодаря этому. В селе Клушино он слыл мастером на все руки. Он все умел делать в крестьянском хозяйстве, но больше всего плотничал, столярничал. Мать – Анна Тимофеевна так же в молодости не получила образования. Но она могла правильно ответить на любой вопрос детей. А детей в семье было четверо . В семье авторитет отца был непререкаем. Строгий, но справедливый, он преподал детям первые уроки дисциплины, уважения к старшим, любовь к труду. В год, когда Юра должен был пойти в школу, началась Великая Отечественная война. Наступил сентябрь, и Юра Гагарин вместе со сверстниками отправился в школу. Но фашисты оказались слишком близко. Как раз в этот день над селом Клушино пролетели 2 самолета с красными звездами на крыльях. Это были первые самолеты, которые пришлось увидеть Юре Гагарину. Один из самолетов был подбит и летчик едва тянул за болото. Самолет упал, а пилот удачно выпрыгнул. Все мальчишки побежали туда. Летчик расстегнул кожаную куртку, и Юра вместе с ребятами увидел ордена, блеснувшие на груди у летчика. Фронт приближался. Село Клушино долгое время было отрезано от всего мира.
17 учащийся)
Школу пришлось оставить. Вскоре отец ушел в армию. Брата Валентина и сестру Зою немцы угнали в Германию. Все ждали окончания войны. И вот как-то раз мать, пахнущая распаханной землей, обняла Юру, расцеловала и сказала: «Гитлеру капут, наши войска взяли Берлин». После двухлетнего перерыва Юра вернулся в школу. В пятый класс Юра пошел в другую школу. Там вступил в пионерскую организацию. В школе пионеры организовали технический кружок. Здесь впервые ребята вместе с Юрой сделали первую модель самолета. То-то было радости, когда эта модель взмыла в воздух и, набирая высоту, полетела. Окончив в Гжатске 6 классов, он всерьез подумывал о том, что надо получить рабочую квалификацию, поступить на завод, а затем уже продолжать образование. Юрий сдаёт вступительные экзамены на «отлично» в ремесленное училище сельскохозяйственных машин в Люберцах – московском пригороде, по специальности – металлург-литейщик. На Люберецком заводе учили специальности формовщика. Ремесленное училище Юрий окончил с отличием и был аттестован на 5-й разряд литейщика-формовщика. По окончании школы рабочей молодежи ему вручена похвальная грамота за отличные успехи и примерное поведение. Это давало ему право поступать в Саратовский техникум, (куда направило его училище), без экзаменов. Отделение Гагарин выбрал литейное.( слайд № 2, презентация № 2 «Ю.А.Гагарин»)
18 учащийся)
В новой робе вошёл он мальчишкой в литейку,
И застыл на мгновенье: там пламя и дым!
Звонко брызги металла из формы летели,
Как осколки единой огромной звезды.
С детских лет он познал: то пожнёшь, что посеешь.
…Льётся жидкий металл, раскалённый, как век!
Мастер хитро прищурился: - Нечто робеешь?
Привыкай… управляет огнём человек.
19 учащийся) В техникуме Юрию поручили сделать доклад о Константине Эдуардовиче Циолковском, его учении, о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях. Гагарин прочел много книг этой тематики. Позднее он вспоминал…«Циолковский перевернул мне душу, Это было посильнее Жюля Верна и Герберта Уэллса, да и других научных фантастов. Все сказанное ученым подтвердилось наукой и его собственными опытами… И, может быть, именно с этого дня у меня появилась неудержимая тяга в небо, в атмосферу, в космос». (слайд № 3 , презентация № 2 «Гагарин Ю.А.»)
В Саратове был аэроклуб, и 26 октября 1954 года Юрий Гагарин зачислен туда пилотом, согласно личному заявлению. В дипломе об окончании Саратовского техникума значатся 32 предмета, по 31 предмету у Гагарина - отличные оценки, (лишь одна четверка по психологии). Аэроклуб Гагарин окончил с оценками только «отлично». После экзаменов получил направление в Оренбургское авиационное училище, которое закончил в 1957 году и получил специальность военного летчика-истребителя. (слайд № 4 , презентация № 2 «Гагарин Ю.А.»)
К месту службы – истребительный авиационный полк Северного флота – младший лейтенант Юрий Гагарин прибыл с молодой женой Валентиной. Весной 1960 года Юрий Гагарин был включен в состав кандидатов в космонавты.
