Элективный курс для 8 классов по теме "Проектирование на компьютере"
элективный курс на тему
Данный курс - элективный, для учащихся 8 – 9 классов, рассчитан на 17 часов. Курс предназначен для работы с детьми, желающих освоить основные приёмы работы с 3D-моделированием.
Входит в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Рекомендуемые профили — естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируется на дисциплинах «Черчение», «Изобразительное искусство», «Геометрия», «Физика», «Информатика и ИКТ». Может быть реализован как в однопрофильных, так и в многопрофильных общеобразовательных учреждениях. Наибольший эффект от его реализации представляется в рамках модели сетевой организации профильного обучения посредством кооперации данного обучения в общеобразовательном учреждении с учреждениями дополнительного, начального, среднего и высшего профессионального обучения путем привлечения дополнительных образовательных ресурсов соответствующих организаций. Перспективное место проведения — межшкольный учебно-производственный комбинат или аналогичная структура в рамках регионального университетского комплекса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_proektirovanie_na_kompyutere_8_k.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Краснодар
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 93
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО решение педсовета, протокол № 1 от 30 августа 2012 года Председатель педсовета ______________ О.Н.Дегтярева подпись руководителя ОУ (фамилия, иницыалы ) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
II вида
Элективного курса "Проектирование на компьютере"
Ступень обучения (класс) основное общее образование 8 класс______________
Количество часов 17 Уровень базовый_________________________________
Учитель Соколова И.В.________________________________________________
Программа разработана на основе авторской программы М.Ю.Монахов, С.Л. Солодов, Г.Е.Монахова, элективного курса «Учимся проектировать на компьютере» для основной школы (8-9 классы), опубликованной в сборнике Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н.Бородин. – 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.________
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс - элективный, для учащихся 8 – 9 классов, рассчитан на 17 часов. Курс предназначен для работы с детьми, желающих освоить основные приёмы работы с 3D-моделированием.
Входит в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Рекомендуемые профили — естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируется на дисциплинах «Черчение», «Изобразительное искусство», «Геометрия», «Физика», «Информатика и ИКТ». Может быть реализован как в однопрофильных, так и в многопрофильных общеобразовательных учреждениях. Наибольший эффект от его реализации представляется в рамках модели сетевой организации профильного обучения посредством кооперации данного обучения в общеобразовательном учреждении с учреждениями дополнительного, начального, среднего и высшего профессионального обучения путем привлечения дополнительных образовательных ресурсов соответствующих организаций. Перспективное место проведения — межшкольный учебно-производственный комбинат или аналогичная структура в рамках регионального университетского комплекса.
Цели и задачи курса:
Курс преследует цель формирования у обучающихся как предметной компетентности в области технического проектирования и моделирования с использованием информационных компьютерных технологий, так и информационной и коммуникативной компетентностей для личностного развития и профессионального самоопределения.
Для этого решаются следующие задачи:
• ознакомление с предметом автоматизированного проектирования и профессиональной деятельностью инженеров-проектировщиков-дизайнеров;
• овладение практическими навыками работы с современными графическими программными средствами;
• обучение выработке мотивированной постановки задачи проектирования, ее творческого осмысления и выбор оптимального алгоритма действий;
• овладение навыками индивидуальной и групповой деятельности в разработке и реализации проектов моделей объектов;
• индивидуальная и множественная мотивация к изучению естественно-математических и технологических дисциплин, основывающихся на использовании современных систем компьютерного проектирования и моделирования.
Задачи решаются посредством:
• проведения теоретических (лекции) и практических (лабораторные работы) занятий по тематике курса;
• выбора различных заданий для самостоятельной работы;
• углубленного изучения тематики посредством подготовки рефератов;
• самостоятельного выбора обучающимися объекта для проектирования (компьютерного моделирования), разработки и публичной защиты проекта;
• использования в ходе реализации индивидуального проекта различных информационных ресурсов (в том числе Интернета);
• выполнения как индивидуальных, так и групповых заданий на проектирование и компьютерное моделирование различных объектов.
Планируемые результаты обучения
У учащихся должно сложиться представление о:
• эволюции развития систем автоматизированного проектирования (САПР);
• задачах и основных этапах проектирования;
• общих вопросах построения композиции и технического дизайна;
• основных способах работы с прикладной компьютерной системой автоматизированного проектирования AutoCAD;
• основных принципах моделирования трехмерных объектов в компьютерных системах;
• основных способах моделирования в прикладной компьютерной системе трехмерного моделирования 3D Studio MAX;
• принципах компьютерной анимации и анимационных возможностях компьютерных прикладных систем;
• путях повышения своей компетентности через овладение навыками компьютерного проектирования и моделирования.
