Рабочая программа "Физика юным" " 5-6 класс
рабочая программа (5, 6 класс) по теме

Леонтьева Татьяна Леонидовна

Рабочая программа "Физика юным" " 5-6 класс на основе авторской программы А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак по предмету «Физика. Химия»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_yunym_5-6_klass_leonteva_tl.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная школа-интернат

среднего (полного) общего образования с. Самбург Пуровского района

Рассмотрена на МС                                «Утверждаю»

Председатель МС                                        Директор МОШИ с. Самбург

___________И.А. Вовк                                ____________А.М. Муравьёва

«___»_________2011 год                                «___»____________2011 год

Рабочая программа

«Физика юным»

5-6 классы

Учитель физики Леонтьева Татьяна Леонидовна

с. Самбург

2011 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету "Физика. Химия" составлена на основании авторской программы основного общего образования по предмету «Физика. Химия», авторы А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2010). Рабочая программа адресована для работы в 5-6-х классах школы-интерната с.Самбург. 

Курс «Физика. Химия» – интегрированный курс для младших подростков. Принцип преемственности в современной школе предусматривает непрерывность естественно - научного образования на всех ступенях обучения.

На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты.

С учетом психологических особенностей детей данного возраста предусматривается развитие внимания, наблюдательности, логического и критического мышления, умения грамотно выражать свои мысли, описывать явления, что позволит при изучении основного курса физики, химии выдвигать гипотезы, предлагать физические модели и с их помощью объяснять явления окружающего мира. Для формирования интереса учащихся к изучению предмета и стремления к его пониманию предполагается использование рисунков различных явлений, опытов и измерительных приборов, качественное мультимедийное сопровождение уроков и лабораторных работ,   использование игровых ситуаций, а также большое количество качественных вопросов, экспериментальных заданий и лабораторных работ. Данный учебный курс входит в образовательную область «Естествознание».

Реализация данного курса в школе позволит решить следующие практические задачи:

  • осуществить первоначальное ознакомление учащихся с теми физическими явлениями, с которыми они непосредственно сталкиваются в окружающем мире;
  • привить интерес к изучению физики; подготовить учеников к изучению курса физики 7 класса;
  • формирует целостное представление о природе; умение наблюдать и объяснять физические явления;
  • показать многообразие природных явлений и процессов и их взаимосвязь, применение физических законов в технике и природе.

В программе, кроме перечня элементов учебной информации, предъявляемых учащимся, содержится перечень демонстраций, лабораторных работ, необходимого для формирования у школьников общеучебных умений и навыков. Некоторая часть понятий и явлений, рассмотренных в 5-6-х классах, рассматривается только в ознакомительном плане. Например, в 5 классе рассматривается выталкивающее действие жидкостей и газов на погруженное в них тело, а в 7 классе изучается закон Архимеда, условия плавания тел. Особенность данной программы заключается в том, что согласно ей механические явления изучаются в 5 классе, что вызвано высоким уровнем математической подготовки учащихся.

В результате изучения курса физики 5-6 класса на пред профильном уровне ученик должен:

ученик должен знать (понимать):

  • смысл понятий: физическое явление, физическая величина, гипотеза, теория, пространство, время, физическое тело, вещество и состояние вещества, молекулы, ионы, атом, диффузия, деформация, взаимодействие, плавление, испарение,
  • смысл физических величин: длина, объём, площадь, путь, скорость, время, масса, плотность, сила, давление, работа, механическая энергия,
  • смысл физических законов: закон всемирного тяготения, принцип  относительности механического движения, условие равновесия тел; закон Паскаля, условие плавания тел, закон сохранения массы, закон сохранения энергии,
  • вклад российских и зарубежных ученых в развитие физики и техники;

уметь:

  • описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: определение размеров физического тела, измерение объёма жидкости, зависимость давления твердого тела от площади опоры и массы; зависимость силы Архимеда от плотности жидкости и объёма тела;
  • приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдение и опыт – основа построения научных теорий; физическая теория дает возможность объяснять явления природы, предсказывать неизвестные явления; объяснение природных явления;
  • применять полученные знания для решения физических задач: расчет плотности; расчет давления твердого тела;
  • определять: характер физического процесса по графикам, таблице, формуле;
  • измерять: скорость, время, объём, массу тела; силу тяжести, упругости, трения, силу Архимеда; работу, давление;
  • работать с мензуркой, термометром, динамометром, рычажными весами,
  • приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики;
  • на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ и научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки информации по физике;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств;

