Рабочая программа "Основы безопасного движения" 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа "Основы безопасного движения" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_osnovy_bezopasnogo_dvizheniya.docx | 42.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю
МО учителей __________________ зам. директора по УВР Директор МОАУ СОШ № 11
______________________________ __________ М.П.Рудая _________ Е.В. Рудой
Протокол № ____ «____»сентября 201__г. «____» сентября 201___г. «____» августа 201__г.
Руководитель МО _________
Программа внеурочной деятельности
Основы безопасного движения
на 2014/2015 учебный год
Класс 5 "Б"
Руководитель Назарук Нина Алексеевна
Количество часов в год: 36 , в неделю 1
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основы безопасного движения __________________________________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов к личностным характеристикам выпускника общеобразовательного учреждения в части формирования и использования навыков и правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Образовательная региональная программа непрерывного образования
«Основы безопасного движения»(1-11 класс) разработана в 2013 году коллективом в следующем составе:
Гордеева Наталья Валерьевна, заведующая лабораторией основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры и экологии человека ГОАУ ДПО Амурский областной институт развития образования
Волкова Ирина Николаевна, директор Государственного автономного учреждения Амурской области дополнительного образования детей «Центр детского (юношеского) технического творчества» г. Благовещенска.
Основание для разработки программы:
1.Федеральный Закон от 10.12. 95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
2.Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 100 «О Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».
3.Закон Амурской области «Об областной целевой программе «Обеспечение безопасности
дорожного движения в Амурской области на 2006-2012 годы»
Актуальность программы
Для обучающихся образовательных организаций знания правил дорожного движения – это проверка готовности к вступлению во взрослую жизнь.
Программа «Основы безопасности движения» - прекрасная возможность пройти курс обучения навыкам и основам безопасности на дороге.
Реализация программы «Основы безопасности движения» позволит изучить правила дорожного движения, приобрести навыки поведения на улице.
Отличительной особенностью программы является: программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.
Отличительные особенности программы:
отличительной особенностью программы является: программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса. Программа делает акцент на системную работу через внедрение современных методик, основанных на принципах активного вовлечения самого ребенка в процесс формирования представлений и практических навыков в сфере обеспечения личной безопасности.
Педагогическая целесообразность: для достижения наибольшей результативности
обучения Правилам и безопасности дорожного движения методика преподавания должна
основываться на следующих принципах:
- Обязательное обучение всех школьников;
- Регулярное, обучение;
- Учет возрастных и психофизических особенностей учащихся;
- Творческий подход к изложению учебного материала с учетом конкретных местных условий дорожного движения;
- Систематическая проверка знаний, умений и навыков учащихся (в том числе игры, соревнования, конкурсы и т.п., проводимые вне учебных часов программы).
Цель программы: снижение количества дорожно-транспортных происшествий с участием детей; сокращение детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
- предупреждение опасного поведения юных участников движения;
- совершенствование форм и методов обучения детей и подростков правилам безопасного поведения на дорогах;
- активизация познавательной деятельности школьников в данном направлении;
- формирование осмысленного понимания необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности;
- формирование умения выявлять в окружающем пространстве индикаторы опасности и оценивать уровень возможного личного риска;
- передача знаний о классической схеме действий в типовых опасных ситуациях;
- в соответствии с классической схемой, формирование устойчивого навыка собственных действий в различных опасных ситуациях.
Возрастная группа: 5 класс
Количество часов в год 36, в неделю 1 час
Предполагаемый результат:
- Повышение правовой культуры участников дорожного движения;
- Предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма;
- Знание правил дорожного движения;
- Умение правильно вести себя в экстремальных дорожных ситуациях;
- Совершенствование условий для реализации форм, методов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения. Сформированности навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения. Сокращение количества ДТП с участием обучающихся. Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения).
