Внеклассные мероприятия по развитию речевой культуры учащихся
классный час (6, 7 класс) на тему

Опушнева Эльвира Николаевна

Данные классные часы занимательны и интересны по форме и содержанию сценариев для учащихся 5 - 7классов. К их проведению можно привлечь весь класс. Во время подготовки  ученики получают навыки работы с художественной литературой, справочниками и словарями, обучаются сбору материала по теме, выразительному чтению, умению публично выступать перед аудиторией, высказывать и отстаивать свое мнение. Изменяется устная и письменная речь учащихся, становится насыщеннее, богаче, выразительнее, чище. Расширяется мировоззрение учеников, их словарный запас. Ученики получают комплекс сведений, необходимых для адаптации в сложных условиях современной жизни (психология общения, культура речи, хорошие манеры и т.д.)

     Подготовка таких занятий сближает не только учеников, но и объединяет общими интересами учителя и учеников, что очень важно для дальнейшей работы.

     Материалы данных классных часов можно использовать на занятиях кружка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Умники и умницы.           

Класс:  6 класс

Тема: «Культура речи».

Форма:  интеллектуальная игра.

Цели:  

  1. Учить детей работать в команде.

2.  Развивать познавательные способности.

   3.  Побуждать к расширению кругозора, получению новых знаний.

Подготовительная работа.

  1. Объявление о проведении интеллектуальной игры.
  2. Разучивание сценок, рассказов, стихов о языке.
  3. Каждая команда готовит название и девиз.

Примерные слоганы для девиза:

        Один ум хорошо, а много умов – лучше.

        Ученье – свет, а неученье – тьма.

        Грамоте учиться – в жизни пригодится.

        Науки и знания – наше призвание!

        Кто любит науки, тот не знает скуки.

       Учись, учись и больше не ленись.

Оборудование.

  1. Высказывания известных людей о слове и культуре речи.
  2. Карточки с отпечатанными заданиями.
  3. Медали для награждения победителей.
  4. Изготовление «умов», которые будет собирать за ответы команда.

Вступительное слово ведущего.

   Дорогие ребята, сегодня мы проводим интеллектуальную игру «Умники и умницы». Вы сможете сегодня показать свою эрудицию и заработать «умную валюту». Правильные ответы будут оплачиваться в у.е.- умах. Кто больше наберет умов, получит звание умника.

 

Ученик.

                          Молчат гробницы, мумии и кости,-

                          Лишь слову жизнь дана:

                          Из древней тьмы, на мировом погосте

                          Звучат лишь Письмена.

                          И нет у нас иного достоянья!

                          Умейте же беречь,

                          Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

                          Наш дар бесценный – речь.

                                                                    И.А.Бунин

Разминка для команд.               «Шарады».

Из писка птиц мой первый слог возьмете,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдете

То, что не раз едали вы.                                                                     Пирог.

                                                                                                   

Меня вы в сказке отыщите,

Я в сказке Пушкина герой.

Но Л на Н лишь замените –

Сибирской стану я рекой.                                                                  Елисей – Енисей.    

С  К я в  школе на стене,

Горы, реки есть во мне,

С  П , от вас не утаю,

Тоже в школе я стою.                                                                         Карта – парта.

Союз – мой первый слог,

Второй мой слог – предлог,

А целое – у молодца

Посреди лица.                                                                                       Нос.

Нота – мой первый слог,

Поставь с ней рядом предлог

И, разгадав загадку до конца,

Получишь выражение лица.                                                                 Мина.

Мой первый слог на дереве,

Второй мой слог – союз,

А в целом я – материя,

И на костюм гожусь.                                                                             Сукно.

Сценка.         Н.Сладкова «Овсянка».

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

- А у меня дома овсянка!

- Подумаешь,- сказал Матвей,- и у меня дома тоже овсянка.

- Люблю я овсянку! – добавил Сашка.

- И я люблю! – сказал Матвей.

- Она желтая, красивая такая!

- И вкусная. Особенно с молоком!

- Как это - вкусная? Как это – с молоком? – удивился Сашка…

- Да так. А еще хороша с маслом или с сахарным песком.

- Да ты про что говоришь? – всплеснул руками Сашка.

- Как это - про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?! – изумился Матвей.

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую что ли? – рассердился Сашка и добавил: - Айда ко мне – мою овсянку слушать.