Участие в занятиях должно помочь учащимся:
• понять роль и место конструктора-проектировщика-дизайнера в формировании окружающей человека предметной среды;
• повысить свою компетентность в области компьютерного проектирования;
• приобрести начальную профессиональную подготовку (рабочую профессию) по данному направлению, что повысит их социальную адаптацию после окончания школы;
• повысить свои информационную и коммуникативную компетентности.
Учащиеся будут знать:
• характеристики и основные принципы построения композиции при создании графических изображений в изобразительном творчестве, техническом дизайне, анимации;
• основные принципы освещения объектов на предметной плоскости, виды освещения и особенности цветопередачи;
• принципы и способы передачи движения при создании компьютерной анимации;
• основные понятия, способы и типы компьютерной графики, особенности воспроизведения изображений на экране монитора и при печати на принтере;
• принципы работы прикладной компьютерной системы автоматизированного проектирования AutoCAD, приемы использования меню, командной строки, панели инструментов, строки состояния;
• основные методы моделирования графических объектов на плоскости;
• системные способы нанесения размеров на чертеж и их редактирование ;
• принципы работы прикладной компьютерной системы трехмерного моделирования 3D Studio MAX, основные приемы работы с файлами, окнами проекций, командными панелями;
• приемы формирования криволинейных поверхностей;
• особенности системного трехмерного моделирования;
• приемы моделирования материалов;
• основные способы создания фона для трехмерной сцены;
• базовые системные средства управления анимацией объектов и визуализацией сцен.
Учащиеся будут уметь:
• использовать законы композиции, освещения, цвета и формы при создании графических образов;
• мотивированно выбирать определенный тип компьютерной графики под конкретную задачу;
• использовать основные команды и режимы прикладной компьютерной системы автоматизированного проектирования AutoCAD;
• создавать и вносить изменения в чертежи (двумерные модели) объектов проектирования средствами компьютерной прикладной системы;
• использовать основные команды и режимы системы трехмерного моделирования прикладной компьютерной системы трехмерного моделирования 3D Studio MAX;
• выполнять анимацию объекта и визуализацию трехмерной сцены.
Учащиеся приобретут навыки:
• построения композиции при создании графических изображений;
• выбора правильного освещения объектов и их цветов на предметной плоскости;
• использования меню, командной строки, панели инструментов, строки состояния прикладной компьютерной системы автоматизированного проектирования AutoCAD;
• нанесения размеров на чертеж и их редактирование;
• работы с файлами, окнами проекций, командными панелями прикладной компьютерной системы трехмерного моделирования 3D Studio MAX;
• создания криволинейных поверхностей моделей объектов;
• проектирования несложных трехмерных моделей объектов;
• проектирования материалов объектов;
• создания фона для трехмерной сцены;
• визуализации сцен;
• работы в группе над общим проектом.
Тематический план курса
Авторская программа составлена на 1 год обучения. Занятия проводятся по 2 часа в неделю. В рамках курса общим объемом 62 часа предполагается развитие пользовательских навыков работы с ПЭВМ, использование готовых программных продуктов, облегчающих и автоматизирующих труд в сфере дизайна и конструирования. Что на 45 часов больше по сравнению с учебным планом школы. В связи с этим в рабочей программе проведено сокращение учебного времени с 62 до 17 часов. Курс не требует серьезного знания математического аппарата и языков программирования.
Курс построен по модульному принципу. Каждая тема представляет собой законченный учебный модуль, включающий теоретический материал, практические упражнения, задания для самостоятельной работы, темы рефератов. Из данных модулей в зависимости от квалификации учителя и запросов учащихся можно выстраивать различные траектории как групповой, так и самостоятельной работы. Нижеприведенный тематический план включает все модули.
Преподавание курса включает традиционные формы работы с учащимися: лекционные, практические (лабораторные) занятия и самостоятельную работу. Все эти формы желательно проводить в компьютерном классе. Лабораторные (практические) занятия проводятся по одному заданию для всех одновременно. Самостоятельная работа предназначена для выполнения индивидуального задания, например в рамках группового проекта. Упор в освоении курса сделан на практические занятия (лабораторные и самостоятельные), доля которых составляет приблизительно 85% от объема всего курса.
