Досуг «Праздник чая»
план-конспект на тему
На занятии дети знакомятся с историческим прошлым, народными традициями чаепития, целебными свойствами чая. Занятие поможет привить детям привычки здорового образа жизни, правильного питания и употребления чая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dosug_prazdnik_chaya.docx | 29.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткое описание ресурса:
Данный сценарий поможет обучающимся
привить привычки здорового образа жизни, правильного питания и употребления чая; сформирует интерес к историческому прошлому, народным традициям чаепития, целебным свойствам чая.
Досуг
«Праздник чая»
Цели: познакомить детей с происхождением чая, с историей и традициями чаепития.
Задачи:
помочь узнать основы чайного этикета, правила правильного заваривания чая;
показать значение употребления чая для сбережения здоровья человека;
развивать у детей интерес к русскому фольклору (загадкам, частушкам, пословицам);
развивать речь детей, обогащать словарный запас.
Воспитывать любовь и уважение к своей стране, ее традициям.
Способствовать сплочению детского коллектива.
Оборудование: самовар, чайная посуда, угощение к чаю, плакаты, магнитофон.
Для конкурсов: шары, чайные пакетики, платки для завязывания глаз, чай с добавками.
Подготовка: дети разучивают чайные частушки, стихи о чае, пословицы о чае.
Класс оформлен плакатами, учащиеся поделены на две команды.
Ход мероприятия
Ведущий. Здравствуйте, красны девицы, да добры молодцы! Добрый день, гости званные и желанные!
- Мы гостей встречаем!
Дети. Чаем! Чаем! Чаем!
Ведущий. Первым делом угощаем!
Дети. Чаем! Чаем! Чаем!
Ведущий. Приглашаем к самовару!
Дети. С чаем! С чаем! С чаем!
Ведущий. Пейте чай, друзья!
Дети. Чай! Чай! Чай!
1-й ведущий. Чай – это прекрасный, полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он также необходим и ничем не заменим, как хлеб.
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые даёт
И друзей за стол зовёт.
С благодарностью весь мир
Славит чудо эликсир!
2-й ведущий. Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая. Давным-давно пастухи заметили, что стоит овцам пощипать листьев вечнозеленого растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираются на кручи. Пастухи решили испробовать силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными травами, и стали пить ароматный настой, ощущая мгновенный прилив сил.
1-й ведущий. Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он и известен с давних времен. Чай там ценится очень высоко. Императоры дарили его своим вельможам за особые заслуги. Во дворце этот ароматный напиток пили во время торжественных придворных церемоний. Поэты воспевали чай в стихах.
2-й ведущий. В Китае измельченные чайные листья, спрессованные в брикеты, лепешки или полуторакилограммовые «доски» долго использовались в качестве денег. Чиновники взимали с населения особые поборы – чаевые.
1-й ведущий. Выращивание и изготовление чая в Китае было окружено такой же тайной, как и производства шелка, фарфора, бумаги. Чайные плантации скрывались и строго охранялись от чужеземцев. Китайские купцы продавали чай во многих странах.
Конкурс «Кто больше знает названий чая»
2-й ведущий. Начиная с VIII в., чай начал свое триумфальное шествие по миру. Он попадает в Японию, затем в Корею, Индию, Индонезию, Иран, Монголию, в Юго-Восточную Сибирь и в Среднюю Азию.
1-й ведущий. На первых порах не все европейцы умели обращаться с чаем. Сохранился забавный рассказ об одном английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок – фунт чая (приблизительно 400г.). Мать пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь чай в миске, она слила ненужную, по ее мнению, коричневую горьковатую воду и разложила по порциям вываренные чайные листья, затем оно приправила их сметаной и подала к столу.
2-й ведущий. А как чай попал в Россию?
1-й ведущий. В 1638г. Русский царь Михаил Федорович Романов направил своих послов в Сибирь с богатыми дарами к монгольскому правителю Алтанхану. Тот встретил их с почестями. Во время знатного обеда гостей поили каким-то терпким горьковатым напитком. Посол доносил царю: «Я не знаю, листья ли это, какого дерева или травы, варят их в воде, приливая несколько капель молока, и потом уже пьют, называя чаем».