- Айда! – согласился Матвей. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!

И друзья побежали.

Ведущий.    Как называются слова, которые встретились в рассказе?

Конкурс  «Загадки – смешинки».

О каких словах – омонимах ведется речь?

5 класс.

-  Смотри, по воде барашки бегут.

-  Ну и люди… ну и лгут!

-  Полно вам, далеко ль до беды?

-  Барашки-то ведь тяжелее воды.                       Барашки – пенистые волны,

                                                                                барашки -  молодые бараны.

- Смотри, какой он модный котелок стал носить!

- Да ты что? А в чем теперь уху варить?                       Котелок – жесткая мужская

                                                                                           шляпа с круглым верхом.

                                                                               Котелок  для варки пищи.  

6 класс

-  Смотри, какая кашка на лугу.

   И здесь, и там, и всюду…

-  Ой, рассмешил, ой, не могу,

   Да кто же ее варит без посуды?                                  Кашка (разг.) – клевер.

                                                                                           Кашка – кушанье из крупы.

Врач сказал: «Сейчас для вашего зуба

Подберут подходящий бор».

А с кресла бежать во весь опор.

Думаю, врач хитрит что-то…

Кому же целый лес в рот совать охота?                    Бор – стальное сверло врача.

                                                                                       Бор – хвойный лес.

7 класс.

Ты что это к вагонному тормозу башмак приделал, приятель?  Неужто с ума спятил?  

                                                                                       Башмак – приспособление для

                                                                                       торможения ж/д вагонов.

                                                                                        Башмак – ботинок.

- Сиди на банке и веслами орудуй смело.

- А она расколется, и стекла мне изранят тело!        Банка – скамья для гребцов.

                                                                                        Банка – сосуд.

Ученик.                      О грамоте и больной ноге.

Один неграмотный пришел с поклоном к  грамотею:

- Будь другом, напиши письмо, а то я не умею…

- Нет, не могу, нога болит, - ответил хмуро тот.-

  Через неделю приходи, авось, болезнь пройдет.

- Да разве пишешь ты ногой? – неграмотный спросил.

- Нет, мне по адресу с письмом ходить не хватит сил.

  Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,

  Но без меня мое письмо никто не разберет.

                                                                  В. Гончаров

Конкурс капитанов « Кто дольше продержит мел?» Записать  трудные слова.

Агентство, баррикада, гигантский, до свидания, дискуссия, карнавал, присутствовать, рекомендация, ровесник, спортсмен, терраса, участвовать, бассейн, шествовать по площади.

Ученик.                     Рассказ школьного портфеля.

 

Знакомьтесь: Петя.  Мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не «коридор», а «колидор».

«Дилектор входит в кабинет»…

«Закрыт магазин на обед»…

«Хозяйка моет стаканы»…

«Секет свеклу»…

«Пекет блины»…

И до меня дошел черед:

Портфель он «портфелем» зовет.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя:

Пусть и его зовут Петя.

-  Петя, - несется со двора, -

Тебе домой идти пора!

-  Не трогай малыша, Петя,

Ведь ты большой, а он дитя!

Петя обижен на ребят:

-  Скажите, в чем я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил,

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

Конкурс.                      «Поставьте ударение в словах».

5 класс.

Диалог, алфавит, документ, звонишь, каталог, километр, средства, красивее, облегчить, статуя.

6 класс.

Досуг, звонит, поняла, агентство, изобретение, красивее, портфель, повторим, процент, ремень.

7 класс.

Мастерски, намерение, баловать, мельком, решим, начала, обеспечение, щавель, свободнее, сколькими, столяр.

Ведущий.  Речь должна быть правильной, иначе можно попасть в такую ситуацию.

Ученик.                    Творог – творог.

Мой дядя выяснял лет сорок

И все же выяснить не мог,

Как говорить вернее: творог,

А может, правильней – творог?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке, -

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог…

А как спросить: «Почем творог?

А может, правильнее – творог?»

Задачу эту смог решить

Мой дядя лишь дойдя до кассы, -

Сказав: «Прошу вас получить

За полкило творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось!

Она распродата уже!»

Конкурс                   «Найдите ошибки в речи».

Сценка                  «Прочь с дороги».

Юля.     Мама, сколько время? Ой, я покушаю и побегу в школу.

Мама.   Что за спешка?

