Литературная композиция "Живая память", посвященная творчеству Н.Е.Палькина
классный час (5 класс) на тему
Николай Палькин, наш земляк, талантливый лирик второй половины минувшего столетия и рубежа XX и XXI веков, продолжатель лучших традиций русской поэзии. Ему присуще чувство ритма времени. Палькин всегда активен, его поэзия востребована жизнью, его песни поёт Россия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nikolay_palkin.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная композиция «Живая память», посвященная творчеству Н.Е. Палькина (к Году культуры)
«Вед.1:Николай Палькин, наш земляк, талантливый лирик второй половины минувшего столетия и рубежа XX и XXI веков, продолжатель лучших традиций русской поэзии. Ему присуще чувство ритма времени. Палькин всегда активен, его поэзия востребована жизнью, его песни поёт Россия.
Вед.2: Родился Николай Егорович в прекрасный день весны 3 апреля 1927 года. Свою биографию он рассказал однажды лаконично поэтически, в рамках четверостишия:
Иные, свои отмечая следы,
Изводят на это бумаги пуды.
Моя биография – жизни основа –
Четыре негромких обыденных слова.
Хотите, сейчас вам ее расскажу:
Родился, учился, женился, пишу.
Вед.1: Место его рождения – Большой Мелик Саратовской области – село в заливных лугах, около леса, в двух шагах от Хопра. Улицы детства и юности – улицы Балашова. Многолюдье в доме не только не стесняло детей, но, наоборот, расширяло их представление о мире людей скромных, бескорыстных, видящих ИСТОКИ человеческого счастья в труде.
Вед.2: В доме Палькиных каждый, как в копилку, добавлял в души детей свое: бабушка - сказки, отец - редкое, но меткое словцо, мать пословицы и поговорки, а иногда и озорные частушки. Мать его, Елена Андреевна, превосходный знаток народных обрядов. От неё Палькин и унаследовал любовь к народному слову. Отец Николая Егоровича, Егор Степанович смолоду работал на станции Балашов. В августе 1941 года он сел в эшелон, а в начале 1942 года от него пришло последнее письмо. Сам Николай в ту суровую пору, будучи подростком, стал готовить в военных авиамастерских самолёты к боевым вылетам.
Вед.1: В мемуарных очерках поэт вспоминает ту горькую пору: «...Я хорошо помню тот день, когда мы проводили на войну отца. Аллеи сада, находившегося по соседству с военкоматом, были запружены народом, прощальные песни мешались с женским плачем, и никто не обращал внимания на помятые цветы; люди сидели прямо на клумбах, не отпуская от себя своих кормильцев. Уже стемнело, когда была дана новобранцам команда строиться, и отец, обнимая меня, сказал, видимо, то, что сказали в этот день тысячи отцов своим маленьким сыновьям:
- Ты остаешься в доме за старшего, береги мать.
Вед.2: Если бы можно было видеть, как мальчишеское сердце становится сердцем мужчины, то это, вероятно, случилось именно в тот прощальный час, когда я почувствовал, что больше никогда не обниму отца. После его ухода сердце не окаменело, оно рванулось туда, где решалась судьба Отечества. Прежде всего, этот порыв, неожиданно для меня самого, выразился в стихах. 26 октября 1942 года в городской газете «Большевик» появилось мое первое стихотворение «Переправа». Мне было тогда четырнадцать лет...».
Переправа
Серебристою росою
Окроплены травы.
Протянулась полосою
Вражья переправа.
Вед.1:Когда создана была Балашовская область, появилась нужда в местных писателях и Палькину довелось опубликовать свою первую книгу «Поле золотое».
Вед.2: Путь к победе был долгим и трудным. В одной из статей Николай Егорович вспоминает, какие тяготы войны приходилось переносить не только бойцам на фронте, но и тем, кто оставался и работал в тылу, особенно - детям: «Кто их забудет, очереди суровых военных лет! Мы, ребятишки, с вечера записывались за хлебом и всю ночь до утра жались где-нибудь в подворотне, боясь, чтобы не пришел какой-нибудь ловкач и не переписал все заново. Номерки, чаще всего записанные химическим карандашом на наших ладошках, мы берегли пуще глаза: за ними стояла спасительная буханка хлеба, возможность избежать голодного дня и радость матери, которая видела в нас, подростках, своих надежных помощников. Потом, когда ввели карточки на хлеб, стало легче. Появилась гарантия, что свою пайку ты непременно выкупишь, и не надо было по полсуток выстаивать в очередях. В моей душе очереди военных лет остаются очередями терпения и мужества народа. Да, именно мужества, потому что вынести голод в тылу было порой не проще, чем избежать потери духа на войне».
