Программа инновационной образовательной практики "Убеждай и добивайся успеха"
рабочая программа (7 класс) на тему

Бутер Наталья Константиновна

Инновационная образовательная практика "Убеждай и добивайся успехов" направленв на формирование метапредметного результата: умение высказывать суждение и аргументировать свою точку зрения. Программа может быть включена во внеурочную деятельность. Предназначена для учащихся 7-8 классов. В программе четко разработан объект оценивания и критерии оценивания метапредметного результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_inop.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа инновационной образовательной практики

Краткосрочный курс «Убеждай и добивайся успеха: секреты эффективной аргументации»

  1. ФИО, должность автора

Бутер Наталья Константиновна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 г. Чайковский.

  1. Форма и название программы.

Краткосрочный курс «Убеждай и добивайся успеха: секреты эффективной аргументации»

  1. Направление работы, в рамках которого реализуется программа.

Развитие коммуникативной компетентности.

  1. Категория учащихся, для которых предназначена данная программа.

Программа предназначена для учащихся 7 класса.

  1. Количество часов.

Программа рассчитана на 17 часов, из которых 2 часа аудиторных, 14 часов практических, 1 час отводится на самостоятельную работу учащихся.

  1. Наличие программы в УП школы.

Программа включена в план внеурочной деятельности.

  1. Организационные условия реализации программы:

Время проведения: второе полугодие

 Режим проведения: час в неделю

 Место реализации программы: общеобразовательное учреждение


  1.  Ожидаемые результаты реализации программы:

результат

УУД

Критерии и показатели эффективности программы

Формирование у учащихся умения высказывать суждение и аргументировать свою точку зрения

Умеют точно и полно выражать собственное суждение.

Аргументируют свою позицию, ссылаясь на авторитеты (из жизни окружающих людей, из художественной литературы и других видов искусства, из жизни великих людей)

Приводят аргументы из разных источников.

70% учащихся научатся точно и полно формулировать собственное суждение

70% учащихся научатся приводить 1 аргумент, доказывая собственную точку зрения.

30% учащихся будут приводить 2-3 аргумента.

20% учащихся приводят аргументы из разных источников

15% учащихся научатся выражать свое отношение к аргументу оппонента.

  1. Объект оценивания: выступление учащегося в роли главного выступающего в ходе обсуждения проблемных ситуаций/вопросов (зафиксированное на видео).

Критерии оценивания:

Первый уровень формирования коммуникативной компетентности:

  1. Полно и четко формулируют суждение – 1 балл.

Второй уровень формирования коммуникативной компетентности:

Аргументация тезиса:

  1. Приводят один аргумент – 1 балл
  2. Приводят два аргумента – 2 балла.
  3. Приводят три аргумента – 3 балла.
  4. Приводят аргументы из разных источников – 3 балла.

Третий уровень формирования коммуникативной компетентности:

  1. Приводят контраргументы – 3 балла.
  1.  План реализации программы:

Замысел программы

 Учащиеся 7 класса активно и заинтересованно участвуют в обсуждении проблемных вопросов на уроках и во внеурочной деятельности. В 6-7 классе изложение собственного мнения должно сопровождаться аргументацией. Тогда дискуссия становится интересной, позволяет включить многих детей в обсуждение. Именно аргументация является для семиклассников проблемной точкой. Они могут высказать свое мнение по проблеме или могут положительно/отрицательно отнестись к высказыванию одноклассника. Но им трудно обосновать, аргументировать собственную точку зрения. В ходе занятий, предусмотренных курсом, создаются условия для формирования и развития способности учащихся к аргументации.