В семье Гагариных пополнение: родилась дочка Леночка. В марте 1961 года еще одно знаменательное событие: рождение второй дочери – Галины, и успешные испытания корабля с собакой и манекеном в пилотном кресле. В последних числах марта отряд космонавтов вылетел на космодром Байконур.
Первого космонавта выбирали наставники и государственная комиссия. Но за несколько дней до старта главный конструктор, Сергей Павлович Королев, предложил будущим космонавтам самим выбрать первого и аргументировать свой выбор. Мнения комиссии и пилотов совпали - почти все предложили послать Гагарина. А что было написано в листке самого Юрия? По его мнению, первым должен лететь Павел Беляев. «Он настоящий человек, с него можно брать пример. Нам, молодым, ещё многому надо учиться у него. Он успел даже повоевать на фронте. Я думаю, что и мы успеем слетать в космос. Я очень хочу слетать! Страстно! Хочу и надеюсь, что нас не будут долго задерживать на Земле!»
20 учащийся )
ОДИН ЗА ВСЕХ...
Разноголосый, шумный, необъятный,
Своими жил заботами эфир.
И грома реактивного раскаты –
ГАГАРИН! – не гремели на весь мир.
А он к ракете шёл. Вдруг оглянулся,
Чтоб улыбнуться всем, кто провожал.
К плечу,- на счастье,- кто-то прикоснулся,
А кто-то руку от души пожал.
Все шло обычно, как на тренировке,
И необычным станет все потом,
Когда ракету оторвёт от кромки
Огня кинжальный, реактивный гром!
На Германа взглянул он, как на брата,
На верного дублёра своего.
И провожавшим выкрикнул: - Ребята!
Один за всех и все за одного…
(слайд № 5 , презентация № 2 «Гагарин Ю.А.»)
(видеоролик «Первый полёт человека в космос»)
21 учащийся) Сообщение ТАСС
12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль – Спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич.
Сообщение ТАСС
После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета 12 апреля 1961 года в 10 часов 55 минут московского времени советский корабль «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза.
Через день Космонавта №1 встречала Москва. Когда он появился на трибуне Мавзолея, восторженный рев толпы покатился над Красной площадью… Так первого космонавта встречали везде. Юрий Алексеевич сначала облетел, а затем объехал весь земной шар. (слайд № 6 , презентация № 2 «Гагарин Ю.А.»)
22 учащийся)
Когда на землю он вернулся,
Закончив звёздные дела,
Так белозубо улыбнулся,
Улыбка так была тепла!
В ней только доброта сила,
Ни капли превосходства нет.
Как будто роща излучила
Берёзовый озёрный свет.
Она объединила мудро
Движенье воли и ума.
Так солнечным морозным утром,
Смеётся русская зима.
Она, как чудо, нам открылась,
И был таков её размах,
Такая искренность искрилась,
В чуть-чуть прищуренных глазах!
Нам с ней легко в пути великом,
Душе теплей в её тепле.
Да, без гагаринской улыбки
Темнее б было на земле!
(слайды № 7,8,9 , презентация № 2 «Гагарин Ю.А.»)
23 учащийся) Космический полет Юрия Гагарина - это великая победа человека над силами природы, огромное завоевание науки и техники, торжество человеческого разума. Этим полетом положено начало проникновению человека за пределы Земли.(слайды № 10,11,презентация № 2 «Гагарин Ю.А.»)
( показываем видеоролик « Знаете, каким он парнем был?»)
(начало презентации «В.В.Терешкова- первая женщина-космонавт»)
Следующий второй орбитальный полет – это был полет Г. С. Титова, который продолжался более суток. В ходе этого полета выяснялось влияние на человеческий организм длительного пребывания в космосе. Титову первым пришлось столкнуться со "спутниковой болезнью" - когда человека начинает "укачивать" в невесомости. Сейчас известно, что эти симптомы появляются в первые дни полета и вызваны адаптацией организма к невесомости, но тогда это, вызвало большие опасения, и были разработаны специальные методы тренировки вестибулярного аппарата космонавтов. В августе 1962г. над планетой оказалось сразу два корабля "Восток-3", пилотируемый А. Г. Николаевым и стартовавший днем позже "Восток-4" пилотируемый П. А. Поповичем. Корабли летели на небольшом удалении, так что космонавты могли ,видеть корабли друг друга и между ним была установлена двусторонняя связь. Впервые изображение космонавта в кабине во время полета было передано по центральному телевидению. Космонавты провели в космосе четверо и трое суток соответственно.