Вед.1: Не стирается то время в памяти людей, и они идут к Вечному огню на площадь Павших борцов и Мамаев курган, к пантеону Славы и к панораме Сталинградской битвы: Читает ученица Даволова Оксана
Сменяются зимы и весны,
А люди все идут и идут.
За ними Урала березы,
За ними рязанская рожь,
За ними народные слезы,
Которых с души не сотрешь.
И каждый клянется заранее
За тех, кто не выжил, дожить.
И Вечный огонь на кургане
Не в силах тех слез осушить.
Вед.2: А вот из этой же главы проникновенные слова о скорбной минуте молчания на Мамаевом кургане: «Минута молчания! У каждого она своя, потому что рядом с всенародным горем или как бы растворенное в нем есть горе и твое, личное. Рядом со всенародной победой есть, пусть маленькая, твоя победа. Память выхватывает из прошлого горячую зиму 1942 года. Авиамастерские, где я, пятнадцатилетний подросток, тогда работал, входили в состав воздушной армии, защищавшей Сталинград, и мы день и ночь ремонтировали, или точнее, возвращали к жизни израненные в боях самолеты. Когда полной победой советских войск завершилась битва на Волге, некоторые ребята из нашего цеха получили медаль «За оборону Сталинграда».
Вед.1: Эта же тема отражена во многих стихотворных произведениях Палькина. Среди них: «Золотая подкова», «Характер», «Крылья памяти», «Богатырская поэма», «О поле русское!».
Стихотворение «О поле русское!» читает ученик Толмачев А.
Вед.2: Одно, пожалуй, из самых пронзительных произведений Палькина о боли, оставленной войной с немецко-фашистскими захватчиками, стихотворение «Мать». Много времени минуло после окончания войны, а матери, которые потеряли своих сыновей, дочерей, да и те, которые их теряют теперь, не могут спокойно прочитать стихотворение Николая Егоровича. Вот его жгучие строки: читает ученица Неверова Полина
По Мамаеву кургану
Днем и ночью ходит мать.
- Вы скажите, добры люди,
Где мне сына отыскать?
Ей в ответ вздыхает Волга:
- Крепко спит в земле герой.
Не буди его напрасно
И ступай себе домой.
Повернулась, распрямилась.
Непреклонна и горда:
- Не гони меня отсюда,
Не уйду я никуда.
Стану камнем на кургане,
Подыму священный меч,
И останусь возле сына,
Чтоб покой его беречь.
И стоит она над Волгой
И ликуя и скорбя
И все матери погибших
Видят в ней самих себя.
Вед.1: С тех пор и до сегодняшнего дня в поэзии, прозе, публицистике Палькина события Великой Отечественной войны присутствуют постоянно. «Для меня, подростка, 41-й год - это начало той жизни, которой жил весь наш народ, вставший на защиту Родины. Жизни, давшей всем нам беспримерные уроки мужества и гражданской зрелости. Война сразу, жестоко и сурово, вошла в литературу нашего поколения. Отсвет Великой Победы лежит на всех моих стихах, как, вероятно, и на произведениях моих сверстников».
Вед.2: В послевоенное время Палькин связывает свою судьбу с журналистикой. Работал в «Полярной правде» (Мурманск), редактирует многотиражку «Больше угля» (Караганда), сотрудничает в «Балашовской правде», в саратовских газетах «Молодой сталинец», «Коммунист». Он окончил Центральную комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ, Балашовский педагогический институт. Около десяти лет возглавлял Саратовскую писательскую организацию. Семь лет был главным редактором журнала «Волга».
