Беседа "Как научиться слушать учителя"
статья (8 класс) на тему

Атрахманова Марина Владимировна

Как научиться слушать учителя на уроке так, чтобы услышать его? Я не оговорилась, господа суворовцы. Многие из вас внимательно слушают на уроках учителей, но не всегда слышат то, что вам говорят. Всем вам известна поговорка: «Слово – серебро, молчание – золото». Но только активное молчание, которое ещё называют активным слушанием, становится золотом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_nauchitsya_slushat_uchitelya_.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Атрахманова Марина Владимировна

воспитатель Московского суворовского училища

Беседа «Как научиться слушать учителя»

Как научиться слушать учителя на уроке так, чтобы услышать его? Я не оговорилась, господа суворовцы. Многие из вас внимательно слушают на уроках учителей, но не всегда слышат то, что вам говорят. Всем вам известна поговорка: «Слово – серебро, молчание – золото». Но только активное молчание, которое ещё называют активным слушанием, становится золотом. Кроме того, иногда молчание может быть намного красноречивее слов.

Дело в том, что часто вы слушаете автоматически, не вдаваясь в подробности. На самом деле мысли ваши далеко за пределами класса и вы решаете какую либо важную для вас проблему, которая совсем не относится к тому, о чем рассказывает учитель.

Понять, что собеседник вас не слушает очень легко. Обычно, человек, который отключился от разговора, смотрит в одну точку (как будто сквозь вас). Такого человека выдаёт остекленевший взгляд. Иногда, мы обижаемся, что собеседник не вникает в смысл наших слов. Но, нередко, это происходит не от пренебрежения к нам, а от усталости.

Вспомните фильм «Иван Васильевич меняет профессию». (Демонстрация сцены из фильма, когда Зина объявляет своему мужу Шурику, что полюбила Якина). Шурик переспрашивает супругу об утраченных перчатках. Он не услышал главную информацию.

Иногда некоторые из вас пользуются усталостью учителей или воспитателей, чтобы получить нужный вам ответ. Например, когда вы спрашиваете воспитателя в конце рабочего дня:

- Иван Фёдорович, а когда каникулы начнутся 1 ноября ?

-  Да.

- Билет домой на каникулы уже можно покупать?

- Да.

- А лучший взвод поедет на сутки раньше?

- Да.

- А если у меня поезд только по четным числам ходит,  то можно мне тоже на сутки раньше билет взять?

- Да.

Вот так положительный ответ получен, а о грозящей двойке в четверти  вы умолчали.

Бывает, что люди слушают «одним ухом». Как это? Спросите вы. Отвечаю: второе ухо в этот момент слушает вас самого. Оно просто занято внутренним диалогом. Вспомните, учитель обращается к вам на уроке: «Иванов, вы меня слушаете?». Конечно слушаете, только не можете ответить на вопрос: «О чём я сейчас рассказывала?»

Но если вы слушаете внимательно, то можете повторить последние слова, и даже ответить на вопросы. Это и есть настоящее слушание. А если вы можете пересказать услышанное, то можно констатировать, что у вас достаточно высокий уровень восприятия материала. В этом случае вы сможете воспроизвести рассказанное учителем и без его помощи.

Высший уровень восприятия – слышать так, чтобы потом суметь передать информацию другим.

Попробуйте представить себя не учеником, а учителем в тот момент, когда слушаете. В этом случае вы будете не просто слушать, а слушать активно.

В книге Александра Веема «Заговори, чтобы тебя увидели» подробно описаны факторы, которые отвлекают нас от рассказа собеседника. Давайте разберёмся, какие из них мешают нам больше всего.

Фактор отсутствия интереса. Если предмет разговора человеку не интересен, то его не волнует обсуждаемая тема, и человек просто отключается.

Фактор отвлекания от сути. Человека от разговора могут отвлекать внешние факторы – телевизор, сквозняк, телефонный звонок, шум транспорта на улице.

Фактор ухода в себя. Это внутренний диалог. Вы слушаете говорящего со скоростью 10 слов в минуту. Но вы готовы воспринимать и более быструю речь, и вы начинаете думать о чём-то своём. Размышления ваши становятся всё более и более напряженными, и перестаёте слушать собеседника совсем.

Речевой фактор. На восприятие оказывает влияние манера говорить. Например, слишком сложный, или слишком упрощенный язык, темп речи и др. Если речь говорящего монотонна, то сознание слушателя «засыпает». Длинные монологи слушать очень сложно.

Фактор жестов. Несоответствие жестов, поз, мимики и слов говорящего друг другу. Когда человек произносит слова, смысл которых совсем не соответствует жестам и позе говорящего, то мы понимаем. Что нам говорят неправду.

Фактор самовыражения. Человек перестаёт слушать, когда сам хочет высказаться. Он начинает перебивать собеседника,  чтобы не забыть то, о чём желает сказать.

Фактор защиты. Существуют люди, которые не могут и не умеют слушать других. Это происходит, когда не желание слушать собеседника выступает в роли защитного механизма. Человек просто старается оградить себя от неприятных известий, критики, замечаний в свой адрес.

Учителей и воспитателей вы не слушаетесь потому, что плохо слушаете. Слушать нужно учиться так же, как учатся другим вещам.

    Умение активно слушать приносит много пользы. Вас полюбят окружающие как приятного собеседника. Вы лучше станете запоминать сказанное. Умение слушать – неотъемлемая часть убеждать людей.

Я расскажу вам несколько приёмов, которые помогут научиться активно слушать.

Гляделки. Слушая, лучше всего смотреть собеседнику в глаза. Таким образом, вы продемонстрируете человеку, что внимательно его слушаете. Не нужно смотреть на человека в упор. Просто время от времени смотрите ему в глаза, чтобы не терять контакта.

Записки на манжетках. Делая заметки, памятки, мы помогаем своей памяти. Способность запоминать – одно из наиболее замечательных свойств человека, но мы не всегда и не сразу вспоминаем то, что нужно.

Положительный ответ. Главный элемент активного слушания – умение дать собеседнику понять, что вы его внимательно слушаете. Для этого нужно время от времени кивать головой, говорить простые лова, подтверждающие ваше внимание. Например, «да-да», «понимаю».

Хочу всё знать. Если вы чего либо из сказанного собеседником не помните, то переспрашивайте. Нередко вы говорите: «Всё понятно». Хотя на самом деле не можете взять в толк, о чём нам хотят сказать.

Помните, что искусство беседы заключается не в том, чтобы заинтересовать собою других, а в том, чтобы самому быть заинтересованным.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребёнка слушать с первого раза

Материал для беседы с родителями...

«Как научиться слушать и слышать? (овладение техникой активного слушания)»

Умение слушать по-настоящему - одно из самых трудных, это - наивысшая форма вежливости!Без умения слушать эффективное общение невозможно, но  в наше время это умение уже пора заносить в Кра...

Памятка для учащихся "Как слушать учителя на уроке"

Памятка для учащихся "Как слушать учителя на уроке"...

Памятка для родителей и учеников "Как слушать учителя на уроке"

Памятка для родителей и учеников о том как слушать учителя на уроке....

Эссе «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу…» (Р. Олдингтон)

Может быть, мои слова покажутся слишком помпезными, но я верю, что учитель выполняет на Земле особую миссию: передает молодому подрастающему поколению опыт человечества на пути познания Вселенной, на ...

Как научиться слушать и слышать своего ребенка. Консультация для родителей

- познакомить учащихся с типами слушания.- научиться слушать и слушать собеседника.- развивать внимание, речь.- воспитывать уважение к людям...