РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по социальному направлению «Я и моя безопасность» 3А класса
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Данная программа «Я и моя безопасность» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития слабослышащих обучающихся начальной школы и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях. Данная программа по курсу «Я и моя безопасность» помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности обучающихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий, что обусловлено растущим интересом обучающихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитием самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.. Курс «Я и моя безопасность» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также в соответствии с требованиями к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения АООП НОО федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих обучающихся.
Актуальность данной рабочей программы внеурочной деятельности «Я и моя безопасность» отвечает требованиям ФГОС решает воспитательные задачи, способствует подготовке обучающихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной, что очень важно в наше время.
Новизна данной программы определена требованиями к формированию здорового и безопасного образа жизни в соответствии с определением Стандарта начального общего образования для слабослышащих обучающихся — комплексная программа формирования у обучающихся с нарушением слуха знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Я и моя безопасность» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели:
Цель: развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Задачи:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ);.
2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.
Особенности реализации программы.
Рабочая программа «Я и моя безопасность» рассчитана на 1 год и реализуется во внеурочной деятельности и рассчитана на слабослышащих обучающихся 3А класса, объёмом 68 часов. Занятия проводятся 2 раз в неделю, во второй половине дня по 40 минут. Место проведения занятий - учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 9-10 лет.
Рабочей программой определяются следующие основные направления коррекционно-педагогической работы, которые структурируются в виде тематических блоков:
- Безопасное поведение на улицах и дорогах.
- Мы — пассажиры.
- Пожарная безопасность и поведение при пожарах.
- Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера.
- Безопасное поведение дома.
- Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
- Твоё здоровье.
- Защита человека в чрезвычайных ситуациях
- Летние опасности.
II. Ожидаемые результаты:
В ходе реализации содержания программы обучающиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Обучающиеся должны знать:
- правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;
- виды транспортных средств, сигналы;
- правила перехода проезжей части;
- правила движения пешеходов по дороге;
- обязанности пассажиров.
- правила посадки в транспортное средство и высадки из него;
- правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте;
- меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими приборами;
- правила обеспечения сохранности личных вещей;
- особенности поведения с незнакомыми людьми;
- о здоровом образе жизни;
- рациональном питание;
- о чрезвычайных ситуациях природного происхождения. Действия по его предупреждению.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
-овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и меняющемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-овладение способов решения проблем творческого и поискового характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
-овладение навыками смыслового чтения текстов;
-овладение логическими действиями анализа, сравнения, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
- III. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Всего часов | Кол-во часов | Универсальные учебные действия | |
Ауд. | Внеауд. | ||||
I. | Безопасное поведение на улицах и дорогах | 14 | |||