Вед.1: Началом постоянной работы в литературе считается 1954 год. Тогда «Комсомольская правда» опубликовала подборку из тринадцати стихотворений, одно из них было сразу же положено на музыку композитором Захаровым Владимиром Григорьевичем. Это была первая песня на его стихи, и уже под новый 1955 год она пронеслась над Россией:
Последнее письмо
…Ты поверь: нелегко в разлуке
Не могу, разучилась ждать,
Не возьму никак себя в руки
И прости, тяжело писать.
Вед.2: В сборнике «Зацвели саратовские вишни» помещено более двадцати текстов Палькина, сопровождаемых нотами песен.
Видео - Академический ансамбль песни и пляски Внутренних войск МВД России под управлением Народного артиста России генерал-майора Виктора Елисеева.
Концерт во Владивостокском Доме офицеров флота в рамках юбилейного тура, посвященного 200-летию Внутренних войск России. 5 октября 2010 г. Соловьи России
Вед.1:На слова Николая Егоровича создают популярные песни такие известные композиоры-профессионалы как В. Захаров, С. Туликов. З.Компанеец, В. Левашов, С. Заволокин, который создал прекрасную телевизионную передачу «Играй, гармонь». Поэту присылали свои мелодии самодеятельные музыканты и это тоже один из показателей массовой популярности Палькина. Многие произведения поэта вошли или входили в репертуар знаменитого хора имени Пятницкого, а также Волжского, Сибирского, Уральского и других песенных коллективов России.
Видео- Евгений Воробьев «Ты позови меня Россия!» муз Валентин Левашов, сл. Н.Палькина
Вед.2: - В 1976 году я был на седьмом небе от счастья, узнав, что в репертуаре Валентины Толкуновой появилась песня "Ах, мама, маменька" на мои стихи, - говорит Николай Палькин.
Спустя почти двадцать лет Николай Егорович встретился с исполнительницей. Это было в Балашове на юбилее одного предприятия.
- Я никогда не забуду 16 января 1993 года, - вспоминает Николай Егорович. - Я стоял в фойе, когда Валентина Васильевна вошла в здание. Я не растерялся, подошел к ней со словами: "Я автор вашей песни". Она улыбнулась, спросила откуда я родом. "Из Балашова", - ответил я. Она удивилась и сказала, что мы почти земляки, ведь ее отец, Василий Андреевич, родился и вырос в Ртищеве.
Вед.1: Самая заметная тема в творчестве Николая Егоровича – тема родного края, тема Волги. В его стихах звучит любовь и гордость за свою родину и свою природу. Читают ученики
Стихотворение «У моей России» Умбиталиева Ксения
Стихотворение «Березка»Пронина Оксана
Стихотворение «За что люблю я родину свою» Утегулов Ерлан
Вед.2:На сегодняшний день издано более трех десятков книг, в которые вошли стихи, проза, публицистика. Николай Егорович - автор многочисленных статей в газетах, журналах, сборниках и альманахах. На его стихи написано более ста песен. Награжден орденом Отечественной войны II степени, орденом «Знак Почета», Орденом Дружбы, медалями «За победу над Германией», «Маршал Жуков», отмечен серебряным знаком им. Петра Великого. Лауреат Всероссийской литературной премии им. Ф. Тютчева и Литературной премии им. М. Алексеева.
На вопрос «В чем смысл жизни?» Николай Егорович Палькин ответил так: стихи «Листаю исторические книги…»читает ученица Зарубина Е.
Вед.1:Николай Егорович Палькин - один из крупнейших и самобытнейших российских поэтов второй половины XX века и рубежа столетий. Задушевные песни поэта звучат во всех уголках России. Его чарующие стихи о природе, любви, дружбе, труде волнуют и юных, и пожилых. Н.Е. Палькин - истинно народный поэт, «человек волжской судьбы», всю свою жизнь, мысли и творчество он посвятил Саратовскому краю.
Н.Е. Палькин ушел из жизни 5 марта 2013 г
Меня никто не спрашивал ни разу,
За что люблю я Родину свою
Её поля, что не окинешь глазом
Зелёных рощ весёлую семью.
А если бы по случаю спросили,
Не стал бы я выдумывать ответ
Мне дорога земля моя, Россия,
Как жизнь, как воздух, и как белый свет.
