к 70-летию ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
методическая разработка на тему
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМАТИЧЕСКОГО УРОКА "МАТЕМАТИКИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ | 2.45 МБ |
РАЗРАБОТКА УРОКА | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
МБОУ ЕФРЕМОВСКАЯ СОШ
Методическая разработка тематического
классного часа «Математики в годы
Великой Отечественной войны»
Учитель математики Волкова О.П.
ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ:
- Определить вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне;
- Воспитание чувства патриотизма, любви, преданности к Родине.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях.
- Определить, какие задачи приходилось решать математикам в годы Великой Отечественной войны.
- Изучение литературных источников;
- Сравнительный анализ полученной информации;
- Подготовка презентации.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
1 ученик.
В наше время, чтобы строить
И машиной управлять,
Прежде нужно уже в школе
Математику узнать.
На войне ли современной,
В годы ль мирного труда-
При расчётах непременно
Математика нужна.
2 ученик.
История военных лет показала, что физика сыграла большую роль в укреплении оборонной мощи нашей страны во время Великой Отечественной войны и после неё. А что можно сказать о математике?
Роль математики в военном деле тоже велика. Обратимся к фактам прошлого.
Презентация слайд
3 ученик.
22 июня 1941 года. Война!
4 ученик.
Война - жесточе нету слова
Война – печальней нету слова
Война – святее нету слова.
1 ученик.
Страшной полосой перечеркнула эта дата жизнь миллионов людей нашей страны…
2 ученик.
Великая Отечественная война не прошла мимо советских математиков: тысячи из них ушли на фронт по мобилизации и добровольцами, многие переключились на решение важных задач, необходимых для победы, остальные не переставали трудиться на своих постах, веря в разгром врага и создавая для будущего новые научные ценности.
3 ученик. Уже 22 июня немцы уничтожили более тысячи двухсот советских самолетов, большую часть - на земле. Тем самым они обеспечили себе полное господство в воздухе. Всего за первые сто дней войны Красная армия потеряла 96% имевшейся авиации - более 8 тысяч самолетов. Война потребовала от авиации больших скоростей полетов самолетов. Но при увеличении скорости возникла новая проблема - разрушение самолета из-за вибрации особого рода, так называемого явления «флаттера».
4 ученик. Раньше других «флаттер» был преодолен у нас в стране благодаря работам ученого Мстислава Всеволодовича Келдыша и его коллег. В тяжелые годы войны академик Келдыш в своей научной работе полностью решает проблему появления колебаний у шасси. Как всегда он дает практическое инженерные рекомендации, избавляющие конструкцию шасси от этого опасного явления. Келдыш и его коллеги подготовили расчеты, позволившие увеличить устойчивость самолета. При создании новых профилей крыльев использовались труды профессора А.А.Дородницына.
1ученик
Над проблемами самолетостроения работали не только отдельные ученые, но и целые научные коллективы. Достижения блестящих результатов в совершенствовании боевых самолетов, прежде всего увеличение их скорости, позволило А.С.Яковлеву и С.А.Лавочкину создать грозные истребители, С.В.Илюшину – неуязвимые штурмовики, Н.Туполеву, Н.Н.Поликарпову – мощные бомбардировщики.
2 ученик
Были вычислены новые штурманские таблицы. Самолеты были обеспечены надежной защитой от появления вибрации.
3 ученик.
Шла жестокая война. Фронт требовал увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Эту проблему решил академик А.Н.Колмогоров.
4 ученик.
Используя свои работы в области теории вероятностей, он дал определение наивыгоднейшего рассеивания артиллерийских снарядов. Теория вероятностей использовалась и для определения наилучших методов местонахождения самолётов и подводных лодок противника, для указания путей, позволяющих избежать встречи с подводными лодками врага. Например, встал такой вопрос: как лучше провести караван торговых судов при наличии вражеских подводных лодок? Если составить караван из большого количества судов, то вероятность встречи с подводными лодками противника будет меньшей. Это с одной стороны. Но нельзя забывать другое: увеличатся потери, если встреча большого каравана осуществиться с подводными лодками противника.
