Мы верную память храним.
классный час (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Классный час посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне
« Мы память верную храним!»
Цель: патриотическое воспитание молодого поколения
Задачи:
- формировать ценностное отношение у детей к Отечественной истории;
- формировать эмоционально-отзывчивую личность ребенка;
- воспитывать уважение к старшему поколению;
- способствовать формированию у детей таких важных понятий, как «Родина», «патриот», «подвиг»;
- способствовать формированию чувства гордости за свой народ, за свою Родину, уважения к её свершениям и достойным людям;
- развивать и углублять знания об истории родного края;
- формировать исследовательские навыки, умения самостоятельно добывать новую информацию.
Ход образовательной деятельности.
Учитель 1: Доброе утро. Сегодня в рамках празднования 70 летия дня Победы мы проводим очередной классный час « Мы память верную храним!» На нашем мероприятии присутствуют гость - главный специалист Управления образования г.Горно-Алтайска Диваев Сергей Григорьевич. Давайте поприветствуем нашего гостя и предоставим ему слово.
Учитель : Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война – история:
Поклонимся великим тем годам.
Тем самым командирам и бойцам.
И маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мертвым и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья!
Всем миром, всем народом, всей землей,
Поклонимся за тот великий бой…
Вспомним страницы истории.
1. Гарнизон Брестской крепости, первым приняв на себя удар гитлеровских войск в июне 1941 года, оказал ожесточенное сопротивление. В то время как немцы продвинулись далеко на восток, бои в крепости продолжались больше месяца. (видео)
2. 900 дней блокады города Ленинграда. (8 сентября 1941 — 27 января 1944)
Дневник Тани Савичевой. Двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева начала вести свой дневник во время блокады, в нем всего 9 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.
Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия — трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь последнюю запись цепенеешь:
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом — стена с барельефом девочки и страничками из ее дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре блокадной «Дороги Жизни».
3. В 1941 году немцы осадили черноморский порт Севастополь. Более семи месяцев длилась осада.. Беззаветный героизм севастопольцев в течение 250 дней обороны города, их мужество и самоотверженность вдохновляли и тех, кто боролся на фронтах войны, и тружеников тыла на новые подвиги во имя священной победы. В честь подвига защитников Севастополя во Великой Отечественной войне сооружен Мемориальный комплекс "Сапун-гора"
4. Во время Сталинградской битвы осенью 1942 — зимой 1943 года город был превращен в руины. В ноябре 1942 года произошел коренной перелом, советские войска перешли в наступление. В результате под Сталинградом были окружены 22 немецкие дивизии.
5. Летом 1943 года под Курском произошло крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны, в котором гитлеровцы потеряли около 350 танков и 3,5 тыс убитыми. Под ударами Красной Армии немецкие части стали отходить к границам Советского Союза.
6. Весной 1945 года советские и союзнические войска вступили на территорию Германии. Началась завершающая Берлинская операция, в которой советскими войсками командовал маршал Г. К. Жуков.
7. 30 апреля 1945 года Советские бойцы-разведчики М. Егоров и М. Кантария водрузили Знамя победы над Рейхстагом в Берлине. 9 мая 1945 года Жуков вместе с военачальниками союзников принял капитуляцию Германии.
Учитель: 22 июня 1941 года - одна из самых скорбных дат в истории Отечества, Начался отсчет военного лихолетья, в котором слились воедино трагическое и героическое. В период войны народ ощутил себя гражданином в подлинном смысле этого слова, он почувствовал, что судьба Отечества в его собственных руках.
Война охватила огромные территории. Для нас большое значение приобретают битва за Москву, Курская и Сталинградская битвы, военные действия в странах заполярья и т. д. В каждой семье сохранилась память о прадедах, дедах, которые защищали нашу страну, но, к сожалению, многие из них не вернулись с этой войны. Память о них живет в наших сердцах.
Ведущий 1: (чтение сопровождается показом фотографий военных лет на фоне музыки)
Пусть гадают потомки, какими мы были,
С богатырскою статью, со взглядом орла?
