«Вся семья вместе, так и душа на месте.» Семья в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
методическая разработка по литературе на тему

 Бусс Нина Ивановна

Данный урок представляет собой педагогическую мастерскую. Семья-главная тема в жизни каждого человека. Как же ее раскрывает Гоголь Н. в своей повести "Тарас Бульба?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_analiz_1_glavy_tarasa_bulby.docx628.84 КБ

Предварительный просмотр:

  Конспект урока по первой главе повести «Тарас Бульба» 7 класс

Выполнила: Бусс Нина Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 37 с углубленным изучением отдельных предметов»

 г. Выборг

       «Вся семья вместе, так и душа на месте.» Слайд 1

Семья в повести

Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Цель: выяснить каковы особенности взаимоотношений в семье и определить , как эти отношения повлияли на характеры героев.

Задачи: - проанализировать  1 главу повести

- познакомиться с героями произведения:  семьей Тараса Бульбы , его сыновьями.

- определить роль  образа матери Остапа и Андрия.

-воспитания уважения и любви к семье.

Ход урока

Индуктор (двигатель)Слайд 2 :                            

В семейном кругу

В семейном кругу мы с вами растем

Основа основ – родительский дом.                            

В семейном кругу все корни твои,                                                    

И в жизнь ты входишь из семьи.                                                                                          

В семейном кругу мы жизнь создаем,

  1. Какие ассоциации возникают при слове семья?

(добро, тепло, понимание)                    

     2.Разрыв.

вопрос: Такая ли семья у Тараса Бульбы семья Тараса Бульбы?

Сейчас большое внимание уделяется семье. Почему? (в здоровой семье-здоровый дух общества)

Почему важно выяснить особенности семьи (взаимоотношения, воспитания)

(Характер, поступки и роль в обществе, отношение к обществу и людям зависит от отношений  и воспитания в семье)

3.Особенности семьи Бульбы.

Семья Бульбы. Слайд 3

Разбить класс на 4 группы:

Вопросы 1 группе:

  • Зачитайте описание внешности Остапа во 2 главе
  • Какие черты выделяются в его портрете?
  • Объясните, почему он закапывал свой букварь
  • Как он относился к учёбе?
  • Почему он всё-таки стал учиться?
  • Как он относился к наказаниям за проделки?
  • Как он выносил наказания?

              Какие черты характера вы можете выделить в Остапе

Вопросы 2 группе:

  Прочитайте, как выглядит Андрий во 2 главе

  • Какие черты выделяются в его портрете?
  • Как Андрию давалась учёба?
  • Как он вёл себя в проделках?
  • Наказывали его? Почему?
  • Какие выводы о качествах его характера  вы можете сделать?

Вопросы 3 группе:

  • Как Тарас обращается к своим сыновьям?
  • Как, по-вашему, он к ним относится?
  • Как выглядит Тарас (работа по первой главе)
  • Рад ли Тарас встрече с сыновьями?
  • Гордится ли он ими?
  • Над чем он смеётся?

        Каких героев из фольклора напоминает Тарас? Почему?

       Охарактеризуйте коня Тараса.

     Почему он несколько раз думает, что и ему надо ехать на Запорожье?

 Вопросы 4 группе:

-Какой мы видим мать в момент приезда сыновей?

-Почему она стоит у порога, а не бежит к ним навстречу?

-Перед ней два сына. Как мать проявляет себя по отношению к ним? (обнимает…)

- Мы слышим первые слова Тараса о своей жене. Какие это слова?

-Как относился Тарас к жене? Так ли надо относится к жене? Вспомните , как в предыдущем тексте Лермонтова Калашников относился к своей жене?

- Что делает мать во время обеда, как она выглядит? Подтвердите словами из текста.

-Как называет  ее Гоголь?

-А как называет её Тарас?

-Какого выражения мы не видим на лице матери? . Что чаще появляется  ? .

-С кем сравнивает Гоголь мать Андрия и Остапа?

-Какие страшные картины представляются матери?

- Что она предчувствует? 

-Расскажите, как ведёт себя мать в момент отъезда сыновей

-Почему мать не имеет имени? (она мать-этого достаточно, это уже имя)

-Выписать ключевые слова, эпитеты на А4. Можно в виде схем.

5.Социализация опыта. (озвучивание результата исследований)

Чтение стихотворения 4 группе:

Слайд 12

Нет более родного слова,

Священней, выше слова-мать.

Душой бесхитростной готова

Она в любой момент понять

Все наши беды, наше счастье,

Себя забыв поставить в счёт.

Слезу украдкой в день ненастный

Рукой мозолистой смахнёт.

Пока она на белом свете,

Играем в детство много лет.

С сединами - мы всё же дети,

И горя, будто бы, и не было.

-Что для нас мать?

6. Вывод.

-Какие отношения в семье у Тараса Бульбы?

-Как родители влияют на детей?  Что они взяли от отца, матери.

 Важен для семьи семейный очаг.

7. Прослушайте песню в исполнении Л.Лещенко «Родительский дом» Слайд 14

Как слова песни перекликаются с текстом?

-Охарактеризуйте жилище Траса Бульбы.