Данная программа предполагает такое развитие школьников, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию. Не предполагается заучивание материала в форме логически строгих определений, пересказ учебника. Учебник «Физика, химия» 5-6 классы рассматривается как последовательность экспериментальных, практических, теоретических, закрепляющих заданий. Учащиеся не только приобретают знания по физике, химии, а также развивают способности самостоятельного приобретения знаний, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения, выслушивать другие мнения и конструктивно их обсуждать. Поэтому формами проведения занятий могут являться дискуссии, защита изобретения или проекта, рассказ об интересном наблюдении. Опыты, демонстрации, наблюдения и самостоятельные исследования рассчитаны на использовании типового оборудования кабинета физики, химии.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Критерии оценивания устного ответа

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на самостоятельность ответа; на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала.

Отметка 5 ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал; дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;

Умеет выделять главные положения, подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.

Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне;

Излагает материал литературным языком;

Правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, имеет необходимые навыки работы с приборами, схемами и таблицами, сопутствующими ответу;

Допускается не более одного недочёта, который легко исправляется по требованию учителя.

Отметка 4 ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала;

Даёт полный и правильный ответ, материал излагает в определенной логической последовательности, подтверждает ответ конкретными примерами; правильно использует научные термины и дает определения понятиям;

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров делать обобщения, выводы; устанавливать внутрипредметные связи;

Правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

Применяет полученные знания на практике в видоизменённой ситуации;

Соблюдает основные правила культуры устной речи;

Допускает незначительные нарушения в последовательности изложения изученного материала;

Допускает незначительные ошибки и неточности при воспроизведении изученного материала, определении понятий, при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов и может их исправить самостоятельно или при помощи преподавателя.

Отметка 3 ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, но имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему изучению программного материала;

Материал излагает бессистемно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки;

Допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии; даёт недостаточно четкие определения понятий;

Не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допускает ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает его отдельные положения;

Допускает одну-две грубые ошибки.

Отметка 2 ставится, если ученик:

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов, не делает выводов и обобщений;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание. По окончании устного ответа ученика педагог даёт его краткий анализ и объявляет отметку. Возможен самоанализ ответа или анализ ответа другими учащимися.

Критерии оценивания лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, наблюдения проводились неправильно.

Содержание тем учебного курса

5 класс

(34 ч, 1 ч в неделю)

ВВЕДЕНИЕ  (5 ч)

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.

Физика и химия – науки о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Что изучает химия. Научные методы изучения природы: наблюдения, опыт, теория.

Знакомство с простейшим физическим и химическим оборудованием: пробирки, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок. Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества.

Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).

Лабораторные работы

  1. Определение размеров физического тела.
  2. Измерение объема жидкости.
  3. Измерение вместимости стакана.
  4. Измерение объема твердого тела.

ТЕЛА И ВЕЩЕСТВА (13 ч)

Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах).

Твердое, жидкое и газообразное состояние вещества.

Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы.

Температура. Термометры.

Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах, жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел, жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона.

Лабораторные работы

  1. Наблюдение различных физических тел.
  2. Наблюдение различных состояний вещества.
  3. Измерение температуры воды и воздуха.
  4. Наблюдение делимости вещества.
  5. Наблюдение явления диффузии.
  6. Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (11 ч)

Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие.

Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон – единица измерения силы.

Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности.

Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы.

Электрическое взаимодействие. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электризация тел трением. Передача электрического заряда при соприкосновении. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел.

Магнитное взаимодействие. Постоянные магниты, их действие на железные тела. Полюса магнитов. Магнитные стрелки. Земля как магнит. Ориентирование по компасу. Применение постоянных магнитов.

Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.

Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы  упругости от деформации.

Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль – единица измерения давления.