Юля.     Да наш класс сегодня сдает… как это… металлолом.

Мама.   Обед стоит на плите.

Юля.     Суп? Хорошо, я мясо разрежу: себе возьму меньшую половину, а тебе оставлю большую половину.   (Режет мясо и ест).

Миша (вбегая).   Юля, что ты так долго?  ( пьет). 

Юля.     Сейчас, только попью. Мама, у нас есть холодный кипяток? (Наливает и пьет)   Что мне одеть? Я одену свитер. Хорошо?

Мама.   Возьми пальто.

Миша,  Пальто не стоит. Его можно испортить, Возьми лучше… как это … халат.

Мама.  Действительно, возьми халат.

Юля.    Хорошо, я возьму халат.

                                              (Уходят).

Мама.  Не могу понять, почему Юля и Миша не следят за своей речью. Кажется, и книги читают, и в школе по русскому языку хорошие отметки, а говорить по-русски не умеют.

Ошибки.

«Сколько время?»   - Который час?

«Холодный кипяток»   - кипяченая вода.

«Меньшую половину»    - часть (большая, меньшая).

«Одеть»      -     одеть кого-то, но надеть на себя.

«Я покушаю»   - 1 лицо – я ем, мы едим, поедим;  3 лицо – он ест и только о ребенке – он кушает.

Ведущий.   Русский язык неисчерпаемо богат. Не допускайте неряшливости, небрежности в высказывании, не засоряйте нашу речь.

Сценка     «Рецепт».

Врач спрашивает пришедшего к нему на прием ученика:

-  В каком классе учишься, молодой человек?

-  В седьмом «Бы».

-  «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

-  Жутко дружно. Жутко весело…

-  Жутко и весело! А учитесь-то хорошо?

-  Порядок! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

-  Порядок... В пух и прах хвалит…Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.

(Врач дает рецепт – учебник русского языка).

Конкурс      «Фразеологизмы».

Задание: вставьте в стихотворение фразеологические обороты.

Дружнее наших всех ребят

На свете не найдешь.

Об этой дружбе говорят:

………………………….                                              Водой не разольешь.

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо, ведь этим ты другу

Окажешь …………………….                                         Медвежью услугу.

Фальшивят, путают слова,

Поют ……………………..                                               Кто в лес, кто по дрова.

Ребята слушать их не станут.

От этой песни ………………                                           Уши вянут.

Конкурс             «Быстрые ответы».

Члены команды  по очереди  без обсуждения отвечают на вопросы.

5 класс.

1. Картина природы в живописи, в литературе.                                Пейзаж

2. Устное народное творчество.                                                          Фольклор

3. Хранилище книг.                                                                               Библиотека

4. Что такое иносказание?                                                                    Аллегория

6 класс.

1. Картина, изображающая неодушевленные предметы.                 Натюрморт

2. Список, перечень предметов, составленный в алфавитном порядке.    Каталог

3. Разговор двух или нескольких лиц.                                                Диалог.

4. Как переводится с греческого «гипербола»?                                 Преувеличение

7 класс.

1. Художник, изображающий животных.                                          Анималист.

2. Человек, любящий книги.                                                                Библиофил

3. Зодчий – кто это?                                                                              Архитектор

4. Как переводится с греческого «трагедия»?                                    Песнь козлов

Ведущий.   Передать четко информацию, сообщить что-либо очень мешают слова-пустышки, сорняки.

Выходит группа ребят, читают стихи.

  1. Видит как-то гражданин,

Что сарай пылает.

Он звонит по «01»,

Срочно сообщает:

- Я не знаю, как начать…

Но, как говорится,

Я звоню вам, так сказать,

Чтобы поделиться…

В общем, значит, стало быть,

Тут такое дело…

Можно трубку положить:

Все уже сгорело.

2.         – Как проехать на вокзал? -

             Я спросил в трамвае.

Пассажир один сказал,

Что прекрасно знает:

- В общем, где-то, так сказать,

Это близко очень.

Просто тут рукой подать,

Говоря короче…

Я вам, значит, заодно

Объясню по дружбе:

Вы проехали давно.

Возвращаться нужно.

  1. Кот нахально влез на стол,

Тянется к котлете.

Тут хозяин подошел

И коту заметил:

- Вы, Василий, не того,

Знаете ли, бросьте!

Не для вас для одного…

Будут, значит, гости.

