Внеклассное мероприятие «Природа - наши корни, начало человеческой жизни»
классный час (6 класс) по теме

Мережко Ольга Александровна

  Внеклассное мероприятие для обучающихся 6 класса нацелено на привитие бережного отношения к природе и расширение кругозора детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priroda_-_nashi_korni....doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Алтай

МОУ «Лицей № 6 им. И.З. Шуклина г. Горно-Алтайска»

«Природа - наши корни,

начало человеческой жизни»

Разработка внеклассного мероприятия

Учитель: Мережко О.А.

г.Горно- Алтайск.

2008г.

ЦЕЛИ:

  1. Привитие чуткого и бережного отношения к природе.
  2. Знакомство со способностями некоторых животных и растений, предсказывать погоду.
  3. Расширение кругозора обучающихся: знакомство с животными, обитавшими на земле несколько миллионов лет назад и с животными, которые занесены в Красную Книгу.

ЭПИГРАФ:

«Лес для умного, внимательного человека - это целый мир, для ученого - огромная книга, для поэта - полная переливов радуга».

Л. Леонов

ОБОРУДОВАНИЕ: аудиокассета, видеокассета, магнитофоны, картинки животных, цветы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

1. Вступительное слово учителя:

(Тихо звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»)

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши.

Она - твой давний добрый лекарь,

Она - союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

Слово «экология» в переводе с греческого означает знание о доме. Человек обитает на Земле всего 2 миллиона лет. И только 10 тысяч лет назад, можно сказать, мы шагнули в сторону от звериной тропы - стали выращивать растения и приручать животных. В то далекое время реки и озера кишели рыбой, по берегам гнездились утки, леса были полны дичью. Земля была урожайной. Но человеку этого было мало, ему всегда хотелось иметь больше: земли, урожая, скота. Оно и понятно, ведь и население росло.

Человек научился побеждать сорняки, использовать минеральные удобрения, придумал технические новшества и в начале прошлого столетия изобрел трактор. С этого все и началось. Называлось это научно-технической

революцией.  Но  беда не  в научно- техническом прогрессе - изобретай и исследуй, только дружи с природой, учись у нее, помогай ей.

Сегодня, играя и узнавая некоторые тайны природы, мы будем учиться беречь и понимать наш общий дом.

Звучит песня «Колокольчик».

Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее цветов - этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего на Земле поэтичнее и живописнее цветов - этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновили многих поэтов и композиторов.

Слава:       Цветы, как люди, на добро щедры,

                  И нежность людям отдавая,

                  Они цветут, сердца отогревая,

                   Как маленькие теплые костры.

А сколько нежности в их названиях: ветреница, маргаритка, незабудка.

Катя:        Поглядите, поглядите,

Что за красный огонек?! Это дикая гвоздика Новый празднует денек. А когда настанет вечер, Лепестки свернет цветок: «До утра! ДО новой встречи!» -И погасит огонек.

Юля:        Их видимо-невидимо,

Не сосчитаешь их! И кто их только выдумал — Веселых, голубых. Должно быть, оторвали От неба лоскуток, Чуть-чуть поколдовали, И сделали цветок!

Даша Ф.     На лугу у той дорожки,

Что идет к нам прямо в дом, Рос цветок на длинной ножке, Белый с желтеньким глазком. Я его сорвать хотела,                

                              Поднесла к нему ладонь,

                              А пчела с цветка слетела

                              И жужжит: «Не тронь!»

     

            Лена.

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит,

Мне кажется, его задень —

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы...

Давай послушаем,

А вдруг

Услышим я и ты?

Аня Щ.        У нас в палисаднике Возле терраски Растут

Голубые анютины глазки. Анютины глазки, анютины глазки, Они распускаются

 Быстро, как в сказке.

Алеша М.  Одуванчик золотой

Был красивый, молодой,

Не боялся никого,

Даже ветра самого! Одуванчик золотой Постарел и стал седой.

                              И как только поседел,        

                              Вместе с ветром улетел.

2. Конкурс «Знаете ли вы названия цветов?»

1.        Латинское название этого цветка «галактус» происходит от
греческого «гала» - молоко и «актус» - цветок, то есть молочно-белый
цветок.

Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, на Земле шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы согреть ее и как-то успокоить, несколько снежинок превратились в цветы. Поэтому этот цветок - символ надежды. Как этот цветок называется? (Подснежник).