2-й ведущий. Провожая русских посланников, хан подарил царю связку пушнины – мех соболя, бобра, барса, изумительный черный атлас, вышитый золотом и серебром, а также200 пакетиков с надписью «бахча». «Чай для заварки» – так перевели царю эти слова. Русские послы деликатно пытались отказаться от бесполезных, по их мнению, пакетов, ссылаясь на дальний путь. Но приближенные хана настояли на своем, утверждая, что царю, напиток из листьев, которые они посылают. Придется по душе.
1-й ведущий. Возвратившись в Москву и вручая царю дорогие ханские дары, послы с опаской передали ему пакеты с сушеными листьями, ссылаясь на утверждение монголов об их целебной силе. Лекарь испробовал действие отвара на заболевшем придворном. Тот выпил и подтвердил, что ему полегчало. Вот и стали лечить этим питьем царя и его приближенных.
2-й ведущий. Для бедных людей чай был почти недоступен, и они пили его лишь в особых случаях. Так как чай был очень дорогим. Поэтому и возникло выражение «чайком баловаться». А многие простые люди даже не знали, как заваривать чай. В середине XIX века были такие шуточные стихи:
«Раз прислал мне барин чаю,
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как же этот чай варить.
Взял тогда, налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил перцу, луку,
Да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудив его немножко,
На господский стол подал.
Гости с барином плевались,
Сам он ажно озверел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом я догадался,
Что забыл я посолить».
- Я думаю, что с вами такого не случится, вы умеете заваривать чай.
Конкурс «Какие ивы знаете пословицы о чае?»
Конкурс «Сбор чая».
Участвуют по одному представителю от команды. Задание: кто быстрее соберет надутые шары, к которым привязаны одноразовые пакетики чая. Глаза закрыты.
Конкурс «Узнай, из какого произведения данный отрывок
и кто автор этого произведения?»
А на белой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит.
Словно жар горит.
И пыхтит,
И на бабу поглядывает
(К.И Чуковский « Федорино горе»)
Муха по полю пошла.
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.
«Приходите тараканы,
И вас чаем угощу!
(К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха»)
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал как от огня
(К.И.Чуковский. «Мойдодыр»)
-Кто там?
-Это я, почтальон Печкин. Принёс для вас посылку, только я вам её я не отдам, потому что у вас документов нету. А ты, говоришка, помалкивай себе на шкафу.
А кот ему говорит:
- Ладно вам сердиться. Идите лучше чай пить. У меня пироги на столе.
(Э.Успенский «Дядя Федор, пес и кот»)
Конкурс «Доскажи словечко»
Я хотел устроить бал.
Я гостей к себе...
Купил муку, купил творог.
Испёк рассыпчатый...
Ножи, тарелки, вилки тут.
Но что-то гости…
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек...
Потом подвинул стул и сел.
И весь пирог в минуту…
Когда же гости подошли
То даже крошек не ...
Ребенок.
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится.
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней.
Помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает.
А в морозы согревает.
И с усталостью поспорит.
Сокрушит любой недуг.
Чай здоровью - лучший друг!
1-й ведущий. Ученые давно установили, что в чае содержатся полезные, биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, повышают умственную и физическую способность человека. Чай усиливает сопротивляемость организма простуде, инфекционным заболеваниям, воспалительным процессам.
2-й ведущий. При солнечных ожогах помогают компрессы и примочки из настоя теплого чая.
Проводится конкурс «Определи на вкус, что добавлено в чай»
(чай с лимоном, с вареньем, с молоком).
1-й ведущий. В Японии есть чайные домики для чаепития. Входя в домик человек, оставляет заботы за его стенами и остается только с добрыми мыслями. Во время чаепития не разговаривают – размышляют о смысле жизни. Человеку, побывавшему в чайном домике, кажется, что он побывал в другом мире. А в России за чаем общаются, поют чайные частушки.
Всем известно – где песня льется,
Там легче живется!
Запевайте частушки шуточные,
Частушки шуточные, прибауточные!
Дети исполняют чайные частушки.
Частушки о чае
Глянь, какой стоит пирог,
Пышки да ватрушки.
Так споем же под чаек
Чайные частушки!
В пляске не жалей туфлей,
За столом заварки!
Запевай-ка веселей,
То - то станет жарко.
Самовар шипит, блестит,
Все в нем так и пенится!
Погляди-ка на себя,
Вот так отраженьице!
