Программа "Разговор о правильном питании"
рабочая программа на тему
Питание ребенка
Должно быть полноценным,
Чтоб насытить организм
Нужным всем и ценным.
Если Ваш ребенок любит
Спортом заниматься –
В углеводах и белках
Будет он нуждаться
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razgovor_o_pravilnom_pitanii.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«Разговор о правильном питании»
Тема: «Правильное питание- как фактор формирования здорового образа жизни»
МБОУ СОШ № 39
Г. Краснодар
Питание ребенка
Должно быть полноценным,
Чтоб насытить организм
Нужным всем и ценным.
Если Ваш ребенок любит
Спортом заниматься –
В углеводах и белках
Будет он нуждаться.
Цели и задачи программы.
Цели:
- сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, о значении важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья;
- осознание ими личностной и социальной значимости здоровья, как жизненной ценности; формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи:
а) обучающая – формирование теоретических знаний в процессе изучения
программы и совместной деятельности семьи, школы, общественности об основах рационального правильного питания;
б) развивающая – способствовать развитию познавательного интереса и самостоятельной активности в процессе изучения, исследования, анализа и практических действий о правильном питании;
в) воспитывающая – создание комфортных условий для получения информации о правильном питании через коллективную, групповую работу; выработка потребностей в соблюдении санитарно-гигиенических норм; воспитание
воли и настойчивости, аккуратности в организации правильного питания и соблюдения режима дня, стремления к активной практической деятельности по
реализации знаний о здоровом образе жизни.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Учащиеся 5 – 10 классов .
Срок реализации данной программы
2011 – 2016 учебные годы.
Этапы реализации программы:
5-6 классы – «Разговор о правильном питании»,
7-8 классы – «Две недели в лагере здоровья»,
9-10 классы – «Формула правильного питания».
Дальнейшее развитие программы зависит от результатов и итогов каждого года обучения, диагностических данных, мониторинга интереса к урокам о питании и развития личности учащихся.
Особенности программы
- формирование и развитие представления о роли питания для здоровья,
- представление об основных правилах питания: регулярность, рациональность, безопасность , разнообразие, удовольствие,
- повышение уровня осведомленности родителей о правилах организации питания детей младшего школьного возраста,
- формирование навыков правильного питания и готовности соблюдать их,
- развитие готовности участвовать в организации своего питания,
- формирование представления о культуре питания как составляющей общей культуры человека,
- формирование интереса к народным традициям, расширение представления о традициях питания своего народа.
Воспитание здорового школьника – проблема общегосударственная, комплексная и ее первоочередной задачей является выделение конкретных аспектов, решение которых возложено на учителя. Педагог должен квалифицированно проводить профилактическую работу по предупреждению
различных заболеваний, связанных с неправильным питанием. В этой связи уместно привести слова знаменитого педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».
Немаловажное значение для укрепления здоровья детей имеет полноценное питание. Существенное место в общей структуре питания детей и подростков занимает их питание в школе. Особое значение приобрело правильное школьное питание в последние годы с учетом того, что процесс обучения носит все более интенсивный характер. От того, насколько правильно и качественно организовано питание в школе, зависит здоровье детей, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности.
Приоритетные направлениями организации системы питания учащихся школы являются:
- обеспечение учащихся горячим питанием;
- привитие учащимся навыков здорового образа жизни;
- развитие здоровых привычек и формирование потребности в здоровом образе жизни;
- формирование культуры питания и навыков самообслуживания;
- формирование основ культуры питания, как составляющей ЗОЖ;
Моя программа «Разговор о правильном питании» рассчитана на школьников в возрасте от 11 до 16 лет и состоит из III частей.
2011-2012 учебный год
Тема: «Разговор о правильном питании»
- « Самые полезные продукты»
- «Что надо есть, если хочешь стать сильнее»
- «Где найти витамины зимой»
- «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты»
- «Как правильно есть»
- «Удивительные превращения пирожка»
- «Плох обед, если хлеба нет»
- «На вкус и цвет товарищей нет»
- «Если хочется пить»
- «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной».
Для того, чтобы занятия были не только интересными, но и эффективными, обучение строится как игра, позволяющая проявить ребятам свою активность. Эти темы используются на уроках математики, ОБЖ, технологии, классных часах и во внеклассной работе.