 Первый раздел программы «Введение» посвящен актуализации содержания занятий курса. Для этого после небольшого вступления проводится дискуссия, целью которой является  выявление «проблемных точек» учащихся в способности аргументировать собственную позицию. Дискуссия снимается на видео. Учащиеся получают отснятый материал и проводят анализ своего выступления в ходе дискуссии по следующим критериям: 1) активность в ходе дискуссии; 2) изложение собственного мнения; 3) аргументация своей точки зрения. На рефлексивном занятии происходит коллективный анализ выступлений учащихся в ходе дискуссии и обсуждается тематика дальнейших занятий.

 Второй раздел «Теория и практика аргументации» включает практические упражнения, компетентностно-ориентированные задания, коммуникативные тренинги, ролевые игры, видео-тренинги, направленные на формирование и развитие у учащихся навыков аргументации.

 Третий раздел —  итоговое занятие, в ходе которого оценивается уровень сформированности коммуникативной компетентности учащихся.

 Содержание программы:

Название раздела

часы

Способы деятельности педагога и учащихся

Объект оценивания

1

Введение

2

1.1. Дискуссия «Что значит быть успешным?»

1

Педагог выступает в роли ведущего.

Учащиеся – участники дискуссии.

После дискуссии получают задание проанализировать собственное выступление в ходе дискуссии.

Выступления учащихся

1.2. Рефлексивное занятие

1

Педагог совместно с учащимися анализируют выступления в ходе дискуссии, выявляют затруднения учащихся при выступлении, намечают пути работы над ошибками.

Определяют тематику следующих занятий мастерской.

2

Практический раздел «Теория и практика аргументации»

14 часов

2.1. Что такое аргумент?

1 час

Педагог знакомит учащихся со структурой аргумента.

Учащиеся в группе выполняют практические упражнения:

- Используя аргументы докажите или опровергните тезисы:

1 группа – «Человек, любящий читать, - счастливый человек» (К.Паустовский).

2 группа – «Нет силы более могучей, чем знание» (М.Горький).

Выступает один человек от группы, остальные фиксируют аргументы и обсуждают выступление.

Выступление учащегося от группы.

Критерии оценивания:

- количество аргументов;

- обоснование аргумента.

2.2. Ролевая игра «Кораблекрушение»

1 час

Педагог – ведущий

Участники игры, работая в команде, получают задание: «Вы потерпели кораблекрушение. Можете воспользоваться шлюпкой, взяв с собой только 10 вещей с тонущего корабля. Вам необходимо обосновать свой выбор». А теперь необходимо наладить жизнь на острове. Приготовьтесь к «защите» своего острова.

2.3. Сильные и слабые аргументы.

1 час

Педагог приводит примеры сильных и слабых аргументов.

1 упражнение:

Предлагается перечень аргументов.

 Учащиеся получают задание расположить их в следующем порядке: сначала сильные, а затем – слабые.

2 упражнение:

Учащиеся читают выдержки из форума «О засорении русского языка» и готовят выступление на тему: «Заимствованные слова засоряют русский язык», доказывая или опровергая тезис, используя аргументы из форума и подбирая собственные.

Публичное выступление

Критерии оценивания:

-формулирование собственной позиции

- приведение 2 аргументов из предложенного текста

- приведение собственного аргумента

2.4. Игра «Оптимисты и скептики»

1 час

Педагог предлагает проблемный вопрос: «Возможна ли дружба в современном мире?»

Учащиеся делятся на две команды: «Оптимисты» и «Скептики», формулируют собственную позицию и подбирают аргументы (20 минут).

Выступление команд –(20 минут)

Эксперты оценивают и анализируют выступление команды с точки зрения убедительности и аргументации.

Выступление команды по критериям:

- количество аргументов;

- сила аргументов;

- обоснование аргумента.

2.5. Аргументация – один из           способов убеждения

(коммуникативный тренинг)

3 часа

Педагог знакомит учащихся с методами убеждения.

Предлагает упражнения для коммуникативного тренинга (выступает в роли ведущего)

Учащиеся – участники тренинга.

Тренинг снимается на видео.

После каждого упражнения проводится рефлексия, в ходе которой учащиеся обсуждают, насколько эффективной была аргументация выступающих.