Самоварчик разогреем,
Чаю с травкой заварим.
Кто недугом заболеет -
Приходите, напоим!
Ой, чай, крепкий чай,
Пейте чай - чаёчек,
Чтобы радость приносил
Каждый день - денёчек.
Чай бальзам от всех болезней,
И напитка нет полезней.
Кто здоровым хочет быть,
Больше чая надо пить.
Мы за чаем не скучаем
Вместе песни сочиняем.
Рады всех вас пригласить
Вволю чаем напоить.
Мы делись тем, что знали,
Попытались всех увлечь.
НЕ прощаемся мы с вами,
Словом, всем до новых встреч!
2-й ведущий. Давайте накроем чайный стол расписной, праздничной скатертью.
Если правильно разгадаете загадки, то сможете узнать, что является атрибутом русского чаепития. (Самовар).
Дети разгадывают кроссворд « Расписная, праздничная скатерть».
Загадки
1. Его на хлеб намазать можно
И в кашу положить несложно. (Масло)
2. Знаю, что вкуснее нету
Этой сахарной конфеты.
Так леденец еще зовут.
Ты слово мне подскажешь тут? (Карамель)
3. Цветом желт и ароматен,
В чай кладут и чай приятен,
Только очень кислый он,
А зовут его? …. (Лимон)
4. Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает.
В печь его сперва сажают.
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо. (Пирог)
5. Карлсон любит без сомненья,
Очень вкусное… (Варенье)
6. Бел как снег,
В чести у всех.
В рот попал –
Там и пропал. (Сахар)
7. Его тульский хлебопек
В печь горячую сажает.
Всех, кто любит пить чаек,
Своей выпечкой снабжает. (Пряник)
1-й ведущий. Для русского человека самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения.
2-й ведущий. Самовар занимал почетное место в каждом жилище. И отношение к нему было особое. Недаром в народе говорят:
«Печка – матушка, да самовар – батюшка».
Скатерть расписную на стол накрыли, самовар – батюшку на стол поставили, пора и начинать – чаевничать.
1-й ведущий. А кто из вас знает, что означает это слово: чаевничать? (Проводить время за чаем).
Поднимите руку, кто из вас любит пить чай?
Как называют вас – чаще всего, когда вы очень часто пьете чай и подолгу? (Чаевник, чаевница).
2-й ведущий. Сейчас будем чаи гонять! Давайте распивать чай, не торопясь, с удовольствием. Чай пить – не дрова рубить!
Исполняется песенка о чайном празднике (на мотив песни "Голубой вагон" Шаинского).
1-й ведущий. А сейчас мы приглашаем всех за стол, чтобы отведать этого полезного, приятного напитка.
Проводится чаепитие во время, которого дети рассказывают о том, как правильно заваривать чай, читают стихи о чае.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль воспитателя в проведении и организации подготовки праздников и досугов для детей
рекомендации для воспитателей...
"Колобок". Досуг, посвященный празднику 8 марта для детей второй младшей группы.
План-конспект досуга, посвященного дню 8 марта во второй младшей группе, будет интересен музыкальным руководителям детских садов, воспитателям. Досуг проходит живо и весело, дети с удовольствием включ...
Сценарий летнего досуга для дошкольников "Праздник воды"
Это общесадовское мероприятие. Проводится в самый теплый летний период. В сценарий включены подвижные игры, игры с водой и танцы. Красочные персонажи (Водяной, Кикимора) в игровой форме расскажут о по...
Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя при проведении и подготовке к праздникам и досугам
Советы воспитателям при подготовке праздников и досугов, их взаимопомощь и совместная работа с музыкальным руководителем....
Сценарий логопедического досуга "Праздник красивой речи."
Цель: Коррекция речи умственно отсталых детей с СНР.Задачи:Коррекционно-образовательные: Учить слушать и слышать, учителя, понимать фразу. Совершенствовать диалогическую связную речь. Формировать навы...
Презентация к логопедическому досугу "Праздник красивой речи"
Цель: Коррекция речи умственно отсталых детей с СНР.Задачи:Коррекционно-образовательные: Учить слушать и слышать, учителя, понимать фразу. Совершенствовать диалогическую связную речь. Формировать навы...
Развлечения, праздники, досуги
Сценарии развлечений, праздников, досугов с детьми, родителями и педагогами...