2012-2013 учебный год
Тема: «Две недели в лагере здоровья»
- «Из чего состоит наша пища»
- «Что нужно есть в разное время года»
- «Как правильно питаться, если занимаешься спортом»
- «Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен»
- «Как правильно накрыть стол»
- «Как правильно вести себя за столом»
- «Что и как приготовить из рыбы»
- «Дары моря»
- «Кулинарное путешествие по России»
- «Где и как готовят пищу»
- «Какаю пищу можно найти в лесу».
Используемый материал во внеклассной работе ( классные часы, учебно – практические- конференции, праздники, конкурсы)
2013-2014 учебный год
Тема: «Формула правильного питания»
«Здоровье – это здорово»
- «Продукты разные нужны – продукты разные важны»
- «Энергия пищи»
- «Кухни разных народов»
- «Режим питания»
- «Где и как мы едим»
- «Ты готовишь себе и друзьям»
- «Ты покупатель»
- «Как питались на Руси и в России».
Новая информация направлена на развитие и углубление уже изученного ими ранее. В средней школе возрастает учебная нагрузка и занятость учащихся, но тем не менее реализация программы «Разговор о правильном питании» идет во внеклассной работе.
Введение программы «Разговор о правильном питании» оказалось своевременным и необходимым для школы, ведь в рамках именно данного курса школьникам сообщаются основные сведения по вопросам здоровья, питания, ЗОЖ, особое внимание на уроках уделяется следующим направлениям:
- связь между питанием и здоровьем;
- важность сбалансированного питания;
- зависимость нормального умственного развития и хорошей учёбы в школе от правильного питания;
- необходимость разнообразия пищи;
- полезность рациона, богатого фруктами и овощами;
- важность соблюдения режима дня, режима питания, гигиенических правил питания.
С каждым годом всё больше внимания уделяется целенаправленной работе с родителями в рамках данного курса, так как ведущую роль в формировании осознанного отношения к своему здоровью и к питанию в частности принадлежит родителям. Беседы и анкетирование детей и родителей показали, что огромное влияние на ребёнка как начального школьного возраста, так и учащегося среднего звена, оказывает личный пример родителей, семейные традиции в организации питания, вкусы и предпочтения взрослых членов семьи. На родительских собраниях я провожу просветительскую деятельность по вопросам организации правильного и рационального питания детей.
Выбор этого направления обусловлен результатами проводимого первоначального анкетирования среди родителей с целью выявления фактических знаний у них о режиме, гигиене, правилах питания. Учителя убедились в том, что проблемы питания, в первую очередь, возникают в семье. Часто родители сами недостаточно разбираются в вопросах организации правильного питания, как своего, так и детей. Работа по реализации программы «Разговор о правильном питании» начиналась и из года в год усовершенствовалась с информирования родителей о ней.
Тематика и содержание бесед для родителей.
Цель: помощь родителям организовать правильное питание детей в домашних условиях, воспитать у них культуру еды.
На тематические родительские собрания приглашаются сотрудники школьной столовой. «Здоровье ребёнка в ваших руках»
- «Витаминотерапия в школе и дома»
- «Вредные и полезные привычки»
- «Школа здорового питания»
- «Значение витаминов для детского организма»
- «Режим питания»
- «Правильное питание-залог здоровья»
Программа «Разговор о правильном питании» предполагает активное вовлечение родителей в общую работу. Она помогает и взрослым и детям осознать значение правильного питания в сохранении своего здоровья, пересмотреть свои позиции в выборе продуктов, решить проблемы, связанные с питанием.
В классе часто использую во внеклассной работе защиту творческих проектов, при реализации которых использую концепцию личностно-ориентированного взаимодействия с детьми и исходжу из того, что ребёнок сам активен в своём развитии, сам может принимать решения, проявлять инициативу и самостоятельность. Поэтому, выбирая формы, методы и приёмы обучения детей отдаю предпочтение приёмам сотрудничества, используют методы развивающего обучения, помогающие детям самостоятельно делать открытия, активно использовать свой личный опыт и знания; отдаю предпочтение демократическому стилю взаимодействия. Анализируя полученные результаты, учителя пришли к выводу, что одной из эффективных форм работы с детьми и их родителями является творческое проектирование. Дети и их родители совместно обсуждают и планируют разные виды деятельности по программе « Разговор о правильном питании». В процессе реализации проекта дети рисуют, наблюдают, играют, экспериментируют, проводят анкетирование, решают проблемные задачи.