2.        Ее родина - Персия, Существует поэтическая легенда, Однажды в
апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини
радуги Ириды спустилась на Землю. Перемешав все краски цвета радуги, они
начали осыпать ими луга и леса. Дойдя до северных уголков Земли, богиня
обнаружила, что все краски испорчены, осталась только фиолетовая. Тогда
Флора брызнула лиловую краску на кусты, и выросла роскошная
{Сирень).

  1. В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток-фей и нежных эльфов. Его родина - Персия, оттуда он перекочевал в Турцию, а в 19 веке попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка, в Амстердаме за 3 луковицы цветка были куплены 2 каменных дома. Этот цветок - (Тюльпан).
  2. Старинная славянская легенда рассказывает: удалого Садко любила водяная царица. Однажды в лунном свете увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царица и ушла. А из ее прекрасных глаз покатились слезы, и только луна была свидетелем того, как эти чистые слезы превращаются в нежные цветы, унизанные волшебными жемчужинами. С тех пор этот цветок считается символом чистой и нежной любви. Как называется этот цветок? (Ландыш).

Маша Т.

   Всю жизнь цветы не оставляют нас,

                            Красивые наследники природы,

                            Они заходят к нам в рассветный час,

                            В закатный час заботливо заходят.

Костя.

                          Они нам продлевают радость встреч,              

                          Откладывают время расставанья.

                          Мы душу и цветы должны беречь

                          От хищных рук, от зла и прозябанья.

      Сурия.    

           Любая мысль возвышенной мечты

             Тогда лишь перельется в ликованье,

            Когда пред нею склонятся цветы —

     Посредники живого пониманья.

3. Конкурс «Если вы сбились с дороги»

Человек оказался в лесу один. Не жажда, не голод и холод, как правило, более всего удручают попавшего в беду грибника, туриста, а страх и первобытный ужас, парализующий волю даже сильных людей. Самое главное в такой ситуации - не воноваться, сесть, расслабиться и обдумать ситуацию. Ведь есть много простых и верных способов ориентирования на незнакомой местности.

Итак, уметь ориентироваться - это значит в любое время уверенно и ясно представлять себе, где север, юг, запад и восток, в каком направлении двигаться. Как ориентироваться по деревьям, муравейникам, солнцу, растениям, птицам?

Итак, каждой команде даются ориентиры.

  1. Вы в лесу, немного заблудились, и перед вами муравейник. Поможет ли он вам? (Башня муравейника всегда направлена к югу от дерева или пня).
  2. Перед вами только сосна или ель. Как ориентироваться? (Смолы на стволе больше на той стороне, что обращена к югу).

3.        Вам стал попадаться подорожник... (Значит, где-то рядом
дорога).
Индейцы называют подорожник следом белого человека.

4.        Вы собирали ягоды и заблудились. Подскажет ли вам ягода, где
север, где юг?
(Самая спелая ягода расположена на южной стороне).

4. Проверка домашнего задания

1.        Какие живые существа имеют 3 сердца? Чем это опасно?

(У осьминогов, кальмаров, каракатиц, которые относятся к классу головоногих, 3 сердца. Одно гонит кровь по телу, два других проталкивают ее из жабр. Цвет крови у моллюсков голубой. Темно-голубой, когда кровь насыщена кислородом, бледно-голубой в венах. Осьминоги опасны своим ядом).

2.        Почему у полярной совы все птенцы разного возраста?

(У полярной совы все птенцы разного возраста. Старшие появляются в июне, а младшие - в июле. Большой смысл заключен в этом. Родителям трудно прокормить одновременно всех птенцов. Совы своих птенцов по очереди выкармливают. Самка высиживает только первых, а затем улетает за едой и остальных птенцов высиживает урывками, а старшие птенцы согревают другие яйца. Старшие защищают младших).

5. Конкурс «Живые барометры»

Старайся наблюдать различные приметы: Пастух и земледел в младенческие лета, Взглянув на небеса, на западную тень, Умеют уж предречь и ветер, и ясный день. И майские дожди, младых полей отраду,

И морозов ранний хлад,

Опасный винограду.

Вот как сказал великий Пушкин. Последуем совету великого поэта и постараемся тоже стать предсказателями: по сегодняшнему состоянию погоды угадать завтрашнее.