1 ученик.
Тут математика пришла на помощь. Ее методами были определены размеры судов и частота их отправления, при которых потери были бы наименьшими. Учёные-математики помогли рассчитать, сколько нужно сделать одновременных выстрелов по самолётам противника для того, чтобы иметь наибольшую вероятность попадания. Во всём этом большая заслуга академика А.Н.Колмогорова.
2 ученик.
Видная роль в деле обороны нашей родины принадлежит выдающемуся математику- академику А.Н.Крылову. Он создал таблицу непотопляемости, по которой можно было рассчитать, повлияет на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить устойчивость корабля. Использование этих таблиц спасло жизнь многих людей, помогло сберечь огромные материальные ценности.
3 ученик.
Во время Великой Отечественной войны появилась и такая важная проблема, как обеспечение кучности стрельбы и устойчивости снарядов при полете. Эту сложную математическую задачу решил член корреспондент АН СССР Н.Г.Четаев. Он рассчитал наивыгоднейшую крутизну нарезки стволов орудий, что позволило обеспечить кучность стрельбы и устойчивость снарядов при полёте.
4 ученик.
Научная работа не прекращалась и в тяжелых условиях жизни фронтовых и прифронтовых городов. Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая. Вся страна в тяжелые первые два года войны знала: несмотря ни на что Ленинград держится.
1 ученик.
Я говорю с тобой под свист снарядов, угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда, страна моя, печальная страна…
Кронштадтский злой, неукротимый ветер в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети, ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом – смертная угроза… Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы, что называлось страхом и мольбой.
2 ученик.
В изнурительные дни блокады ученые Ленинграда успешно решили задачу огромной сложности и создали капитальный труд – Большой астрономический ежегодник на 1943- 1945 гг. Это исключительно важное пособие для авиации, флота и артиллерии ученые выполнили образцово. Командование ВСС Красной Армии дало высокую оценку работе ленинградских ученых. Заместитель командующего ВВС в письме коллективу Астрономического института писал: «За ценный вклад, внесенный Ленинградским астрономическим институтом в дело обороны страны, объявляю всему составу института благодарность». Об условиях, в которых ученые создавали свой труд, говорит тот факт, что треть сотрудников, работавших над ним, погибли.
3 ученик.
Трудности работы во фронтовых условиях не снижали напряжения творческих поисков, не пугали ученых. В те трудные дни испытаний они считали своим патриотическим долгом быть там, где этого требовали интересы защиты Отечества. Эвакуированный из Ленинграда в Казахстан С.Н. Берштейн, стремясь принять непосредственное участие в работе ленинградских ученых, обратился с официальным ходатайством к президенту Академии наук СССР В.М.Комарову о возвращении его в Ленинград «для научной работы при ленинградском филиале Математического института АН СССР» и «участии в той форме, в какой Наркомат обороны считает это полезным в математической работе, связанной с непосредственным обслуживанием фронта и прифронтовой полосы». Ученый просил президента АН СССР поддержать его просьбу и тем помочь ему «исполнить свой долг перед Родиной».
4 ученик.
Всеми силами ученые стремились помогать фронту, и не только своей научной работой в институтах и лабораториях. Все, начиная с лаборанта и заканчивая академиком, были постоянными участниками многочисленных субботников и воскресников: грузили уголь, расчищали от снега посадочные полосы аэродромов, разгружали вагоны и баржи.
1 ученик.
День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек.
Были версты, обгорелые, в пыли,
Этот день мы приближали, как могли.
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели-
Этот день мы приближали, как могли.
2 ученик.
Героический труд рабочих, инженеров и техников советской промышленности позволил уже с весны 1942 года начать оснащение Вооруженных Сил новыми, более совершенными видами боевой техники. В большом количестве войска получали новое оружие - самоходные артиллерийские установки, реактивные мимометы - знаменитые «Катюши».
