РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по социальному направлению «Я и моя безопасность» 3А класса
методическая разработка на тему

Харисова Жанна Алексеевна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy.docx46.78 КБ

Предварительный просмотр:

I. Пояснительная записка

             

      Данная программа «Я и моя безопасность»   предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития слабослышащих обучающихся начальной школы и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.  Данная программа по курсу «Я и моя безопасность» помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности обучающихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий, что обусловлено растущим интересом обучающихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитием самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях.. Курс «Я и моя безопасность» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества. 

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также в соответствии с требованиями к результатам (личностным, метапредметным, предметным) освоения АООП НОО федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабослышащих  обучающихся.

     Актуальность данной рабочей программы внеурочной деятельности «Я и моя безопасность» отвечает требованиям ФГОС  решает воспитательные задачи, способствует подготовке обучающихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной, что очень важно в наше время.      

     Новизна данной программы  определена требованиями к формированию здорового и безопасного образа жизни в соответствии с определением Стандарта начального общего образования для слабослышащих обучающихся — комплексная программа формирования у обучающихся с нарушением слуха знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Я и моя безопасность» носит  образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующей цели:

   Цель: развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.  

   

 Задачи:

1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ);.

2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью.

3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС;  оказывать ПМП пострадавшим.  

    Особенности реализации программы.

         Рабочая программа «Я и моя безопасность» рассчитана на 1 год и реализуется во внеурочной деятельности и рассчитана на слабослышащих  обучающихся 3А класса, объёмом 68 часов. Занятия проводятся 2 раз в неделю, во второй половине дня по 40 минут. Место проведения занятий - учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 9-10 лет.  

Рабочей программой определяются следующие основные направления коррекционно-педагогической работы, которые структурируются в виде тематических блоков:

  1. Безопасное поведение на улицах и дорогах.
  2. Мы — пассажиры.
  3. Пожарная безопасность и поведение при пожарах.
  4. Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера.
  5. Безопасное поведение дома.
  6. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
  7. Твоё здоровье.
  8. Защита человека в чрезвычайных ситуациях
  9. Летние опасности.        

        

II. Ожидаемые результаты:

  В ходе реализации содержания программы обучающиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.    

Обучающиеся должны знать:

    -  правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;

    -  виды транспортных средств, сигналы;

   -  правила перехода проезжей части;
    -  правила движения пешеходов по  дороге;
    -  обязанности пассажиров.

    -  правила посадки в транспортное средство и высадки из него;
    -  правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте;
    -  меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими  приборами;

    -  правила обеспечения сохранности личных вещей;

    -  особенности поведения с незнакомыми людьми;
    -  о здоровом образе жизни;

    -  рациональном питание;

    -  о чрезвычайных ситуациях природного происхождения.  Действия по его предупреждению.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

-овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и меняющемся мире;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

-овладение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

-овладение навыками смыслового чтения текстов;

-овладение логическими действиями анализа, сравнения, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

  1. III. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Всего

часов

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

Ауд.

Внеауд.

I.

Безопасное поведение на улицах и дорогах

14

1.

Движение пешеходов по дорогам

1

1

 Способность к саморазвитию, мотивация к познанию.  

Умение понять свои интересы, увидеть задачу, выразить её словесно.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и меняющемся мире.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Донесение своей позиции до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. Понимание позиции других взглядов, интересов, умение договариваться с другими, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что -то сообща.

 Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Извлечение информации, ориентирование в своей системе знаний. Умение пользоваться полученными знаниями.

2.

Сигналы светофора и регулировщика.

1

1

3.

Экскурсия к светофору.

1

1

4.

5.

Путешествие в страну дорожных знаков.

2

1

6.

Переходим дорогу, перекресток.

1

1

7.

Правилам перехода проезжей части дороги.

1

1

8.

Экскурсия к дороге.

1

1

9.

Виды транспортных средств.

1

1

10.

11.

Переход улиц. Правила перехода узких и широких улиц

2

1

1

12.

Будь внимателен.

1

1

13.

Скорость движения городского транспорта. Тормозной путь автомобиля

1

1

14.

«Мне на улице не страшно!»

1

1

II.

Мы — пассажиры

4

15.

Безопасность пассажиров.

1

1

16.

Поведение при угрозе и во время аварии.

1

1

17.

Экскурсия к пешеходному переходу.

1

1

18.

Обязанности пассажиров.

1

1

III.

Пожарная безопасность и поведение при пожарах

8

Ценностные установки, нравственная ориентация, личностная саморефлексия.

Разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

Умение понять свои интересы, увидеть задачу, выразить её словесно.

Умение понять свои интересы, увидеть задачу, выразить её словесно.

 Извлечение информации, ориентирование в своей системе знаний.

Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Поиск и выделение необходимой информации; Учет разных мнений выполнение действий по алгоритму.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

19.

20.