Что такое интерьер? ( Интерьер – это внутреннее убранство помещения)

Чтение фрагмента текста.

.

Мы входим в светлицу Тараса и по её убранству видим: “Светлица была убрана во вкусе того бранного, того трудного времени. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы – венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями. Через третьи, четвертые руки, что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты, огромный стол под образами в парадном углу

Слова из текста, требующие лексического толкования

  • Нагайка – короткая ременная плеть.
  • Путы – верёвка или ремень, которыми стягивают ноги животного, чтобы ограничить свободу передвижения.
  • Чарки, кубки – небольшие сосуды для питья.
  • – Что вы можете сказать об эпохе и хозяине этой комнаты?

Выводы, сделанные вместе с учителем, записываются в тетрадь к ученику.

 а) Светлица “опрятная” с огромным столом и скамьями вдоль стен, в комнате редко кто бывает, а если её и используют, то для собраний.

 б) На самом видном месте – сабли, нагайки, ружья, дорогие изделия (серебряные кубки, позолоченные чарки), зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями.

– Может ли быть хорошим хозяином тот, кто живет на всем готовом и не знает цену добру, потому что дается оно самым легким путем – путем грабежа и насилия?

– В каком эпизоде показано пренебрежение Тараса к вещам, в которые вложен человеческий труд?

Чтение фрагмента текста.

“И старый Бульба мало-помалу горячился, горячился, наконец, рассердился совсем, встал из-за стола и, приосанившись, топнул ногою. Завтра же едем: Зачем откладывать, какого врага мы можем здесь высидеть, на что нам эта хата? К чему нам все это? На что эти горшки?– сказавши это, он начал колотить и швырять горшки и фляжки”

Запись в тетрадь.

Враг ассоциируется с вещами, которые не берегут. Они существуют, чтобы их бить и пропивать.

7.Подведение итогов.

Составьте синквейн,  который будет ответом на вопрос

-Какова семья Бульбы?

Слайд 17

Семья

Недружная, далекие

Кричит, бьет, рушит.

Надо беречь семью- высшая ценность жизни, и в воспитании детей тем более.

8. Домашнее задание. Слайд 19

•        Прочитать 2,3 главы

•        Вопрос: Какова _роль пейзажа в повести?

•        Написать письмо матери от лица Андрия или Остапа в соответствии с духом времени: «Жизнь в Запарожской Сечи»

Презентация.

Задание  1 группе:

  • Зачитайте описание внешности Остапа во 2 главе
  • Какие черты выделяются в его портрете?
  • Объясните, почему он закапывал свой букварь
  • Как он относился к учёбе?
  • Почему он всё-таки стал учиться?
  • Как он относился к наказаниям за проделки?
  • Как он выносил наказания?

              Какие черты характера вы можете выделить в Остапе

Задание 2 группе:

  Прочитайте, как выглядит Андрий во 2 главе

  • Какие черты выделяются в его портрете?
  • Как Андрию давалась учёба?
  • Как он вёл себя в проделках?
  • Наказывали его? Почему?
  • Какие выводы о качествах его характера  вы можете сделать?

Задание 3 группе:

  • Как Тарас обращается к своим сыновьям?
  • Как, по-вашему, он к ним относится?
  • Как выглядит Тарас (работа по первой главе)
  • Рад ли Тарас встрече с сыновьями?
  • Гордится ли он ими?
  • Над чем он смеётся?

        Каких героев из фольклора напоминает Тарас? Почему?

       Охарактеризуйте коня Тараса.

     Почему он несколько раз думает, что и ему надо ехать на Запорожье?

 Задание 4 группе:

-Какой мы видим мать в момент приезда сыновей?

-Почему она стоит у порога, а не бежит к ним навстречу?

-Перед ней два сына. Как мать проявляет себя по отношению к ним? (обнимает…)

- Мы слышим первые слова Тараса о своей жене. Какие это слова?

-Как относился Тарас к жене? Так ли надо относится к жене? Вспомните , как в предыдущем тексте Лермонтова Калашников относился к своей жене?

- Что делает мать во время обеда, как она выглядит? Подтвердите словами из текста.

-Как называет  ее Гоголь?

-А как называет её Тарас?

-Какого выражения мы не видим на лице матери? . Что чаще появляется  ? .

-Какие страшные картины представляются матери?- Что она предчувствует? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»

Цели :·         образовательные:формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как това...

Образ Сечи. Повесть Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".

Пояснительная записка к домашнему заданию по литературе в 7 классе.  Данное домашнее задание входит в комплекс заданий по изучению повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе.Цели:1. Образо...

Тест по литературе для 6 класса на знание текста повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

В тесте представлены задания на знание текста повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Ответы могут содержать как один, так и несколько правильных вариантов....

Проверочная работа по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".

Данный материал позволит проверить знание текста повести у ваших учеников....

Драматизм образа Тарса Бульбы. По повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Исследовательская работа даёт возможность и учителю и ученикам по - новому взглянуть на образ Тараса Бульбы. В чём заключается драматизм образ этого  героя? Вы сможете поняить, просмотрев данную ...

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".

На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...