Результаты освоения программы
В результате изучения программы обучающимися должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты - отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса. Это:
- понимание необходимости личного участия в обеспечении собственной безопасности;
- готовность и способность к саморазвитию, самообучению и личностному самоопределению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
- положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями в различных нестандартных ситуациях и условиях;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- навыки формирования собственной культуры безопасного образа жизни;
- навыки творческого подхода в решении любых задач, к работе на результат;
- навыки в составлении собственной индивидуальной образовательной траектории (ИОТ);
- оказание бескорыстной помощи окружающим, умение находить с ними общий язык и общие интересы в преодолении определённых трудностей.
Метапредметные результаты - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, которые проявляются в познавательной и практической деятельности. Это:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- самостоятельно оценивать уровень сложности ситуации и определять наиболее эффективные способы выхода из неё, корректировать свои действия, если ситуация изменяется;
- умение определять способы и варианты действий в рамках предложенных (создавшихся) условий и требований;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты изучения программы - отражают приобретённый опыт обучающихся в вопросах обеспечения собственной безопасности жизнедеятельности, а также обеспечивают успешное применение на практике полученных знаний и навыков. Это:
- навыки наблюдения за окружающим миром с позиции собственной безопасности;
- знание правил безопасного поведения в различных аспектах жизнедеятельности;
- умение самостоятельно оценить уровень сложности конкретной опасной ситуации и составить алгоритм собственных действий выхода из неё;
- обнаружение ошибок при постановке и выполнении учебных заданий с позиции безопасности жизнедеятельности, отбор способов и вариантов их исправления;
- навыки общения с взрослыми людьми и сверстниками по правилам основ безопасности жизнедеятельности;
- умение выявлять в окружающем пространстве индикаторы опасности и оценивать уровень возможного личного риска;
- анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности, поиск возможностей и способов их улучшения;
- оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и действий по их устранению.
Учащиеся 5 классов должны знать:
- дорожные знаки;
- правила перехода улиц по сигналам светофора и проезжей части дороги при - отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
- правила движения по тротуару и пешеходным дорожкам;
- правила движения индивидуально, группами и в колоннах;
- правила езды на велосипеде и мопеде;
- правила перевозки пассажиров на мотоциклах и мопеде;
Учащиеся 5 классов должны уметь:
- переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги;
- передвигаться в группе, в колонне;
- дисциплинированно вести себя в общественном транспорте;
- ориентироваться в дорожной обстановке, не выходить из-за препятствий (машин, сооружений, зданий), не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
- определять самостоятельно опасные и безопасные участки дороги;
- оказать первую медицинскую помощь при ДТП (при кровотечениях, ожогах, переломах и других видах травм).
Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся
Для проверки знаний можно использовать:
сдачу устных зачетов или выполнение письменных контрольных работ по одной или нескольким темам;
- Выполнение тренировочных упражнений на магнитной доске и т.д.;
- Выполнение тестов с вариантами ответов по каждой теме;
- Решение контрольных билетов;
- Оценка знаний учащихся должна рассматриваться как критерий меры соответствия знаний и умений учащихся, которыми они фактически овладели, уровню знаний и умений, обеспечивающему безопасность на дороге.
