Работа с лидерами как средство оптимизации деятельности детского движения (из опыта работы РДОО "Радуга" Камешковского района)
статья на тему

Труфанова Инна Эдуардовна

Данная статья предназначена для координаторов детского движения, педагогов-организаторов и классных руководителей школ и рассказывает об опыте оптимизации работы районного детского движения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2015_statya_dlya_viro_trufanova.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Труфанова Инна Эдуардовна

Педагог 1 квалификационной категории

МОУ ДОД Центр внешкольной работы

 г. Камешково

Работа с лидерами как средство оптимизации деятельности детского движения

(из опыта работы районного детского общественного объединения «Радуга» Камешковского района)

        В настоящее время особую важность приобретает детское движение,  как школа гражданского становления  личности. Современное общество нуждается в гражданах, способных  решать    проблемы в быстро меняющемся мире, способных вести за собой. Современная личность должна быть творческой, саморазвивающейся и самосовершенствующейся.

После распада пионерской организации детское движение в Камешковском районе было разрозненным. Для соединения школьных объединений района в единое целое 6 января 2004 года было создано РДОО «Радуга».  Организация состояла из 15 объединений, 10 из них  работали в сельских школах, что порождало разобщенность детского движения. Нормативно-правовая база районной и детских школьных объединений имела недостатки. В ходе анализа деятельности   РДОО был  сделан вывод   о недостатке условий для активного взаимодействия детских школьных объединений между собой.  

Для решения   проблемы была создана программа развития РДОО «Радуга» на 2008-2015 учебный год «Прошлое, настоящее, будущее…». За время реализации программы: в ходе районных конкурсов была создана символика РДОО «Радуга» (гимн, эмблема, флаг); исправлены недостатки в оформлении нормативно-правовой базы районного и каждого детского школьного объединения; созданы перспективные планы работы на каждый учебный год; увеличилось разнообразие форм и количество проводимых мероприятий. Однако упорядочивание системы работы районного объединения не решило проблему формального взаимодействия детских школьных объединений между собой.

Движущей силой любого детского движения являются, конечно, дети - лидеры. Было решено для оптимизации деятельности детского движения наладить работу с лидерами:

  1. Активизация работы Совета лидеров -2008 г.
  2. Организация Школы лидера на базе Центра внешкольной работы – 2009 г.
  3. Организация выездной Школы лидера – 2011 г.
  4. Организация лидерского авангарда «Вектор» - мобильной агитбригады РДОО «Радуга» – 2011 г.

В рамках реализации первого этапа стали регулярно проводиться заседания Совета лидеров, руководящего органа РДОО. Однако данный вид работы показал слабую эффективность в достижении основной цели ввиду ограниченного количества встреч и обсуждаемых тем.

Начиная с 2009 года, было решено организовать Школу лидера на базе Центра внешкольной работы города Камешково. Сама форма работы была не новой – Школа лидера существовала в районе с 2000 года, в её рамках ежегодно организовывались профильные лидерские смены на базе загородного лагеря «Дружба». С 2009 года занятия Школы лидера стали регулярны и приобрели практический характер.

В основу занятий Школы лидера легла практико-ориентированная деятельность,  помогающая лидерам оценивать значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний. Наиболее часто использовались такие  технологии: тренинг («Кулак», «Гнев», «Мои добрые поступки», «Попугай», «Собака», «Зеркало» и др.), организационно-деятельностная игра («Кто в доме хозяин», «Дом», «Мой дорогой человек», «Что значит – вести себя хорошо» и др.), интерактивные игры («Лабиринт», «Подарки», «Замок» и др.), метод проектов («Мы этой памяти верны», «Лагерю «Дружба» 80 лет»).

Недостатком вышеназванной Школы на тот момент был небольшой охват лидеров: только городские школы (СОШ №1 и ООШ №3) могли обеспечить стабильный состав обучающихся. Таким образом, следующим этапом работы стала организация выездной Школы лидера. С января 2011 года занятия стали проводиться на базе районных школ. Причем год от года количество задействованных школ и количество занятий неуклонно растет.

Данная форма работы позволила значительно увеличить эффективность работы с лидерам Камешковского района. Умения и навыки, получаемые детьми в ходе занятий, приобрели систематический характер.

Одновременно с появлением выездной Школы лидера сложилась мобильная агитбригада РДОО «Радуга». И вот уже пятый год лидерский авангард «Вектор»  защищает честь районного детского объединения при взаимодействии с другими объединениями и организациями области, выступает на слетах и конференциях. При работе с ними практико-ориентированные технологии занимают далеко не последнее место.

Данная система работы привела к появлению целой смены лидеров, ставших опорой не только своему детскому школьному объединению, но и поддержкой районному объединению «Радуга».

Результатами реализации данной системы работы можно считать:  

  1. Увеличение количества охваченных Школой лидера детей
  2. Положительную динамику развития личностных качеств лидеров
  3. Создание и реализацию авторской программы развития РДОО «Радуга» на 2008-2015 учебные годы
  4. Повышение активности детских школьных объединений
  5. И, как следствие, оптимизацию детского движения в Камешковском районе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Внеурочная деятельность учащихся как средство развития их социальной компетентности». ( Из опыта работы).

Современное состояние общества, процессы, происходящие в нашей жизни, заставляют по-новому взглянуть на проблему воспитания учащихся, формирования их интеллектуального и творческого потенциала в проце...

Метод проектов в школе как средство повышения познавательной активности учащихся (из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района СПб Евелевой С.Ю.)

Метод проектов в школе как средство повышения познавательной активности учащихся (из опыта работы учителя биологии ГБОУ лицей №329 Невского района СПб Евелевой С.Ю.) ...

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с дошкольниками с ОВЗ

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как ...

Конспекты занятий с юными лидерами детского движения в рамках работы "Школа Лидера"

На занятиях юные лидеры учатся мастерству общения, взаимодействию со свертсниками, проявлению своей лидерской позиции...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ (из опыта работы клуба внеурочной деятельности "Английский театр")

В этой статье рассказывается об опыте работы школьного клуба внеурочной деятельности на английском языке "Английский театр"...

«Использование возможностей Опорного Центра по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для активизации досуговой деятельности обучающихся ГБОУ» из опыта работы

В организацию обучения необходимо использовать комплекс приемом, который бы способствовал включению ребенка в активную деятельность к узучению правил безопасности дорожного движения....

«Групповая работа на уроке технологии: цели, содержание деятельности, технологии организации (из опыта работы)»

laquo;Групповая работа на уроке технологии: цели, содержание деятельности, технологии организации (из опыта работы)» ...