2.6.  Видеотренинг

    (ролевые сценки)

1 час

Учащиеся делятся на группы, получают карточки с ситуациями, которые нужно разыграть. Задача - убедить оппонента в своей правоте, используя аргументы.

- Убедить родителей в том, что друзей не выбирают. Или в том, что необходимо самому выбирать дальнейшее образование.

- Убедить одноклассника в том, что пользоваться сотовым телефоном вредно.

- Убедить друга в том, что необходимо рационально использовать свое время.

Сценки снимаются на видео, затем обсуждаются.

Педагог выступает в роли эксперта.

Анализируются видеоролики по плану.

  • Удалось ли участнику убедить оппонента?
  • Какой способ убеждения был выбран?
  • Какие аргументы были приведены?

2.7.  Игра «На что потратить  жизнь?» [5]

1 час

Педагог – ведущий (проводит продажу вещей).

Учащиеся - покупатели, имеющие всего 10 жетонов. Задача – потратить жетоны, покупая предложенные вещи. После торгов участники приводят аргументы в защиту выбранных покупок.

2.8.  Что такое контраргументы?    

1 час

Практические упражнения:

1 упражнение

Педагог формулирует тезис и приводит аргумент. Учащиеся должны привести контраргумент. 

2 упражнение

Выступающий рассказывает о каком-то поступке. Остальные указывают на негативные явления поступка, стараясь «испортить» настроение говорящему. Задача говорящего – в течение 2-3 минут противостоять напору «критиков», защищая свою позицию. Не следует «отмахиваться» от критики, надо в ответ приводить контраргументы.

2.10. Ошибки в аргументации

1 час

Педагог показывает возможные ошибки при аргументации.

Учащиеся выполняют упражнение: «Найди ошибочные аргументы»

2.11.Тренинговая процедура

         «Спор»                    

1 час

Педагог проводит тренинг, предлагает учащимся пары противоположных тезисов.

Учащиеся доказывают тезис.

Тренинг снимается на видео.

Затем проводится анализ выступлений.

Выступление каждого участника.

Критерии:

 

- количество приведенных аргументов;

- сила аргументов;

- контраргументы.

2.12.  Самостоятельная работа.

2.13. Игра «Есть идея!» [4]

1 час

1 час

Участники игры делятся на группы:

 «Новаторы» Самостоятельно до игры разрабатывают новую идею и готовят ее к защите. В начале игры презентуют ее.

«Оптимисты» Основная задача группы – аргументированно и обоснованно защитить выдвинутую «новаторами» идею; вскрыть конструктивные стороны этой идеи.

«Пессимисты» Основная задача группы – аргументированно и обоснованно вскрыть несостоятельность выдвинутой на защиту идеи, отметить возможные негативные последствия ее внедрения, обозначить проблемы, порождаемые этой идеей.

«Реалисты». Основная задача группы – аргументировано и обоснованно осуществить экспертизу идеи: доказать возможность реального внедрения выдвинутой «новаторами» на защиту идеи на основе заданных критериев:

- новизна предлагаемой идеи;

- конструктивность и снятие проблем;

- ресурсная и организационная обоснованность;

- практическая реализуемость в ближайшей перспективе.

Педагог выступает в роли консультанта при подготовке к игре, в роли эксперта в ходе игры.

Оценивается выступление каждой группы в конце игры.

3

3.1.  Итоговое занятие.

   Рубрика «За» и «Против» [2]

1 час

Контрольное задание.

Каждый учащийся выбирает тезис и в течение 15 минут подбирает не менее трех аргументов «за» и «против».

Примерные тезисы:

- Добро всегда побеждает зло.

- Судьба человечества в руках человека.

- За деньги можно купить все.

Выступление учащегося.

  1.  Материалы для реализации программы.

