Сценарий урока "Мир без нацизма!"
классный час по истории (8 класс) по теме

Загуменнов Дмитрий Александрович

Открытый урок "Мир без нацизма!" проведен в рамках празднования 69-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_otkrytogo_uroka.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий открытого урока «Мир без нацизма» для обучающихся 8-х классов

        Добрый день, ребята, уважаемые ветераны!

        Сегодня, в канун празднования 69-й годовщины Победы советских войск в Великой Отечественной войне, я предлагаю вам вернуться к тем событиям и явлениям, которые пытаются проснуться и восстать из пепла, сожженных нацистских флагов, уничтоженных свастик и разгромленного фашизма. Я предлагаю вам сегодня тему для разговора, которая на сегодняшний день является крайне актуальной – «Мир без нацизма».

        Для начала мне бы хотелось узнать, что вы знаете о нацизме? С чем это слово ассоциируется у вас? Какие эмоции оно у вас вызывает?

        Существует большое количество высказываний по поводу исторического прошлого народа, исторической памяти человечества. Так, китайская мудрость гласит: «Народ, который не знает своего прошлого, не достоин своего будущего», историк В.О. Ключевский писал: «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего».

        Как вы понимаете эти высказывания?

Казалось бы, совершенно разные эпохи, различное географическое положение этих высказываний, но суть их одна. Суть их заключается в том, что каждый из нас должен всегда помнить те события, которые с ним происходили, каждый народ должен делать выводы из своей истории. И сегодня наступил тот момент, когда такие выводы делать крайне необходимо, когда историю необходимо бережно восстановить в памяти, иначе существует угроза уничтожения самого народа.

        Сегодня, просто прогуливаясь по улицам нашего героического города, мы, к глубочайшему сожалению, можем видеть нарисованные свастики, призывы к уничтожению определенных народностей, призывы к превосходству одной нации. И это вселяет, мягко говоря, опасение за наше мирное будущее. Такие опасения, например, сейчас оправдываются в соседнем, братском нам государстве, в Украине, когда нацизм, фашизм пытается поднять свою голову, уничтожая мирную жизнь, надежды матерей на безоблачное будущее своих детей.

        Мы должны знать и понимать истоки этой «заразы». Должны знать, чтобы не допустить ее распространения.

        Скажите мне, пожалуйста, знаете ли вы, когда и где зародился нацизм?

        Дети: Нацизм зародился в Германии.

        Вы не совсем правы! Широкомасштабный нацизм и фашизм зародился в Италии, начал распространяться с 1919 года. В Германии националистические воззрения начали активно распространяться после окончания Первой мировой войны. Многие историки утверждают, что нацизм возник из-за поражения Германии в Первой мировой войне, после назначения тяжелых экономических и военных ограничений на это государство. Нацисты сделали ставку на недовольных граждан, простых рабочих, которые чувствовали себя обманутыми, угнетенными. Нацисты обещали дать свободу каждому немцу, убеждая население в превосходстве германской, арийской расы над всеми остальными. Нацисты обещали создать Великую Германию, объединить всех немцев, отменить кабальные, на их взгляд, условия Версальского мирного договора, создать условия для благоденствия немецкого населения во всем мире. Именно это лежало в основе широкого распространения нацизма и фашизма, которое вылилось катастрофой для мира, для нашего государства, для всего нашего народа.

        Страшнейшие преступления нацистов, фашистов связано с именем Адольфа Гитлера, возглавившего Германию в 30-х годах XX века, возглавившего губительной войны против всего мирного человечества.

        Убедив свое собственное население в его исключительности, в необходимости построения Великой Германии, в обязательности подчинения или даже уничтожения остального населения, Гитлер развязал кровавую бойню, нацисты принялись за уничтожение населения собственного государства (евреев) и других государств.

        Существует огромное количество фото- и видеосвидетельств жесточайших бесчинств фашистов. Многие из них невозможно показывать, большинство из них невозможно смотреть. Вот только толика того, что можно мягко назвать преступлениями германского нацизма и фашизма. Фильм о преступлениях фашистов.

        Если говорить о цифрах потерь Советского Союза от нацистской заразы, то они шокируют и заставляют представить ужасный итог разрушительного действия нацизма. До сих пор человеческие потери Советского Союза подсчитать невозможно. По последним данным цифра человеческих потерь СССР превысила 30 миллионов человек. Было разрушено свыше 1700 городов, 32 тысячи промышленных предприятий, около 100 тысяч колхозов и совхозов.

Нацистские войска провели огромное количество карательных операций, операций против народа, боровшегося за свою свободу, защищавших своих родных и близких. В ходе операции «Клетка обезьян» в Городокского, Меховского, Невельского районов РСФСР в ноябре 1942 года нацисты убили за 5 дней более 1200 людей. В феврале – марте 1943 года в районе Себеж-Полоцк было убито и сожжено заживо 3500 человек, более 3 тысяч человек были взяты в плен и угнаны на работы в Германию и концлагеря. В результате операции «Гриф» в восточной Белоруссии в августе 1942 года фашисты убили более 900 пожилых женщин и детей. В результате операции «Шаровая молния» в феврале-марте 1943 года в районе Полоцка были расстреляны около 1500 человек. За 5 майских дней 1943 года в районе Витебская в результате операции «Майская гроза» было расстреляно более 2400 человек.