24 учащийся)
В следующем году мы решили доказать всему миру, что каждая кухарка у нас не только умеет управлять государством, но и космическим кораблем. Еще в 1961г. в отряд космонавтов были набраны женщины. А в июне 1963г. на корабле "Восток -6" совершила полет бывшая работница текстильной промышленности и парашютист- любитель В. Н. Терешкова. Она совершила совместный полет с В. Ф. Быковским, находившемся в выведенном в космос двумя днями ранее "Востоке-5". После трехдневного группового полета космонавты благополучно приземлились, и Терешкова стала, таким образом, первой женщиной космонавтом. ( презентация № 4 «В.В Терешкова») В июне 1963 года о русской "Чайке" (позывной Терешковой) узнали во всех уголках планеты. Судьба простой девушки из крестьянской семьи, которая после окончания вечерней школы рабочей молодежи трудилась на ткацкой фабрике, а потом взлетела к звездам, стала "легендой о космической Золушке". Еще во время работы и заочной учебы в техникуме Валентина увлеклась небом - занимаясь в местном аэроклубе, она совершила 163 прыжка с парашютом. Однако девушке хотелось летать - и она добилась зачисления в первый женский отряд космонавтов, где ее, в частности, научили управлять самолетом.
25 учащийся )
"Нагрузка у женской группы из 5 человек была больше, чем у мужчин", - вспоминает Терешкова, уточняя, что вообще система подготовки в те годы была слишком жесткой. Но у всех "была одна сумасшедшая идея - во что бы то ни стало безукоризненно пройти подготовку и слетать". Мечта Терешковой осуществилась, однако космический полет, сделавший ее всемирно известной, едва не закончился трагедией. 14 июня 1963 года ракета вынесла на орбиту "Восток-5" с Валерием Быковским. Через день вслед за ним на "Востоке-6" планировали запустить Терешкову. Старт прошел без проблем. А вот о том, что произошло с кораблем после выхода на орбиту, Валентина Владимировна на днях рассказала впервые. "В автоматической программе корабля была допущена неточность: он был сориентирован так, что, вместо того чтобы спускаться, напротив, поднимал орбиту. Я не приближалась к Земле, а с каждым витком от нее удалялась" - сказала Валентина Терешкова в интервью "Комсомольской правде". Об этом Терешкова доложила Королеву. Только на второй день в систему заложили новые данные, и орбита стала выправляться. "Сергей Павлович попросил меня об этом не рассказывать. Вот я и хранила тайну десятки лет, - бесхитростно объяснила Валентина Владимировна. - А сейчас об этом появились сообщения, так что и я могу говорить свободно".
(исполняется песня « 14 мин», одновременно на экране показывается видеоролик «Международная космическая станция»)
(начало презентации «Советские космонавты»)
26 учащийся) В октябре 1964г. новая ракета носитель "Союз" (построенная на базе все той же Р-7) вывела на орбиту корабль "Восход", на котором впервые в мире находилось сразу три космонавта: командир В. М. Комаров, космонавт-исследователь К. П. Феоктистов и врач Б. Б. Егоров. Впервые космонавты летели без скафандров (иначе, наверное, и не поместились бы в тесную кабину), на корабле появился резервный тормозной двигатель и система мягкой посадки (катапультировать троих было бы проблематично) Пробыв в космосе сутки, корабль благополучно приземлился. Примечательно, что в тот год наблюдалось некое затишье - это был единственный пилотируемый полет (с обеих сторон).
27 учащийся) ( слайд № 2) В марте 1965г. стартовал "Восход-2 " с П. И. Беляевым и А. А. Леоновым на борту. На корабле была оборудована раздвижная шлюзовая камера для выхода в открытый космос, который и был успешно осуществлен Леоновым. В свободном пространстве он пробыл 12 мин. и при этом удалялся от корабля на расстояние до 5м. При возвращении в корабль, правда, возникли проблемы - скафандр, раздуло от внутреннего давления он не пролезал в люк, к счастью космонавт догадался сбросить давление и благополучно вернулся в корабль. При возвращении на Землю также возникла непредвиденная ситуация - вышла из строя автоматическая система управления посадкой и космонавты впервые на ручном управлении. Спуск прошел успешно, но корабль опустился не в заданном районе, и экипаж долго не могли найти.