СОДЕРЖАНИЕ
Тематический план по Правилам дорожного движения 5 КЛАСС
№ пп | месяц | Темы занятий | Кол-во часов | |
теория | практика | |||
1 | сентябрь | Наш город (поселок), район | 1 | 1 |
2 | сентябрь | Дорожные термины и понятия. | 1 | 1 |
3 | октябрь | Назначение дорожной разметки. Виды разметки и ее обозначения. | 1 | 1 |
4 | октябрь | Сигналы светофора с дополнительными секциями. Правила перехода. | 1 | 1 |
5 | ноябрь | Железнодорожный переезд особенности проезда на велосипеде через железнодорожный переезд. Семафор. | 1 | 1 |
6 | ноябрь | Виды ДТП. Причины дорожно-транспортных происшествий | 1 | 1 |
7 | декабрь | Дорожные знаки для водителей и их назначение. | 1 | 1 |
8 | декабрь | Дорожные знаки для пешеходов и их назначение. | 1 | 1 |
9 | январь | Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения | 1 | 1 |
10 | январь | Особенности труда водителя и его основные обязанности. Современный транспорт – зона повышенной опасности. Общественный транспорт. | 2 | |
9 | февраль | Влияние погодных условий на БДД. | 1 | 1 |
10 | март | Правила езды на велосипеде. Сигналы, подаваемые велосипедистами. | 1 | 1 |
март | Дорожные знаки, регулирующие места и порядок их движения. | 1 | 1 | |
11 | апрель | Правила оказания первой медицинской помощи при кровотечениях. | 2 | 1 |
12 | апрель | Оказание первой медицинской помощи при вывихах и переломах верхних конечностей. | 2 | 1 |
13 | май | Участие школьников в пропаганде ПДД. | 1 | 1 |
14 | май | Итоговое занятие. | 1 | 1 |
Итого: | 20 | 16 | ||
Всего: | 36 |
СОДЕРЖАНИЕ
- Наш город (поселок), район. 2 часа
Город (поселок), в котором мы живем. Улицы с наиболее интенсивным движением транспорта и пешеходов в городе (поселке). Рассказ о микрорайоне школы, о его транспортном сообщении.
- Причины дорожно-транспортных происшествий. 4 часа
Рост числа транспортных средств в городе (поселке), районе по материалам местного отделения дорожной полиции). Увеличение населения. Причины дорожно-транспортных происшествий и меры по их предупреждению. Меры, принимаемые городскими (районными) комиссиями безопасности движения на транспорте.
- Назначение дорожной разметки. 2 часа
Назначение дорожной разметки и ее роль в регулировании движения транспортных средств и пешеходов. Горизонтальная и вертикальная разметки.
- Сигналы светофора с дополнительными секциями. 2 часа
Трехсекционные светофоры с одной и двумя дополнительными секциями. Значение сигналов этого типа светофоров. Разбор дорожных ситуаций на макете перекрестка с использованием трехсекционных светофоров с одной и двумя дополнительными секциями.
5. Сигналы регулировщика. 2 часа
Положение корпуса и жесты регулировщика, их значение. Практическое занятие на закрепление знаний жестов регулировщика.
6-7. Дорожные знаки и их назначение. 4 часа
8 групп дорожных знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, информационные, особых предписаний, сервиса, дополнительной информации (таблички). Назначение дорожных знаков. Места установки дорожных знаков.
- Особенности труда водителя и его основные обязанности. Современный транспорт – зона повышенной опасности. Общественный транспорт. 4 часа
Факторы, влияющие на психофизиологию труда водителя. В чем трудность работы водителя? Почему нельзя отвлекать водителя разговорами во время движения автомобиля, автобуса. Краткая характеристика видов современного транспорта. Причины ДТП по вине водителей: превышение скорости движения, нарушение правил проезда пешеходных переходов, остановок общественного транспорта, обгона, управление транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Основные правила безопасного поведения при пользовании общественным транспортом. Опасности, подстерегающие пассажира при посадке и высадке из транспорта, в процессе передвижения и в аварийных ситуациях. Дорожно-транспортные происшествия, причины их возникновения и возможные последствия.
9. Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения. 2 часа
Короткий световой день. Возможно яркое слепящее солнце. Колебания температуры. Заморозки. Оттепели. Дождь, снегопад, туман. Какие дополнительные сложности необходимо учитывать в дождливую погоду.
10. Езда на велосипеде. 4 часа
Осмотр велосипеда перед выездом. Экипировка велосипеда. Учебная езда на закрытой площадке под наблюдением учителя или руководителя кружка. Места для движения на велосипеде. Сигналы, подаваемые велосипедистами на дороге. Возрастной ценз на право управления велосипедами при движении по дорогам. Дорожно-транспортные происшествия с велосипедистами и меры по их предупреждению.
11. Правила оказания первой медицинской помощи при кровотечениях. 3 часа
Виды кровотечений. Способы временной остановки кровотечения. Точки пальцевого прижатия артерии. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки из подручных средств.