Для реализации программы использованы дидактические и методические материалы, необходимые на занятиях, в ходе которых происходит формирование навыков аргументации (Раздел «Введение», «Теория и практика аргументации»).

Библиографические ссылки:

  1. Тренинговая процедура "Спор" [Электронный ресурс] /  http://azps.ru/training/kit/spor.html
  2. Непряхин Н.Ю. Убеждай и побеждай: секреты эффективной аргументации /  М.: Альпина Паблишерз, 2010. -254с.
  3. Зайцев Д.В. Теория и практика аргументации /  М.: Форум, 2010. – 224с.
  4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В.  Основы проектной деятельности. Коммуникативный практикум. Рабочая тетрадь 5-9 класс под редакцией Е.Я. Когана / Самара, изд. дом «Федоров»,  2006. – 64с.
  5. Игра «На что потратить жизнь?»//http: // festival. 1september.ru
  6. Тренинг коммуникативных навыков// htpp:www.trepsy.php/
  7. Коммуникативные  упражнения// htpp:www.your-mind.ru

Дидактические материалы:

Предлагаемые дидактические материалы позволяют формировать у учащихся умение высказывать суждение и аргументировать собственную позицию.

  1. Компетентностно-ориентированное задание.

Задание используется на занятии по теме «Сильные и слабые аргументы». Учащиеся выполняют задание. На выполнение задания отводится 30 минут. После завершения учащиеся выступают публично, защищая и опровергая предложенный тезис. Педагог оценивает выступления, используя оценочный лист.

Задание направлено на развитие коммуникативной компетентности. Выполняя его, учащиеся учатся находить аргументы в тексте и формулировать собственные.

Задание:

Прочитайте выдержки из форумов в интернете «О засорении русского языка». Определите собственную позицию в отношении влияния широкого заимствования слов в русский язык.

 В соответствии с вашей позицией докажите или опровергните тезис «Заимствование слов из других языков засоряет русский язык». Убедите нас в своей правоте. Для этого вы должны привести не менее 3сильных аргументов, используя аргументы участников форума и собственные примеры.

Выдержки из форума «О засорении русского языка»

  1. Одно предостережение: не следует отказываться от применения англоязычных терминов, даже если есть русский перевод. Русский язык имеет возможность расширить словарный запас за счет новых слов, заимствованных из английского. Типичный пример: давно вошедшее в практику слова «принтер», сейчас вряд ли кто-то серьезно предложить слова типа «печатающее устройства» или «печаталка». В русском языке гораздо меньше слов, имеющих несколько значений, чем в английском. Не следует нагружать слова множественными смыслами.
  2. А это чистой воды упущение российского Министерства образования. В СССР был введен документ, в котором описывалось, какие следует использовать термины. Вместо «итерфейс» рекомендовалось говорить сопряжение. Вместо «компьютер» - ЭВМ. Сейчас. Конечно, этого уже не изменить, и многие слова уже вошли в русский язык, хотя могли и не войти, если бы об этом позаботились. Хорошо хоть все привыкли говорить мышь, а не «маус». Я считаю, что расширять словарный запас нужно тогда, когда слово является непереводимым.
  3. А я считаю, что все нормально. Многие слова, которые считаются жаргонизмами (тот же «браузер»), существенно удобнее их русских аналогов, поскольку сразу ясно, о чем идет речь, на них больше нет смысловых нагрузок, а у того же слова «обозреватель»(которое кстати длиннее и, следовательно, менее удобнее) есть еще куча значений. Да, нелюбителям терминов иностранного происхождения вопрос: а как вы замените слова «дисплей» или «монитор»? А ведь у них есть отечественный аналог: «аналогово-цифровое устройства ввода-вывода». Как удобно…

А давайте вспомним слово «собака», которое было заимствовано у персов и исконно-русским не является. Давайте же и «собаку исключим из русского языка. Тем-то русский язык и богат: своей мобильностью и восприимчивостью к новым словам.