Пожар в общественных местах, причина пожара.

2

1

1

21.

Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах.

1

1

22.

Экскурсия в пожарную часть.

1

1

23.

24.

Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.

2

1

1

25.

Правила поведения и эвакуация при пожаре.

2

1

1

IV.

Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера

6

27.

28.

Что такое криминогенные ситуации?

2

1

1

29.

30.

Правила обеспечения сохранности личных вещей.

2

1

1

31.

32.

Особенности поведения с незнакомыми людьми.

1

1

V.

Безопасное поведение дома

10

Умение понять свои интересы, увидеть задачу, выразить её словесно.

 

Извлечение информации, ориентирование в своей системе знаний.

Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Поиск и выделение необходимой информации; Учет разных мнений выполнение действий по алгоритму.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Овладение начальными навыками адаптации и личной безопасности в динамично развивающемся и меняющемся мире.

Умение правильно себя вести  при опасностях угрожающих здоровью человека.

33.

34.

Лифт – наш домашний транспорт

            2

1

1

35.

36.

Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии

            2

1

1

37.

38.

Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии

            2

1

1

39.

40.

Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами

            2

1

1

41.

42.

Правила безопасного поведения на каникулах.

            2

1

1

VI.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

           4

43.

44.

Ушибы, раны, порезы. Первая помощь.

2

1

1

45.

46.

Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

2

1

1

VII.

Твоё здоровье        

        

6

47.

Движенье и здоровье.        

1

1

48.

Как не заболеть весной?

1

    1

49.

О вкусной и здоровой пище.

1

1

50.

Витамины – наши друзья.

1

1

51.

52.

Режим дня.

2

1

1

VIII.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

6

Учет разных мнений, координирование разных позиций. Разрешение конфликтов;                            Учиться работать по определенному алгоритму. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.  Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 Аргументация своего мнения и позиции.

Извлечение информации, ориентирование в своей системе знаний.

Умение понять свои интересы, увидеть задачу, выразить её словесно.

Овладение начальными навыками адаптации и личной безопасности в динамично развивающемся и меняющемся мире.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Умение понять свои интересы, увидеть задачу, выразить её словесно.

Знать  общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации. Умение вести себя правильно при опасностях угрожающих здоровью человека.

53.

Чрезвычайные ситуации природного происхождения

1

1

54.

Примеры стихийных бедствий. Их последствия, мероприятия по защите.

1

1

55.

Лесные пожары.

1

1

56.

Землятресение.

1

1

57.

Снегопады.

1

1

58.

Наводнения

1

1

IX.

Летние опасности

10

59.

Правила безопасного поведения на воде.

1

1

60.

Правила безопасного поведения  при грозе.

1

1

61.

Осторожно энцефалитные клещи.

1

1

62.

Насекомые.

1

1

63.

Кишечные инфекции.

1

1

64.

Я потерялся.

1

1

65.

Правила поведения на ж/д вокзале.

1

1

66.

Осторожно солнце.

1

67.

68.

Что я узнал нового?

2

2

  1. IV. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Содержание занятий

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

I.

Безопасное поведение на улицах и дорогах

14

1.

Движение пешеходов по дорогам

1

Просмотр видеофильмов по ПДД и профилактике ДТП.

2.

Сигналы светофора и регулировщика.

1

Закрепление знаний детей о сигналах светофора .

3.

Экскурсия к светофору.

1

Экскурсия.

4.

5.

Путешествие в страну дорожных знаков.

2

Просмотр презентаций.

6.

Переходим дорогу, перекресток.

1

Формировать представление о перекрёстках, правилах перехода через них.

7.

Правилам перехода проезжей части дороги.

1

Практическое занятие.

8.

Экскурсия к дороге.

1

Экскурсия.

9.

Виды транспортных средств.

1

Закрепить понятие о видах транспорта.

10.

11.

Переход улиц. Правила перехода узких и широких улиц

2

Формировать представление о переходе узких и широких улиц.

12.

Будь внимателен.

1

Конкурс рисунков.

13.

Скорость движения городского транспорта. Тормозной путь автомобиля

1

Формировать знания о скорости городского транспорта, и о тормозном пути.

14.

«Мне на улице не страшно!»

1

Беседа с обучающимися о том где и как они переходят дорогу, о безопасном пути домой из школы.

II.

Мы — пассажиры

4

15.

Безопасность пассажиров.

1

Просмотр презентаций.

16.

Поведение при угрозе и во время аварии.

1

Формировать и закреплять правила поведения при угрозе жизни и аварии.

17.

Экскурсия к пешеходному переходу.

1

Экскурсия.

18.

Обязанности пассажиров.

1

Систематизировать знания  обучающихся о обязанностях пассажиров.

III.

Пожарная безопасность и поведение при пожарах

8

19.

20.

Пожар в общественных местах, причина пожара.

2

Просмотр презентаций. Беседа.

21.

Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах.

