Досуг "Короб чудес"
план-конспект на тему
Занятие направлено на знакомство детей с народными ремеслами России. Материал занятия может быть использован для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korob_chudes.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Досуг
«Короб чудес»
Цель: знакомство с народными ремеслами России.
Задачи:
- развитие познавательной активности детей, артистических способностей, формирование выразительной речи;
- стимулирование памяти, внимания;
- расширение кругозора детей;
- воспитание любви и уважения к народным мастерам.
Ход занятия.
Звучит мелодия «Коробейники», под которую в зал вносят плетеный короб и торжественно ставят на стол, покрытый нарядным расшитым рушником.
Ведущий: Дети, сегодня наша встреча началась с русской народной песни «Коробейники», в которой поется о чудесном коробе полном всяческого товара. Вот он перед вами – этот старинный русский короб, и, конечно, располным он полон. А вот чем...? Давайте подумаем, чем же полон наш чудесный короб?
А полон он, вероятнее всего, русскими, старинными, крестьянскими вещами – товарами. Здесь могут быть и белоснежные кружева, и яркие домотканые полотнища, которые ткали и плели ваши пра-пра-прабабушки, когда были молодые и складывали все вот в такие короба.
А может быть он полон деревянными расписными ложками, да берестяными бурачками? А может быть глиняными плошками да крынками, которые ловко мастерили ваши пра-пра-прадедушки?
Так что же находиться в этом красивом чудесном коробе…?
Нуда ладно, открою вам тайну этого старинного короба. ОН НАПОЛНЕН ИГРУШКАМИ! Но игрушки здесь необычные. Они сделаны руками русских народных мастеров. Которые их сами же и придумали. Очень талантлив наш русский народ, который отличается и своей добротой. Ведь создать и подарить детям яркую, красочную игрушку может только очень добрый человек.
И ТАК, ОТКРОЕМ КОРОБ! (Открывает короб и заглядывает в него).
Дети, я вижу замечательную игрушку, которая вам хорошо знакома. Отгадайте какую?
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука.
В деревянные бока.
А внутри секреты есть!
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская… (матрешка).
(После возгласа « МАТРЕШКА!» ведущий достает и показывает всем матрешку).
Ведущий: Вот она, какая красивая. Расписная.
Откроем ее, что мы видим? Еще матрешку. А в ней еще одна матрешка. Откроем ее и …еще матрешка, а в этой? Тоже матрешка, и еще одна.… И расписана каждая по-своему. Одна краше другой. Вот сколько у нас получилось матрешек! (Раздает детям матрешки). Посмотрите, какие они красивые! В пестрых сарафанах, цветастых платках, расписных передниках, розовощекие, с лукавинкой в глазах. Ох! И хороши же наши матрешки! А сейчас мы с вами поиграем с ними.
ИГРА – АТРАКЦИОН «ХОРОВОД МАТРЕШЕК».
Ведущий: Послушайте стихотворение «Матрешки». Прочтут дети…
Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрешками зовут!
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Раскрывается она на две половинки.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой, будет третья во второй!
Половинку отвинти плотную, притертую,
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь ее, да посмотри, кто в ней прячется внутри?
Прячется в ней пятая – куколка пузатая.
А внутри пустая, в ней живет шестая.
А в шестой – седьмая, а в седьмой – восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд,
Сестры – куколки стоят.
- Сколько вас? – у них мы спросим,
И ответят куклы – восемь!
Ведущий: Наши матрешки подготовили для вас веселые частушки!
(Девочки в костюмах матрешек, исполняют частушки).
- Эй! Девчонки – хохотушки!
Затевайте-ка частушки!
Затевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
- Мы – матрешки, мы – сестрички,
Мы толстушки, невелички.
Как пойдем плясать и петь, Вам за нами не успеть.
- Чай пила,
Самоварничала.
Всю посуду перебила,
Накухарничала!
- Маша ела, хохоча,
Гречневую кашу.
Отмывали целый час
Гречневую Машу!
- Саша – парень ничего,
Только он кусается.
Все собаки от него
Наутек бросаются!
- Всю неделю не пилось,
Не пилось, не елось.
В этом зале поплясать
Очень захотелось!
Ведущий: Спасибо вам, матрешки, за озорные частушки!
А теперь поиграем с нашими матрешками. (Дети встают в круг).
ИГРА «НЕ ВЫПУСТИМ»
Ведущий: Хорошо же повеселились с матрешками!
Настало время снова заглянуть в наш короб чудес.
Отгадав загадку, вы узнаете следующую игрушку…
Резво пляшут,
Топором, метлою машут.
Всех зовет плясать и петь.
Музыкант лесной…(медведь).
(Достает богородские игрушки, демонстрирует их движение).