  1. Я вообще не понимаю, о чем идет спор. Можно подумать, кто-то может регулировать речевое поведение людей какими-то правилами. Мы все в школе учились. Но я не знаю человека, который бы лично мне запретил иностранное слово «клавиатура» заменить русским «клавой».

А большинство случаев, которые вы здесь обсуждаете, это так называемые жаргонизмы и профессионализмы. Это как арго у уголовников. Правда, сейчас полстраны «по фене ботает», но это, скорее всего ненадолго. И еще: когда русские начнут что-то изобретать сами и называть это русскими словами, тогда другие языки у нас будут заимствовать.

  1. По поводу браузера не согласен полностью. Такова сущность русского языка, что в нем много слов-синонимов, слов-омонимов. Например, слово «лук» означает плод и оружие. Что предлагаете искать для каждого варианта иностранный эквивалент, однозначно определяющий, о чем идет речь? Глупо. Никто не говорит, что нужно заменять все слова повально. Если перевода не существует, вполне подойдет и иностранный вариант. В любой язык можно ввести иностранные слова, но там, где есть свои эквиваленты, это глупо. И еще, надо думать о красоте речи: злоупотребление в использовании заимствований делают язык некрасивым.
  2. Никто и не спорит, что в русский язык вливаются иностранные слова. Это естественный процесс. Но там, где в них нет необходимости, они нелепы. И поэтому они никогда не войдут в язык на официальном уровне. И человек, употребляющий такие слова в письме. Делает свою речь безграмотной. Уважайте свой язык!

Оценочный лист (педагог в роли эксперта)

Критерии

Комментарий

Баллы

Определена позиция

За заимствования

Против заимствований

1 балл

Приведено не менее 2 аргументов

За:

-Русский язык имеет возможность расширять словарный за счет заимствования.

-Использование заимствованных слов позволяет избежать многозначности.

-Заимствование новых слов – естественный процесс.

Против:

-Заимствование бессмысленно, если в языке уже есть эквивалент.

-жаргонизмы никогда не станут частью языка.

- Использование заимствований делает речь некрасивой

Max 3 балла

Приведены собственные аргументы

За каждый аргумент 1 балл

  1. Коммуникативный тренинг.

Актуальность тренинга:

Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии.

Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

Тренинг используется на занятии «Аргументация – один из способов убеждения». Можно использовать отдельные упражнения.

Цель тренинга: Развитие коммуникативных навыков.

Задачи: 

  • отработать навыки убеждения
  • отработать умение найти аргументы в пользу своей позиции
  • развить умение находить подход к людям
  • подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации.
  • развитие умения невербального средства общения.
  • обучить эффективным способам общения.

Тренинг проводится с группой учащихся. На каждое упражнение отводится 20-30 минут. Упражнения ориентированы на возраст учащихся. После упражнения проводится обязательно рефлексия. Работу учащихся можно снимать на видео, а затем анализировать материал.

Упражнение «Витязь на распутье»[ 7].

В упражнении отрабатываются презентационные навыки, умение убеждать с помощью аргументов.

Время: 20-30 минут

 Группа: 10-15 человек.

Описание. Вся группа делится на команды по 3-4 человека, кроме одного участника, который будет играть роль Ильи Муромца.
Тренер рассказывает группе свой вариант русской сказки, в которой Илья Муромец видит на распутье камень, на котором написано: «налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – голову потеряешь, прямо пойдешь – женатым будешь». В этом упражнении каждой команде нужно будет убедить Илью Муромца, что следует пойти именно в ее направлении. Первая команда будет уговаривать Муромца поехать налево, вторая – направо, а третья – прямо. У каждого направления есть свои преимущества, ведь даже в варианте «голову потеряешь» можно вспомнить о тех приключениях, которые ждали в сказке богатыря, выбравшего этот путь, или объяснить, что на самом деле он потеряет голову от любви. Командам нужно показать именно их направление в максимально выгодном свете.