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их применение.

Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной частицы тела. Условия плавания тел.

Лабораторные работы

  1. Наблюдение возникновения силы упругости и деформации.
  2. Измерение силы.
  3. Измерение силы трения.
  4. Наблюдение электризации и взаимодействия наэлектризованных тел.
  5. Изучение магнитного взаимодействия.
  6. Вычисление давления тела на опору.
  7. Измерение выталкивающей силы.
  8. От чего зависит выталкивающая (архимедова) сила?
  9. Выяснение условий плавания тел.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (6 ч)

Понятие об относительности механического движения. Разнообразные виды механического движения (прямолинейное, криволинейное, движение по окружности, колебательное). Механическое движение в природе и технике.

Путь и время движения. Скорость движения. Равномерное, ускоренное и замедленное движение.

Звук как источник информации об окружающем мире. Источник звука. Колебание – необходимое условие возникновение звука. Отражение звука. Эхо. Голос и слух, гортань и ухо.

6 класс

(34 ч, 1 ч в неделю)

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (34 ч)

Земля – планета Солнечной системы (6 ч)

Звездное небо: созвездия, планеты. Развитие представлений человека о Земле. Солнечная система. Солнце.

Движение Земли: вращение вокруг собственной оси, смена дня и ночи на различных широтах, обращение Земли вокруг Солнца, наклон земной  оси к плоскости ее орбиты, смена времен года.

Луна – спутник Земли. Фазы Луны.

Изменение горизонтальных координат небесных тел в течении суток.

Знакомство с простейшими астрономическими приборами: астрономический посох, астролябия, телескоп.

Исследования космического пространства. К.Э. Циолковский, С. П. Королев – основатели советской космонавтики. Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли.

Искусственные спутники Земли. Орбитальные космические станции. Корабли многоразового использования. Программы освоения космоса: отечественные, зарубежные, международные.

Земля – место обитания человека (6 ч)

Литосфера, мантия, ядро; увеличение плотности и температуры с глубиной. Изучение земных недр.

Гидросфера. Судоходство. Исследование морских глубин.

Атмосфера. Атмосферное давление, барометр. Влажность воздуха, определение относительной влажности. Атмосферное явление, гром и молния. Освоение атмосферы человеком.

ЧЕЛОВЕК ДОПОЛНЯЕТ ПРИРОДУ (15 ч)

Механизмы – помощники  человека. Простые механизмы, рычаг, наклонная плоскость, подвижные и неподвижные блоки: их назначение.

Механическая работа, условия ее совершения. Джоуль – единица измерения работы.

Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива. Солнечная энергия, ее роль для жизни на Земле. Тепловые двигатели, двигатели внутреннего сгорания, их применение. Тепловые, атомные и гидроэлектростанции.

Создание материалов с заранее заданными свойствами: твердые, жаропрочные, морозостойкие материалы, искусственные кристаллы.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ (2 ч)

Загрязнение атмосферы и гидросферы, их влияние на здоровье людей. Контроль за состоянием атмосферы и гидросферы.

Рациональное использование топлива. Использование энергии рек, ветра, приливов, тепла Земли, энергии Солнца.

РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ (5 ч)

Современная наука и производство. Средства связи. Знания, их роль в жизни человека и общества. Как люди познают окружающий мир (наука вчера, сегодня, завтра).

Управление производством: роль автоматики, электроники. Компьютеризация производства. Роботы. Цехи – автоматы.

Средства связи и передача информации: телеграф, телефон, радиосвязь (радиостанция, антенна, приемник, громкоговоритель), телевидение.

Лабораторные работы

  1. Изготовление астролябии.
  2. Изготовление гигрометра.
  3. Знакомство с простыми механизмами.
  4. Вычисления механической работы.
  5. Выращивание кристалла.

Учебно-тематический план

5 класс

Тема

Дата

Тема 1 (5ч)

1.

Введение. Природа. Человек – часть природы.

2.

Тела и вещества. Что изучает физика.

3.

Методы исследования природы. Лабораторное оборудование.

4.

Измерения. Измерительные приборы.

5.

