Внеклассное мероприятие “Мир человеческих отношений”.
классный час на тему

Внеклассное мероприятие 

Цели и задачи:

  1. Закреплять понятия о том, кого считают воспитанным человеком;
  2. Способствовать воспитанию желания быть человеком, не совершающим безнравственные поступки;
  3. Развивать речь, мышление, память, внимание учащихся;
  4. Способствовать расширению кругозора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие “Мир человеческих отношений”.

Цели и задачи:

  1. Закреплять понятия о том, кого считают воспитанным человеком;
  2. Способствовать воспитанию желания быть человеком, не совершающим безнравственные поступки;
  3. Развивать речь, мышление, память, внимание учащихся;
  4. Способствовать расширению кругозора.

1 ЭТАП: Подготовка к мероприятию.

Запись на доске: “Хорошие качества составляют существенное богатство души, но только воспитанность служит для них оправой”. Дж. Локк “ Хорошие манеры берегут нервы и силы, они удлиняют жизнь, делают её более красивой”. (Народная мудрость.)

На классной доске помещен рисунок с изображением совы — символа мудрости. К нему прикреплены разноцветные листки бумаги, на обороте которых написаны правильные ответы на вопросы, а сами вопросы прикреплены вокруг совы в конвертах тех же цветов. Вопросы даны в форме ситуаций, на которые ребята, подумав, должны коллективно ответить. Конвертов шесть, расположены они в порядке радужного цвета — символа детской радости, счастья. Учащиеся делятся на 2 команды, садятся за столы группами, договариваются, кто будет капитаном команды.

Ход мероприятия

2 ЭТАП: Начало мероприятия, представление жюри

Учитель

Ученики

Всем – и взрослым, и детям – нравится, когда их хвалят. Скорее всего, вы уже точно знаете, когда вас похвалят, а когда отругают. Мальчик толкнул девочку, девочка показала язык бабушке, ребята разрисовали кабину лифта или стены в подъезде. Как вы думаете, хорошо ли поступают ребята?

Вы правы, за такие дела по головке не погладят! Я думаю, что со следующим заданием вы справитесь так же быстро и правильно. Оценивать вашу работу в группах будет наше компетентное жюри. (Учитель представляет членов жюри: классный руководитель, одноклассник и студент-практикант.)

Нет!

3 ЭТАП: Конкурсы

“Можно — нельзя?”

По очереди капитаны выходят к доске, берут один из конвертов и читают всему классу вопрос-ситуацию. Ребята коллективно находят ответ. Первыми высказывают свою точку зрения капитаны, а затем добавляют или поправляют остальные ребята. После того как ребята выскажут свое мнение, приведут свои примеры, учитель берёт листочек, с ответом, который прикреплен к сове, и читает “мнение” СОВЫ. Капитан первой команды выбирает карточку, зачитывает классу.

Давайте посмотрим мнение совы. Молодцы, вы всё правильно сказали. Капитан второй команды может выбрать карточку. Ученик берет и зачитывает карточку классу.

Давайте теперь посмотрим мнение совы. Молодцы, вы тоже всё правильно сказали. Мы все с вами разные. И мы с вами для них такие же иностранцы, но, тем не менее, они не станут показывать пальцем или что-то подобное. Эти ребята показали своё невежество и неуважение к иностранным гостям и к экскурсоводу тоже. А почему?

Выбирается следующая карточка.

Вы правы. Вообще по правилам этикета нельзя садиться, пока не сядут старшие. Знаете ли вы, что если в комнату вошёл старший, нельзя садиться первым, нужно подождать пока сядет он. Если вы уже сидите – встаньте.

Выбирается следующая карточка.

Я с вами полностью согласна. Нельзя так обращаться с природой и засорять её.

Выбирается следующая карточка.

Конечно, вы правы. Списывать, конечно, не честно. А уж если попался, то вести себя нужно «тише воды, ниже травы», потому, что ему должно быть за себя стыдно, ведь он пытался обмануть.

Капитан зачитывает последнюю карточку.

Я с вами полностью согласна. Кроме того, мусор который они оставили после себя может привести к последствиям. Ведь маленькие детки тянут в рот всё, что попадается им в руки.

Итак, обе команды справились с заданиями. Как вы считаете, приятно ли достойное поведение человека?