1. | Движение пешеходов по дорогам | 1 | 1 | Способность к саморазвитию, мотивация к познанию. Умение понять свои интересы, увидеть задачу, выразить её словесно. Овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и меняющемся мире. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Донесение своей позиции до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. Понимание позиции других взглядов, интересов, умение договариваться с другими, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что -то сообща. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения. Извлечение информации, ориентирование в своей системе знаний. Умение пользоваться полученными знаниями. | |
2. | Сигналы светофора и регулировщика. | 1 | 1 | ||
3. | Экскурсия к светофору. | 1 | 1 | ||
4. 5. | Путешествие в страну дорожных знаков. | 2 | 1 | ||
6. | Переходим дорогу, перекресток. | 1 | 1 | ||
7. | Правилам перехода проезжей части дороги. | 1 | 1 | ||
8. | Экскурсия к дороге. | 1 | 1 | ||
9. | Виды транспортных средств. | 1 | 1 | ||
10. 11. | Переход улиц. Правила перехода узких и широких улиц | 2 | 1 | 1 | |
12. | Будь внимателен. | 1 | 1 | ||
13. | Скорость движения городского транспорта. Тормозной путь автомобиля | 1 | 1 | ||
14. | «Мне на улице не страшно!» | 1 | 1 | ||
II. | Мы — пассажиры | 4 | |||
15. | Безопасность пассажиров. | 1 | 1 | ||
16. | Поведение при угрозе и во время аварии. | 1 | 1 | ||
17. | Экскурсия к пешеходному переходу. | 1 | 1 | ||
18. | Обязанности пассажиров. | 1 | 1 | ||
III. | Пожарная безопасность и поведение при пожарах | 8 | Ценностные установки, нравственная ориентация, личностная саморефлексия. Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. Умение понять свои интересы, увидеть задачу, выразить её словесно. Умение понять свои интересы, увидеть задачу, выразить её словесно. Извлечение информации, ориентирование в своей системе знаний. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения. Поиск и выделение необходимой информации; Учет разных мнений выполнение действий по алгоритму. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | ||
19. 20. | Пожар в общественных местах, причина пожара. | 2 | 1 | 1 | |
21. | Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. | 1 | 1 | ||
22. | Экскурсия в пожарную часть. | 1 | 1 | ||
23. 24. | Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения. | 2 | 1 | 1 | |
25. | Правила поведения и эвакуация при пожаре. | 2 | 1 | 1 | |
IV. | Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера | 6 | |||
27. 28. | Что такое криминогенные ситуации? | 2 | 1 | 1 | |
29. 30. | Правила обеспечения сохранности личных вещей. | 2 | 1 | 1 | |
31. 32. | Особенности поведения с незнакомыми людьми. | 1 | 1 | ||
V. | Безопасное поведение дома | 10 | Умение понять свои интересы, увидеть задачу, выразить её словесно.
Извлечение информации, ориентирование в своей системе знаний. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения. Поиск и выделение необходимой информации; Учет разных мнений выполнение действий по алгоритму. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Овладение начальными навыками адаптации и личной безопасности в динамично развивающемся и меняющемся мире. Умение правильно себя вести при опасностях угрожающих здоровью человека. | ||
33. 34. | Лифт – наш домашний транспорт | 2 | 1 | 1 | |
35. 36. | Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии | 2 | 1 | 1 | |
37. 38. | Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии | 2 | 1 | 1 | |
39. 40. | Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами | 2 | 1 | 1 | |
41. 42. | Правила безопасного поведения на каникулах. | 2 | 1 | 1 | |
VI. | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. | 4 | |||
43. 44. | Ушибы, раны, порезы. Первая помощь. | 2 | 1 | 1 | |
45. 46. | Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. | 2 | 1 | 1 | |
VII. | Твоё здоровье
| 6 | |||
47. | Движенье и здоровье. | 1 | 1 | ||
48. | Как не заболеть весной? | 1 | 1 | ||
49. | О вкусной и здоровой пище. | 1 | 1 | ||
50. | Витамины – наши друзья. | 1 | 1 | ||
51. 52. | Режим дня. | 2 | 1 | 1 | |
VIII. | Защита человека в чрезвычайных ситуациях | 6 | Учет разных мнений, координирование разных позиций. Разрешение конфликтов; Учиться работать по определенному алгоритму. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Аргументация своего мнения и позиции. Извлечение информации, ориентирование в своей системе знаний. Умение понять свои интересы, увидеть задачу, выразить её словесно. Овладение начальными навыками адаптации и личной безопасности в динамично развивающемся и меняющемся мире. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Умение понять свои интересы, увидеть задачу, выразить её словесно. Знать общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Умение вести себя правильно при опасностях угрожающих здоровью человека. | ||