3 ученик.
Из текста донесения в немецкий генеральный штаб: «Русские применили батарею с небывалым числом орудий. Снаряды фугасно-зажигательные, но необычайного действия. Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют - огневой налет подобен урагану. Снаряды разрываются одновременно. Потери в людях огромные».
4 ученик
Непосредственно над ракетами работал Юрий Победоносцев, которому ныне и принадлежит честь называться их автором. Реактивная установка монтировалась на грузовике «ЗИС-5». Расчеты по ее монтажу выполнил научный коллектив под руководством Ивана Гвая. Реактивная установка стала официально именоваться «БМ-13», а в народе ее нежно называли «Катюшей».
1 ученик.
Многие математики с оружием в руках сражались на фронтах в частях действующей армии, соединениях народного ополчения, партизанских отрядах.
2 ученик.
Сколько замыслов осталось неосуществленными, какие россыпи математических сокровищ они унесли с собой. Справедливо говорят, что трудно даже представить, какой была бы сегодня математика, не понеси мы этих потерь.
В памяти поколений всегда будет жить великий подвиг нашего народа, отстоявшего свободу и независимость своей Родины и спасшего человечество от угрозы фашистского порабощения.
3 ученик.
В составе 85 западного стрелкового полка Сиротюк Евгений Александрович был пулеметчиком станкового пулемета с января 1942 года по май 1945 года.
Участвовал в освобождении Варшавы. И только после демобилизации в 1946 году поступил в педагогический институт и, окончив его, пришел работать в нашу школу учителем математики и физики, а затем возглавил педагогический коллектив школы.
Награжден Орденом Отечественной войны IIстепени
Медалями: За освобождение Варшавы, За победу над Германией
4 ученик.
Окончив 8 классов, 17 сентября 1943 года, 17 летняя девчонка Бородаева Клара Дмитриевна отправилась на войну. Вначале прошла квалификационную подготовку связиста и медицинской сестры. Затем ее направили в город Харьков в зенитно-артеллерийский полк №1941, с которым она прошла через Львов, Полтаву и всю Польшу.
После окончания войны, получив педагогическое образование, Клара Дмитриевна пришла работать в нашу Ефремовскую школу. Она преподавала математику и физику, некоторое время была директором и завучем в школе. В 56 лет она ушла на пенсию. Но никогда не теряла связи с педколлективом и учениками. Была частым гостем на праздничных мероприятиях. В 2012 году Клара Дмитриевна умерла, оставив о себе добрую память... Награждена Орденом Отечественной войны IIстепени, медалью «За победу над Германией».
1 ученик.
Последний раз, проверив домашнее задание, простился на перемене со своими учениками учитель математики из города Таганрога Щербаков Николай Федорович. Он ушел на свой открытый урок - своим примером пробуждая гуманные чувства, верность высоким идеалам, любовь к родной земле. Война потребовала напряжения всех духовных и физических сил, переплавила этические и моральные понятия в живые образы действительности. То что раньше воспринималось как аксиома, теперь надлежало доказать самой жизнью. Об этом много раздумий в письмах Николая Федоовича – волнующем документе своей эпохи.
2 ученик.
«Очень хочется жить. Дышать, ходить по земле, видеть небо над головой. Хочется увидеть победу. Я очень люблю жизнь и поэтому иду в бой. В бой за жизнь, за настоящую, а не рабскую жизнь. За счастье моих близких, моих детей, за счастье моей Родины. Я понял, что такое Родина: это когда каждая хата кажется тебе родной хатой и каждая старуха в селе – родной матерью. Родина – это когда каждый шаг немецкого кованого сапога по нашей земле – кровавый след в твоем сердце. Я люблю жизнь, но щадить ее не буду. Жить как воин и умереть как воин – так я понимаю жизнь»
22 августа 1942г.
3 ученик
История военных лет показала, что ученые сыграли большую роль в укреплении оборонной мощи нашей страны во время Великой Отечественной войны и сохранили тысячи жизней!!!