Ведущий: Дети, посмотрите на эти деревянные игрушки. Они как живые. Без пружины, без мотора они двигаются, благодаря ниточкам, да палочкам, которые приделали к ним хитроумные мастера из села БОГОРОДСКОЕ, что под Москвой. Они и придумали эти забавные игрушки. Посмотрите, как эти зверушки похожи на настоящих. Каждая шерстинка мастерски выточена. Умеют точить богородские резчики!
Медведь с мужиком – любимые герои богородских резчиков – то по очереди топорами машут, то пилой пилят, то молоточками по наковальне бьют. Интересно… Кто же ловчее окажется мужик или медведь? Давайте оживим игрушку и проверим.
(Вызывает двух мальчиков). Одному мальчику надевается шапка медведя, другому – шапка и борода мужика.
Каждому в руки дается молоток (из пенопласта), а вместо наковальни – воздушный шарик. Мальчики бьют молотком по шарику. ЧЕЙ УДАР ОКАЖЕТСЯ СИЛЬНЕЕ, тот и выиграл. Соревнование идет под мелодию «Во ку, во кузнице».
Ведущий: А теперь новая игрушка. Что это?
Гордый, важный, пышный, статный,
В оперении нарядном.
Синий, желтый, красный круг –
Распустил свой хвост…(Индюк).
(Достает и показывает дымковскую игрушку индюка).
Ведущий: Вот какие игрушки, но уже их глины мастерят наши земляки умельцы из Кировской области в одном селе, ныне знаменитом на весь мир. Любимые игрушки вятских мастеров – индюки и барышни, козлы и петухи, лошадки и карусели, все ярко расписано цветами, кругами и точками.
- Так кого же лепят вятские мастера? (Фигурки животных и птиц).
- Назовите слободу, имя которой носи ВЯТСКАЯ глиняная игрушка. (ДЫМКОВО).
Послушайте стихотворение о селе Дымково.
Ели спят у большака, в инее седом.
Спят деревья, спит река скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали
И село большое ДЫМКОВО назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо – сказки.
Вечера зимою длинны, и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду мы поклонимся не раз.
Ведущий: (обращаясь к девочкам) Чтобы быть похожими на старинных русских красавиц, наденьте на голову эти расшитые кокошники и встаньте в круг. Вот вам платочек. Как только заиграет музыка, за спиной начинайте передавать его своей соседке. А мальчик, стоящий в кругу, по окончании музыки должен угадать, у кого в руке находится платочек, а девочки, по окончании музыки, должны просто замереть.
(Звучит мелодия «Барыня». Идет игра «НАЙДИ ПЛАТОЧЕК»).
Ведущий: А сейчас мы все поиграем в старинную русскую игру «Золотые ворота».
ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
Ведущий: Вот мы с вами и рассмотрели все игрушки, которые сегодня были в нашем коробе.
- Хотелось бы вам иметь такие игрушки?
- А мастерить самим?
- Попытайтесь! И тогда наш короб никогда не будет пустым, наш сказочный КОРОБ ЧУДЕС!
- Дети, наш сказочный КОРОБ ЧУДЕС угощает вас очень вкусными русскими пряниками.
Ведущий угощает детей пряниками. Под мелодию «Коробейники» дети покидают зал.
Материал к занятию:
МЕЛОДИИ: «Коробейники», «Светит месяц», «Во кузнице», «Барыня».
ШАПОЧКИ: медведя, мужика и борода для него. Кокошники для барышень.
КОСТЮМЫ для матрешек: кофта, русский сарафан, платок на голову, вышитый передник, платочек в руку.
КОСТЮМ ведущий: расшитая кофта, русский сарафан, кокошник.
АТРИБУТЫ для игр: молоток из пенопласта, воздушные шарики, платок.
КОРОБ: матрешка, игрушки богородских мастеров, игрушки села Дымково
Литература:
- «Напиток Карабаса – Барабаса», «Короб чудес» и другие… (школьные внеклассные мероприятия) под редакцией Л. И. Глизерина
г. Йошкар-Ола 1996г.
2. «Народное искусство в воспитании детей» под редакцией Т. С. Комаровой г. Москва 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"
Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чудеса из чудес" (Работа с природным материалом)
Вид деятельности, предусмотренный программой - работа с природным материалом, направленность - художественная, возраст детей - 7 - 12 лет, срок реализации - з года; цель программы - социал...
Методические разработки занятий по теме "Изготовление сувенира "Краб" (Программа "Чудеса из чудес", раздел "Работа с природным материалом морского происхождения")
Тема "Изготовление сувенира "Краб" расчитана на 10 часов. На первом занятии (2 часа) обучающиеся знакомятся с понятиями "моллюск", "двустворчатые", "брюхоногие...
Приложение к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Чудеса из чудес". Часть II.
Часть II....