28 учащийся)( слайд № 3,4,5,6) В 1967г. 23 апреля в космос отправился новый корабль "Союз", пилотируемый Комаровым. К сожалению, старта нового корабля не увидел Главный конструктор С. П. Королев - в январе 1966г. он скоропостижно скончался в возрасте 59 лет. "Союз" был рассчитан на трех человек и состоял из трех отсеков: приборного, в котором находился двигатель и запас горючего для маневрирования и посадки; спускаемого аппарата, в котором экипаж находился при старте, и в котором возвращался на землю; и орбитального отсек, который был предназначен для поведения различных экспериментов в космосе и при необходимости мог служить шлюзовой камерой для выхода в открытый космос. Корабль был снабжен системой стыковки, которая позволяла составлять из двух "Союзов" орбитальную станцию. Следующим за полетом человека шагом в освоении космоса должно было стать создание долговременной пилотируемой орбитальной станции. Для исследований в этом направлении и были предназначены корабли серии "Союз". Первый полет "Союза" завершился первой космической трагедией - во время спуска в атмосфере не сработала парашютная система и спускаемый аппарат с космонавтом буквально расплющило ударом о землю. Комаров стал первым космонавтом, погибшем в полете. Разбор причин аварии затянулся и второй полет "Союза" состоялся лишь полтора года спустя. Своеобразным утешение для нас могло служить то, что у американцев дела с "Аполлоном" тоже не клеились - в том же году во время наземных испытаний возник пожар на корабле и погибло трое астронавтов. После неудачи с первым "Союзом" в октябре 1968г. был запущен ряд беспилотных кораблей, а затем беспилотный "Союз-2", а трое суток спустя "Союз-3", пилотируемый Г. Т. Береговым. (Следует отметить, что с тех пор каждый новый корабль запускался у нас сначала в беспилотном варианте.). На орбите космонавт осуществлял сближение с беспилотным кораблем и проверял работу бортовых систем. Через трое суток после старта спускаемый аппарат "Союза-2" приземлился, а два дня спустя благополучно сел и Береговой. В январе 1969г. произошло знаменательное событие - с космодрома Байконур с интервалом в сутки стартовали "Союз-4" (В. А. Шаталов) и "Союз-5"(Б. В. Волынов, А. С. Елисеев, Е. В. Хрунов). На орбите корабли состыковались (!) и образовали первую орбитальную станцию - прообраз будущих орбитальных комплексов (по которым наша страна до сих пор удерживает первое место в мире). Елисеев и Хрунов совершили переход из корабля в корабль, правда довольно странным образом - через открытый космос. В официальных документах сказано, что так и планировалось, но по этому поводу большие сомнения, возможно, такое решение было принято из-за того, что не была обеспечена герметичность перехода.
29 учащийся) В октябре того же года была запущена целая эскадра из трех кораблей - с интервалом в сутки были выведены "Союз-6", "Союз-7" и "Союз-8", которые совершили совместный полет, взаимные маневрирования и сближения. На "Союзе-6" впервые были проведены эксперименты по сварке, резке и обработке материалов в космосе. Пока длительность полетов у нас не превышала пяти суток а для серьезной работы на орбитальных станциях ( и, в перспективе, для межпланетных полетов), требовалось гораздо больше. Работы по продлению сроков полета уже велись, так, был запущен биоспутник с двумя собаками на борту. которые провели в космосе 22 дня, проводилась серия наземных экспериментов по моделированию невесомости. В июне 1970 г. состоялся первый долговременный полет - А. Г. Николаев и В. И. Севастьянов пробыли в космосе почти 18 суток и благополучно вернулись на землю. Сейчас это звучит смешно, но тогда их называли "космическими долгожителями", ведь влияние невесомости на организм человека было еще плохо изучено и такой полет требовал изрядной доли мужества. ( показываем видеоролик « Новости из невесомости»)
(идет автоматическое представление презентации «Советские покорители космоса» под песню «Как нас Юра в полет провожал»)
25 июля 1984 года, впервые в истории человечества в открытый космос вышла женщина. Наша, советская, русская – Светлана Савицкая. (презентация № 5 «Светлана Савицкая»)
30 учащийся) Её «звёздные» 3 часа 35 минут вошли в историю. И навсегда открыли дорогу в небо прекрасной половине человечества. Её именем названа малая планета: № 4118 (Света).Тогда в защиту женщин в космосе выступил выдающийся ученый в области ракетно-космической техники, один из пионеров космонавтики академик Валентин Глушко. Его Светлана Савицкая вспоминает с особой теплотой. Во многом благодаря заслуге Валентина Петровича Глушко в СССР все же появилась женская космическая программа – почти через два десятилетия после полета Терешковой. Свой первый полет в космос Светлана Савицкая совершала с 19 по 27 августа 1982 года. В качестве космонавта-исследователя КК Союз Т-7 / Союз Т-5 и станции ДОС Салют-7. Её «звёздными» коллегами в этом полете стали Леонид Попов и Александр Серебров. В космосе Светлана Савицкая провела тогда чуть менее 8 часов. «После этого полета уже ни у кого не было никаких вопросов. Никто не говорил, что космонавтика – не женское занятие». «А почему бы женщинам не сделать выход в открытый космос?».С этой идеей она отправилась к руководителю советской космической программы. Тогда Валентин Глушко ушел от этого разговора. И порекомендовал пока не поднимать этот вопрос. Мотивировал тем, что работа за бортом тяжела физически.
