Духовно-нравственное воспитание в МБОУ "Удинская СОШ"
статья на тему
Духовно-нравственное воспитание в МБОУ "Удинская СОШ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_v_ussh.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
В Удинской школе поисковый отряд Буревестник был создан в октябре 1974 г. под руководством Мишениной Нины Степановны. Отряд поставил своей целью глубокое и всестороннее изучение боевого пути 80-ой Гвардейской Уманской ордена Суворова стрелковой дивизии, принявшей активное участие в ВОВ. Члены отряда вели теплую дружескую переписку с 27 ветеранами этой дивизии. Представители отряда были участниками встречи ветеранов и слетов поисковиков в г.Умань, г.Чимкент и г.Москва, г.Самарканд, г.Котовск, г.Барнаул. В мае 1981г. в Удинскую среднюю школу приезжал генерал-майор, председатель Совета ветеранов – Джелаухов Христофор Михайлович. Отряд был награжден Вымпелом Президиума Советского комитета ветеранов войны, Грамотой Совета Ветеранов, грамотой командования части, Почетной грамотой Уманского горкома комсомола и многочисленными ценными подарками. Сегодня «Буревестник» также ведет историко-краеведческую исследовательскую работу по сбору материалов о ВОВ, о ветеранах ВОВ и труда. Организуются туристические походы, пешие, горные, водные, спортивный туризм (конкурсы, соревнования), историко-краеведческий туризм (на гору Санномыс, к памятникам древних цивилизаций (плиточные могилы и т.п.), познавательный туризм (изучение этнографии, культурной среды, традиций и обрядов), лечебно-оздоровительный туризм (отдых на местных источниках – аршанах, в лагере труда и отдыха «Улаалзай»). Под руководством Авдеевой Л.С. возрождался старый школьный музей и создавался новый под руководством Челондаевой Л.Е. Музей имеет целенаправленную программу поисково-исследовательского , историко-этнографического, краеведческого характера. В музее 5 отделов: отдел боевой славы, посвященный ВОВ и участникам – ветеранам под названием «Исповедь отдаленной души». В разделе «Моя малая Родина» отражена история села Удинск, его жителей, в нем собраны старинные экспонаты домашней утвари. Раздел «Есть такая профессия – Родину защищать» рассказывает о воинах – выпускниках школы, отслуживших в рядах Российской Армии и воинах, побывавших в горячих точках. В разделе «Наша школьная страна» собран богатый материал по истории школы, ветеранах педагогического труда, выпускниках школы за 50 лет. Школа гордится разделом музея, который называется «Тоонто», в нем находится настоящая монгольская юрта. Здесь собраны экспонаты национальной бурятской кухни, предметы быта, мебели. Благодаря ученикам и жителям села музейный фонд постоянно пополняется. Учащиеся проводят экскурсии по всем отделам школьного музея.
Социальный опыт является основой духовного развития ребенка. Основы духовности, национальной культуры закладываются в детстве. Воспитание духовности – актуальнейшая задача, т.к. только духовно-нравственный человек способен справиться с проблемами, которые ставит перед человечеством XXI в. Воспитывается духовность через обращение к фольклору, к истории родной земли. Без восстановления народно-региональных традиций, обычаев, без чувства кровной связи с родными, близкими и национальной гордости нельзя нельзя воспитать гармоничон развитую Личность. В Удинской школе ведется работа по возрождению народных традиций, обрядов, праздников. В первую очередь этим занимается актив школьного музея, центр литературы и искусства, бурятский центр, кружок декоративно-прикладного направления «Сделай сам», фольклорный ансамбль «Ленхобо», центр здоровья и физической культуры. Дети обучаются игре на народных музыкальных инструментах. «ятаг», собирают материал по культуре родной земли, оформляют стенды, планшеты, посвященные обычаям и традициям бурятского и русского народа, семейских Забайкалья, с азартом участвуют в русских народных играх на Масленицу и всем народом празднуют Сурхарбан.
Народные праздники – это не просто отдых, это своеобразные спектакли, имеющие громадное воспитательное значение. Как много от праздника к празднику узнают ребята, как расширяется их кругозор. Учащиеся наглядно видят связь между прошлым и современностью.
Итак, третье направление работы – внедрение во внеурочную деятельность учащихся родных традиций, обычаев и обрядов, которые дают возможность прикоснуться к нравственным истинам предков. Организуются праздники такие как, например: «Встреча зимушки-зимы», «Новогодние гулянья», «Колядки», «Рождественские посиделки», «Масленица», «Пасха», «Сагаалган», «Сурхарбан» и др.
Четвертое направление – организация творческих акций школьников. Цель этого направления – воспитывать духовно-нравственные качества ребят через разнообразную деятельность. Учащиеся сами готовят и проводят литературные игры, викторины, конкурсы по истории, культуре, литературно-фольклорные утренники и вечера, тематические музыкально-литературные гостиные («Ф.И.Тютчев – поэт мирозданья», «Музыкальное наследие XXI века», «Золотой век русской культуры» и др.), постоянно организуется экспозиция выдающихся произведений художников, проводятся «круглые столы» по волнующим их участников проблемам общечеловеческой морали и национальной культуры. Ежегодно проводятся смотры художественной самодеятельности, конкурс «Алло, мы ищем таланты», проводятся выставки рисунков, иллюстраций к произведениям фольклора.