53. | Чрезвычайные ситуации природного происхождения | 1 | 1 | ||
54. | Примеры стихийных бедствий. Их последствия, мероприятия по защите. | 1 | 1 | ||
55. | Лесные пожары. | 1 | 1 | ||
56. | Землятресение. | 1 | 1 | ||
57. | Снегопады. | 1 | 1 | ||
58. | Наводнения | 1 | 1 | ||
IX. | Летние опасности | 10 | |||
59. | Правила безопасного поведения на воде. | 1 | 1 | ||
60. | Правила безопасного поведения при грозе. | 1 | 1 | ||
61. | Осторожно энцефалитные клещи. | 1 | 1 | ||
62. | Насекомые. | 1 | 1 | ||
63. | Кишечные инфекции. | 1 | 1 | ||
64. | Я потерялся. | 1 | 1 | ||
65. | Правила поведения на ж/д вокзале. | 1 | 1 | ||
66. | Осторожно солнце. | 1 | |||
67. 68. | Что я узнал нового? | 2 | 2 |
- IV. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов | Содержание занятий | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
I. | Безопасное поведение на улицах и дорогах | 14 | |||
1. | Движение пешеходов по дорогам | 1 | Просмотр видеофильмов по ПДД и профилактике ДТП. | ||
2. | Сигналы светофора и регулировщика. | 1 | Закрепление знаний детей о сигналах светофора . | ||
3. | Экскурсия к светофору. | 1 | Экскурсия. | ||
4. 5. | Путешествие в страну дорожных знаков. | 2 | Просмотр презентаций. | ||
6. | Переходим дорогу, перекресток. | 1 | Формировать представление о перекрёстках, правилах перехода через них. | ||
7. | Правилам перехода проезжей части дороги. | 1 | Практическое занятие. | ||
8. | Экскурсия к дороге. | 1 | Экскурсия. | ||
9. | Виды транспортных средств. | 1 | Закрепить понятие о видах транспорта. | ||
10. 11. | Переход улиц. Правила перехода узких и широких улиц | 2 | Формировать представление о переходе узких и широких улиц. | ||
12. | Будь внимателен. | 1 | Конкурс рисунков. | ||
13. | Скорость движения городского транспорта. Тормозной путь автомобиля | 1 | Формировать знания о скорости городского транспорта, и о тормозном пути. | ||
14. | «Мне на улице не страшно!» | 1 | Беседа с обучающимися о том где и как они переходят дорогу, о безопасном пути домой из школы. | ||
II. | Мы — пассажиры | 4 | |||
15. | Безопасность пассажиров. | 1 | Просмотр презентаций. | ||
16. | Поведение при угрозе и во время аварии. | 1 | Формировать и закреплять правила поведения при угрозе жизни и аварии. | ||
17. | Экскурсия к пешеходному переходу. | 1 | Экскурсия. | ||
18. | Обязанности пассажиров. | 1 | Систематизировать знания обучающихся о обязанностях пассажиров. | ||
III. | Пожарная безопасность и поведение при пожарах | 8 | |||
19. 20. | Пожар в общественных местах, причина пожара. | 2 | Просмотр презентаций. Беседа. | ||
21. | Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. | 1 | Закрепление знаний о правилах поведения при возникновении пожара в школе, дома. | ||
22. | Экскурсия в пожарную часть. | 1 | Экскурсия. | ||
23. 24. | Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения. | 2 | Формировать знания о правилах поведения при возникновении пожара в транспорте. Презентация. | ||
25. 26. | Правила поведения и эвакуация при пожаре. | 2 | Практическое занятие. Эвакуация из школы. | ||
IV. | Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера | 6 | |||
27. 28. | Что такое криминогенные ситуации? | 2 | Формирование представлений о криминогенной ситуации. | ||
29. 30. | Правила обеспечения сохранности личных вещей. | 2 | Формировать представление о воровстве, кражах, грабеже. | ||
31. 32. | Особенности поведения с незнакомыми людьми. | 2 | Закрепление правил поведения с незнакомым человеком. | ||
V. | Безопасное поведение дома | 10 | |||
33. 34. | Лифт – наш домашний транспорт | 2 | |||
35. 36. | Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. | 2 | Формирование знаний о вредности бытовой химии на организм человека. | ||
37. 38. | Если кто-то звонит в твою дверь. | 2 | Систематизирование знаний детей о правилах поведения при звонке в дверь. | ||
39. 40. | Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами. | 2 | Просмотр презентаций. | ||
41. 42. | Правила безопасного поведения на каникулах. | 2 | Конкурс рисунков. | ||
VI. | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. | 4 | |||
43. 44. | Ушибы, раны, порезы. Первая помощь. | 2 | Просмотр презентаций. Практическое занятие. | ||
45. 46. | Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. | 2 | Формирование знаний о правильном поведении при солнечном ударе. Практическое занятие. | ||