Впервые в октябре этого года в нашей школе прошел «День Здоровья – День школьного молока», который прошёл в виде игры по станциям.
2014-2015, 2015-2016 учебный год
Темы: (вовлечение других педагогов в реализацию программы «Разговор о правильном питании»)
- Клуб семейного общения «Накрываем стол» - учитель трудового обучения
- Открытое внеклассное мероприятие «Витаминный калейдоскоп»
- Выставка рисунков о правильном питании
- Выставка поделок из солёного теста «Положи в корзину овощ, положи в корзину фрукт»
- «Плох обед, коли, хлеба нет» классный час
- Творческий проект «Кухни разных народов» – учитель трудового обучения.
- Внеклассное мероприятие «Продукты разные нужны, продукты разные важны»
Я проанализировала работу по программе «Разговор о правильном питании», сравнила творческую активность учащихся и родитетлей за последние 3 года и пришла к выводу, что надо активнее принимать участие в различных конкурсах по программе не только на школьном, но и на районном и краевом уровнях .
Тем не менее проделанная работа даёт свои плоды: увеличилось количество детей, которые питаются в школьном буфете. Льготное горячее питание получают учащихся из малообеспеченных семей, учащихся из многодетных семей.
Анкета для родителей
- Сколько человек в вашей семье?
- Каков ваш суточный бюджет на ребенка?
- Что он больше всего любит из еды?
- Какие блюда готовите для ребенка?
- Что он больше всего любит из еды?
- Как вы воспитываете у ребенка чувство ответственности за свое здоровье?
- Что вы считаете здоровой пищей?
- Ваш интересный рецепт для здорового питания?
Самоанализ ''Мой ребенок"
1. Мой ребенок каждый день ест сырые овощи или фрукты.
2. Ежедневно кушает 4-5 раз в день.
3. Перерывы между едой не более 3-4 часов.
4. Кушает в одно и то же время.
5. В суточном рационе обязательно присутствуют белки, жиры и углеводы в соотношени-ях: 1: 1:5.
6. Я считаю, что правильное питание способствует росту ребенка, его умственному разви-тию.
7. Мой ребенок пользуется жевательной резинкой 7-10 минут после еды.
8. мой ребенок кушает тогда, когда успокоится после шумных подвижных игр.
9. Мой ребенок ужинает не менее чем за 2,5 - 3 часа до сна.
10. На ужин предлагаю ребенку мясное или рыбное блюда.
- С каким из пунктов вы не согласны? Посмотрите на свою работу. Если у вас:
8-9 кружков - вы правильно организуете питание ребенка
7-6 кружков - стоит пересмотреть свои взгляды на организацию питания
5 и меньше - стоит серьезно задуматься, т.к. вы рискуете здоровьем ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Второе направление из концепции воспитательной системы классного руководителя. Работа учителя по популяризации правильного питания и организация горячего питания среди учащихся
краткое описание системы работы по популяризации правильного питания и организации горячего питания...
Система работы по популяризации правильного питания и организации горячего питания
Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколе...
Система работы по пропаганде правильного питания, в том числе реализации программы «Разговор о правильном питании»
Пропаганда правильного питания – составляющая часть борьбы за здоровый образ жизни. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором с...
конспект урока «Разговор о правильном питании», выполнение практической работы «Составление меню питания» 2 класс
Освоение новых знаний о физиологии питании, выявление характерных особенностей пищевых продуктов, рационального питания. Приобретение умения - ориентироваться в ассортименте наиболее...
Специфика формирования и развития познавательных процессов у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании» в учебном курсе «Формула здорового питания»
Одной из главных задач современной школы, помимо обучения учащегося основам разнообразных знаний в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и формирования определенных ком...
Статья "Основные формы работы и методические приемы на занятиях кружка «Разговор о правильном питании», используемые при реализации третьей части программы «Формула правильного питания»
В статье рассказывается об основных формах и методических приемах, используемых на занятиях кружка "Разговор о правильном питании"....
«Наше питание. Правильное питание – залог здоровья» конспект -презентация
Конспект - транслит презентации, которая поможет провести занятие по формированию здорового образа жизни. Данный транслит позволит просто переместить слайды в заготовку презентации, которую вы можете ...