«Мы верную память храним»
классный час (5 класс) на тему

Классный час,  посвященный годовщине Победы в Великой Отечественной войне

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_vernuyu_pamyat_hranim.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час,  посвященный годовщине Победы в Великой Отечественной войне

«Мы верную память храним»

Цель:

показать учащимся подвиг их сверстников в годы Великой Отечественной войны,

воспитать чувство патриотизма, любви к Родине на примере детей - героев,

воспитать уважение к памяти людей, боровшихся с фашизмом.

Оформление:

 на стенах актового зала плакаты с описанием подвигов героев – пионеров,

мультимедийная презентация «Хоть война не детское дело…»

Слово учителя.

Юные погибшие герои,

Юными остались вы для нас.

Мы – напоминание живое,

Что Отчизна не забыла вас.

Жизнь иль смерть – и нету середины.

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Сколько вас, веселых и влюбленных,

По родной земле погребено?!

Вы сегодня в легком шуме кленов,

Тихо постучавшихся в окно…

…Во многих войнах пришлось участвовать нашей России, но такой страшной, тяжелой, кровопролитной, как война 1941-1945 гг. – не было. Эта война была особой, речь шла о жизни и смерти всего советского народа. Поэтому в войне участвовали все. И даже дети.

 До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
   ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.
           Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, матерями и сестрами.   Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич.

И ни на миг не дрогнули юные сердца!

Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

Многие ребята становились партизанами. Они принимали вид нищих – попрошаек и ходили по селам, городам просили милостыню, а глаза их считали фашистов, их машины, танки, цистерны, вагоны и все эти сведения передавали партизанам и подпольщикам. Благодаря этим данным очень много орудий, составов и живой силы не досчитались фашисты на фронте.

В хаосе бомбежек, артиллерийских обстрелов, взрывов бомб и пожарищ, дети со слезинками на глазах жалобно смотрели в лица взрослых в надежде отыскать своих потерянных родителей. Не всем это удавалось, и сироты войны бродили по горящей, обугленной земле, пока не встречали военных дядей,  в вещевых мешках которых находились сухарики и забытые на вкус кусочки сахара. А еще им казалось, что глаза этих дядь -  внимательные и понимающие, как у отца. Бывало, так они и роднились. А в списках личного состава полков Красной Армии, кораблей Военно-Морского флота и партизанских отрядов появлялись юные участники, названные впоследствии сыновьями и дочерьми полка, где и проходило их детство. Следовательно, их первой наукой, первой профессией стали – защита Родины. В частях их еще называли по-своему: братишка, дочка, воспитанник. На фронте все они по возможности, наравне со взрослыми, делали свое солдатское дело. Красноармейцы и командиры оберегали их, как могли. Хотя на переднем крае безопасных мест не было. И вражеские пули, осколки авиабомб, снарядов, гранат возрастом солдат не интересовались и убивали всех, без разбору. И детей, которым жить и жить - тоже.

Четыре юных партизана получили звания Герой Советского Союза, к сожалению, посмертно.

Рассказ ученика.

 Леня Голиков. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Рассказ ученицы.

Марат Казей стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...

Рассказ ученика.

Валя Котик. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
 Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...

Рассказ ученицы.

Зина Портнова. В Оболи Витебской области была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину Портнову избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

Слово учителя.

К сожалению, они не дожили до Победы. Но память об этих отважных  и бесстрашных ребятах сохранилась в памяти людей. Им посвящены документальные и художественные книги, поставлены памятники во многих городах и селах страны, открыты музеи, посвященные этим юным героям.

Но воевали дети не только на фронтах войны, но и в тылу.

Ученица читает стихотворение.

Мы, конечно, в атаки не шли,
И фашистов, увы, не бомбили,
Но и мы свою лепту внесли
В дело славной победы над ними.
Кто-то стал тогда сыном полка,
Не в последних рядах воевал,
А другой, потерявший отца,
Младших братьев, сестер опекал.
У станка засыпал мальчуган,
Просыпался, глаза протирал,
И работу свою продолжал...

                           Татьяна Шишова

Кто мог оказать помощь юным солдатам в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны? Кто их обувал, одевал, кормил и снабжал вооружением для борьбы с врагом? Эта помощь оказывалась такими же юными рабочими – мальчиками и девочками, которые вместе со взрослыми работали слесарями, токарями, фрезеровщиками без выходных дней и отпусков.. В тылу они проявляли  чудеса трудового героизма, выполняя задание для фронтов Великой Отечественной войны.

