"Мир без нацизма"
классный час по теме
внеклассное мероприятие 10-11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_bez_natsizma.docx | 32.31 КБ |
rabochie_listy.docx | 45.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час: «Мир без нацизма»
Учитель- Сычева Ирина Викторовна МБОУ «Чебачинская СОШ»
Цель:
- Показать бесчеловечный характер идеологии и политики нацистского режима, основанных на расизме и антисемитизме;
- Описать конкретные проявления геноцида; показать, что массовое уничтожение евреев, славян и цыган было существенным звеном в цепи нацистских планов установления нового порядка;
- Добиться понимания школьниками преступного характера нацистского режима.
- Формирование навыков критического осмысления, выработки мировоззренческих суждений, сочувствия к жертвам геноцида.
- Воспитание толерантного сознания учащихся на примере Холокоста.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, рабочие листы, шляпы- белая, черная, красная
Ученик 1:
Мы рождены гораздо позже.
По счастью нам не довелось
Быть там, где выжить невозможно,
Где даже воздух полон слез.
И память павших в этой битве
Увековечить и почтить
Мы можем только лишь молитвой,
Которую нельзя забыть.
И только стоя на коленях,
И только в полной тишине
Забыв про все на миг, на время,
Произнесем ее в душе.
Учитель: Ребята, как вы думаете, чему посвящен наш классный час?
(Ответы учащихся)
Сегодня наш классный час посвящён памяти жертв нацизма и героев Сопротивления, жертв Холокоста. Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Дети являлись самыми легкоуязвимыми жертвами нацистов, и их уничтожение было одним из направлений политики III рейха. Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека. Как сказал израильский историк И. Бауэр: ”Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями”. (Слайд 1)
Давайте вспомним, как всё это было…
Прежде чем рассмотреть хронологию развития Холокоста, давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ». Кто-нибудь знает, что такое «Холокост»?
(Ответы учащихся)
Холокост – от др/греч. всесожжение – систематическое уничтожение, истребление немецкими нацистами миллионов жертв не только еврейского народа, но и представителей других национальностей: русских, поляков, цыган, армян…
Учитель: Ежегодно 27 января по инициативе ООН отмечается Международный день памяти жертв Холокоста.
Ученик 2:
Все можно сокрушить, Смести, предать забвенью, Заасфальтировать и заковать в бетон, Взорвать собор, как лишнее строенье, На месте кладбища построить стадион. Все можно растерять, что собрано веками, Все может замолчать, расправами грозя, И только человеческую память Забетонировать и истребить нельзя.
Учитель:
Назначение Гитлера рейхсканцлером в 1933 г. означало фактический конец Веймарской республики. Новое, невиданное ранее тоталитарное государство, к строительству которого приступила НСДАП, получит впоследствии и новое название — Третий рейх. (Слайд 2)
РАБОТА УЧАЩИХСЯ В ГРУППАХ. (приложение 1) (слайд 3)
Учитель:
Нацисты сразу разработали план действий и имели в виду четкую цель. Какие задачи ставила перед собой нацистская партия после прихода к власти? (ответы учащихся 1 группы)
Перестройка политической, социальной и экономической систем, ликвидация оппонентов, огосударствление всех сфер общественной жизни, абсолютизация единоличной власти и создание условий для внешней агрессии — таковы были стоящие перед Гитлером задачи. (Слайд 4)
Практически сразу после прихода нацистов к власти евреи были объявлены «врагами Рейха». Как ограничивались права евреев в быту, в повседневной жизни, как этими ограничениями унижалось человеческое достоинство? (ответы учащихся 2 группы)
Разобрав ответы, основанные на конкретных примерах из документов, учитель продолжает рассказ:
Итак, мы можем сделать вывод о том, что в нацистской Германии проводилась целенаправленная политика ущемления прав людей по национальному и расовому признаку. . Нацисты стремились выдавить евреев из страны, однако часто тем было просто некуда ехать. Для евреев Европы, «мир разделился на два лагеря: на страны, не желающие иметь у себя евреев, и страны, не желающие впускать их в свою страну».