Нет, мы были простыми!
Мы шутку любили,
Нас хорошая песня за сердце брала.
Мы любили Россию…
Мы мечтали живыми вернуться с войны!
4. Мы помним. Рассказы детей о своих предках, участвовавших в годы ВОВ.
Ваши одноклассники подготовили сообщения о своих родствениках, принимавших участие в ВОВ. Давайте их послушаем.
Спасибо вам , ребята, за интересные рассказы. Очень важно – помнить о людях, защищавших нашу страну.
5. 9 мая 1945 года ждали все. Это был день победы - «День победы – праздник со слезами на глазах!»
Почему со слезами на глазах?
Потому что в годы войны погибли 27 миллионов советских людей. Потому что из каждых 100 человек, которым к началу войны исполнилось 18 лет, с фронта не пришли 97.
Из 100 молодых людей восемнадцати лет возвратилось домой только 3.
Отстояли наши деды
Труд и счастье на земле,
Ярче светят в честь Победы
Звезды мира на Кремле.
За страну родную люди
Отдавали честь свою,
Никогда мы не забудем
Павших в доблестном бою.
В годы войны, в самое тяжелое время, люди проявляли величайший героизм. Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры. Летчики и танкисты, не задумываясь, шли на таран.
Героями были все: и те, кто устремлялся в атаку сквозь стены огня, и те, кто под снарядами строили мосты, и те, кто жил на оккупированных территориях.
Солдаты уходили на фронт, а дома оставались их семьи: жены, дети, престарелые родители.
Расставались любимые, никто тогда не думал о себе.
Наше поколение должно помнить об этих героических поступках, во имя чего они совершались, – это история нашей страны, наша история, история наших семей.
Вопрос к классу: Как вы понимаете слово память? …
(Слайд) «Память – это свойство души хранить сознанье о былом…» написано в словаре В. И. Даля, то есть хранить знания о прошлом, каким бы оно ни было, а память о подвиге – долг потомков хранить как святыню.
Вопрос классу: А что можно считать подвигом? …
IV. Письмо
В чем заключается подвиг танкиста, чье письмо вы сейчас услышите?
(видеосюжет с отрывком из письма)
Письмо танкиста А. Голикова жене
Милая Тонечка!
Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки. Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо.
Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Наш танк подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем атаку.
Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие.
У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы…
Ты не плачь.
На могилу мою ты, наверное, не придешь, да и будет ли он — могила-то?
Вопросы классу:
1) Какие чувства вы испытывали, слушая строки этого письма?
2) Скажите, этот солдат совершил подвиг? В чем он заключается?
3) Какие человеческие качества помогали совершать этому солдату подвиги?
(бесстрашие, смелость, мужество, стойкость, любовь к своей земле, любовь к своим близким, любовь к любимой девушке (жене).
3). Кому адресовано письмо? Как вы об этом узнали?
4). Какие чувства испытывает солдат к Тоне?
Письмо пропитано любовью, и не только письмо, но и все героические поступки этого танкиста.
Безграничная любовь и преданность! танкист в последние минуты жизни пишет письмо любимой, на его коленях ее портрет, так легче и умирать не страшно, зная, что где-то далеко есть любимый человек.
Викторина «Вспомнить все!»
- Какие ордена и медали ВОВ вы можете назвать?
- Назовите звериное имя немецкого танка («Пантера») тигр)
- Какой город России в годы ВОВ выдержал 900-дневную осаду немцев? (Ленинград)
- Назовите годы ВОВ (1941-1945)
- В каком городе можно посетить Мамаев курган? (Волгоград)
- Чей голос звучал по всесоюзному радио, оповещая о начале ВОВ? (Левитан)
- Как называлась пограничная застава, которая одной из первых приняла на себя удар фашистских полчищ? (Брестская крепость)
- Команда «Воздух» времен ВОВ означала именно это. Что? (Тревога, появился вражеский самолет)
- Какую годовщину победы в ВОВ празднуют россияне в 2015 году?