Группам дается 10 минут на подготовку, после чего один представитель от каждой группы выступает перед Ильей Муромцем. Муромец решает, куда он поедет, и дает обратную связь о том, что ему понравилось, а что не понравилось в каждом выступлении.

  • Вариант. Можно снять выступление на видеокамеру и сделать разбор того, какие приемы убеждения использованы.

Упражнение «Семь богатырей» (30 минут) [ 6].

Цель: отработать навыки убеждения, умение найти аргументы в пользу своей позиции, презентационные навыки.

Одна участница будет играть роль царевны. Кто хочет? Остальные поделитесь на команды по 3-4 участника.

Давайте, для того чтобы потренировать умение убеждать, вспомним и разыграем сказку А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях. В частности, тот эпизод, где семь богатырей, у которых жила царевна, уговаривают ее выйти за одного из них замуж и остаться с ними навсегда. В нашей сказке будет то же самое, но богатыри, прошедшие ряд тренингов и владеющие даром убеждения, смогут лучше, чем сказочные, убедить царевну отказаться от королевича Елисея и остаться в их доме. Каждая мини-группа должна будет подготовить самые заманчивые предложения для того, чтобы уговорить царевну остаться у них, показать ей все преимущества такого конца сказки.

Вам дается 5 минут на подготовку, после чего один посланник от каждой группы выступает, обращаясь к царевне со своими аргументами.

Рефлексия (10 минут)

После выступлений царевна говорит о том, захотелось ли ей остаться у богатырей, какие плюсы и минусы увидела она в выступлениях каждого.

Какие эмоции вы испытывали, выполняя это упражнение?

Упражнение «Завтрак с героем» (30 минут) [6].

 Цель: потренировать умение убеждать собеседника.

Необходимый материал: бумага, карандаши.

Представьте себе следующую ситуацию: у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент его жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему.

Запишите имя своего героя на листе бумаги. Теперь поделитесь на пары, в паре надо решить с кем из двоих героев вы будете встречаться. На дискуссию у вас 2 минуты.

Теперь пары объединяются в четверки, которым, в свою очередь, необходимо выбрать только одного героя. На дискуссию у вас так же 2 минуты.

Теперь четвертки объединяются между собой и в течение 2 минут выбирают одного героя.

А теперь все объединяются, и решаете с кем вы будите завтракать.

Рефлексия: (10 минут)

 - Почему остался именно этот герой?

 - Легко было уступать и почему вы уступали?

Упражнение «Зебра» [6].

Цель: тренировать в умении формулировать аргументы.

 Предложена ситуация, участники тренинга должны рассмотреть её с противоположных точек зрения, начиная фразу словами: это хорошо потому, что… ; это плохо потому, что… ответы фиксируются, а затем выбираются самые значимые на утверждение и на отрицание.

  1. Тренинговая процедура "Спор"[ 1].

Проводится на практических занятиях, когда учащиеся уже знакомы с теорией аргументации.
Тренинговая процедура "Спор" предназначена для развития умения и навыков аргументирования, упорства в отстаивании своей точки зрения. Ведущий предлагает участникам тренинга свои заготовки - пары противоположных по смыслу высказываний, имеющих мировоззренческий характер (например "Мир беспощаден и несправедлив" - "Мир уже совершенен и безупречен").

Необходимо перед процедурой чётко проговорить цель упражнения (развитие навыков аргументирования) и подчеркнуть игровой характер дискуссии.

Для подведения итогов понадобится доска (лист ватмана) и мел (маркеры).

Содержание
Ведущий тренинга предлагает участникам упражнение на развитие умения и навыков аргументирования в споре, обретение некоторой настойчивости в споре. Можно рассказать про важность и того, и другого. Конечно, следует заметить, что в настойчивости следует знать меру, что настаивать надо не на своей правоте, а на важности аргументов, следовании логике. Очень важно подчеркнуть, что упражнение носит игровой характер, что не следует слишком серьёзно преследовать цель победить в мировоззренческом споре. Важно отметить, что если кто-то будет отстаивать чуждую ему точку зрения, то за это его ругать никто не будет, "тренинг для того и существует, что можно попробовать себе новые роли".