Теоретиками нацистской партии была разработана новая псевдонаука: так называемая биополитика, в соответствии с которой надлежало строить — на расовой основе — жизнь завоеванной Европы.
Программа переустройства Европы получила название новый порядок. Суть этого нового порядка была проста — завоеванная территория объявлялась «жизненным пространством» высшей арийской расы и эта «раса господ», ее вожди, должны были решать: кому и как в этом пространстве дозволяется жить, а кто в нем жить не должен. Естественно, «извечным врагам» — евреям — в праве на жизнь было отказано. (Слайд 5)
Весной 1941 г. принимается решение о полном уничтожении еврейского народа. Самым ужасным, оставшимся навсегда в памяти человечества преступлением нацистов стало именно истребление народов — сознательное, продуманное, планомерное уничтожение людей по национальному признаку. 22 июня 1941 года Гитлер напал на Советский Союз.
Видеофрагмент (Слайд 6)
На тот момент в СССР проживало около 5 миллионов евреев. Большинство на западе России: в Прибалтике, в Белоруссии, на Украине. Это как раз те территории, которые подверглись оккупации фашистскими войсками. Проведение массовой ликвидации евреев было возложено на оперативные части. Нацистские войска стремительно вторгались на территорию страны.
Видеофрагмент песни «До свидания, мальчики» (Слайд 7)
Весной 1942 г. группой специалистов, работавших в Берлинском университете, по заданию Гиммлера был разработан план «Ост» — план использования немцами оккупированных территорий СССР. Какая участь ожидала славянские народы согласно плану «Ост»? (ответы учащихся 3 группы)
Политика геноцида, проводимая фашисткой Германией, унесла жизни миллионов людей в разных городах и странах. Место самого крупного массового расстрела мирного население в России (расстреляно более 27 тысяч человек, преимущественно еврейской национальности) это Змиевская балка в Ростове на Дону – и второе по количеству погибших в мире после Бабьего Яра (более 150 тысяч человек, Украина, 1941). (Слайд 8)
Расстрел в Змиевской балке — страница не только отечественной, но и мировой истории. Ростовская область исторически крепко оказалась связана с Холокостом.
В ходе войны немцы Ростов захватывали дважды. (Слайд 9)
Первая оккупация Ростова длилась 8 дней и вошла в историю как «кровавая неделя». Одну неделю Ростов находился в руках немецких оккупантов, но и за этот короткий срок городу был нанесен тяжелый ущерб. 21 ноября 1941 г. части группы армии Юг под командованием генерала-полковника фон Клейста захватили Ростов-на-Дону. Стремительный прорыв немцев был неожиданным для командования Красной армии, поэтому подавляющее большинство еврейского населения осталось в городе. Первая немецкая оккупация Ростова-на-Дону продолжалась до 29 ноября 1941 г., когда город был освобожден. По свидетельству местных жителей, немцы искали евреев, многие из найденных были убиты. Так, в последней день оккупации в Нахичевани (район Ростова-на-Дону) были расстреляны 300 евреев. Большинство историков считают, что во время первой оккупации Ростова-на-Дону немцы уничтожили около тысячи евреев.
29 ноября части Красной Армии освободили Ростов.
Второй раз Ростов был оккупирован 24 июля 1942 года. Оккупация продолжалась до 14 февраля 1943 года.
Всего за время оккупации города фашистами было уничтожено около 40 тыс. жителей, 53 тыс. было угнано на принудительные работы в Германию, или попали в концлагеря. В Ростове было несколько мест массового уничтожения людей, самое крупное среди них-район Змиевского поселка. (Слайд 10)
Фашисты установили в городе свои порядки. Все жители должны были зарегестрироваться в комендатуре. Начались массовые отправки молодежи на работу в Германию. Коммунистов согнали во двор тюрьмы, расстреляли, и, переложив бревнами, сожгли В городе воцарился страх. Люди боялись выходить на улицы, так как в любой момент могли быть убиты.
