Нравственные проблемы литературы и воспитание личности
проект (11 класс) на тему
Выступление на III Региональная научно-практическая конференция «Олимпийские чтения: от спортивных результатов к педагогическим достижениям» 26.02.2013 г.
Выполнила: ученица 11 «Е» класса Отделения пулевой стрельбы Никитенко Виктория.
Руководитель Власова Л.А.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное
бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Колледж Олимпийского резерва №1».
Нравственные проблемы литературы и воспитание личности.
Выполнила
Учащаяся 11 «Е» класса
Отделения пулевой стрельбы
Никитенко Виктория.
Руководитель
Власова Л.А.
Санкт-Петербург
2013 год.
Ни в одной из форм человеческой деятельности нравственная сторона жизни не вступает с такой полнотой, как в художественном произведении. Именно поэтому воздействие литературы на моральное становление личности так велико и разносторонне.
Все моральные правила и законы сформулированы в Ветхом и Новом Завете. Именно они являются основополагающими в человеческом обществе, именно ими руко0водствуются люди на протяжении веков: не убий, не укради, почитай отца и мать, возлюби ближнего своего, не прелюбодействуй, не сотвори себе кумира. Уже не одно столетие церковь учит нас свято соблюдать их. И церковь, и школа стремятся воспитатель высокоразвитую личность, способную преодолевать любые жизненные преграды. Наше общество всегда держалось на позициях нравственности и ему были необходимы понятия «совесть», «честность», «милосердие», «самопожертвование», «патриотизм», «любовь» и «верность». Где де нам искать опору? Если все общество покатилось под тяжестью преступности и потребительства?
Опору надо искать в Вечном. А Вечное можно найти в произведениях художественной литературы, следующих традициях высокой духовности. Например, евангельские притчи и житийная литература, «Поучение Владимира Мономаха». В школьной программе по литературе сохранились произведения, которые учат добродетели: «Слово о полку Игореве», «Капитанская дочка», «Преступление и наказание» и многие другие.
Рассмотрим такие нравственные понятия как совесть и честь.
Совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или суждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, пробуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития.
Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честь, благородство души и чистая совесть.
Это очень близкие понятия, которые, к сожалению, утрачиваются людьми. Именно чести и совести недостает сегодня нашему обществу, где процветают вседозволенность и безнаказанность. Воспитание этих качеств у подрастающего поколения становится задачей первостепенной важности.
В «Притче о блудном сыне» речь идет о покаянии, но ведь покаяние подсказано герою пробудившейся совестью, которая открывает ему степень его нравственного падения и греха. А падение начинается с пренебрежения законами родства, с нарушения заповедей.
Оказывается, человек может умирать не только физически, но и духовно. Духовная смерть приходит к тому, кто забывает заповеди Господни. Но как только грешник осознает свой грех, как только его начинает мучить совесть, как только приходят стыд и раскаяние, он возвращается к истокам – Божьим заповедям – и возрождается к новой жизни – оживает.
Причта несет идею покаяния и прощения. Никогда не поздно покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение.
Для выпускников, которые стоят на пороге самостоятельной жизни, один из самых важных вопросов – когда человек предает идеалы, сходит с пути истинного?
Наверно, такая беда происходит, когда у человека нет нравственного стержня, нет внутреннего чувства, которое помогает распознавать Добро и Зло, т.е. нет совести, когда молчит в нем Глас Божий и он следует только своим желаниям. Следование христианским заповедям помогает оставаться человеком в любых ситуациях: любить ближних, почитать отца и мат, не убивать, не красть.
Почему так высоко ценится честь?
Честь и честность – слова одного корня. На честного человека всегда можно положиться: он не обманет, не предаст и не свернет с пути ради собственной выгоды, потому что в его душе силен голос совести: он умеет отвечать за свои поступки. Это нелегко, потому так высоко и ценится это качество.
«Береги честь смолоду» - именно эти слова являются основополагающими в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это произведение обращено к молодежи, так как главные герои повести очень молоды. Однако на их долю выпало много испытаний. Каждый испил свою чашу до дна, но не каждый сохранил в этих испытаниях честь и достоинство. Больше всего досталось самому молодому из героев – Гриневу, но, несмотря на возраст, он сумел справиться со всеми трудностями. Он всегда искренен и честен, он не изменяет себе и своему слову, что вызывает уважение.
