к 70-летию ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
методическая разработка на тему

ВОЛКОВА  ОЛЬГА  ПАВЛОВНА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМАТИЧЕСКОГО УРОКА "МАТЕМАТИКИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ2.45 МБ
Microsoft Office document icon РАЗРАБОТКА УРОКА117 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

МБОУ   ЕФРЕМОВСКАЯ   СОШ

                                                   Методическая  разработка тематического

                                        классного часа «Математики в годы

                                             Великой Отечественной войны»

                                        Учитель математики Волкова О.П.

 

ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: 

  1. Определить вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне;
  2. Воспитание чувства патриотизма, любви, преданности к Родине.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: 

  1. Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях.
  2. Определить, какие задачи приходилось решать математикам в годы Великой Отечественной войны.
  3. Изучение литературных источников;
  4. Сравнительный анализ  полученной информации;
  5. Подготовка  презентации.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

1 ученик. 

В наше время, чтобы строить

И машиной управлять,

Прежде нужно уже в школе

Математику узнать.

На войне ли современной,

В годы ль мирного труда-

При расчётах непременно

Математика нужна.

2 ученик. 

История военных лет показала, что физика сыграла большую роль в укреплении оборонной мощи нашей страны во время Великой Отечественной войны и после неё. А что можно сказать о математике?

                Роль математики в военном деле тоже велика. Обратимся к фактам прошлого.

Презентация слайд

3 ученик. 

22 июня 1941 года. Война!  

4 ученик.

Война - жесточе нету слова

Война – печальней нету слова

Война – святее нету слова.

1 ученик. 

Страшной полосой перечеркнула эта дата жизнь миллионов людей нашей страны…

2 ученик.

Великая Отечественная война не прошла мимо советских математиков: тысячи из них ушли на фронт по мобилизации и добровольцами, многие переключились на решение важных задач, необходимых для победы, остальные не переставали трудиться на своих постах, веря в разгром врага и создавая для будущего новые научные ценности.                                      

3 ученик.                                                                                                                                                  Уже 22 июня немцы уничтожили более тысячи  двухсот советских самолетов, большую часть - на земле. Тем самым они обеспечили себе полное господство в воздухе. Всего за первые сто дней войны Красная армия потеряла 96% имевшейся авиации - более 8 тысяч самолетов. Война потребовала от авиации больших скоростей полетов самолетов. Но при увеличении скорости возникла новая проблема - разрушение самолета из-за вибрации особого рода, так называемого явления «флаттера».

4 ученик.                                                                                                                                                Раньше других «флаттер» был преодолен у нас в стране благодаря работам ученого Мстислава Всеволодовича Келдыша и его коллег. В тяжелые годы войны академик Келдыш в своей научной работе полностью решает проблему появления колебаний у шасси. Как всегда он дает практическое инженерные рекомендации, избавляющие конструкцию шасси от этого опасного явления. Келдыш и его коллеги подготовили расчеты, позволившие увеличить устойчивость самолета. При создании новых профилей крыльев использовались труды профессора А.А.Дородницына.

1ученик

Над проблемами самолетостроения работали не только отдельные ученые, но и целые научные коллективы.  Достижения блестящих результатов в совершенствовании боевых самолетов, прежде всего увеличение их скорости, позволило А.С.Яковлеву и С.А.Лавочкину создать грозные истребители, С.В.Илюшину – неуязвимые штурмовики, Н.Туполеву, Н.Н.Поликарпову – мощные бомбардировщики.

2 ученик

Были вычислены новые штурманские таблицы. Самолеты были обеспечены надежной защитой от появления вибрации.

3 ученик.

Шла жестокая война. Фронт требовал увеличения эффективности  огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Эту проблему решил академик А.Н.Колмогоров.

4 ученик.

Используя свои работы в области теории вероятностей, он дал определение наивыгоднейшего рассеивания артиллерийских снарядов. Теория вероятностей использовалась и для определения наилучших методов местонахождения самолётов и подводных лодок противника, для указания путей, позволяющих избежать встречи с подводными лодками врага. Например, встал такой вопрос: как лучше провести караван торговых судов при наличии вражеских подводных лодок? Если составить караван из большого количества судов, то вероятность встречи с подводными лодками противника будет меньшей. Это с одной стороны. Но нельзя забывать другое: увеличатся потери, если встреча большого каравана осуществиться с подводными лодками противника.

