“Можно — нельзя?” По очереди капитаны выходят к доске, берут один из конвертов и читают всему классу вопрос-ситуацию. Ребята коллективно находят ответ. Первыми высказывают свою точку зрения капитаны, а затем добавляют или поправляют остальные ребята. После того как ребята выскажут свое мнение, приведут свои примеры, учитель берёт листочек, с ответом, который прикреплен к сове, и читает “мнение” СОВЫ. Капитан первой команды выбирает карточку, зачитывает классу.
Давайте посмотрим мнение совы. Молодцы, вы всё правильно сказали. Капитан второй команды может выбрать карточку. Ученик берет и зачитывает карточку классу.
Давайте теперь посмотрим мнение совы. Молодцы, вы тоже всё правильно сказали. Мы все с вами разные. И мы с вами для них такие же иностранцы, но, тем не менее, они не станут показывать пальцем или что-то подобное. Эти ребята показали своё невежество и неуважение к иностранным гостям и к экскурсоводу тоже. А почему? Выбирается следующая карточка.
Вы правы. Вообще по правилам этикета нельзя садиться, пока не сядут старшие. Знаете ли вы, что если в комнату вошёл старший, нельзя садиться первым, нужно подождать пока сядет он. Если вы уже сидите – встаньте. Выбирается следующая карточка.
Я с вами полностью согласна. Нельзя так обращаться с природой и засорять её. Выбирается следующая карточка.
Конечно, вы правы. Списывать, конечно, не честно. А уж если попался, то вести себя нужно «тише воды, ниже травы», потому, что ему должно быть за себя стыдно, ведь он пытался обмануть. Капитан зачитывает последнюю карточку.
Я с вами полностью согласна. Кроме того, мусор который они оставили после себя может привести к последствиям. Ведь маленькие детки тянут в рот всё, что попадается им в руки. Итак, обе команды справились с заданиями. Как вы считаете, приятно ли достойное поведение человека?
Но бывают случаи, когда вы не знаете, встать или сесть, сказать что-то или промолчать, уйти или остаться. И вот тогда на помощь приходит наука вежливость. Хорошо если бы вежливость рождалась вместе с человеком. Но вежливость достигается лишь в результате упорного освоения правил поведения и желания самого человека пристойно вести себя в любой ситуации. Во всех общественных местах, которые вы посещаете: в школе, транспорте, в местах массового отдыха и других, а также дома (в семье) люди ведут себя в соответствии с определёнными правилами. Кто из вас знает, как называются такие правила? Совершенно правильно – это правила этикета. В эпоху королевской власти считали, что законы этикета связывали больше, чем статьи конституции. От этих времён остались лишь воспоминания, но бесспорно то, что отсутствие культуры поведения ведёт к дополнительным проблемам, неприятностям, создаёт сложности в жизни. Невоспитанный человек создаёт проблемы в жизни не только себе, но и окружающим его людям. Сегодня мы вкладываем в понятие “вежливый человек”, “воспитанный человек” не только умение вести себя пристойно. Послушайте небольшой рассказ и скажите, кто из подруг поступил правильно, как воспитанный человек, а кто был не прав? Ира рассказывает Полине про свою, как она говорит, бывшую подругу Машу: “Ты знаешь, Поля, эта Маша такая неразговорчивая, никуда не ходит, ни с кем не общается - всё учит свои уроки! Не буду я с ней дружить. Надоела она мне со своей учёбой, завтра же от неё отсяду!” В этот момент Полина вспоминает: “ Кстати, Ира! А ты подготовилась к завтрашней контрольной по математике?” Ира меняется в лице, её лицо приобретает выражение лисы Патрикеевны: “Ой! Я совсем забыла… До завтра!” “Ты куда?” - спрашивает Полина девочку. “Мне нужно позвонить Машеньке, она такая умничка. Спрошу, как идёт подготовка к контрольной. Не с тобой же мне завтра садиться!” Правильно. Для воспитанного человека такие качества, как холодное равнодушие к людям, способность юлить и пресмыкаться ради собственной выгоды и удовольствия, карьеризм, стяжательство, пошлость, – чужды. И вы должны запомнить, что вежливый человек