Пятое направление – знакомство с основами ведения с/хозяйства. Вовлечение ребят в производительный труд выступает здесь в роли цементирующего момента в становлении их нравственности, взглядов и убеждений. В ЛТО, на пришкольном участке учащиеся осваивают необходимые навыки агротехники, проводят селекционную научно-исследовательскую работу. Результаты этой деятельности впечатляют. Так наша ученица Дугаржапова Дарима заняла I место в Республике в конкурсе по основам ведения с/хозяйства; учащимися нашей школы был выявлен дикий абрикосник, произрастающий в наших суровых климатических условиях. Сегодня ведется научная работа по исследованию флоры реликтовых абрикосников долины р.Уды, под руководством доктора биологических наук, профессора БГУ – Б.Б.Намзалова. Привлечение детей к практической работе по изучению, сохранению и восстановлению местообитаний абрикосника сибирского как компонента биоразнообразия Байкальского региона, способствует воспитанию бережного отношения к природе, духовно-нравственному воспитанию, это шаг к обретению гармонии с самим собой и окружающим миром.
Сегодня экологическим центром создан маршрут экологических троп, эколого-туристических троп – проводится работа по их очистке, составляется карта – описание лекарственных трав, редких растений, лечебных источников; ведется работа по изучению флоры и фауны школьного заказника; ведется работа по изучению памятников палеологии Забайкалья (Санный мыс, могильники эпохи Гуннов), проводится разъяснительная работа среди школьников и взрослого населения по сохранению историко-культурного наследия, организован выпуск листовок «Сохраним для будущих потомков!», ведется работа по расстановке природоохранных знаков на территории школьного заказника, создан экологических патруль по охране памятных и достопримечательных мест, проводится агитационная работа в пожароопасный период среди населения и школьников (молнии, листовки, плакаты, беседы). Планируется начать работу по исследованию лечебных свойств водных источников в местности Хахир-Булык с привлечением научных руководителей из БГУ и республиканского музея природы.
Проводятся научно-исследовательские работы школьников по теме «Сохранение, селекция и использование генофонда номадных животных», создано школьное фермерское хозяйство в традициях культуры номадного животноводства как одной из форм традиционного этнического природопользования. Цель исследовательских работ: разработка научнообоснованной системы племенной работы с грубошерстными овцами по сохранению и улучшению их продуктивных и племенных качеств; восстановление генофонда бурятских овец, изучение видового состава растительности пастбищ. Учащиеся нашей школы принимают активное участие в научно-практических конференциях по проблемам защиты окружающей среды. Со своими научными работами удачно выступили в г.Улан-Удэ Бадмаева С. «Содержание йода в почве, воде и влияние его недостатка на организм человека и животных», Кондратьев А. (4 место в республиканской конференции «Шаг в будущее») «Исследование флоры реликтовых абрикосников долины р.Уды – реальный вклад в сохранение биоразнообразия Байкальской Сибири», Дугаржапова Д. «Особенности роста и развития ягнят бурятского типа забайкальской тонкорунной породы и их помесей с кучугуровской породой».
Организация ЛТО позволяет учащимся полноценно отдохнуть и поправить здоровье; обеспечить детей горячим питанием за счет продукции, выращенной детьми; в полном объеме отработать практическую часть спец. Курсов «Животноводство», «Растениеводство», «Экономика»; развивать творческие и интеллектуальные способности детей; проводить исследовательскую работу; приобщить детей к возрождению духовной, национальной культуры, традиций бурятского и русского народа; выработать у детей особое бережное отношение к земле, как к категории высочайшей нравственной деятельности.
Основная воспитательная цель заключается в следующем: учащийся, живя на Земле, должен любить свою землю и быть готовым ее преобразовывать, школа должна обеспечить подготовку учащихся к ведению с/хозяйственного производства.
К сожалению духовность долгое время приносилась в жертву научно-техническому прогрессу, направляя тем самым общественное развитие по тупиковому пути.
Понятие «духовность» становится ключевым ориентиром новой парадигмы образования. Человек, как носитель духа, должен обладать рефлексивностью, с помощью которой он не только познает себя в оразных условиях, но и усложняет, углубляет отношение к себе и постепенно расширяет видение среды и рамки целого, в котором он реально пребывает. Познавая себя через познание мира, человек формирует отношение к себе, обществу, другой личности, которое проявляется в его поведенческих реакциях. Каким будет это отношение – позитивным или негативным, что будет лежать в его первооснове – добро или зло, зависит от «внутреннего наполнения» человека. Позитивным «внутренним наполнением» выступает духовность, которая содержит высшие идеальные стремления человека, в том числе нравственные, эстетические и этические понятия и переживания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса
Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...
Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"
Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...
базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики
Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....
Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования
Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...
Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся
Статья об основных направлениях и результатах работы школьного музейного уголка "История школы в истории города" МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...