1 ученик.

Тут математика пришла на помощь. Ее методами были определены размеры судов и частота их отправления, при которых потери были бы наименьшими. Учёные-математики помогли рассчитать, сколько нужно сделать одновременных выстрелов по самолётам противника для того, чтобы иметь наибольшую вероятность попадания. Во всём этом большая заслуга академика А.Н.Колмогорова.

2 ученик.   

Видная роль в деле обороны нашей родины принадлежит выдающемуся математику- академику А.Н.Крылову. Он создал таблицу непотопляемости, по которой можно было рассчитать, повлияет на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить устойчивость корабля. Использование этих таблиц спасло жизнь многих людей, помогло сберечь огромные материальные ценности.

3 ученик. 

Во время Великой Отечественной войны появилась и такая важная проблема, как обеспечение кучности стрельбы и устойчивости снарядов при полете. Эту сложную математическую задачу решил член корреспондент АН СССР Н.Г.Четаев. Он рассчитал наивыгоднейшую крутизну нарезки стволов орудий, что позволило обеспечить кучность стрельбы и устойчивость снарядов при полёте.

4 ученик. 

Научная работа не прекращалась и в тяжелых условиях жизни фронтовых и прифронтовых городов. Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая. Вся страна в тяжелые первые два года войны знала: несмотря ни на что Ленинград держится.   

1 ученик.

Я говорю с тобой под свист снарядов, угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда, страна моя, печальная страна…
Кронштадтский злой, неукротимый ветер в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети, ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом – смертная угроза… Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы, что называлось страхом и мольбой.

2 ученик. 

В изнурительные дни блокады ученые Ленинграда успешно решили задачу огромной сложности и создали капитальный труд – Большой астрономический ежегодник на 1943- 1945 гг. Это исключительно важное пособие для авиации, флота и артиллерии ученые выполнили образцово. Командование ВСС Красной Армии дало высокую оценку работе ленинградских ученых. Заместитель командующего ВВС в письме коллективу Астрономического института писал: «За ценный вклад, внесенный Ленинградским астрономическим институтом в дело обороны страны, объявляю всему составу института благодарность». Об условиях, в которых ученые создавали свой труд, говорит тот факт, что треть сотрудников, работавших над ним, погибли.

3 ученик. 

Трудности работы во фронтовых условиях не снижали напряжения творческих поисков, не пугали ученых. В те трудные дни испытаний они считали своим патриотическим долгом быть там, где этого требовали интересы защиты Отечества. Эвакуированный из Ленинграда в Казахстан С.Н. Берштейн, стремясь принять непосредственное участие в работе ленинградских ученых, обратился с официальным ходатайством к президенту Академии наук СССР В.М.Комарову о возвращении его в Ленинград «для научной работы при ленинградском филиале Математического института АН СССР» и «участии в той форме, в какой Наркомат обороны считает это полезным в математической работе, связанной с непосредственным обслуживанием фронта и прифронтовой полосы». Ученый просил президента АН СССР поддержать его просьбу и тем помочь ему «исполнить свой долг перед Родиной».

4 ученик. 

Всеми силами ученые стремились помогать фронту, и не только своей научной работой в институтах и лабораториях. Все, начиная с лаборанта и заканчивая академиком, были постоянными участниками многочисленных субботников и воскресников: грузили уголь, расчищали от снега посадочные полосы аэродромов, разгружали вагоны и баржи.

1 ученик.  

День Победы, как он был от нас далек,

Как в костре потухшем таял уголек.

Были версты, обгорелые, в пыли,

Этот день мы приближали, как могли.

Дни и ночи у мартеновских печей

Не смыкала наша Родина очей.

Дни и ночи битву трудную вели-

Этот день мы приближали, как могли.

2 ученик.

