Инновационный образовательный проект "Школа-территория успеха"
опыты и эксперименты
Актуальность и необходимость работы над проетктом обусловлена задачами, необходимыми для реализации указа Президента:
-создание условий для социализации выпускников;
-формирование гражданской ответственности и повышение социальной активности обучающихся;
-обеспечение индивидуализированного психоллого-педагогического сопровождения обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_obrazovatelnyy_proekt_shkola-territoriya_uspeha.docx | 41.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Петровская средняя общеобразовательная школа
ПРОЕКТ
Название инновационного образовательного проекта
«Школа-территория успеха»
2018 год
1. Введение.
Мы рассматриваем проект «Школа-территория успеха» как продолжение и расширение используемых ранее технологий для получения эффективных результатов в условиях реализации национального проекта в сфере образования. Считаем, что выбранный нами режим жизнедеятельности будет способствовать:
- преобразованию образовательно-воспитательного пространства школы в новое качественное состояние, где решается весь комплекс социальных и психолого-педагогических задач;
- усилению взаимосвязи школы с семьей, внешкольными учреждениями, социумом.
В МКОУ Петровской СОШ на протяжении нескольких лет используются различные современные технологии, в том числе проектная и исследовательская. Но жизнь вносит свои коррективы. Уникальность нашего учебного заведения в том, что, опираясь на хорошую традиционную базу, тесное сотрудничество с социумом, кадровый потенциал, мы готовы реализовывать задуманные нововведения.
Цель проекта: формирование самоорганизации личности каждого обучающегося.
Ключевая проблема: недостаточная готовность детей к интеграции в современном обществе, консолидация их на гражданские ценности.
Место реализации: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Петровская средняя общеобразовательная школа.
Методологическая база:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
- Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 18 июня 2018 г. №740 « Об утверждении Порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками».
- Устав МКОУ Петровской СОШ.
- Программа развития МКОУ Петровской СОШ на 2016-2020 годы».
- Локальные нормативные акты МКОУ Петровской СОШ, регламентирующие вопросы организации образовательного процесса.
Актуальность инновационного образовательного проекта
В нашем стремительно развивающемся обществе очень важно воспитание целеустремленной и успешной личности, способной проявляться в творчестве, активной жизненной позиции, общении, поведении.
Актуальность и необходимость работы над проектом обусловлена задачами, необходимыми для реализации указа Президента:
• создание условий для социализации выпускников школы;
• формирование гражданской ответственности и повышение социальной активности обучающихся;
• обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.
Анализ имеющихся ресурсов и возможностей для реализации проекта определил вектор дальнейшего развития:
Направления | Контуры развития | Примечания (+) - уже достигнуто, ( - ) - планируется достигнуть |
Общеинтеллектуальное направление | Использование в образовательном процессе научно-исследовательской и проектной технологий в рамках проекта НОУ «Умники и умницы» | - Выявление мотивации обучающихся (+); - создание мини-проектов как шаг самореализации (+); - символика НОУ: эмблема, гимн как элемент индивидуализации (+); - сетевое взаимодействие с базовой школой (+); - сетевое взаимодействие с Лискинским сельскохозяйственным техникумом как средство воспитания профориентационных навыков (-); - моделирование и конструирование (-). |
Социальное и духовно-нравственное направления | Использование в образовательном процессе научно-исследовательской и проектной технологий в рамках проекта «Школьный музей» | - Школьный музей «Далёкое и близкое» (+); - нормативная база: паспорт, программа (+); - усовершенствованная материально-тех. база (-); - связь с социумом (+); - сетевое взаимодействие (-); - ИКТ - ресурсы (-). |
Общекультурное и социальное направления | Использование в образовательном процессе научно-исследовательской и проектной технологий в рамках проекта «Пришкольный участок» | - Опытно-производственный участок (+); - программа работы (+); - организация летней трудовой практики (+); - дизайнерское проектирование (-); - усовершенствованная материально-тех. база (-); - школьный социальный проект «Наш участок» (-). |
Общекультурное и спортивно-оздоровительное направления | Использование в образовательном процессе научно-исследовательской и проектной технологий в рамках социального проекта «Моя школа краше всех» | - Социальный проект «Моя школа краше всех» (- ):
|
Социальное и духовно-нравственное направления | Использование в образовательном процессе проектной технологии в рамках социального проекта волонтёрского движения «Дорогою добра» | - Волонтёрское движение (+ - ); - проект «Возрождение школьного сада» (+); - возрождение тимуровского движения как средства воспитания гражданской позиции (-). |
Духовно-нравственное и общекультурное направления | Использование в образовательном процессе научно-исследовательской и проектной технологий в рамках проекта «Краеведение» | - Модули регионального уровня: историческое, литературное и географическое краеведения (+); - краеведческие исследования (+); - систематизация материалов музея как средство воспитания патриотизма: -электронная версия проекта к 75-летию Победы «Свет Великой Победы» (-); |
Для дальнейшего перспективного и динамичного развития у образовательного учреждения есть все данные. Это сплочённый коллектив обучающихся и педагогов, родителей и социума.