- Какое название получило советское реактивное орудие залпового огня времен ВОВ («Катюша»)
- Кульминацией парада Победы 24.06.1945 стал марш 200 знаменосцев, бросавших фашистские знамена на специальный помост у подножия Мавзолея. Какой элемент формы знаменосцев после парада был сожжен вместе с этим помостом? (Перчатки)
- Какие города после войны 1941-1945 гг. получили почетное звание «Город-герой»? (Москва, Сталинград Ленинград, Одесса, Севастополь, Керчь, Минск, Тула, Киев, Брест, Новороссийск.)
5.Подведение итогов (Звучит песня «Журавли)
Война не окончена, пока не похоронен последний солдат. До сих пор работают поисковые отряды в местах сражений, ищут и находят и предают с почестями земле, останки солдат, погибших в этой войне. Ищут солдатские медальоны, чтобы не осталось неизвестных бойцов.
Посмотрите, сколько лет прошло со Дня Победы. Год 1945... Год 2015. Между ними 70 лет мира и памяти. Сколько всего доброго и хорошего успели сделать люди за эти мирные 70 лет! Вернувшиеся с войны заново отстроили города и села, засеяли поля, запустили человека в космос, изобрели компьютеры и новые игрушки…
Во время учебы в школе вы будете изучать эту войну с разных сторон, на разных уроках. К сожалению, историю часто «переделывают» в угоду тем или иным людям. Вы вырастете, и у вас сложится свое мнение об этой войне. Но неизменным для вас должно остаться одно – подвиг, мужество, героизм людей подарившим нам жизнь.
V. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Программа нашего классного часа выполнена. Я хотела бы услышать ваши мнения о сегодняшнем мероприятии. Как вы считаете, нужно ли нам знать о боевых заслугах наших предков? Нужно ли проводить «раскопки» в своих семейных архивах, чтобы узнать, как воевали наши прадеды?
Примерные ответы детей:
- Обязательно нужно знать историю своей семьи, нужно гордиться своими предками.
- Нужно знать, за что давались награды, какой ценой было заплачено за эти ордена и медали, чтобы беречь их, как драгоценности, и передавать из поколения в поколение.
- Поисковая работа обязательно нужна. Нельзя быть иванами, не помнящими родства.
- Нужно узнавать об исторических событиях от наших ветеранов, они были участниками этих событий.
- Поисковая работа открывает нам глаза на прошлое нашей семьи, страны.
- Нужно знать о том, что пережили наши деды и прадеды, чтобы ценить сегодняшнюю мирную жизнь.
На память о нашей беседе вам останутся бумажные журавлики, говорят, если сделать тысячу журавликов, то любое желание исполнится. Давайте загадаем, чтобы в нашем мире больше не было войны и горя.
Звучит песня «Журавли». Учащиеся дарят гостям бумажных журавликов (оригами).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно – музыкальная композиция «Светлую память храня…..», посвященная Дню Победы
Литературно – музыкальная композиция «Светлую память храня…..», посвященная Дню ПобедыЦель: ...
"Далекому подвигу память храня!.."
Вечер встречи с афганцами...
«Мы верную память храним»
Классный час, посвященный годовщине Победы в Великой Отечественной войне...
Акция «Ту память хранят обелиски»
Формировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию; развивать интерес и ценностное отношение к истории своего района, страны; воспитывать гуманное отношение к людям старшего поко...
Музыкально-поэтическая композиция "Память хранят живые"
Музыкально-поэтическая композиция "Память хранят живые" познакомит учащихся 5-11 классов с песнями и стихами о Великой Отечественной войне...
Вечную память храним в наших сердцах.
Война отняла у моей мамы папу, а я ни когда не увидела своего дедушку Еникеева Якуба Юсуповича 1905 г.р. Мамина семья была многодетной. Дедушка целыми днями работал бригадиром грузчиком в райпот...
Исследовательская работа «Память храня» в рамках реализации акции «Восстановление духовно – исторической памяти»
В облике всех провинциальных городов есть что–то неповторимое, своеобразное. Кирсанов не исключение в этом смысле. Милые сердцу тихие улицы, старинные здания, исторические памятники напоминают н...