Но бывают случаи, когда вы не знаете, встать или сесть, сказать что-то или промолчать, уйти или остаться. И вот тогда на помощь приходит наука вежливость. Хорошо если бы вежливость рождалась вместе с человеком. Но вежливость достигается лишь в результате упорного освоения правил поведения и желания самого человека пристойно вести себя в любой ситуации. Во всех общественных местах, которые вы посещаете: в школе, транспорте, в местах массового отдыха и других, а также дома (в семье) люди ведут себя в соответствии с определёнными правилами. Кто из вас знает, как называются такие правила?

Совершенно правильно – это правила этикета. В эпоху королевской власти считали, что законы этикета связывали больше, чем статьи конституции. От этих времён остались лишь воспоминания, но бесспорно то, что отсутствие культуры поведения ведёт к дополнительным проблемам, неприятностям, создаёт сложности в жизни. Невоспитанный человек создаёт проблемы в жизни не только себе, но и окружающим его людям. Сегодня мы вкладываем в понятие “вежливый человек”, “воспитанный человек” не только умение вести себя пристойно. Послушайте небольшой рассказ и скажите, кто из подруг поступил правильно, как воспитанный человек, а кто был не прав?  Ира рассказывает Полине про свою, как она говорит, бывшую подругу Машу: “Ты знаешь, Поля, эта Маша такая неразговорчивая, никуда не ходит, ни с кем не общается - всё учит свои уроки! Не буду я с ней дружить. Надоела она мне со своей учёбой, завтра же от неё отсяду!” В этот момент Полина вспоминает: “ Кстати, Ира! А ты подготовилась к завтрашней контрольной по математике?” Ира меняется в лице, её лицо приобретает выражение лисы Патрикеевны: “Ой! Я совсем забыла… До завтра!” “Ты куда?” - спрашивает Полина девочку. “Мне нужно позвонить Машеньке, она такая умничка. Спрошу, как идёт подготовка к контрольной. Не с тобой же мне завтра садиться!”

Правильно. Для воспитанного человека такие качества, как холодное равнодушие к людям, способность юлить и пресмыкаться ради собственной выгоды и удовольствия, карьеризм, стяжательство, пошлость, – чужды. И вы должны запомнить, что вежливый человек не тот, кто сам никогда не сломает ветку дерева и не притащит охапку поникших цветов из пригородного леса, а тот, кто остановит эгоиста, не находящего нужным беречь живую красоту природы. Вежливый человек не тот, кто никогда не оскорбит женщину, а тот, кто не пройдёт равнодушно мимо распоясавшегося хулигана, позволившего себе подобное. Не секрет, что не только детям, но и очень многим взрослым людям хочется, чтобы все их друзья, и все их соседи, и даже вовсе незнакомые прохожие всегда относились бы к ним внимательно, по-доброму, всегда любили и уважали их. Чтобы никто-никто не делал бы им замечания. Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему не бывает никогда скучно. А впрочем, вежливому, хорошо воспитанному человеку и некогда скучать. Вы согласны со мной? Давайте немного поиграем.

Викторина "Объясни смысл".

Мы уже знаем, что пословицы многому нас учат, но надо научиться понимать скрытый смысл пословиц. Это и предлагаем сделать командам. Каждая команда получает по 3 пословицы, обсуждает и объясняет жюри, как они понимают ту или иную пословицу. Подготовка 3 минуты.

Работа с залом. Пока команды работают, я хотела бы поиграть с залом. Загадки-шутки "Что это?"

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос)

Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые. (Уши)

Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает, на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер)

Молодцы, вы все отлично справились с заданием. И следующий конкурс “ Раз словечко, два словечко…”

Строки стихотворения разделены на две части. Первые слова каждой строчки написаны слева, а продолжение- справа на отдельных полосках. Полоски эти перепутаны, получается бессмыслица. Задача играющих - разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своём месте по смыслу написанного.

Работа с залом. Игра “назови песню” Учитель предлагает по краткому содержанию угадать популярные песни:

- Эта песня о том, как вели себя домашние птицы, жившие у немолодой женщины (“Два весёлых гуся”)

- Эта песня о том, как хорошо в дождь играть на гармошке, отмечая свой день рождения (Песенка крокодила гены)

- Эта песня о трагической судьбе мирного насекомого (В траве сидел кузнечик)

- Эта песня о том, как цвет волос может влиять на взаимоотношения людей (Рыжий, рыжий, конопатый)

- Эта песня о животных, которые, несмотря на природную трусость, пошли ночью в лес, косить траву (Песня про зайцев)

Молодцы, у вас получилось замечательное стихотворение. А у нас следующий конкурс «Пословицы о дружбе»

Начало пословицы у одной команды, 2 часть пословицы у другой команды. Вам нужно соединить пословицы. Найдите свою пару, как можно вежливее.