Героический труд рабочих, инженеров и техников советской промышленности позволил уже с весны 1942 года начать оснащение Вооруженных Сил новыми, более совершенными видами боевой техники. В большом количестве войска получали новое оружие - самоходные артиллерийские установки, реактивные мимометы - знаменитые «Катюши».

3 ученик. 

Из текста донесения в немецкий генеральный штаб: «Русские применили батарею с небывалым числом орудий. Снаряды фугасно-зажигательные, но необычайного действия. Войска, обстрелянные русскими, свидетельствуют - огневой налет подобен урагану. Снаряды разрываются одновременно. Потери в людях огромные». 

4 ученик

Непосредственно над ракетами работал Юрий Победоносцев, которому ныне и принадлежит честь называться их автором. Реактивная установка монтировалась на грузовике «ЗИС-5». Расчеты по ее монтажу выполнил научный коллектив под руководством Ивана Гвая. Реактивная установка стала официально именоваться «БМ-13», а в народе ее нежно называли «Катюшей».

1 ученик. 

Многие математики с оружием в руках сражались на фронтах в частях действующей армии, соединениях народного ополчения, партизанских отрядах. 

2 ученик. 

Сколько замыслов осталось неосуществленными, какие россыпи математических сокровищ они унесли с собой. Справедливо говорят, что трудно даже представить, какой была бы сегодня математика, не понеси мы этих потерь.

В памяти поколений всегда будет жить великий подвиг нашего народа, отстоявшего свободу и независимость своей Родины и спасшего человечество от угрозы фашистского порабощения.

 

3 ученик. 

В составе 85 западного стрелкового полка Сиротюк Евгений Александрович был пулеметчиком станкового пулемета с января 1942  года по май 1945 года.

Участвовал в освобождении Варшавы. И только после демобилизации в 1946 году  поступил в педагогический институт и, окончив его,  пришел работать  в нашу школу учителем математики и физики, а затем возглавил педагогический коллектив школы. 

        Награжден Орденом Отечественной войны IIстепени

        Медалями: За освобождение Варшавы,         За победу над Германией

4 ученик. 

Окончив 8 классов, 17 сентября 1943 года, 17 летняя девчонка Бородаева Клара Дмитриевна отправилась на войну. Вначале прошла квалификационную подготовку связиста и медицинской сестры.        Затем ее направили в город Харьков в зенитно-артеллерийский полк №1941, с которым она прошла через Львов, Полтаву и всю Польшу.

После окончания войны, получив педагогическое образование, Клара Дмитриевна пришла работать в нашу Ефремовскую школу.         Она преподавала математику и физику, некоторое время была директором и завучем в школе. В 56 лет она ушла на пенсию. Но никогда не теряла  связи с педколлективом и учениками. Была частым гостем на праздничных мероприятиях.         В 2012 году Клара Дмитриевна умерла, оставив о себе добрую память... Награждена Орденом Отечественной войны IIстепени, медалью «За победу над Германией».

1 ученик. 

Последний раз, проверив домашнее задание, простился на перемене со своими учениками учитель математики из города Таганрога Щербаков Николай Федорович. Он ушел на свой открытый урок - своим примером пробуждая гуманные чувства, верность высоким идеалам, любовь к родной земле.         Война потребовала напряжения всех духовных и физических сил, переплавила  этические и моральные понятия в живые образы  действительности. То что раньше воспринималось как аксиома, теперь надлежало доказать самой жизнью. Об этом много раздумий в письмах  Николая Федоовича – волнующем документе своей эпохи.  

2 ученик.

«Очень хочется жить. Дышать, ходить по земле, видеть небо над головой. Хочется увидеть победу. Я очень люблю жизнь и поэтому иду в бой. В бой за жизнь, за настоящую, а не рабскую жизнь. За счастье моих близких, моих детей, за счастье моей Родины. Я понял, что такое Родина: это когда каждая хата  кажется тебе родной хатой и каждая старуха в селе – родной матерью. Родина – это когда каждый шаг немецкого кованого сапога по нашей земле – кровавый след в твоем сердце. Я люблю жизнь, но щадить ее не буду. Жить как воин и умереть как воин – так я понимаю жизнь»

22 августа 1942г.