В общем, я хотел сказать,

Что терпеть не стану…

Кот давно котлету съел…

Взялся за сметану.

Ведущий.   Смешных ситуаций можно избежать, умело используя правила русского языка. Тогда зазвучит прекрасная русская речь.

Ученик.                                Слова.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд, -

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;

Повторять их не смею на каждом шагу, -

Как знамена в чехле, их в душе берегу.

                                           В. Шефнер

       Помните слова И.С.Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…

Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии творить чудеса».

              (Подведение итогов конкурсов, вручение медалей победителям).  

 

 



Предварительный просмотр:

                                            «Заговори, чтоб я тебя увидел!»

                                                                                   Сократ.

Класс:   7 класс

Тема:    «Культура речи».

Цели:

 -  показать ученикам значение слова в общении, в отношениях людей;

 -  донести до их сознания мысль, что слово можно приравнять к поступку: оно способно принести радость или обидеть человека.

Оборудование:

 - плакаты со словами Л.Н.Толстого и В.Шефнера;

 -  подготовленные учащимися пословицы о важной роли слов;

 -  отпечатанные материалы на каждого ученика.

Вступительное слово учителя.

                      Священное уменье говорить,

                      Произносить слова и строить фразу.

                      Как просто это: стоит рот открыть,

                      И чудо слова возникает сразу.

Какова,  на ваш взгляд, главная мысль данного  четверостишия?

    Да, наша речь – это «чудо», «священное уменье». Культурная речь  - признак интеллигентности и воспитанности человека. Надо сделать так, чтобы речь ваша была богата и выразительна.

Чтение стихотворения Р.Рождественского «Разговор со случайным знакомым». 

- Смотри, как дышит эта ночь,

  звезда,  уставшая светить, упала, обожгла плечо…

- Чо?

- Смотри, как вкрадчивый туман

  прижался к молодой воде…

- Где?

- Он полночью поклялся ей,

  он взял в свидетели луну!..

- Ну?!

- Они сейчас уйдут в песок,

  туда, где не видать ни зги…

- Гы!..

- И, ощутив побег реки,

  в беспамятстве забьется ерш…

- Врешь!..

- Да нет, я говорю тебе,

  что столько тайн хранит земля,

  березы, ивы и ольха…

 - Ха!..

 - А сколько музыки в степях.

   В предутреннем дрожанье рос…

 - Брось!..

 - Да погоди! Почувствуй ночь,

   крадущийся полет совы, сопенье медленных лосих…

 - Псих!..

 - Послушай, разве можно так прожить и

   не узнать весны, прожить и не понять снега?..

 - Ага!..

Каким  предстает перед вами случайный знакомый?

Каким, по вашему мнению, должна  быть речь человека?

     ( Ответы учеников:  правильной, выразительной, точной, содержательной, эмоциональной, логичной, соответствующей нормам литературного языка).

Учитель.

      Д.Лихачев сказал: «Язык – самое выразительное, чем человек обладает, и если он перестанет обращать внимание на  свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком надо следить постоянно». Речь – зеркало человека. Из слов, произносимых человеком, можно узнать, добр он или зол, мудр или глуп, образован или нет.

Прочитайте высказывания о языке.

      Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.                          Л.Н.Толстой

   Словом можно убить,

   Словом можно спасти,
  Словом можно полки

   За собой повести.

   Словом можно предать, и продать, и купить,

   Слово можно в разящий свинец перелить…              В.Шефнер

Что общего в высказываниях писателя и поэта?

К чему, на ваш взгляд, они призывают?

В чем смысл высказываний?

Какие пословицы о роли слов в жизни человека вы подготовили?

Звучат пословицы, подобранные учениками к занятию.

Доброе слово дом построит, а злое слово разрушит.

Доброе слово окрыляет.

Слово – ключ, которым открывают сердца.

Хорошее слово всегда к месту.

Слово не стрела, а пуще стрелы ранит.

От худого слова – да навек ссора.

Недоброе слово больнее огня жжет.

Не гляди, каков в плечах, – слушай, каков в речах.

   Итак, мудрость народа гласит, что человек должен работать над качеством своей речи. Сегодня – это главное коммуникативное качество образованного и культурного человека.

   А умеем ли мы с вами общаться? Умеем ли правильно говорить?

   Умеем ли мы вести себя правильно при общении друг с другом?

   Приведите примеры.