Ведущий предлагает следующие пары противоположных по смыслу мировоззренческих утверждений:

1а. Мир беспощаден и несправедлив

1б. Мир уже совершенен и безупречен

2а. Человек спонтанен и способен выбирать.

2б. У человека нет выбора.

3а. Необходимо работать над собой и меняться.

3б. Развитие происходит само собой. Все совершенно и так.

4а. Без Учителя невозможно найти Путь и пройти его. Для развития необходима Школа

4б. Учитель не обязателен, более того, он только помеха на Пути. Школа - это тупик.

5а. Для развития необходимы строгие предписания и рекомендации.

5б. Делай, что хочешь и будет то, что будет.

6а Свободное время – прекрасное время.

6б Свободное время – трудное время.

Непосредственно перед тем, как вызвать к доске первую пару спорщиков, ведущий даёт "напутствия":

- бесполезно искать "золотую середину" между частями "а" и "б" каждого тезиса, а также пытаться их объединять;
- бессмысленны компромиссы "и то и другое верно", "смотря с какой стороны смотреть";
- не следует принимать одну и отвергать другую часть любого тезиса;
- прямо по ходу обсуждения спорщики могут прийти к какому-то важному для себя выводу, не следует пугаться каких-то новых ощущений и замыкаться в себе;
- помните, что один из лучших аргументом в споре - искренность, глубина переживаний.

Вызываются два спорщика. Если работа проводится в группе, где участники довольно робки, чтобы в одиночку отстаивать свою позицию, можно вызывать две группы спорщиков (по два или три человека в каждой). Дополнительным мотивирующим фактором может быть элемент соревновательности (после завершения дискуссии остальные участники группы голосуют за тот или иной тезис).

После того, как закончили выступать последние спорщики, проводится небольшой мозговой штурм, целью которого является собрать мнения о тех приёмах, которые помогли спорщикам одержать верх в дискуссии. Следует обратить особое внимание на то, что разбираются именно приёмы, а не личные качества спорщиков: каждый человек имеет опыт анализа личных качеств другого человека, но далеко не каждый в своей жизни занимался анализом коммуникативных тактик.

  1.  Необходимое ресурсное обеспечение реализации программы.

Технические ресурсы: видеокамера.

Кадровые ресурсы: психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Путь к успеху"

Программа «Путь к успеху» социально-педагогической направленности, предназначена для работы с обучающимися 12-14 лет. Срок реализации программы в течение одного года. Общее количество часов – 68...

Образовательная программа инновационной образовательной практики

Формирование регулятивных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности на примере проектной мастерской  «Архитектор»...

Инновационная образовательная программа "Школьный театр как лестница успеха для учащихся с ОВЗ"

Данный материал предствавляет разработку инновационной образовательной программы "Школьный театр как лестница успеха для учащихся с ОВЗ" В этой программе представлен опыт школы по созданию школьного т...

7 ошибок воспитания, которые мешают детям добиваться успеха

Эксперт по лидерству, автор психологических бестселлеров Тим Элмор за время своих исследований выявил типичные ошибки родителей, которые заранее программируют в детях неуверенность и ограничиваю...

Инновационный образовательный проект "Школа-территория успеха"

Актуальность и необходимость работы над проетктом обусловлена задачами, необходимыми для реализации указа Президента:-создание условий для социализации выпускников;-формирование гражданской ответствен...

Сертификат дополнительного образования в системе дистанционного обучения по теме "Как добиваться успеха на работе и получать удовольствие"

Сертификат дополнительного образования в системе дистанционного обучения по теме "Как добиваться успеха на работе и получать удовольствие"...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...