3 ученик

История военных лет показала, что ученые сыграли большую роль в укреплении оборонной мощи нашей страны во время Великой Отечественной войны и сохранили тысячи жизней!!!

4 ученик.

Без малого четыре года

                        Гремела грозная война.

И снова русская природа,

Живого трепета полна.

И вот дорогою обратной,

Не покоряемый вовек,

Идет свершивший подвиг ратный

Великий русский человек.

Он сделал все. Он тих и скромен.

Он мир от черной смерти спас.

И мир, прекрасен и огромен,

Его приветствуют сейчас.  

 

1 ученик. 

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке
И дети нынешних детей,
И наших внуков. Внуки
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколения,
Затем, чтоб нам счастливыми быть,
А счастье – не в забвенье.

2 ученик. 

После войны на вооружении военно-воздушных сил появились ракеты различного назначения.

3 ученик. 

В состав Военно-морского флота вошли новые атомные подводные лодки- ракетоносцы, оснащённые баллистическими ракетами подводных стартов. Оружие стало очень сложным, мощным и результативным, и поэтому неизмеримо возросла мера ответственности за его применение. Точность попадание ракеты в цель во многом зависит от качества выполнения необходимых математических расчётов. Это усложнило деятельность каждого командира и, в конечном счёте,  всю задачу управления войсками. Командные кадры должны иметь хорошие математические знания, уметь широко использовать вычислительные средства.

4 ученик. 

В современной армии не только командиру, но и солдату, чтобы успешно справляться со своими обязанностями, нужно владеть основами электротехники, радиотехники, хорошо знать математику.

                5 ученик.    

Как воздух, математика нужна,

Одной отваги мало.

Расчеты! Залп! И цель поражена

Могучими ударами металла.

И воину припомнилось на миг,

Как школьником мечтал в часы ученья

О подвиге, о шквалах огневых,

О яростном порыве наступленья.

Но строг учитель был, и каждый раз

Он обрывал мальчишку резковато:

«Мечтать довольно! Повтори рассказ

О свойствах круга и угла квадрата!»

И воином любовь сбережена

К учителю далекому, седому.

Как воздух, математика нужна

Сегодня офицеру молодому!

                                     

 

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ о школьном смотре-конкурсе «Рубежи Наследников Победы»,посвященном 70-летию Великой Победы.

ПОЛОЖЕНИЕ о школьном смотре-конкурсе «Рубежи Наследников Победы»,посвященном 70-летию Великой Победы....

Стенгазета к 70-летию Великой Победы "Ветеран Великой Отечественной войны Назаров Павел Иванович"

Стенгазета к 70-летию Великой ПобедыПриближается самый важный праздник – День Великой Победы. К этому знаменательному дню мы готовим выставку в приемной. Родители принимают активное участие в оф...

Классный час «Они подарили нам Победу», посвящённый 70-летию Великой Победы

Сценарий классного часа "Они подарили нам Победу" о родственниках учащихся, прадедах, участвовавших в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Также рассказывается о Тербунском районе в годы войны, дн...

Классный час к 70-летию Великой Победы "Памятники Великой Отечественной войны, посвященные Курской битве"

Материал содержит сценарий и презентацию для классного часа о памятниках Великой Отечественной войны, посвященных Курской битве. Данный материал познакомит учащихся с ходом ВОВ, а конкретнее с Курской...

Митинг,посвящённый 70 - ти летию Великой Победы в Великой отечественной войне (для учащихся начальной школы)

Данный сценарий поможет провести небольшой миттинг с участием детей начальной школы накануне  празднования Дня Победы....

Акция Знамя Победы "Твой Герой всегда с тобой" к 70-летию Великой Победы.

Знаменем Победы называется штурмовой флаг 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, согласно официальной версии водружённый 1 мая 1945 года над зданием рейхстага в городе Берл...

Исследовательский проект « Голоса и лица Великой Отечественной войны в семейной памяти» к 70-ти летию Великой Победы.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. занимает особое место в истории нашего государства. Она явилась небывалым по своей жестокости испытанием всех материальных и духовных сил Советского Союза и с...