  1. Утром туман стелется по воде (к хорошей погоде)
  2. Дым столбом (к морозу)
  3. Вечером с реки поднимается пар (к дождю)

4.        Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне (лето будет
холодным)

  1. Рыба выскакивает из воды (к дождю)
  1. Сильно пахнут цветы акации, смородины, сон-травы, жимолости (к дождю)
  1. Утром на траве роса (дождя не будет)
  2. Грачи рано прилетают весной (весна будет теплой)

6. Викторина «Эрудит»

  1. Какое растение лучший медонос? (липа, гречка, медуница)
  2. Название какого растения связано со звоном? (колокольчик)
  3. Соком какого растения выводят бородавки? (чистотелом)
  4. Самые крупные летающие птицы? (дрофа, лебедь)
  5. Какая птица самая легкая? (колибри)
  6. Самое быстрое животное суши? (гепард)
  7. Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)

8.        Чем гиппопотам отличатся от бегемота? (ничем, одно и тоже
              животное)

9.        Какую птицу все бьют и называют вором? (воробей)

  1. Самое быстрое морское животное? (касатка, дельфин)
  2. Каких птиц на земле больше всего? (кур, воробьев)
  3. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
  4. Самая большая змея? (анаконда)
  5. Кто сильнее: лев или тигр? (тигр)
  6. Название какого цветка состоит из частицы, предлога и сторожевой  

                 будки? (незабудка)

  1. Умеют ли слоны плавать? (да)
  2. Из древесины какого дерева делают спички? (осины)
  3. Сколько ног у паука? (8)
  4. Какая птица не имеет крыльев? (киви)
  5. Где у кузнечика ухо? (на ноге)

7. Подведение итогов конкурса

А сейчас, ребята, мне хотелось бы поговорить с вами о первых обитателях нашей Земли. На протяжении 160 млн. лет миром правили динозавры. Но после того, как на Землю упал метеорит, ознаменовав собой конец эры динозавров, новыми хозяевами земли, воздуха и океана стали предки нынешних тигров, гиен, носорогов, китов и других современных животных. Вам предлагается посмотреть сюжет о предках современных китов, одном из видов китов - базилозавре.

8. Просмотр видеосюжета

Сегодня на Земле число некоторых животных уменьшилось, они подвергаются вымиранию. И для того чтобы сохранить виды таких животных, их занесли в Красную Книгу.

Например: вараны (Алеша Е.)

                              белые медведи (Нина)

9. Заключительное слово учителя

Вот и подошла к концу наша игра. Надеюсь, что, узнав чуть больше о сложной и многообразной жизни природы, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую

зависит от человека, а значит от нас с вами.

Список использованной литературы

1. Джонотан Шейх Миллер. Неизвестные и удивительные факты. Акулы. Москва, «Росмэн», 2001 г.

2. А.С. Баркова. Большой Атлас животных. Москва «Росмэн», 2001 г.

3. Видеокассета «Рептилии и земноводные». Национальное географическое общество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа России - нравственное начало в жизни русского человека. ( Урок - презентация по творчеству К.Г. Паустовского ).

Цель урока: Помочь учащимся увидеть К. Паустовского, как необычайно талантливого человека, мастера прозы двух направлений: мастера прозаического рассказа о природе и мастере рассказов о Человеке...

Природа – наши корни, начало нашей жизни

Экологическая игра для 6 класса...

Внеклассное занятие.Природа-наши корни.

Воспитательное мероприятие , которое поможет привить чуткое и бережное отношение к природе; воспитание любви к  родному краю...

Внеклассное мероприятие по литературе. Тема: "Красота человеческая"

Отзывна внеклассное мероприятие «Красота человеческая». Целью данного мероприятия  является духовное обогащение личности ребенка через знакомство с произведениями литературы, через беседу о ...

Внеклассное мероприятие "У похода есть начало"

Пробудить любовь к природе поможет игра "У похода есть начало." Игра состоит из конкурсов, в которых учащиеся покажут свои знания как правиль собраться в поход, не заблудиться в лесу, предсказат...

Технологическая карта внеклассного мероприятия на тему: «Венец каждой человеческой жизни есть память о ней… (с) И. А. Бунин»

Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине вывода советских войск из Афганистана...

Внеклассное мероприятие "Природа нашей Земли"

Цель:Закрепить знания детей о многообразии растительного и животного мира, углублять экологические знания обучающихся, с помощью игровых имитаций дать почувствовать сопричастность ко всему живому.Разв...