5 августа 1942 года в Змиевскую балку было согнано около тысячи советских военнопленных и комсомольцев, начавших рыть огромные рвы. По окончании этих работ 8-9 августа все они были расстреляны. Вскоре после захвата города был созван еврейский совет старейших, который возглавил доктор Лурье. По поручению оккупационных властей совет организовал регистрацию еврейского населения. Было зарегистрировано около 2 тысяч человек. (Слайд 11) Все граждане еврейской национальности должны были повесить желтую звезду у себя на одежде, как специальный опознавательный знак. 9 августа в газете «Голос Ростова» было опубликовано «Воззвание к еврейскому населению», подписанное Лурье. Евреям Ростова-на-Дону предлагалось 11 августа 1942 г. собраться в определенных местах для переселения в особый район, на территории которого «они будут ограждены от враждебных актов». Подчеркивалось, что нееврейские члены семей также обязаны явиться. (Слайд 12)
8 августа в Ростове был опубликован приказ, предписывающий еврейскому населению города явиться к 8 часам утра 11 августа на сборные пункты для «переселения». Главный пункт находился на пересечении улицы Большая Садовая и Буденовского проспекта (в этом здании сегодня располагается Ростовская Консерватория).(Слайд 13)
Огромную колонну приговоренных к смерти под конвоем гитлеровских автоматчиков провели по всему городу к месту казни. О том, что людей ведут на смерть знали все, несмотря на легенду о переселении. . Не все шли пешком, самых старых и немощных повезли на грузовиках. По словам очевидцев вместе с некоторыми евреями шли и члены их семей — люди иных национальностей, не пожелавшие расстаться со своими близкими. Подходы к Змиевской балке были огорожены колючей проволокой. Приговор привели в исполнение "добровольцы" из местного населения. (Слайд 14) Людей расстреливали в упор или травили газом в душегубках. Детям смазывали губы ядом. По свидетельствам очевидцев, еще несколько дней после казни земля шевелилась, и оттуда неслись стоны раненных людей, но фашисты окружили место казни и под страхом смерти не разрешали жителям города помогать несчастным. (Слайд 15) Казни продолжались в Змиевской балке в течении всего времени оккупации Ростова.(Слайд 16, 17) В феврале 1943 года Ростов на Дону был освобожден.
Видеофрагмент песни «Закаты алые» (Слайд 18)
Сразу после окончания войны на месте массового уничтожения евреев Ростова-на-Дону в Змиевской балке был установлен стандартный памятник с фигурами двух солдат Советской Армии со знаменем. 9 мая 1975 г. здесь был открыт мемориальный комплекс «Памяти жертв фашизма в Змиевской балке». Авторы мемориала известные в Ростове скульпторы и архитекторы Е. Лапко, Н. Нерсесьянц, М.Мурадян.
Мемориал представляет собой ребенка, обхватившего колени матери сзади, в попытке спрятаться за ней. Женщина, поднявшая руки, как бы защищается ими от врагов. И старик, протягивающий связанные руки в мольбе. Перед мемориальной группой горит вечный огонь. (Слайд 19, 20, 21)
Видеофрагмент песни «Змиевская балка» (Приложение 2)
Учитель: А сейчас давайте подведём итоги нашего классного часа. (Учащиеся отвечают на вопросы учителя)
Метод «Шляпы мышления». Надевая шляпу определённого цвета , человек выполняет определённую роль , которая ей соответствует . Меняя шляпы , меняется роль и следовательно ракурс рассматриваемого вопроса .
Белая шляпа –( объективное мышление ) объективные факты , то что мы знаем по определённому вопросу .
- О чем мы сегодня говорили?
- Что такое Холокост?
- Какой день считается « Международным днем памяти жертвам Холокоста»?