   (По ходу беседы  делаются выводы и записываются на доске Правила речевого поведения).

Чтение стихотворения «Как его зовут?» (В. Масс и М. Червинский)

Друзья, вот вам  на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут… а впрочем,  лучше

Мы здесь его не назовем.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык…

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуйте» бурчит.

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего,

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел… Пока! Всего!»

Не скажет он друзьям по школе:

Алеша, Витя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только:

Алешка, Витька, Ванька, Толька.

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но имя что? Ведь суть не в нем –

Вам этот школьник не знаком?

Чтение стихотворения Е.Долматовского.

Киваем небрежно, друг с другом встречаясь,

А то и проходим, не сделав кивка.

«Приветик – салютик», фальшивое «чао»,

Бесстрастное «будь». И пустое «пока».

А сколько приветствий, простых  и прекрасных,

Бытует на нашей земле испокон:

Счастливо. И доброе утро. И здравствуй.

Бывайте здоровы. Земной вам поклон.

Чтение стихотворения В.Солоухина «Здравствуйте».

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто здравствуйте, больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

                                    прибавилось в мире?

Отчего же на капельку

                                    счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку

                                    радостней сделалась жизнь?

               

Учитель.

      Эти стихи дают ответ на вопрос, зачем нужно приветствовать друг друга.

Учитель.

Постараемся подвести итог. Вместе сочиняем стихи и запоминаем их.

  1. Растает ледяная глыба от слова теплого…             (спасибо)
  2. Зазеленеет старый пень, когда услыщит…             (добрый день)
  3. Начнем отметку делать в паспорте, коль говорит ребенок… (здравствуйте)
  4. Когда нас бранят за шалости, говорим…         (простите, пожалуйста)
  5. И в России, и во Франции, и в Дании на прощанье скажут…( до свидания).

Запись на доске.

  1. Выучи « волшебные слова» и не забывай употреблять их в разговоре.
  2. Не бойся первым попросить прощения.

Чтение стихотворения М. Боянжу «Стихи о забытых именах».

Сосны с ветром шепчутся.

Сосны удивляются:

 - Никогда такого не бывало тут!

Ни к кому по имени не обращаются,

Странно все друг друга в лагере зовут:

Слышится на кухне:

 - Режь, Козел, капусту!

Слышится в палатке:

 - Ухо, не болтай!

Крокодил  в походе подгоняет шустро:

 - Шире шаг, Медуза!

 - Хвост, не отставай!

И роняли слезы ели и березы –

На ежах иголки подымал испуг!

Разносило эхо:

 - Где ты там, Заноза?

 - Каланча, не суйся!

 - Не ори, Лопух!

Сосны с ветром шепчутся,

Сосны удивляются:

 - Никогда такого не бывало тут!

 - Стойте! – Таня крикнула. –

Я… не Каракатица!

Вспомнила:  Я – Таня!

Так меня зовут.

Каланча припомнила, что она – Марьяша.

Ухо – это Коля!

Хвост – не Хвост: Семен!

Вспомнила Наташа, что она – Наташа,

Валя – это Валя, Саша – это Саша,

Нету,  нету в мире

Лучше их имен!

Запись на доске.

  1. Называй человека уважительно  по имени.
  2. Не наноси собеседнику обиды, оскорбления.

Чтение стихотворения «Пожалуйста,  потише!»

В музее, в кинотеатре  и трамвае

О том, о сем друг другу говорим,

Но часто одного не замечаем,

Что, как в лесу дремучем, мы кричим.

О том, что мы вчера ходили в гости,

Что папа подарил велосипед,

У дедушки к дождю разнылись кости,

А между прочим, дождика все нет.

Пожалуйста,  потише!

Тсс…  Тсс! Ч-ч-ч!

В какое бы общественное место

Судьба сегодня вас ни привела,

Учтите, никому не интересно

Все знать про ваши личные дела.

Про то, что к вам приехал дядя Коля
Что кошка утащила пять котлет,

 Что вы немножко пошалили в школе,

А маму вызывает педсовет.

Пожалуйста, потише!

Совсем не обязательно кричать!

Ведь вас и так услышат,

 Попробуйте все тихо рассказать!

Запись на доске.

  1. Не кричи. Разговаривай спокойно, доброжелательно.
  2. Помни! Речь – зеркало человека.