Молодцы, вы все правильно нашли свою пару. А теперь у нас заключительный конкурс. Мне нужно по одному представителю от команды.

Конкурс капитанов.

1. Вспомните, какие словосочетания мы употребляем, когда говорим:

а) об очень большой тесноте в помещении;

б) о том, кто сам не пользуется и другим не дает.

2. Вспомните сравнения, которые употребляются в пословицах и поговорках.

а) очень много людей в тесном помещении;

б) быть в постоянных хлопотах, суетиться, переделать много дел;

в) когда льет проливной дождь;

г) тщательно, заботливо охранять, беречь;

3. Знаете ли вы басни? Определите, из каких басен эти крылатые слова:

а) и в сердце льстец всегда отыщет уголок;

б) а воз и ныне там.

в) попрыгунья Стрекоза лето красное пропела;

г) от радости в зобу дыханье сперло;

4.Как я уже говорила, правила поведения или этикета появились давно. Представьте: праздник кончился, хозяева устали, а гости шумят, не уходят. Как тут быть? Как намекнуть, что-де пора и честь знать? (Только помните, мы в Древней Руси.)

а) культурно раскрыть двери настежь;

б) спеть песню что-то вроде «колыбельной»;

в) выдать на прощанье пряник «разгоняй».

Правда, хороший обычай! Когда с пряником провожают? Вежливее как-то. Оно и понятно. Обидеть гостя считали за верх неприличия.

У нас с вами тоже будет чаепитие с пряниками, а пока слово жюри.

Победила дружба!

Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги — ребята весело смеются. Что вы можете сказать о таких мальчиках?

Я думаю, что мальчики поступили очень некрасиво. Передразнивать нельзя, тем более старших.

Мне кажется, что дразнить и обзывать нельзя не только старших, но и своих ровесников, потому, что это очень обидно.

Школьная экскурсия. Мимо класса проходит группа туристов из Африки. Несколько ребят перестают слушать доклад экскурсовода и начинают всячески обращать внимание на туристов: показывать пальцем, выкрикивать различные бранные слова и т.д. Достойное ли это поведение? Как следует себя вести в подобной ситуации?

Это не культурно. Показывать пальцем вообще не прилично.

Мне кажется, туристы могут обидеться и больше к нам не приехать.

Ребята должны были слушать экскурсовода, ведь он же для них рассказывал. А они его перебили и отвлекали.

В автобусе тесно, все едут с работы.  Девочка занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит на тех, кто стоит. Как должна была поступить девочка?

Девочка должна была уступить место бабушке или дедушке.

Она должна была спросить, может кто-то устал и хочет сесть.

Мама попросила Машу вынести мусор. После долгих уговоров, девочка взяла пакет с мусором. Выйдя на улицу, она бросила пакет за угол соседнего дома, так как у неё  по пути не было мусорных баков. Правильно ли поступила девочка?

Нет, эта девочка поступила не правильно. Она загрязняет окружающую среду. Она должна была выбросить пакет в специальный мусорный бак.

Самой же потом будет неприятно по «мусорке» гулять! А вот если все так начнут везде мусорить?!

Во время контрольной работы учительница заметила, что Вася списывает. Она забрала шпаргалку и предупредила, что если он попадется ещё раз, она поставит ему двойку. В ответ на это учительница услышала множество нелестных слов в свой адрес. Учительница попросила Васю покинуть класс. Кто прав, а кто виноват? Почему?

Мне кажется, Вася сам виноват. Во-первых, списывать – это не честно, а во-вторых, не нужно было с учителем переговариваться.

На лавочке возле детской площадки сидит компания молодых людей. Они выпивают, курят и нецензурно выражаются. На просьбу родителей одного из малышей покинуть детскую площадку не отреагировали. Весь мусор после «застолья» остался на детской площадке. Что вы можете сказать об этих молодых людях?

Во-первых, они подают плохой пример маленьким детям, во-вторых, детская площадка не место для таких компаний, а в-третьих, они могли бы и убрать за собой.

Когда мы ведем себя достойно, то становимся богаче и этим помогаем другим, несем  добро.

Нормы поведения.

Правила поведения.

Правила этикета.

Ира поступила плохо. Сначала она говорила, что не хочет дружить с Машей, а когда узнаёт про контрольную, тут же меняет своё мнение. Ира не дружит с Машей, а просто использует, общается из-за выгоды.