- Что является причинами Холокоста?
- Кто стал его жертвами?
Красная шляпа – ( эмоциональное мышление ) эмоции и чувства.
1.Что ты чувствуешь? 2. Что говорит тебе внутренний голос? 3. Как ты оцениваешь действия фашистов?
Черная шляпа- (критическое мышление)
- Каковы негативные последствия холокоста?
- В чем опасность холокоста? 3. Каково общее значение явления Холокост для каждого из нас?
Ученик:
Свечи зажгли- печальных россыпь звезд Мы память чтим минутою молчанья, Всех жертв беды с названьем ХОЛОКОСТ, Которой не находим оправданья Печаль о них в сердцах своих несем Мы не забыли, нет, мы не смирились Спустя года- готовы сделать все, Чтоб это никогда не повторилось. (Слайд 22)
Учитель: Сейчас объявляется минута молчания, давайте стоя помянем ушедшие жизни тысячи людей, в том числе и детей. (минута молчания с зажженными свечами) (Слайд 23)
Спасибо вам за внимание. Я уверена, что сегодня никто не уйдет с нашего мероприятия с холодным сердцем.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Рабочий лист №1
Задание 1 группе-
Проанализируйте документ 1 и таблицу 1, ответив на следующие вопросы:
— какие задачи ставила перед собой нацистская партия после прихода к власти.
ДОКУМЕНТ 1
Гитлер о принципах организации
государственной власти (март 1933 г.)
Полное коренное изменение современного внутриполитического положения. Никакой терпимости по отношению к взглядам, препятствующим достижению наших целей. Кто не исправится, должен быть сломлен. Беспощадное искоренение марксизма. Смерть за измену стране и народу. Строжайшее авторитарное государственное руководство. Ликвидация раковой опухоли демократии.
Таблица 1. Нацистские законы времен становления тоталитарного государства
Рабочий лист №2
Задание 2 группе-
Проанализируйте документ 2 ответив на следующие вопросы:
— какие ограничения налагали Нюрнбергские законы на профессиональную деятельность евреев;
— как ограничивались права евреев в быту, в повседневной жизни, как этими ограничениями унижалось человеческое достоинство;
ДОКУМЕНТ 2
«Нюрнбергские законы» («Закон о защите немецкой крови и немецкой чести от 15 сентября 1935 г.»)
Закон о защите немецкой крови и немецкой чести
от 15 сентября 1935
Движимый пониманием того, что чистота немецкой крови является непременным условием дальнейшего существования немецкого народа, воодушевленный непоколебимой решимостью гарантировать существование немецкой нации на все времена, рейхстаг единогласно принял следующий Закон, который настоящим доводится до сведения населения.
§ 1
1. Брачные союзы между евреями и подданными немецкой или родственной ей крови запрещены. Браки, заключенные вопреки закону, недействительны, даже если они зарегистрированы за границей с целью обойти закон.
2. Предъявлять иск о признании недействительным уже заключенного брака может только прокурор.
§ 2
Внебрачные связи между евреями и подданными немецкой или родственной ей крови запрещены.
§ 3
Евреям не разрешается нанимать домашнюю прислугу женского пола немецкой или родственной ей крови из числа подданных моложе 45 лет.
§ 4
1. Евреям воспрещается поднимать флаги рейха и земель и пользоваться цветами государственного флага.
2. Им разрешается пользоваться цветами еврейской символики, и это их право находится под защитой государства.
§ 5
1. Нарушение запрета, обозначенного в § 1, карается каторжным заключением.
2. Нарушение запрета, обозначенного в § 2, карается каторжным или тюремным заключением.
3. Нарушение запрета, обозначенного в §§ 3 и 4, влечет за собой тюремное заключение сроком до одного года и денежный штраф или одно из этих наказаний.
§ 6
Рейхсминистр внутренних дел по согласованию с заместителем фюрера и рейхсминистром юстиции издает необходимые правовые и административные распоряжения по проведению в жизнь и дополнению данного Закона.