12. Оказание первой медицинской помощи при ранениях. 1 час
Виды ран: резаная, колотая, рванная, рубленная и т.д. Профилактика осложнения ран. Правила наложения стерильных повязок (бинтовых, косыночных подручными средствами) на голову и грудь.
13. Правила оказания первой медицинской помощи
при вывихах и переломах верхних и нижних конечностей. 2 часа
Правила наложения фиксирующей повязки, шины или подручного средства. Эвакуация пострадавших. Транспортировка пострадавших.
13. Участие школьников в пропаганде ПДД. 2 часа
Организация утренников для учащихся начальных классов по теме «Безопасность движения». Использование стенной печати, школьного радиоузла для пропаганды ПДД. Участие в работе отряда юных инспекторов движения (ЮИД) и патрулирование у школ перед занятиями и после их окончания. Работа с нарушителями ПДД.
14. Итоговое занятие. Тестирование. 2 часа
Календарно- тематический план
№ | месяц | Темы занятий | Кол-во часов | Дата | ||
теория | практика | план | факт | |||
1 | сентябрь | Наш город (поселок), район | 1 | 1 | 05.09 12.09 | |
2 | сентябрь | Дорожные термины и понятия. | 1 | 1 | 19.09 26.09 | |
3 | октябрь | Назначение дорожной разметки. Виды разметки и ее обозначения. | 1 | 1 | 03.10 10.10 | |
4 | октябрь | Сигналы светофора с дополнительными секциями. Правила перехода. | 1 | 1 | 17.10 24.10 | |
5 | ноябрь | Железнодорожный переезд особенности проезда на велосипеде через железнодорожный переезд. Семафор. | 1 | 1 | 31.10 14.11 | |
6 | ноябрь | Виды ДТП. Причины дорожно-транспортных происшествий | 1 | 1 | 21.11 28.11 | |
7 | декабрь | Дорожные знаки для водителей и их назначение. | 1 | 1 | 05.12 12.12 | |
8 | декабрь | Дорожные знаки для пешеходов и их назначение. | 1 | 1 | 19.12 26.12 | |
9 | январь | Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения | 1 | 1 | 16.01 23.01 | |
10 | январь | Особенности труда водителя и его основные обязанности. Современный транспорт – зона повышенной опасности. Общественный транспорт. | 2 | 30.01 06.02 | ||
9 | февраль | Влияние погодных условий на БДД. | 1 | 1 | 13.02 20.02 | |
10 | март | Правила езды на велосипеде. Сигналы, подаваемые велосипедистами. | 1 | 1 | 27.02 06.03 | |
март | Дорожные знаки, регулирующие места и порядок их движения. | 1 | 1 | 13.03 20.03 | ||
11 | апрель | Виды кровотечений. Способы временной остановки кровотечения Правила оказания первой медицинской помощи при кровотечениях. | 2 | 1 | 03.04 10.04 17.04 | |
12 | апрель | Оказание первой медицинской помощи при вывихах и переломах верхних конечностей. | 2 | 1 | 24.04 30.0008.05 | |
13 | май | Участие школьников в пропаганде ПДД. | 1 | 1 | 15.05 22.05 | |
Итоговое занятие. | 1 | 1 | 29.05 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности" 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности" 5 класс включает пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование с УУД, формой орган...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности" 6 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности" 6 класс включает пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование с УУД, формой орган...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности" 7 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа безопасности" 7 класс включает пояснительную записку, учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование с УУД, формой орган...
Рабочая программа «Патруль безопасности» _6 класс
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование знаний у учащихся закона «О безопасности дорожного движения» и ПДД, способных обеспечить ребенку привычность и естественность с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по социальному направлению «Я и моя безопасность» 3А класса
Программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа безопасности" 6 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа безопасности" 6 класс, краткий курс ОБЖ, объемом 34 часа...
Рабочая программа по Основам жизнедеятельности и безопасности 5 класс
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 5 класса, которым по направлениям медицинских организаций рекомендовано обучение на дому.Рабочая программа составлена на основе следующих докумен...