Таблица тематического распределения количество часов
№ темы | Раздел, тема | Количество часов | |||||||||||||||
Авторская программа | Рабочая программа | ||||||||||||||||
Всего | Лекции | Практические (лабораторные) работы | Самостоятельная работа | Всего | Лекции | Практические (лабораторные) работы | Самостоятельная работа | ||||||||||
Введение. Цели и задачи курса. Безопасная работа в компьютерном классе | 1 | 1 | — | — | 0.5 | 0.5 | - | - | |||||||||
1 | Основы проектирования графических объектов и сцен | 4 | 2 | 2 | — | 1 | 0.5 | 0.5 | - | ||||||||
2 | Методы моделирования на плоскости | 9 | 1 | 4 | 4 | 1.5 | 0.5 | 0.5 | 0.5 | ||||||||
3 | Редактирование двумерных объектов | 6 | — | 3 | 3 | 2 | - | 1 | 1 | ||||||||
4 | Принципы работы системы трехмерного моделирования 3D Studio MAX | 7,5 | 0,5 | 4 | 3 | 3 | - | 2 | 1 | ||||||||
5 | Особенности трехмерного моделирования средствами 3D Studio MAX | 6 | — | 2 | 4 | 3.5 | - | 2.5 | 1 | ||||||||
6 | Фон трехмерной сцены | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | - | 1.5 | 0.5 | ||||||||
7 | Проектирование анимации | 11 | 1 | 4 | 6 | 1 | - | 0.5 | 0.5 | ||||||||
Решение конкретных задач. Выполнение индивидуальных и коллективных проектов | 14 | - | 8 | 6 | 2 | - | 1.5 | 0.5 | |||||||||
Зачетные мероприятия. Подведение итогов | 0,5 | 0,5 | — | — | 0.5 | 0.5 | - | - | |||||||||
Итого: | 62 | 7 | 28 | 27 | 17 | 2 | 10 | 5 |
Содержание курса
Введение. Цели и задачи курса.
Безопасная работа в компьютерном классе (0.5 ч)
Назначение курса. Формы организации и проведения занятий. Техника безопасности при работе в компьютерном классе.
Тема № 1. Основы проектирования графических объектов и сцен (1 ч)
Основное содержание
Проектирование предметов материального мира как система создания и формирования окружающей человека среды. Компьютерное проектирование. Графическое моделирование. Геометрическое моделирование. Сцены. Компьютерная графика как способ визуализации процесса моделирования объекта. Связь курса с дисциплиной «Изобразительное искусство».
Понятие «композиция», характеристики композиции, основные принципы построения при создании графических изображений в изобразительном творчестве, техническом дизайне, анимации. Основные принципы освещения объектов и сцен, виды освещения, особенности цветопередачи. Связь с дисциплиной «Физика».
Базовые способы передачи движения при создании анимации. Компьютерная графика. Ее эволюция, типы, области применения.
Тема № 2. Методы моделирования на плоскости (1.5 ч)
Основное содержание
Автоматизированное проектирование. Система автоматизированного проектирования AutoCAD как инструмент для создания чертежей двумерных объектов проектирования. Связь с дисциплиной «Черчение». Эволюция автоматизированных систем.
Пользовательский интерфейс системы AutoCAD. Основные приемы создания чертежа с использованием команд построения круга, отрезка, подобных объектов, зеркально отображенных объектов. Базовые команды редактирования чертежа: удаления
объектов, обрезки объектов по границе, сопряжения. Команды оформления чертежа: нанесение размеров, штриховка.
Тема № 3. Редактирование двумерных объектов (2 ч)
Основное содержание
Стили редактирования в AutoCAD. Набор средств редактирования: удаление примитивов по одному или группами, перемещение и поворот изображения или его элементов, восстановление случайно стертых фрагментов, копирование объектов и изменение их свойств.
Создание шаблона чертежа. Текстовые стили.
Тема № 4. Принципы работы системы трехмерного моделирования 3D Studio MAX ( 3 ч)
Основное содержание
Место автоматизированных систем трехмерного моделирования в процессе проектирования. Пользовательский интерфейс 3D Studio MAX. Основные приемы работы с файлами, окнами проекций, командными панелями. Установка единиц измерения. Средства настройки привязок. Создание объектов-примитивов.
Работа со сплайнами. Построение трехмерных объектов на основе сплайнов.
Тема № 5. Особенности трехмерного моделирования средствами 3D Studio MAX (3.5 ч)
Основное содержание
Приемы редактирования объектов на уровне граней, ребер, вершин. Использование стандартных преобразований: перемещения, поворота, масштабирования. Создание модели по эскизу. Преобразование объекта-примитива в редактируемую сетку.
Редактор материалов. Создание материала.
Тема № 6. Фон трехмерной сцены (2 ч)
Основное содержание
Задача реалистичности при проектировании объектов. Цветовые оттенки в качестве фона. Создание одноцветного и многоцветного (градиентного) фона. Использование в качестве фона заготовок материалов. Растровые карты. Анимированный фон. Выбор освещения.
Тема № 7. Проектирование анимации (1 ч)
Основное содержание
Понятие анимации. Средства управления анимацией. Редактирование анимации. Просмотр анимации. Создание простой анимации. Визуализация анимации.