Символом массового уничтожения мирного населения, осуществлявшегося нацистами и коллаборационистами на оккупированной территории СССР стала Хатынская трагедия. В марте 1943 года за помощь партизанам и их сокрытие нацисты провели массовую карательную операцию. Жителей деревни в Белоруссии закрыли в деревянном сарае и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Сама деревня была уничтожена полностью.

Огромное количество советского населения было угнано в плен. За каждой из этих цифр стоит трагическая судьба, героический подвиг, разбитая семья, слезы, горечь, ликование от Победы.

        Существуют многочисленные свидетельства, на себе испытавших всю жестокость нацизма. Широко известно письмо 15-летней девочки, угнанной в плен в тыл фашистов.

Читает ученица. «Дорогой, добрый папенька!
Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец: покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери.
Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот ее последние слова: «Вы, не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, отсюда вон». И офицер выстрелил маме в рот...
Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь - у меня отбили легкие.
А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13 лет? Какие хорошие были мои именины! Ты мне, папа, тогда сказал: «Расти, доченька, на радость большой!» Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню.
А теперь, папа, как взгляну на себя в зеркало - платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет,- и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.
Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с «Розой» и «Кларой» - так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. «Русс была и будет свинья»,- сказал он. Я очень боюсь «Клары». Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.
Живу я в дровяном сарае: в комнату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.
Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.
Сегодня я узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собою. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасет меня от жестокого битья.
Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..
Завещаю, папа: отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать. Твоя дочь Катя Сусанина.
Мое сердце верит: письмо дойдет».

Но возникает вопрос: как же уничтожаемый народ, терпящий огромные бедствия в окопах, блокадах, окружении смог победить эту человеческую жестокость. Ответ нужно искать в героизме каждого советского человека, в стремлении защитить свою семью, свою Родину, своих детей и родителей, братьев и сестер.

Вот выдержка из одного письма солдата Шапошникова жене Татьяне: «Тяжелый камень лег на сердце и не могу плакать, а так хочется. Ужасно, когда теряешь в бою товарища, но неизмеримо, когда теряешь ребенка, за жизнь которого столько ты перемучилась. Я еще не могу освоиться с мыслью, что Олежонка нет. Вся наша эвакуация – и он в центре всех забот… Ты права, надо не убиваться и горевать, а ненавидеть и бороться. Они, проклятые, лишили нас крова и заставили покинуть родные места. Ты с двухнедельным малышом на руках пешком пошла из села. Незабываемо это и не прощаемо.
Мы не одни. Тысячи семей в это же самое время оплакивают близких, погибших от коричневой чумы. За все отплачу и отплачиваю уже, дорогая. Славно достается фрицам и их румынским прихвостням от нашей артиллерии. И приближается час расплаты».

И именно в этом проявлялся тот патриотизм, который не только спас наше государство, мир в целом, но и привел к тому мирному и свободному небу, которым мы наслаждаемся.

Именно этот бесспорный героизм в борьбе против коричневой чумы, те жертвы, которые положил наш народ на алтарь победы, те зверства и бесчинства, которые никак нельзя оправдать, те сломанные человеческие судьбы должны всегда питать в наших сердцах и умах одну мысль – Мир не должен больше ощутить на себе горечь нацизма. Нацизм – абсолютное зло, которое не должно возродиться!

Сегодня на нашем классном часе присутствуют люди, которые как никто другой могут рассказать о трудностях войны, о нацистском зле, о том, как это зло можно было победить и о том, что необходимо сделать, чтобы оно не возродилось вновь.

Беседа с ветеранами ВОВ и узниками конйлагерей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час на тему: "Нацизм и национализм"

данный классный час проводился в группе 31 ПОВТ Белгородского индустриального колледжа 16 апреля 2013 года....

Открытый урок "Мир против нацизма" 1-11 класс

Тема: Прозабыть такое невозможно, потому что позабыть нельзя....

Мир без нацизма

Нужно ли говорить со школьниками о нацизме? Какую угрозу несет в себя нацизм?  · В разработке урока показан  бесчеловечный характер идеологии и политики нацистского режима, основанных на рас...

конспект урока "Немецкий нацизм"

Цель урока.-Создать условия для формирования представления о внутреннем положении Германии в период экономического кризиса, в результате которого стал возможен приход к власти НСДАП, о причинах возник...

СКАЖЕМ "НЕТ ФАШИЗМУ И НАЦИЗМУ

В современной российской реальности мы постоянно сталкиваемся с теми или иными моделями поведения. К сожалению, в последнее время, доминирует агрессивность, нетерпимость, стремление с помощью насилия ...

Классный час "Мир без нацизма"

Классный час на актуальную тему позволяет уч-ся осознать подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны,способствовать сохранению памяти о жертвах фашизма,провести профилактическое предуп...

Сценарий открытого урока «Мир без нацизма»

Сценарий открытого урока «Мир без нацизма»,посвящённый памяти жертв фашизма в годы Великой Отечественной войны, «Вечно живые». Открытый урок для учащихся 5-8 классов является завершением акции " ...