не тот, кто сам никогда не сломает ветку дерева и не притащит охапку поникших цветов из пригородного леса, а тот, кто остановит эгоиста, не находящего нужным беречь живую красоту природы. Вежливый человек не тот, кто никогда не оскорбит женщину, а тот, кто не пройдёт равнодушно мимо распоясавшегося хулигана, позволившего себе подобное. Не секрет, что не только детям, но и очень многим взрослым людям хочется, чтобы все их друзья, и все их соседи, и даже вовсе незнакомые прохожие всегда относились бы к ним внимательно, по-доброму, всегда любили и уважали их. Чтобы никто-никто не делал бы им замечания. Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему не бывает никогда скучно. А впрочем, вежливому, хорошо воспитанному человеку и некогда скучать. Вы согласны со мной? Давайте немного поиграем. Викторина "Объясни смысл". Мы уже знаем, что пословицы многому нас учат, но надо научиться понимать скрытый смысл пословиц. Это и предлагаем сделать командам. Каждая команда получает по 3 пословицы, обсуждает и объясняет жюри, как они понимают ту или иную пословицу. Подготовка 3 минуты. Работа с залом. Пока команды работают, я хотела бы поиграть с залом. Загадки-шутки "Что это?" Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые. (Уши) Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает, на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер) Молодцы, вы все отлично справились с заданием. И следующий конкурс “ Раз словечко, два словечко…” Строки стихотворения разделены на две части. Первые слова каждой строчки написаны слева, а продолжение- справа на отдельных полосках. Полоски эти перепутаны, получается бессмыслица. Задача играющих - разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своём месте по смыслу написанного.
Работа с залом. Игра “назови песню” Учитель предлагает по краткому содержанию угадать популярные песни: - Эта песня о том, как вели себя домашние птицы, жившие у немолодой женщины (“Два весёлых гуся”) - Эта песня о том, как хорошо в дождь играть на гармошке, отмечая свой день рождения (Песенка крокодила гены) - Эта песня о трагической судьбе мирного насекомого (В траве сидел кузнечик) - Эта песня о том, как цвет волос может влиять на взаимоотношения людей (Рыжий, рыжий, конопатый) - Эта песня о животных, которые, несмотря на природную трусость, пошли ночью в лес, косить траву (Песня про зайцев) Молодцы, у вас получилось замечательное стихотворение. А у нас следующий конкурс «Пословицы о дружбе» Начало пословицы у одной команды, 2 часть пословицы у другой команды. Вам нужно соединить пословицы. Найдите свою пару, как можно вежливее. Молодцы, вы все правильно нашли свою пару. А теперь у нас заключительный конкурс. Мне нужно по одному представителю от команды. Конкурс капитанов. 1. Вспомните, какие словосочетания мы употребляем, когда говорим: а) об очень большой тесноте в помещении; б) о том, кто сам не пользуется и другим не дает. 2. Вспомните сравнения, которые употребляются в пословицах и поговорках. а) очень много людей в тесном помещении; б) быть в постоянных хлопотах, суетиться, переделать много дел; в) когда льет проливной дождь; г) тщательно, заботливо охранять, беречь; 3. Знаете ли вы басни? Определите, из каких басен эти крылатые слова: а) и в сердце льстец всегда отыщет уголок; б) а воз и ныне там. в) попрыгунья Стрекоза лето красное пропела; г) от радости в зобу дыханье сперло; 4.Как я уже говорила, правила поведения или этикета появились давно. Представьте: праздник кончился, хозяева устали, а гости шумят, не уходят. Как тут быть? Как намекнуть, что-де пора и честь знать? (Только помните, мы в Древней Руси.) а) культурно раскрыть двери настежь; б) спеть песню что-то вроде «колыбельной»; в) выдать на прощанье пряник «разгоняй». Правда, хороший обычай! Когда с пряником провожают? Вежливее как-то. Оно и понятно. Обидеть гостя считали за верх неприличия. У нас с вами тоже будет чаепитие с пряниками, а пока слово жюри. Победила дружба!