Николай Палькин
У моей России очи голубые,
Очи голубые, русая коса.
На лесных озёрах, на лесных просторах
Поднялась Россия дивная краса.
У моей России руки золотые,
Руки золотые, славная судьба.
Где она прикажет, там дорога ляжет,
Где она захочет, там встают хлеба.
У моей России думы молодые.
Думы молодые, чтоб для всех весна.
Если к ней с любовью встретит с хлебом солью.
Если к ней с обманом не простит она.
У моей России все пути прямые.
Все пути прямые, ясная заря.
Ты живи, Россия, ты цвети, Россия,
Милая Россия, родина моя!
Листаю исторические книги,
Над летописями за полночь сижу,
Исследую деяния великих -
Во всём одно и то же нахожу.
Одни и те же пламенные мысли.
Один и тот же мудрости завет:
В служении Отечеству - смысл жизни.
Всё остальное суета сует.
Николай Палькин
Из цикла
«НА ОСЕННЕМ ВЕТРУ»
О поле русское!
Немало
Тебе изведать довелось.
И Куликовым ты бывало,
И Бородинским ты звалась.
Тебя лелеял мирный пахарь,
И в горький час тебя любя,
Он без сомнения и страха
Вставал с оружьем за тебя.
О поле русское!
Немало
Тебе изведать довелось
И Подмосковным ты бывало,
И Сталинградским ты звалось.
Каким огнём тебя пытали,
Каким тебя железом жгли.
В тебе цветами прорастали
Любовь и горе всей земли.
Но тот, кто шёл к тебе не в гости,
Кто нёс в руках разбойный нож,
Давно того истлели кости,
А ты по-прежнему цветёшь.
Живу тобой, горжусь тобою.
Храню желания свои,
Чтоб было ты не полем боя,
А полем счастья и любви.
Берёзка Сменяются зимы и весны, А люди все идут и идут. За ними Урала березы, За ними рязанская рожь, За ними народные слезы, Которых с души не сотрешь. И каждый клянется заранее За тех, кто не выжил, дожить. И Вечный огонь на кургане Не в силах тех слез осушить. | По Мамаеву кургану Днем и ночью ходит мать. - Вы скажите, добры люди, Где мне сына отыскать? Ей в ответ вздыхает Волга: - Крепко спит в земле герой. Не буди его напрасно И ступай себе домой. Повернулась, распрямилась. Непреклонна и горда: - Не гони меня отсюда, Не уйду я никуда. Стану камнем на кургане, Подыму священный меч, И останусь возле сына, Чтоб покой его беречь. И стоит она над Волгой И ликуя и скорбя И все матери погибших Видят в ней самих себя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Не хороните меня живой...»: литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству М.И. Цветаевой.
Конспект внеклассного мероприятия по изучению творрчества М. Цветаевой...
Разработка литературно-музыкальной композиции, посвященной творчеству Саши Черного.
Литературно-музыкальная композиция «Здравствуйте, я – Сам по себе, я – Мечтатель, я – Саша Черный». Мероприятие рассчитано на учащихся 5-6 класса. Цель мероприятия: познакомить учащихся с творчеством ...
"Счастье-это путешествие..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству В. С. Высоцкого
Название проекта: "Счастье-это путешествие..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству В. С. ВысоцкогоПредметная область: литератураТипология проекта:- групповой (по количеству учас...
Литературно - музыкальная композиция, посвященная творчеству С. Есенина «А в сердце смотрит Русь…»
Литературно - музыкальная композиция, посвященная творчеству С. Есенина...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный творчеству Н.М.Грибачева в годы ВОВ
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Выполняя жизни назначенье..." посвящен одному из этапов в жизни и творчестве Николая Матвеевича Грибачева , ВОВ....
Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству С.А. Есенина
Внеклассное мероприятие...
Методическая разработка Внеклассного мероприятия, посвященного Году театра в РФ для обучающихся 7, 10 классов на тему: литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству У. Шекспира “Shakespeare lives.”
ГБОУ школа № 1 Московского района Санкт-Петербурга является школой с углубленным изучением английского языка, в связи с чем в программе обучения английскому языку уделяется большое внимание не только ...