4 ученик.
Без малого четыре года
Гремела грозная война.
И снова русская природа,
Живого трепета полна.
И вот дорогою обратной,
Не покоряемый вовек,
Идет свершивший подвиг ратный
Великий русский человек.
Он сделал все. Он тих и скромен.
Он мир от черной смерти спас.
И мир, прекрасен и огромен,
Его приветствуют сейчас.
1 ученик.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке
И дети нынешних детей,
И наших внуков. Внуки
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколения,
Затем, чтоб нам счастливыми быть,
А счастье – не в забвенье.
2 ученик.
После войны на вооружении военно-воздушных сил появились ракеты различного назначения.
3 ученик.
В состав Военно-морского флота вошли новые атомные подводные лодки- ракетоносцы, оснащённые баллистическими ракетами подводных стартов. Оружие стало очень сложным, мощным и результативным, и поэтому неизмеримо возросла мера ответственности за его применение. Точность попадание ракеты в цель во многом зависит от качества выполнения необходимых математических расчётов. Это усложнило деятельность каждого командира и, в конечном счёте, всю задачу управления войсками. Командные кадры должны иметь хорошие математические знания, уметь широко использовать вычислительные средства.
4 ученик.
В современной армии не только командиру, но и солдату, чтобы успешно справляться со своими обязанностями, нужно владеть основами электротехники, радиотехники, хорошо знать математику.
5 ученик.
Как воздух, математика нужна,
Одной отваги мало.
Расчеты! Залп! И цель поражена
Могучими ударами металла.
И воину припомнилось на миг,
Как школьником мечтал в часы ученья
О подвиге, о шквалах огневых,
О яростном порыве наступленья.
Но строг учитель был, и каждый раз
Он обрывал мальчишку резковато:
«Мечтать довольно! Повтори рассказ
О свойствах круга и угла квадрата!»
И воином любовь сбережена
К учителю далекому, седому.
Как воздух, математика нужна
Сегодня офицеру молодому!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛОЖЕНИЕ о школьном смотре-конкурсе «Рубежи Наследников Победы»,посвященном 70-летию Великой Победы.
ПОЛОЖЕНИЕ о школьном смотре-конкурсе «Рубежи Наследников Победы»,посвященном 70-летию Великой Победы....
Стенгазета к 70-летию Великой Победы "Ветеран Великой Отечественной войны Назаров Павел Иванович"
Стенгазета к 70-летию Великой ПобедыПриближается самый важный праздник – День Великой Победы. К этому знаменательному дню мы готовим выставку в приемной. Родители принимают активное участие в оф...
Классный час «Они подарили нам Победу», посвящённый 70-летию Великой Победы
Сценарий классного часа "Они подарили нам Победу" о родственниках учащихся, прадедах, участвовавших в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Также рассказывается о Тербунском районе в годы войны, дн...
Классный час к 70-летию Великой Победы "Памятники Великой Отечественной войны, посвященные Курской битве"
Материал содержит сценарий и презентацию для классного часа о памятниках Великой Отечественной войны, посвященных Курской битве. Данный материал познакомит учащихся с ходом ВОВ, а конкретнее с Курской...
Митинг,посвящённый 70 - ти летию Великой Победы в Великой отечественной войне (для учащихся начальной школы)
Данный сценарий поможет провести небольшой миттинг с участием детей начальной школы накануне празднования Дня Победы....
Акция Знамя Победы "Твой Герой всегда с тобой" к 70-летию Великой Победы.
Знаменем Победы называется штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, согласно официальной версии водружённый 1 мая 1945 года над зданием рейхстага в городе Берл...
Исследовательский проект « Голоса и лица Великой Отечественной войны в семейной памяти» к 70-ти летию Великой Победы.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг. занимает особое место в истории нашего государства. Она явилась небывалым по своей жестокости испытанием всех материальных и духовных сил Советского Союза и с...