Кашу маслом не испортишь. Эта пословица означает, что хорошего много не бывает.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Эта пословица означает, что если будешь делать два дела одновременно, то ни одно из них не сделаешь.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Эта пословица означает, что лучше иметь такое богатство, как друзья. Они помогут в трудную минуту.

Кончил дело - гуляй смело. Эта пословица означает, что все дела нужно доводить до конца.

Где труд - там и радость. Эта пословица означает, что нужно помогать, родителям например. Потом тебя отблагодарят или же тебе самому будет приятно помочь другому человеку.

Семь раз отмерь - один раз отрежь. Эта пословица означает, что прежде чем сделать что-то нужно много раз подумать, иначе можно ошибиться.

Злой кабан                 сидел на ветке

Пароход                      томился в клетке

Соловей                       точил клыки

Дикобраз                      давал гудки

Кошка                          физику учила

Маша                       хвостик свой ловила.

Буратино                   сшил себе штаны

Портной                      все поел блины

Ёж                           накрыт к обеду был

Чиж                              усами шевелил

Рак                           летал под облаками  

Стол                        гонялся за мышами

 

Две головни и в поле дымятся,

а одна и в печи гаснет.

Дружно не грузно,

а врозь хоть брось.

Одной рукой и

узла не завяжешь.

Все за одного

и один за всех.

Нет друга, так ищи,

а нашёл - береги.

яблоку негде упасть

собака на сене

как сельдей в бочке

вертеться как белка в колесе

льет как из ведра

беречь как зеницу ока

ворона и лисица

лебедь, рак и щука

стрекоза и муравей

ворона и лисица

Выдать пряник

4 ЭТАП: Заключительная беседа. Подведение итогов занятия.

Поглядите на себя в зеркало – оцените свой внешний вид, одежду, осанку. Правильно и красиво ли кушаете? Как вы ходите, сидите? Бесшумно жуёте или пьёте, не заталкиваете ли хлеб большим ломтём в рот, не чавкаете? Открываете и придерживаете дверь в ожидании, пока через неё не пройдут женщина, пожилой человек, малыш? Тысячи и тысячи вопросов. Правильные ответы на них всегда найдёт тот, кто постоянно работает над своими манерами, кто усвоил правила хорошего тона, сделал их своей привычкой и потребностью. Народная мудрость гласит: “Хорошие манеры берегут нервы и силы, они удлиняют жизнь, делают её более красивой”. Дж. Локк считал: “Хорошие качества составляют существенное богатство души, но только воспитанность служит для них оправой”.

- Согласны вы с этим высказыванием?

- Почему вы так считаете?

Да

Вежливому человеку легче жить, потому, что ему все помогают, у него много друзей, к нему все относятся по-доброму.

Я согласна потому, что хорошие качества – это богатства. Человек с такими качествами по-настоящему богат. Но чтобы развить эти качества, нужно быть воспитанным и добрым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки этики человеческих отношений в школе-интернате

Те, кто провел свое детство в стенах школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеют позитивного образца отношений в семье (порой, наоборот, имеют отрицател...

Внеклассное мероприятие «Природа - наши корни, начало человеческой жизни»

Внеклассное мероприятие для обучающихся 6 класса нацелено на привитие бережного отношения к природе и расширение кругозора детей....

Внеклассное мероприятие по литературе. Тема: "Красота человеческая"

Отзывна внеклассное мероприятие «Красота человеческая». Целью данного мероприятия  является духовное обогащение личности ребенка через знакомство с произведениями литературы, через беседу о ...

Открытое внеклассное мероприятие "Святыни человеческой души"

Открытое внеклассное мероприятие для учащихся 11 класса нацелено на воспитание духовной личности,  способной к самоопределению в мире культуры...

Сценарий к внеклассному мероприятию по русскому языку в 8-11 классах "Роскошь человеческого общения, или Речевой этикет".

Данное внеклассное мероприятие адресовано преподавателям русского языка и литературы и классным руководителям 8-11 классов....

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 7 классе «Мужество и стойкость русской женщины » (по фрагментам повести В. Закруткина «Матерь Человеческая»).

на примере повести показать мастерство писателя в создании человеческого характера, образа женщины – матери как воплощение высокой нравственности....

Технологическая карта внеклассного мероприятия на тему: «Венец каждой человеческой жизни есть память о ней… (с) И. А. Бунин»

Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине вывода советских войск из Афганистана...