|
Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги — ребята весело смеются. Что вы можете сказать о таких мальчиках? Я думаю, что мальчики поступили очень некрасиво. Передразнивать нельзя, тем более старших. Мне кажется, что дразнить и обзывать нельзя не только старших, но и своих ровесников, потому, что это очень обидно. Школьная экскурсия. Мимо класса проходит группа туристов из Африки. Несколько ребят перестают слушать доклад экскурсовода и начинают всячески обращать внимание на туристов: показывать пальцем, выкрикивать различные бранные слова и т.д. Достойное ли это поведение? Как следует себя вести в подобной ситуации? Это не культурно. Показывать пальцем вообще не прилично. Мне кажется, туристы могут обидеться и больше к нам не приехать. Ребята должны были слушать экскурсовода, ведь он же для них рассказывал. А они его перебили и отвлекали.
В автобусе тесно, все едут с работы. Девочка занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит на тех, кто стоит. Как должна была поступить девочка? Девочка должна была уступить место бабушке или дедушке. Она должна была спросить, может кто-то устал и хочет сесть.
Мама попросила Машу вынести мусор. После долгих уговоров, девочка взяла пакет с мусором. Выйдя на улицу, она бросила пакет за угол соседнего дома, так как у неё по пути не было мусорных баков. Правильно ли поступила девочка? Нет, эта девочка поступила не правильно. Она загрязняет окружающую среду. Она должна была выбросить пакет в специальный мусорный бак. Самой же потом будет неприятно по «мусорке» гулять! А вот если все так начнут везде мусорить?! Во время контрольной работы учительница заметила, что Вася списывает. Она забрала шпаргалку и предупредила, что если он попадется ещё раз, она поставит ему двойку. В ответ на это учительница услышала множество нелестных слов в свой адрес. Учительница попросила Васю покинуть класс. Кто прав, а кто виноват? Почему? Мне кажется, Вася сам виноват. Во-первых, списывать – это не честно, а во-вторых, не нужно было с учителем переговариваться.
На лавочке возле детской площадки сидит компания молодых людей. Они выпивают, курят и нецензурно выражаются. На просьбу родителей одного из малышей покинуть детскую площадку не отреагировали. Весь мусор после «застолья» остался на детской площадке. Что вы можете сказать об этих молодых людях? Во-первых, они подают плохой пример маленьким детям, во-вторых, детская площадка не место для таких компаний, а в-третьих, они могли бы и убрать за собой.
Когда мы ведем себя достойно, то становимся богаче и этим помогаем другим, несем добро.
Нормы поведения.
Правила поведения.
Правила этикета.
Ира поступила плохо. Сначала она говорила, что не хочет дружить с Машей, а когда узнаёт про контрольную, тут же меняет своё мнение. Ира не дружит с Машей, а просто использует, общается из-за выгоды.
Кашу маслом не испортишь. Эта пословица означает, что хорошего много не бывает. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Эта пословица означает, что если будешь делать два дела одновременно, то ни одно из них не сделаешь. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Эта пословица означает, что лучше иметь такое богатство, как друзья. Они помогут в трудную минуту. Кончил дело - гуляй смело. Эта пословица означает, что все дела нужно доводить до конца. Где труд - там и радость. Эта пословица означает, что нужно помогать, родителям например. Потом тебя отблагодарят или же тебе самому будет приятно помочь другому человеку. Семь раз отмерь - один раз отрежь. Эта пословица означает, что прежде чем сделать что-то нужно много раз подумать, иначе можно ошибиться. Злой кабан сидел на ветке Пароход томился в клетке Соловей точил клыки Дикобраз давал гудки Кошка физику учила Маша хвостик свой ловила. Буратино сшил себе штаны Портной все поел блины Ёж накрыт к обеду был Чиж усами шевелил Рак летал под облаками Стол гонялся за мышами
Две головни и в поле дымятся, | а одна и в печи гаснет. | Дружно не грузно, | а врозь хоть брось. | Одной рукой и | узла не завяжешь. | Все за одного | и один за всех. | Нет друга, так ищи, | а нашёл - береги. |
яблоку негде упасть
собака на сене
как сельдей в бочке вертеться как белка в колесе льет как из ведра беречь как зеницу ока
ворона и лисица лебедь, рак и щука стрекоза и муравей ворона и лисица
Выдать пряник |