Решение конкретных задач. Выполнение индивидуальных и коллективных проектов (2 ч)
Основное содержание
Работа над проектом в группе. Распределение задач по исполнителям. Проект из отдельных частей. Индивидуальная и групповая коррекция
Зачетные мероприятия. Подведение итогов (0,5 ч)
Основное содержание
Оценка роста компетентности обучающихся по результатам выполнения заданий, участия в семинарах, реализации проектов индивидуально и в группе.
Методы преподавания
Предполагается использовать:
• лекции в незначительном объеме при освещении основных положений изучаемой темы;
• практические (лабораторные) занятия для разбора типовых приемов автоматизированного моделирования и проектирования;
• индивидуальную (самостоятельную) работу (роль преподавателя — консультирующая) по реализации индивидуальных или групповых проектов (аналогов курсовой работы).
Формы контроля знаний
Общая аттестационная оценка — «зачтено»/«не зачтено».
Список используемой учебно–методической литературы
1. Монахов М. Ю., Солодов С. Л., Монахова Г. Е. Учимся проектировать на компьютере: Практикум. Главы 5-7. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
2. Ботвинников А. Д., Виноградов В. Н., ВышнепольскийИ.С. Черчение: Учебник для 7-8 классов средней общеобразовательной школы. — М.: Просвещение, 1992.
3. Финкельштейн Э. Библия пользователя AutoCAD 2002 / Пер. с англ. — Киев, М., СПб: Диалектика, 2002.
4. Мидлбрук М., Смит Б. AutoCAD 2002 для «чайников» / Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2002.
5. Полищук В. В., Полищук А. В. AutoCAD 2002. Практическое руководство. — М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2002.
6. Тыку Ш. Эффективная работа: AutoCAD 2002 / Пер. с англ. — СПб: Питер, 2003.
7. Уваров Л. С. AutoCAD 2002 для конструкторов. — М.: ДМК Пресс, 2002.
8. Лич Дж. Энциклопедия AutoCAD 2002 / Пер. с англ. — СПб: Питер, 2002.
9. Мак-Фарланд И., Полевой Р. 3D Studio MAX 4 для профессионалов / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2003.
10. Кулагин Б. Ю. 3D Studio MAX 5: от фантазии к реальности. — СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
11. Маров М. Н. Эффективная работа: 3D Studio MAX 5. — СПб.: Питер, 2002.
Дополнительная литература
- Клейтон Е. Крукс II, Gmax: настольная книга, М.: — Кудиц-Образ, 2004.
- Миловская О.С. Самоучитель 3ds Max 9, CПб: - БХВ, 2007.
- Бондаренко С., Бондаренко М. Видеосамоучитель 3ds Max. – СПб: Питер, 2007.
- Козин М. 3ds Max 9 для начинающих, , CПб: - БХВ, 2007.
- Мааров М. Эффективная работа в 3ds Max 9. – СПб: Питер, 2007.
- Фокс Б. Анимация в 3ds msx 6: от замысла до создания мультфильма. СПб: Вильямс, 2005.
Литература для школьников
Поляков К.Ю. Уроки по 3D Gmax. Электронное учебное пособие,
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания кафедры учителей математики, физики, информатики от «29» августа 2012 № _1, зав. кафедры _______________ Хмара С.Е. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ Л.В.Азарова «__» августа 2012 года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по информатике "Фотография и компьютер"
Программа ориентационного элективного курса для учащихся 9-го класса рассчитана на 16 часов. Направлена на формирование умений учащихся обрабатывать растровые графические изображения с помощью пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...
Программа ЭЛЕКТИВНОГО курса «КОМПЬЮТЕР и ЗДОРОВЬЕ» для учащихся 9 класса.
Авторская программа элективного курса "Компьютер и здоровье" для учащихся 9 класса...
Элективный курс "Делопроизводство на компьютере"
Курс является актуальным в современном обществе, когда растет доля умственного труда и растет число людей, работающих с информацией. Большую значимость приобретает курс для девушек. Курс рассчит...
Элективный курс "Домашний компьютер"
Материал содержит программу элективного курса "Домашний компьютер" и тематическре планирование...
Календарно-тематическое планирование элективного курса по математике в 11 классе "Обоснования в математике (от Евклида до компьютера)"
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Обоснования в математике (от Евклида до компьютера)».Учитель Запивахина Светлана Владимировна...
Элективный курс 8класс "Решение нестандартных задач по математике"
Профильное образование в старших классах стало требованием времени и ученик должен сделать осознанный переход к нему. Элективный курс способствует интенсификации образовательного процесса и призван по...