Нравственные проблемы литературы и воспитание личности
проект (11 класс) на тему

Власова Лидия Александровна

 

Выступление на III Региональная научно-практическая конференция «Олимпийские чтения: от спортивных результатов к педагогическим достижениям» 26.02.2013 г.

Выполнила:  ученица 11 «Е» класса Отделения пулевой стрельбы Никитенко Виктория.

Руководитель  Власова Л.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное

бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Колледж Олимпийского резерва №1».

Нравственные проблемы литературы и воспитание личности.

Выполнила

Учащаяся 11 «Е» класса

Отделения пулевой стрельбы

Никитенко Виктория.

Руководитель

Власова Л.А.

Санкт-Петербург

2013 год.

Ни в одной из форм человеческой деятельности нравственная сторона жизни не вступает с такой полнотой, как в художественном произведении. Именно поэтому воздействие литературы на моральное становление личности так велико и разносторонне.

Все моральные правила и законы сформулированы в Ветхом и Новом Завете. Именно они являются основополагающими в человеческом обществе, именно ими руко0водствуются люди на протяжении веков: не убий, не укради, почитай отца и мать, возлюби ближнего своего, не прелюбодействуй, не сотвори себе кумира. Уже не одно столетие церковь учит нас свято соблюдать их. И церковь, и школа стремятся воспитатель высокоразвитую личность, способную преодолевать любые жизненные преграды. Наше общество всегда держалось на позициях нравственности и ему были необходимы понятия «совесть», «честность», «милосердие», «самопожертвование», «патриотизм», «любовь» и «верность». Где де нам искать опору? Если все общество покатилось под тяжестью преступности и потребительства?

Опору надо искать в Вечном. А Вечное можно найти в произведениях художественной литературы, следующих традициях высокой духовности. Например, евангельские притчи и житийная литература, «Поучение Владимира Мономаха». В школьной программе по литературе сохранились произведения, которые учат добродетели: «Слово о полку Игореве», «Капитанская дочка», «Преступление и наказание» и многие другие.

Рассмотрим такие нравственные понятия как совесть и честь.

Совесть  – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или суждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, пробуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития.

Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честь, благородство души и чистая совесть.

Это очень близкие понятия, которые, к сожалению, утрачиваются людьми. Именно чести и совести недостает сегодня нашему обществу, где процветают вседозволенность и безнаказанность. Воспитание этих качеств у подрастающего поколения становится задачей первостепенной важности.


В «Притче о блудном сыне» речь идет о покаянии, но ведь покаяние подсказано герою пробудившейся совестью, которая открывает ему степень его нравственного падения и греха. А падение начинается с пренебрежения законами родства, с нарушения заповедей.

Оказывается, человек может умирать не только физически, но и духовно. Духовная смерть приходит к тому, кто забывает заповеди Господни. Но как только грешник осознает свой грех, как только его начинает мучить совесть, как только приходят стыд и раскаяние, он возвращается к истокам – Божьим заповедям – и возрождается к новой жизни – оживает.

Причта несет идею покаяния и прощения. Никогда не поздно покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение.

Для выпускников, которые стоят на пороге самостоятельной жизни, один из самых важных вопросов – когда человек предает идеалы, сходит с пути истинного?

Наверно, такая беда происходит, когда у человека нет нравственного стержня, нет внутреннего чувства, которое помогает распознавать Добро и Зло, т.е. нет совести, когда молчит в нем Глас Божий и он следует только своим желаниям. Следование христианским заповедям помогает оставаться человеком в любых ситуациях: любить ближних, почитать отца и мат, не убивать, не красть.

Почему так высоко ценится честь?

Честь и честность – слова одного корня. На честного человека всегда можно положиться: он не обманет, не предаст и не свернет с пути ради собственной выгоды, потому что в его душе силен голос совести: он умеет отвечать за свои поступки. Это нелегко, потому так высоко и ценится это качество.

«Береги честь смолоду» - именно эти слова являются основополагающими в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это произведение обращено к молодежи, так как главные герои повести очень молоды. Однако на их долю выпало много испытаний. Каждый испил свою чашу до дна, но не каждый сохранил в этих испытаниях честь и достоинство. Больше всего досталось самому молодому из героев – Гриневу, но, несмотря на возраст, он сумел справиться со всеми трудностями. Он всегда искренен и честен, он не изменяет себе и своему слову, что вызывает уважение.

Это заставляет задуматься о том, что честь, честность, совесть – действительно должны быть основой нравственной позиции, нравственного поведения любого уважающего себя человека.

Воспитание патриотизма – одна из главных задач в формировании личности учащегося – спортсмена. На чем, как не на произведениях о Великой Отечественного войне воспитывать патриотические чувства у детей и молодежи?