1

Закрепление знаний о правилах поведения при возникновении пожара в школе, дома.

22.

Экскурсия в пожарную часть.

1

Экскурсия.

23.

24.

Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.

2

Формировать знания о правилах поведения при возникновении пожара в транспорте. Презентация.

25.

26.

Правила поведения и эвакуация при пожаре.

2

Практическое занятие. Эвакуация из школы.

IV.

Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера

6

27.

28.

Что такое криминогенные ситуации?

2

Формирование представлений о криминогенной ситуации.

29.

30.

Правила обеспечения сохранности личных вещей.

2

Формировать представление о воровстве, кражах, грабеже.

31.

32.

Особенности поведения с незнакомыми людьми.

2

Закрепление правил поведения с незнакомым человеком.

V.

Безопасное поведение дома

10

33.

34.

Лифт – наш домашний транспорт

            2

35.

36.

Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии.

            2

Формирование знаний о вредности бытовой химии на организм человека.

37.

38.

Если кто-то звонит в твою дверь.

            2

Систематизирование знаний детей о правилах поведения при звонке в дверь.

39.

40.

Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами.

            2

Просмотр презентаций.

41.

42.

Правила безопасного поведения на каникулах.

            2

Конкурс рисунков.

VI.

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

           4

43.

44.

Ушибы, раны, порезы. Первая помощь.

2

Просмотр презентаций. Практическое занятие.

45.

46.

Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

2

Формирование знаний о правильном поведении при солнечном ударе. Практическое занятие.

VII.

Твоё здоровье.        

        

6

47.

Движенье и здоровье.        

1

Обобщение знаний о том, что кто занимается спортом всегда в хорошей физической форме. Проведение подвижных игр.

48.

Как не заболеть весной?

1

Профилактика простуды ОРЗ и ГРИППа.

49.

О вкусной и здоровой пище.

1

Развивать потребность правильно питаться. Просмотр презентаций.

50.

Витамины – наши друзья.

1

Составление меню на 1 день.

51.

52.

Режим дня.

2

Составление режима дня.

VIII.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

6

53.

Чрезвычайные ситуации природного происхождения

1

Формировать представление о чрезвычайных ситуациях природного происхождения.

54.

Примеры стихийных бедствий. Их последствия, мероприятия по защите.

1

Формирование знаний о стихийных бедствиях. Беседа.

55.

Лесные пожары.

1

Просмотр фильма о лесных пожарах.

56.

Землятресение.

1

Просмотр фильма.

57.

Снегопады.

1

Просмотр фильма.

58.

Наводнения

1

Просмотр фильма о наводнение.

IX.

Летние опасности

10

59.

Правила безопасного поведения на воде.

1

Систематизация знаний о правилах безопасного поведения на реке, озере, море.

60.

Правила безопасного поведения  при грозе.

1

Формировать знания о безопасном поведении при грозе.

61.

Осторожно энцефалитные клещи.

1

Развивать потребность в соблюдений правил безопасности в

62.

Насекомые.

1

Закрепления правил поведения при встрече с насекомыми.

63.

Кишечные инфекции.

1

Систематизация знаний о том, что кишечные инфекции могут передаваться через грязные руки, немытые овощи и фрукты.

64.

Я потерялся.

1

 Формировать знания о правильном поведении  в случае отставания от родителей.

65.

Правила поведения на ж/д вокзале.

1

Развивать потребность в соблюдений правил безопасности на ж/д вокзале.

66.

Осторожно солнце.

1

Рисование.

67.

68.

Что я узнал нового?

2

Тестирование.

                                                                 

                                                                       V. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

                                                   Библиотечный фонд (для учителя)

Азбука пешехода: игра для детей младшего школьного возраста / под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение: Рилионт, 2003.

Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1—2 кл. / Л.

П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011.

Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 2 кл. / Л. П.

Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. — М.: Просвещение, 2012.

Литература дополнительная:  

 Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2000.

Федеральные законы Российской Федерации «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собр. законодательства Российской Федерации: официальное издание. — М., 1998—2002.

                                                 Библиотечный фонд (для обучающихся)

Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.

История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа:  http://www.kostyor.ru/history.html  

Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.

Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.

Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.

Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14,  1997.

                                                 Технические средства обучения:

 

1

Магнитная доска.

2

Персональный компьютер

3

Медиапроектор, интерактивная доска.

4

Сканер, принтер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе "Я в окружающем мире"

данная рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности по социальному направлению в 1 классе по программе "Перспектива"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по социальному направлению «Тропинка к своему «Я» для 1 – 4 класса

Данная образовательная программа составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной программы начального общего образования, с учётом основны...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Социально-бытовая ориентировка" содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позд...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению "Я - гражданин России" для обучающихся с ОВЗ, 2-3-4 классов

Программа  воспитательной  работы по  социальному  направлению "Я - гражданин  России" для  обучающихся с ОВЗ, 2-3-4 классов....