Проведение игры  «Мой портфель»

Конкурс «Загадки – смешинки».

О каких словах – омонимах ведется речь?

-  Смотри, по воде барашки бегут.

-  Ну и люди… ну и лгут!

-  Полно вам, далеко ль до беды?

-  Барашки-то ведь тяжелее воды.                       Барашки – пенистые волны,

                                                                                барашки -  молодые бараны.

- Смотри, какой он модный котелок стал носить!

- Да ты что? А в чем теперь уху варить?                       Котелок – жесткая мужская

                                                                                           шляпа с круглым верхом.

                                                                               Котелок  для варки пищи.  

-  Смотри, какая кашка на лугу.

   И здесь, и там, и всюду…

-  Ой, рассмешил, ой, не могу,

   Да кто же ее варит без посуды?                                  Кашка (разг.) – клевер.

                                                                                           Кашка – кушанье из крупы.

Врач сказал: «Сейчас для вашего зуба

Подберут подходящий бор».

А с кресла бежать во весь опор.

Думаю, врач хитрит что-то…

Кому же целый лес в рот совать охота?                    Бор – стальное сверло врача.

                                                                                       Бор – хвойный лес.

Ты что это к вагонному тормозу башмак приделал, приятель?  Неужто с ума спятил?  

                                                                                       Башмак – приспособление для

                                                                                       торможения ж/д вагонов.

                                                                                        Башмак – ботинок.

- Сиди на банке и веслами орудуй смело.

- А она расколется, и стекла мне изранят тело!        Банка – скамья для гребцов.

                                                                                        Банка – сосуд.

Учитель.

   А еще у людей в распоряжении есть улыбка.

Почти все у человека предназначено для себя, кроме улыбки.

Улыбка предназначена другим,

 Чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко.

«Это  ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет», - так говорил В. Солоухин. Давайте  доброжелательно улыбнемся друг другу и споем песню «Улыбка»  В. Шаинского.

                      (Ученики дружно поют песню «Улыбка»).

Учитель.

   У В.Солоухина есть замечательное стихотворение о роли слов в языке.

                 

            Слово о словах.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не отпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

 Учитель.

А закончим наш урок конкурсом «Слово».  Задание:  из обрывков слов соберите целые слова, а потом сочините с ними небольшие стихи на нашу тему.

Карточка 1                                            Карточка 2

  1. До            фликт                           1.  Безо                 ужба
  2. Др            бро                                2. Сл                    мание
  3. Др            мость                            3. Гр                     ова
  4. Заби         ужба                             4. Пони                сибо
  5. Кон          ерие                              5. Вр                     яние
  6. Терпи      асс                                 6. Оба                   ажда
  7. Дов          яка                                 7. Др                     убость
  8. Кл            ака                                 8. Спа                  пасность

Ответы:

  1. Добро, драка, забияка, конфликт, терпимость, доверие, класс, дружба.
  2. Безопасность, слова, грубость, понимание, вражда, обаяние, дружба, спасибо.

Получились такие стихи (варианты).

Есть волшебные слова,

Знаем все мы их, друзья:

Не бранитесь, не грубите,

Слова добрые скажите.

 Миша в классе забияка,

Неприятен и смешон.

В перемену лезет в драку,

Добрых слов не знает он.

Культуре речи с малых лет

Должны учиться дети.

Добро, доверие, привет  -

Слова запомни эти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Спорт-наше здоровье" для учащихся 4-5 классов по предмету: "Физическая культура"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Спорт-наше здоровье" направлена на пропаганду здорового образа жизни...

Развитие речевой культуры учащихся в процессе экскурсионной работы.

    Развитие речевой культуры учащихся - это одна из основных задач современной школы.  Я развиваю речь учащихся не только на уроке, но и во внеурочное время. И в этом неоц...

Самообобщеение опыта по методической теме "Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка и во внеурочной деятельности"

В работе изложен теоритический материал по данной теме, даны примеры упражнений и заданий, которые могут быть использованы при изучении различных разделов предмета....

Развитие речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы

Конкурс «Педагогический проект». Школьный  уровень. 2018 год...

"Развитие речевой культуры учащихся в процессе комплексной работы с текстом"

В настоящее время снижение уровня речевой культуры в обществе, особенно в среде школьников, настолько масштабно, что очевидна необходимость совершенствования речевой подготовки учащихся средних школ....