Через 24 года после окончания войны выходит в свет и сразу привлекает к себе внимание повесть бывшего фронтовика Борисова Васильева.

Повесть «А зори здесь такие…» сразу завоевала читательские сердца. Прочитав эту повесть, задаешься вопросом: «Если солдат стоит до конца и погибает, то он выполняет свой долг перед Родиной. А если этот солдат – женщина, основной долг которой продлевать жизнь на Земле?»…

«У войны не женское лицо». Она все загубила: и красоту Жени Комельковой, и материнство Риты Осяниной, и мечту Лизы Бричкиной, и талант Сони Гурвич, и детство Гали Четвертак.

Человечество потеряло не только пятерых девчат, но и их не рожденных детей и детей их детей… В этом вся трагедия.

Тихие зори – это памятник всем, кто не вернулся с войны. Они настоящие патриоты своей страны.

Для каждого молодого человека в определенное время встает вопрос о его дальнейшей судьбе, об отношении к людям и к миру. Мир вокруг огромен, в нем есть множество разных дорог, и будущее человека зависит от правильного выбора своего жизненного пути. Но как быть тому, кому неизвестен этот огромный мир, - слепому?

Автор повести «Слепой музыкант» - Владимир Галактионович Короленко сказал: «Человек создан для счастья, как птица для полета».

Создан для счастья, но счастливым не создан. Будет ли человек счастлив, это зависит от него самого, от его понимания счастья и от его усилий. Эта повесть поучительна для каждого. Счастье – в преодолении эгоизма, в любви к людям, в труде и творчестве, в стремлении к осуществлению поставленных целей. Все эти нравственные понятия особенно важны для наших учащихся-спортсменов.

Выводы:

Литература упорядочивает человеческие представления о мире. Литература – это искусство слова, способное повлиять на образ мысли.

Александр Герцен сказал о книгах: «Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет юноше, начинающему жить , приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место».

Художественная литература оказывает благотворительное влияние на формирование личности, расширяет кругозор, повышает уровень речевой культуры, участвует в формировании системы нравственных ценностей и принципов личности, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу человека, формирует представления человека о прекрасном, учит наслаждаться художественным творчеством.

Литература:

  1. Журнал «Литература в школе» №7, 2012.
  2.  Библия для детей. – СПб: ГПП им. И Федорова, 1992.
  3. Древнерусская литература. – М.: АСТ – 1998.
  4. Васильев Б. «А зори здесь тихие…» М: АСТ – 2001.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нравственные проблемы литературы и воспитание личности. Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Колледж олимпийского резерва №1». Выполнила Учащаяся 11 «Е» класса Отделения пулевой стрельбы Никитенко Виктория Руководитель Власова Л.А. Санкт-Петербург 2013 год.

Слайд 2

Совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в различной степени развития.

Слайд 3

Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честь, благородство души и чистая совесть.

Слайд 4

«Притча о блудном сыне» Н.Д. Лососев . 1882 год.

Слайд 5

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Слайд 6

Б. Васильев «А зори здесь тихие» Ковалев Григорий, 11 «Е»

Слайд 7

В. Короленко «Слепой музыкант»

Слайд 8

Как художественная литература способствует развитию личностных качеств? Обогащает речь, пополняет словарный запас; Способствует общему развитию личности, умственному развитию; Расширяет кругозор, дает новые знания о мире; Дает необходимую для жизни информацию; Может подсказать выход из сложных жизненных ситуаций; Формирует волевые качества личности, что важно для спортсмена; Помогает лучше понять себя и окружающих; Чтение-отдых от изнурительных тренировок.

Слайд 9

«Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место». А. Герцен.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование духовно - нравственной культуры и эстетическое воспитание личности в условиях работы образовательно-культурного центра»

В презентации рассказывается о том, как в процессе классного руководства я, как классный руководитель формирую у учащихся духовно - нравственную культуру и эстетическое воспитание личности в условиях ...

Статья «Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблема современного педагогического образования»Филиппова

Статья «Духовно-нравственное воспитание личности  актуальная проблема современного педагогического образования»  Филиппова        Высшие смыслы и ценности ...

Приложение:презентация по теме "Духовно-нравственное воспитание личности актуальная проблема современного педагогического образования"

Презентация-приложение к статье по теме: «Духовно-нравственное воспитание личности  актуальная проблемасовременного педагогического образования.»...

Статья "Роль литературы в воспитании личности"

Статья "Роль литературы в воспитании личности"...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...

Выступление в в рамках методической недели "Роль уроков русского языка и литературы в воспитании личности".

Выступление в в рамках методической недели "Роль уроков  русского языка и литературы  в воспитании личности"....