§ 7
Закон вступает в силу на следующий день после его обнародования, а § 3 – лишь с 1 января 1936 г.
Нюрнберг, 15 сентября 1935 г.
Приложение:
§ 4
(1) Еврей не может быть гражданином рейха. Он не имеет права голоса по политическим вопросам; ему запрещено занимать публичную должность.
(2) Чиновники-евреи после 31 декабря 1935 г. уходят в отставку. Если эти чиновники сражались во время мировой войны на фронте за германский рейх или за его союзников, они до достижения возрастной границы в качестве пенсии полностью сохраняют свои последние оклады, учитываемые при начислении пенсии; но их заработная плата не увеличивается по мере роста их рабочего стажа. По достижении возрастной границы их пенсия заново пересчитывается в соответствии с последними окладами, учитываемыми при начислении пенсии.
(3) Вопросы религиозных общин не затрагиваются.
(4) Служебные отношения учителей общественных еврейских школ остаются незатронутыми до нового урегулирования вопроса о еврейских школах.
§ 5
(1) Евреем является тот, кто в третьем поколении происходит как минимум от трех чистокровных евреев – бабушек или дедушек. Здесь применяется § 2 абзац 2 предложение 2.
(2) Лицом с примесью еврейской крови ("полукровкой") считается тот, кто в третьем поколении происходит от одного или двух чистокровных евреев – бабушек или дедушек:
a) тот, кто при издании Закона принадлежал к еврейской религиозной общине или был принят в нее позже;
б) тот, кто при издании Закона был в браке с евреем или вступил в брак с евреем позже;
в) тот, кто рожден от брака с евреем в смысле абзаца 1, который был заключен после вступления в силу Закона о защите немецкой крови и немецкой чести от 15 сентября 1935 г. (Рейхгезецблатт I, с. 1146);
г) тот, кто рожден от внебрачной связи с евреем в смысле абзаца 1 и появится на свет незаконнорожденным после 31 июля 1936 г.
Рабочий лист №3
Задание 3 группе-
Проанализируйте документ 3, ответив на следующий вопрос:
— какая участь ожидала славянские народы согласно плану «Ост».
ДОКУМЕНТ 3
Из директивы А.Гитлера министру по делам
восточных территорий А.Розенбергу
о введении в действие Генерального плана «Ост»
(23 июля 1942 г.)
Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна ... образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста...
Каждый образованный человек — это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью…
Говоря пo-военному, мы должны убивать от трех до четырех миллионов русских в год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час на тему: "Нацизм и национализм"
данный классный час проводился в группе 31 ПОВТ Белгородского индустриального колледжа 16 апреля 2013 года....
Открытый урок "Мир против нацизма" 1-11 класс
Тема: Прозабыть такое невозможно, потому что позабыть нельзя....
Мир без нацизма
Нужно ли говорить со школьниками о нацизме? Какую угрозу несет в себя нацизм? · В разработке урока показан бесчеловечный характер идеологии и политики нацистского режима, основанных на рас...
Сценарий урока "Мир без нацизма!"
Открытый урок "Мир без нацизма!" проведен в рамках празднования 69-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны....
конспект урока "Немецкий нацизм"
Цель урока.-Создать условия для формирования представления о внутреннем положении Германии в период экономического кризиса, в результате которого стал возможен приход к власти НСДАП, о причинах возник...
СКАЖЕМ "НЕТ ФАШИЗМУ И НАЦИЗМУ
В современной российской реальности мы постоянно сталкиваемся с теми или иными моделями поведения. К сожалению, в последнее время, доминирует агрессивность, нетерпимость, стремление с помощью насилия ...
Классный час "Мир без нацизма"
Классный час на актуальную тему позволяет уч-ся осознать подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны,способствовать сохранению памяти о жертвах фашизма,провести профилактическое предуп...