Это заставляет задуматься о том, что честь, честность, совесть – действительно должны быть основой нравственной позиции, нравственного поведения любого уважающего себя человека.
Воспитание патриотизма – одна из главных задач в формировании личности учащегося – спортсмена. На чем, как не на произведениях о Великой Отечественного войне воспитывать патриотические чувства у детей и молодежи?
Через 24 года после окончания войны выходит в свет и сразу привлекает к себе внимание повесть бывшего фронтовика Борисова Васильева.
Повесть «А зори здесь такие…» сразу завоевала читательские сердца. Прочитав эту повесть, задаешься вопросом: «Если солдат стоит до конца и погибает, то он выполняет свой долг перед Родиной. А если этот солдат – женщина, основной долг которой продлевать жизнь на Земле?»…
«У войны не женское лицо». Она все загубила: и красоту Жени Комельковой, и материнство Риты Осяниной, и мечту Лизы Бричкиной, и талант Сони Гурвич, и детство Гали Четвертак.
Человечество потеряло не только пятерых девчат, но и их не рожденных детей и детей их детей… В этом вся трагедия.
Тихие зори – это памятник всем, кто не вернулся с войны. Они настоящие патриоты своей страны.
Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир, - слепому?
Автор повести «Слепой музыкант» - Владимир Галактионович Короленко сказал: «Человек создан для счастья, как птица для полета».
Создан для счастья, но счастливым не создан. Будет ли человек счастлив, это зависит от него самого, от его понимания счастья и от его усилий. Эта повесть поучительна для каждого. Счастье – в преодолении эгоизма, в любви к людям, в труде и творчестве, в стремлении к осуществлению поставленных целей. Все эти нравственные понятия особенно важны для наших учащихся-спортсменов.
Выводы:
Литература упорядочивает человеческие представления о мире. Литература – это искусство слова, способное повлиять на образ мысли.
Александр Герцен сказал о книгах: «Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет юноше, начинающему жить , приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место».
Художественная литература оказывает благотворительное влияние на формирование личности, расширяет кругозор, повышает уровень речевой культуры, участвует в формировании системы нравственных ценностей и принципов личности, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу человека, формирует представления человека о прекрасном, учит наслаждаться художественным творчеством.
Литература:
- Журнал «Литература в школе» №7, 2012.
- Библия для детей. – СПб: ГПП им. И Федорова, 1992.
- Древнерусская литература. – М.: АСТ – 1998.
- Васильев Б. «А зори здесь тихие…» М: АСТ – 2001.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития.
Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честь, благородство души и чистая совесть.
«Притча о блудном сыне» Н.Д. Лососев . 1882 год.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Б. Васильев «А зори здесь тихие» Ковалев Григорий, 11 «Е»
В. Короленко «Слепой музыкант»
Как художественная литература способствует развитию личностных качеств? Обогащает речь, пополняет словарный запас; Способствует общему развитию личности, умственному развитию; Расширяет кругозор, дает новые знания о мире; Дает необходимую для жизни информацию; Может подсказать выход из сложных жизненных ситуаций; Формирует волевые качества личности, что важно для спортсмена; Помогает лучше понять себя и окружающих; Чтение-отдых от изнурительных тренировок.
«Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место». А. Герцен.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование духовно - нравственной культуры и эстетическое воспитание личности в условиях работы образовательно-культурного центра»
В презентации рассказывается о том, как в процессе классного руководства я, как классный руководитель формирую у учащихся духовно - нравственную культуру и эстетическое воспитание личности в условиях ...
Статья «Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблема современного педагогического образования»Филиппова
Статья «Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблема современного педагогического образования» Филиппова Высшие смыслы и ценности ...
Приложение:презентация по теме "Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблема современного педагогического образования"
Презентация-приложение к статье по теме: «Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблемасовременного педагогического образования.»...
Духовно-нравственные основы развития и воспитания личности подростка
материал для учителя...
Статья "Роль литературы в воспитании личности"
Статья "Роль литературы в воспитании личности"...
Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".
Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема...
Выступление в в рамках методической недели "Роль уроков русского языка и литературы в воспитании личности".
Выступление в в рамках методической недели "Роль уроков русского языка и литературы в воспитании личности"....