Все предметные области ведут специалисты. С сентября 2011 года в школе внедряется ФГОС НОО, а с сентября 2015 – ФГОС ООО.
В школе каждый ребёнок может получить качественное образование, развитие и воспитание. Об этом говорят достижения обучающихся: высокие показатели при сдаче ОГЭ и ЕГЭ, результативное участие в муниципальных, региональных и всероссийских олимпиадах, конкурсах и конференциях.
Качество знаний обучающихся за последний год больше 54%.
У школы достаточно высокий имидж в районе, и, может быть, поэтому её контингент постоянно пополняется обучающимися, территориально не закреплёнными за образовательной организацией.
Нужно отметить, что результативность учебно-воспитательного процесса и управленческой деятельности стала возможна благодаря тесному контакту с социумом. Мы открыты для общения со всеми.
Главной целью работы МКОУ Петровской СОШ является качественная реализация образовательных программ. В основу мы ставим формирование самоорганизации личности каждого обучающегося. Это позволяет реализовывать современное содержание образования, ориентированное на воспитание таких черт личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, открытость и способность выражать собственные мысли.
Обучение предполагает вовлечение детей в исследовательскую и проектную деятельность, формирование умения понимать, осваивать новое и принимать осознанные решения в различных проблемных ситуациях; развивает критическое мышление. Обеспечить такое обучение позволяют инновации, которые возникают в результате научных поисков, использования передового опыта педагогов, практической деятельности всего школьного сообщества.
Но любое движение вперёд невозможно без преодоления препятствий. Имеются они и у нас. В первую очередь, это недостаточная оснащённость материально-технической базы для успешного внедрения современных педагогических реалий и нехватка спонсорской помощи в связи с тем, что школа находится в сельской местности. Во-вторых, малая степень доступности к социальным объектам, которые способствуют самораскрытию обучающихся. И, в-третьих, проблема, характерная для всего педагогического корпуса, - старение кадров, понижение имиджа профессии учителя. Но всё это, надеемся, решаемо в рамках концепции и проекта инноваций в образовании в области технологий, которые хотим реализовать.
Концептуальной основой модели является гуманистический подход, означающий ориентацию на человеческую реальность во всей её полноте.
Миссия МКОУ Петровской СОШ: "Растим культурную и интеллектуальную элиту посёлка" - состоит в том, чтобы создавать условия для личностного развития и социального становления обучающихся, получения общего (основного и полного) образования на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с их индивидуальными возможностями, а также содействовать повышению интеллектуального потенциала своего края, региона и страны в целом.
В связи с поставленными ранее задачами в работе МКОУ Петровской СОШ планируются определённые нововведения в рамках инновационных технологий.
Современное содержание образовательно-воспитательного процесса должно стать основой проектирования различных образовательных маршрутов обучающихся, ориентированных на формирование таких качеств личности как инициативность, способность творчески мыслить, умение ставить цели и достигать их, решать жизненные задачи, найти каждому свой путь к успеху.
Коллектив МКОУ Петровской СОШ успешно внедряет современные технологии: проектную, проблемно-диалоговую, здоровьесберегающую, научно-исследовательскую и другие. Их результативность прослеживается, в частности, через краеведческую деятельность и работу школьного НОУ «Умники и умницы».
Но наряду с этим практика школьной жизни подсказывает новые подходы к решению образовательных задач. Один из них – внедрение нововведения «Шаг за шагом: от традиции к инновациям» к технологиям научно-исследовательской и проектной. Основываясь на заложенные традиции школы, накопленный опыт, предполагается создание такой среды, в которой обучающиеся для саморазвития будут совершать небольшие шаги в исследовании интересующих их вопросов. С начальной школы и далее следует выявлять интересы и наклонности детей, давать им возможность выбора вида деятельности и малыми шагами двигаться к достижению значимых результатов. Для этого необходимо более широкое сетевое взаимодействие с различными учреждениями как на территории района, так и за его пределами.
В реализации данной инновации планируется использование в образовательном процессе ролевых и учебно-деловых игр, метода моделирования жизненно-практических ситуаций, социально-психологических тренингов, проведение мастер-классов, заседаний научного общества, публичная защита проектов и т.д.
Итоговые результаты от реализации образовательной модели
№ п/п | Критерии (показатели) планируемых результатов | Методы исследования | Индикаторы (количественные) |
1 | Раскрытие личных интересов и склонностей обучающихся, где учебные предметы лишь одно из средств такого раскрытия. | Тестирование, тренинги, ролевые игры, научно-практические конференции. | Обучающиеся 1-9 классов |
2 | Проектирование личностных норм (шаг за шагом), обеспечивающих индивидуальные траектории развития. | Тестирование, проектирование, поисковые формы работы, научно-практические конференции. | Обучающиеся 1-9 классов |
3 | Построение пространства саморазвития и самообразования. | Проекты, использование ИКТ, публичная защита проектов. | Обучающиеся 5-11 классов |
4 | Формирование уникального личного опыта практической жизнедеятельности ребёнка. | Публичная защита проектов, исследовательские работы. | Обучающиеся 5-11 классов |
Ресурсное обеспечение реализации образовательной модели
Материальная база | Предметные кабинеты с оборудованными рабочими местами учителя |
Компьютерный класс | |
Библиотеки (школьная и сельская) | |
Спортзал и стадион, хоккейная площадка | |
Школьная столовая (2-х разовое горячее питание) | |
Опытно-производственный пришкольный участок | |
Организационный ресурс | Управляющий совет школы |
Совет старшеклассников | |
Детская организация | |
Совет музея | |
Методические объединения учителей (4) и методический совет | |
Научное общество учащихся «Умники и умницы» | |
Служба медиации | |
Связь с ЦРТДЮ и ДЮСШ | |
Кадровое обеспечение |
|
|
Возможные риски
Одной из проблем является отсутствие должного финансового обеспечения стандартов второго поколения. Не всегда желаемое совпадает с материально-техническими возможностями школы.