 Лабораторная работа «Простейшие измерения (размеров физического тела, объема тела и жидкости, вместимости стакана)»

Тема 2 (13 ч)

6(1).

Характеристики тел и веществ.

7(2).

 Лабораторная работа «Наблюдение различных состояний вещества».

8(3).

Масса.

9(4).

Измерение массы

10(5).

Температура.

11(6).

Фронтальная проверка знаний учащихся.

12(7).

Движение частиц вещества.

13(8).

Взаимодействие частиц вещества. Строение твердых тел, жидкостей, газов с молекулярной точки зрения.

14(9).

Строение атома

15(10).

Плотность

16(11).

Решение задач на связь между массой, объемом и плотностью.

17(12).

Решение задач на связь между массой, объемом и плотностью.

18(13).

Лабораторная работа «Определение плотности вещества».

Тема 3 (11 ч)

19(1).

К чему приводит действие одного тела на другое? Силы.

20(2).

Действие рождает противодействие.

21(3).

Всемирное тяготение.

22(4).

Деформация.

23(5).

Силы упругости.

24(6).

Условие равновесия тел.

25(7).

Измерение силы. Трение.

26(8).

Трение.

27(9).

Электрические силы.

28(10).

Магнитное взаимодействие.

29(11).

Письменный опрос «Силы в природе»

Тема 4 (5 ч)

30(1)

Механическое движение.

31(2).

Скорость движения.

32(3).

Решение задач на расчет скорости, пути и времени движения.

33(4).

Относительность механического движения.

34(5).

Звук. Скорость звука.

6 класс

Тема

Дата

Тема 5.  Человек и природа (34 ч)

Земля – планета солнечной системы (6ч)

1.

Древняя наука астрономия. В мире звезд.

2.

Карта звездного неба. Азимут и высота светил.

3.

Солнце. Солнечная система.

4.

Годичное и суточное движение Земли.

5.

Луна – естественный спутник Земли.

6.

Космические исследования.

Земля – место обитания человека (6ч).

7(1).

Строение земного шара.

8(2).

Атмосфера.

9(3).

Измерение атмосферного давления. Барометры.

10(4).

Влажность.

11(5).

Атмосферные явления.

12(6).

Из истории развития авиации.

Человек дополняет природу(20 ч)

13(1).

Простые механизмы.

14(2).

Лабораторная работа «Знакомство с рычагом».

15(3).

Лабораторная работа «Знакомство с неподвижным блоком»

16(4).

Механическая работа.

17(5).

Решение задач на вычисление механической работы.

18(6).

Энергия.

19(7).

Фронтальный опрос «Механическая работа. Энергия».

20(8).

Источники энергии.

21(9).

Тепловые двигатели.

22(10).

Двигатель внутреннего сгорания.

23(11).

Электростанции.

24(12).

Автоматика в нашей жизни.

25(13).

Средства связи.

26(14).

Наука в жизни общества.

27(15).

Материалы для современной техники.

28(16).

Современная  наука и производство.

29(17).

Наука вчера, сегодня, завтра.

30(18).

Компьютеризация производства.

31(19).

Средства связи и передача информации.

32(20).

Фронтальный опрос «Современная  наука и производство».

Взаимосвязь человека и природы (2 ч)

33(1).

Загрязнение  окружающей среды.

34(2).

Экономия ресурсов. Использование новых технологий

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

I . Учебно-методический комплект

  1. - Физика. Химия. 5-6 классы. А.Е.Гуревич, Д.С.Исаев, А.С.Понтак . – Дрофа. – 2010 г.;
  2. - Гуревич А.Е., Краснов М.В., Нотов Л.А., Понтак Л.С. Химия. Физика. 6 класс. Рабочая тетрадь. Дрофа. 2010 г.;

II. Литература для учителя

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2010.
  2. - Е.Гуревич, Д.С.Исаев, А.С.Понтак . Методическое пособие «Физика. Химия. 5-6 классы» с опорой на учебник «Физика. Химия. 5-6 классы», - Дрофа.- 2010 г.

        Интернет – ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс

Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....

Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...

Рабочая программа 11 класс класс

Пояснительная записка ,тематическое планирование  11 класс...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс

Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....