Дети, оставшиеся в тылу в годы войны, начинали свой трудовой путь в раннем возрасте. Их трудовая деятельность явилась замечательным примером  беззаветного служения Родине, своему народу. Они честно выполнили свой долг тружеников тыла военного времени, сделали все возможное вместе со взрослыми для обеспечения фронта всем необходимым.

В годы войны по всей стране на заводах и фабриках молодежь работала с большим напряжением, выполняя специальные заказы для фронта, все для Победы!

 Жили впроголодь, но продолжали учиться и работать. Если до станка не доставали, ставили под ноги специальные скамеечки, подставки.

Тысячи и тысячи детей войны получили награды за военные заслуги и за работу в тылу.

Но еще об одной девочке я хочу вам сейчас рассказать.

Ученик читает стихотворение.

Таня Савичева

На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца -
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет
Души и сердца.
Это - всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник,-
Время
Возвышает
Образ Тани
И её доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.
В каждом слове - ёмкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе...
Это смертный приговор убийцам
В тишине Нюрнбергского суда.
Это - боль, которая клубится.
Это - сердце, что летит сюда...
Время удлиняет расстоянья
Между всеми нами и тобой.
Встань пред миром, Савичева Таня,
Со своей
Немыслимой судьбой!
Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно
Шествует она,
Пусть живёт, не ведая старенья,
И гласит
Про наши времена!                              

С. Смирнов

Рассказ учителя.

В 1930 году 23 января  родилась девочка Таня. Таня Савичева. Когда началась война, ей было 11 лет. К тому времени они жили в Ленинграде (нынешний Санкт- Петербург). Осенью 1941 года Таня пошла в четвертый класс, но зимой 1942 года учебу прекратили, так как в городе не было света и тепла. Наступил голод. Город оказался в кольце блокады, был окружен со всех сторон.

У Тани старший брат и старшая сестра уже работали, жили отдельно. Таня жила с бабушкой, мамой и братом с сестрой. Этажом выше жили два брата отца. В декабре 1941 года от истощения и болезни умирает старшая сестра Тани Женя. Таня берет дневник сестры Нины и под буквой Ж записывает «Женя умерла 28 декабря в 12.50 минут утра 1941 г.» и так записывает всех умерших Савичевых. А когда не стало мамы, Таня не пишет слово «умерла».  Оставшись одна, Таня идет к тетё. Но спустя некоторое время Таня оказывается в детском доме и в 1943 году эвакуируется на Большую землю. Но летом 1944 года Таня умирает от туберкулеза. А дневник ее остается как самое тяжелое свидетельство войны, как самое тяжкое обвинение фашизму.

Играют дети в войну…

Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!

Мы пушки сохраним, чтоб дать салют,
Стволы их станут трубами органа,
И в дружном хоре голоса сольют
Под мирным небом в песне мира страны!

Чтоб без войны все в мире жить могли,
Пусть льдины злобы и вражды растают!
Дружить давайте, дети всей земли!
Пусть наша дружба с нами вырастает!

Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна
И как огонь с водой
Несовместимы,
Несовместимы
Дети и война!

На этой грустной ноте мы закончим наш классный час. Я надеюсь, что вы будете помнить о ваших сверстниках, не пощадивших жизни ради свободы своей Родины, ради будущего. Мира вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно – музыкальная композиция «Светлую память храня…..», посвященная Дню Победы

Литературно – музыкальная композиция  «Светлую память храня…..», посвященная Дню ПобедыЦель: ...

"Далекому подвигу память храня!.."

Вечер встречи с афганцами...

Мы верную память храним.

Классный час, посвященный 70-летию Победы. 5 класс...

Акция «Ту память хранят обелиски»

Формировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию; развивать интерес и ценностное отношение к истории своего района,  страны; воспитывать гуманное отношение к людям старшего поко...

Музыкально-поэтическая композиция "Память хранят живые"

Музыкально-поэтическая композиция "Память хранят живые" познакомит учащихся 5-11 классов с песнями и стихами о Великой Отечественной войне...

Вечную память храним в наших сердцах.

Война отняла у моей мамы папу, а я ни когда не увидела своего дедушку Еникеева Якуба Юсуповича 1905 г.р.  Мамина семья была многодетной. Дедушка целыми днями работал бригадиром грузчиком в райпот...

Исследовательская работа «Память храня» в рамках реализации акции «Восстановление духовно – исторической памяти»

В облике всех провинциальных городов есть что–то неповторимое, своеобразное. Кирсанов не исключение в этом смысле. Милые сердцу тихие улицы, старинные здания, исторические памятники напоминают н...