31 учащийся) Тем не менее, уже в августе 1983 года Светлана Савицкая рассматривалась как главный кандидат, чтобы оставить «женский след» в открытом космосе. Для выхода Савицкой думали сшить новый выходной «женский» скафандр. Но новой экипировки не понадобилось. Космонавтке подошел стандартный «Орлан». Времени на подготовку давалось менее года. Савицкая рассказывает, что перед этим полетом тщательно готовили здоровье. Команда КК Союз Т-12 состояла из бортинженера Светланы Савицкой, командира корабля и опытного космонавта Владимира Джанибекова и летчика-испытателя Игоря Волка. 25 июля 1984 года капитан Джанибеков и бортинженер Савицкая совершили выход в открытый космос для испытания новой уникальной разработки наших ученых – электронно-лучевой пушки, аппарата для сварки в открытом космосе. «Мы попеременно находились за бортом станции три с четвертью часа. Это около двух витков «свет – тень». В тени не работали, прибор требовал максимальной точности. В принципе, скафандр позволял провести в открытом космосе до шести часов». Испытательные работы группа закончила даже на несколько минут раньше отведенного на эксперимент времени. 29 июля 1984 года команда КК Союз Т-12 удачно приземлилась. Все поставленные задачи были выполнены. Никаких внештатных ситуаций не произошло. ( исполняется песня «Трава у дома»)
32 учащийся)
Есть такая профессия.
Божидар Божилов (НБР), перевод Виктора Виноградова.
Двадцатый век, к галактикам взлетая,
Несет нам всем торжественную весть:
Есть космонавт – профессия такая,
Уже такая должность в мире есть.
Знакомый плохо с картою небесной,
И я в тот день ошибки не избег –
Смотрите все: - уже портрет над бездной
Не мертвая звезда, а человек!
Такая должность и такое право:
Он первым ищет путь к мирам иным.
Он трудится!
Не почести и слава,
А долг и верность управляют им.
Песнь спутников, что в тихом
Звездном звоне
Гремит, и величава и проста,
Он завтра примет в твердые ладони,
Он прояснит неясные места,
О том, что видел, даст отчет народу
Он,
Мягкий взор, поднявший к небесам,
Где светлых звезд мерцают хороводы,
Где он звездой сиял недавно сам.
( исполняется заключительная песня « Я возьму этот большой мир»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивное мероприятие, посвященное Дню космонавтики «В космос … на ковре – самолете»
Спортивное мероприятие, посвященное Дню космонавтики «В космос … на ковре – самолете» На мой взгляд, любые внеклассные мероприятия должны проходить вне классного кабинета. В зависимости от тематики ме...
Внеклассное мероприятие посвященное дню космонавтики
"Ю.А. Гагарин - герой нашего времени"...
Мероприятие, посвященное Дню Космонавтики
Мероприятие сформирует представление об освоении космического пространства.Дети узнают о космосе, о героях космонавтах.Изучат поведение различных растений и животных в состоянии невесомости....
Мероприятие, посвященное Дню Космонавтики
Мероприятие посвященное Дню космонавтики для учащихся 5-11 классов. Презентация к мероприятию: "Страна, открывшая путь в космос"....
Внеклассное мероприятие посвященное Дню космонавтики
Внеклассное мероприятие в форме игры "Звездный час"...
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного дню космонавтики «Долетим мы до самого Солнца»
Сегодня в России славный праздник. 50 лет назад человек, преодолев земное притяжение, взмыл в космос и дал старт новой – космической – эре. Трудно представить, что всего 50 лет прошло с тех пор. Сегод...
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню космонавтики «12 апреля – День космонавтики»
Цель: расширить представления школьников о космосе, космонавтике.Задачи:1. напомнить и углубить знания об истории космонавтики.2. способствовать воспитанию уважения к людям, посвятившим свою жизн...