Вторая проблема – это оптимизация, которая происходит повсеместно и ведёт к перегрузке работников, из-за чего страдает качество образовательного процесса.
В-третьих, МКОУ Петровская СОШ находится в сельской местности, и в связи с этим контингент учащихся может быть не всегда стабильным.
Тем не менее коллектив нашего образовательного учреждения стремится достигать позитивных результатов на пути к успеху каждого ребёнка.
Средства контроля и обеспечения достоверности
результатов деятельности
Перечень мероприятий |
I этап 2018-2019 учебный год |
1.Создание школьной команды, составление дорожной карты, подготовка и утверждение нормативной базы. |
2. Проведение педагогических советов, заседаний МО. Разработка плана-графика. Создание экспертного совета. |
3. Построение информационного механизма сопровождения реализации проекта. Выявление эффективных моделей сетевого взаимодействия. |
II этап 2019 – 2020 учебный год |
4. Выявление мотивации обучающихся. Координация научно-исследовательской деятельности в рамках НОУ, школьного музея «Далёкое и близкое», краеведения. |
5. Контроль за деятельностью по реализации социальных проектов «Пришкольный участок», «Моя школа краше всех» (смотр проектов). |
6. Контроль за деятельностью волонтёрского движения «Дорогою добра» (соцопросы, отзывы). |
7. Контроль за реализацией проекта «Школа-территория успеха» (экспертный совет) |
III этап 2020-2021учебныйгод |
8. Усовершенствование материально- технической базы, ИКТ-ресурсов. |
9. Сетевое взаимодействие с Лискинским сельскохозяйственным техникумом. |
10. Сетевое взаимодействие с районным краеведческим музеем, с музеем института им. Докучаева в рамках «Школьный музей». |
11. Школьный социальный проект «Наш участок». |
12. Социальный проект «Моя школа краше всех». |
13. Независимая экспертиза эффективности реализации проекта (совет школы). |
IVэтап 2021-2022 учебныйгод |
14. Проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, аукционов педагогических идей, педагогических студий. |
16. Контроль за осуществлением консультационного, методического, тьюторского сопровождения работы по диссеминации инновационного опыта. |
17. Создание совета по системе распространения инновационного опыта через организацию стажировок на базе образовательного учреждения. |
18. Организация и проведение системного мониторинга эффективности диссеминации инновационного опыта. |
Планируемые эффекты от реализации проекта:
- повышение качества образования, сокращение детей группы риска;
- повышение уровня образовательных достижений обучающихся через повышение уровня их мотивации;
- рост профессиональной компетентности и мастерства педагогов;
- рост количества педагогов, работающих в инновационном режиме;
- высокий уровень удовлетворённости деятельностью школы со стороны участников образовательных отношений через создание положительного социального климата;
- развитие информационного образовательного ресурса, усовершенствование материально-технической базы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Школа раннего развития при муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицее инновационных технологий» города Хабаровска: успехи и проблемы"
Доклад на I краевом съезде учителей математики Хабаровского края: "Школа раннего развития при муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицее инновационных технологий» города Хабаровска: усп...
Презентация : "Школа раннего развития при муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицее инновационных технологий» города Хабаровска: успехи и проблемы"
Презентация к докладу на I съезде учителей математики Хабаровского края: "Школа раннего развития при муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицее инновационных технологий» города Хабаровс...
Статья в сборнике тезисов I-го съезда учителей Хабаровского края: "Школа раннего развития при муниципальном общеобразовательном учреждении "Лицей инновационных технологий" города Хабаровска: успехи и проблемы»
Статья в сборнике тезисов I-го съезда учителей математики Хабаровского края: "Школа раннего развития при муниципальном общеобразовательном учреждении "Лицей инновационных технологий" города Хабаровска...
Инновационная образовательная программа "Школьный театр как лестница успеха для учащихся с ОВЗ"
Данный материал предствавляет разработку инновационной образовательной программы "Школьный театр как лестница успеха для учащихся с ОВЗ" В этой программе представлен опыт школы по созданию школьного т...
Программа инновационной образовательной практики "Убеждай и добивайся успеха"
Инновационная образовательная практика "Убеждай и добивайся успехов" направленв на формирование метапредметного результата: умение высказывать суждение и аргументировать свою точку зрения. Программа м...
Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)
Содержание общего образования характеризуется современными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...