VII. | Твоё здоровье.
| 6 | |||
47. | Движенье и здоровье. | 1 | Обобщение знаний о том, что кто занимается спортом всегда в хорошей физической форме. Проведение подвижных игр. | ||
48. | Как не заболеть весной? | 1 | Профилактика простуды ОРЗ и ГРИППа. | ||
49. | О вкусной и здоровой пище. | 1 | Развивать потребность правильно питаться. Просмотр презентаций. | ||
50. | Витамины – наши друзья. | 1 | Составление меню на 1 день. | ||
51. 52. | Режим дня. | 2 | Составление режима дня. | ||
VIII. | Защита человека в чрезвычайных ситуациях | 6 | |||
53. | Чрезвычайные ситуации природного происхождения | 1 | Формировать представление о чрезвычайных ситуациях природного происхождения. | ||
54. | Примеры стихийных бедствий. Их последствия, мероприятия по защите. | 1 | Формирование знаний о стихийных бедствиях. Беседа. | ||
55. | Лесные пожары. | 1 | Просмотр фильма о лесных пожарах. | ||
56. | Землятресение. | 1 | Просмотр фильма. | ||
57. | Снегопады. | 1 | Просмотр фильма. | ||
58. | Наводнения | 1 | Просмотр фильма о наводнение. | ||
IX. | Летние опасности | 10 | |||
59. | Правила безопасного поведения на воде. | 1 | Систематизация знаний о правилах безопасного поведения на реке, озере, море. | ||
60. | Правила безопасного поведения при грозе. | 1 | Формировать знания о безопасном поведении при грозе. | ||
61. | Осторожно энцефалитные клещи. | 1 | Развивать потребность в соблюдений правил безопасности в | ||
62. | Насекомые. | 1 | Закрепления правил поведения при встрече с насекомыми. | ||
63. | Кишечные инфекции. | 1 | Систематизация знаний о том, что кишечные инфекции могут передаваться через грязные руки, немытые овощи и фрукты. | ||
64. | Я потерялся. | 1 | Формировать знания о правильном поведении в случае отставания от родителей. | ||
65. | Правила поведения на ж/д вокзале. | 1 | Развивать потребность в соблюдений правил безопасности на ж/д вокзале. | ||
66. | Осторожно солнце. | 1 | Рисование. | ||
67. 68. | Что я узнал нового? | 2 | Тестирование. |
V. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Библиотечный фонд (для учителя) | |
Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2003. | |
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—2 кл. / Л. | |
П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. | |
Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 2 кл. / Л. П. | |
Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2012. | |
Литература дополнительная: Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2000. Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собр. законодательства Российской Федерации: официальное издание. — М., 1998—2002. | |
Библиотечный фонд (для обучающихся) | |
Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. | |
История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html | |
Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997. | |
Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995. | |
Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998. | |
Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997. | |
Технические средства обучения:
| |
1 | Магнитная доска. |
2 | Персональный компьютер |
3 | Медиапроектор, интерактивная доска. |
4 | Сканер, принтер |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе "Я в окружающем мире"
данная рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе по программе "Перспектива"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Край родной» для обучающихся 3 класса
программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по социальному направлению «Тропинка к своему «Я» для 1 – 4 класса
Данная образовательная программа составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной программы начального общего образования, с учётом основны...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позд...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Материал содержит тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Я - гражданин России" для обучающихся с ОВЗ, 2-3-4 классов
Программа воспитательной работы по социальному направлению "Я - гражданин России" для обучающихся с ОВЗ, 2-3-4 классов....