История математики
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Программа кружка «История математики».
Пояснительная записка.
Для воспитания интереса к математике и развития правильных взглядов на возникновение и развитие математических идей полезно довести до сознания школьников решение важного вопроса: откуда берутся новые математические задачи, математические идеи и теории? Здесь очень полезным является кружок по истории математики. Все виды и формы кружка позволяют развить самостоятельность суждений, настойчивость, дисциплинированность, выдержку, внимательность, умение отстаивать собственные взгляды, активно включаться в поиск интересующей информации.
Программа кружка «История математики» предназначена для учащихся интересующихся математикой.
В рамках кружковых занятий предлагаются экскурсы в историю математики. Учащиеся знакомятся с развитием нумерации и счета, некоторыми интересными приемами устных и письменных вычислений, математическими задачами- загадками и известными задачами разных времен. В результате изучения старинных мер длины и массы, измерений объема жидкости, возникновения мер площадей, денежных систем мер различных народов, измерений времени учащиеся увидят их большую роль в зарождении математических знаний.
Программа кружка «История математики» разработана для учащихся 7 классов и рассчитана на 1 час в неделю ( всего 34 часа в год).
Цель кружка:
сформировать у учащихся представления об истории становления математики как науки и на основе соответствующих заданий развить их математические способности и внутреннюю мотивацию к предмету.
Задачи кружка:
- Расширить и углубить представление учащихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих учёных- математиков в развитии мировой науки. показать учащимся исторические аспекты возникновения различных величин;
- познакомить учащихся со старинными задачами;
- развить познавательную и творческую активность учащихся;
- развить у учащихся умение самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий:
Изложение материала может осуществляться с использованием традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация презентации, игра, проектная деятельность.
Ожидаемые результаты:
В результате кружковых занятий учащиеся приобретают
- культуру счета и математической речи
- навыки работы с величинами
- умение самостоятельно и творчески работать с дополнительной математической литературой
- представления о своих возможностях в области математики
Представление результатов работы:
- Выпуск математических газет по истории математики.
- Участие в школьном фестивале проектов.
- Создание викторины- презентации по истории математики.
Содержание программы.
- Развитие математики в Вавилоне. (1 ч)
История развития счета в Вавилоне. Старинные математические задачи Вавилона. Составление таблиц в Древнем Вавилоне.
- Строители пирамид. История развития математики в Египте. (1 ч)
История развития счета в Египте. Задачи из папируса Райнда и Акмимского папируса.
- Развитие математики в Греции. (5 ч)
История развития математики а Древней Греции. Задачи из греческой антологии. Евклид. Задачи Евклида. Архимед. Задачи Архимеда. Пифагор. Школа Пифагора. Задачи Пифагора.
- Диофантовы уравнения. (2 ч)
Диофант. Диофантовы уравнения. Задачи из «Арифметики» Диофанта.
- Развитие математики в Китае. (3 ч)
История развития математики в Древнем Китае. Китайская система счета. Задачи на дроби. Задача о слитках золота. Задачи о снопах различных урожаев. Задача о высоте горы и глубине колодца.
- Развитие математики в Индии. (3 ч)
История развития счета в Индии. Известные задачи Бхаскары (задачи о тополе и лотосе). Задачи Брамагупты.
- Развитие математики у арабских народов. (2 ч)
Развитие счета и математические открытияе математики у арабских народов. Бега-Эддин, Аль-Хорезми, Ал-Каши, Ал-Кархи и их задачи.
- Цифры, числа, их свойства. (2 ч)
Цифры и числа. Построение математиками фигурных чисел.. Совершенные и дружественные числа. Числа Фиббоначи.
- Происхождение математических знаков. Интересные приёмы вычислений. (2 ч)
Происхождение математических знаков. Интересные приемы устных и письменных вычислений и их практическая значимость. Один из старинных способов вычисления на пальцах. Задачи на сложение нескольких последовательных чисел натурального ряда. Проверка сложения и умножения с учетом торговой практики.
- Развитие математики на Руси. (5 ч)
Развитие математики на Руси. Леонтий Магницкий. «Арифметика» Магницкого. Решение задач из учебника Магницкого. Л.Эйлер. Задачи Эйлера. Задачи Л.Толстого.
- Развитие математики в западной Европе. (2 ч)
Леонардо Пизанский. Задачи Пизанского. Паскаль. Треугольник Паскаля. Задача Регимонтана. Ньютон. Задачи Ньютона.
- Старинные математические развлечения. ( 2ч)
Задачи на «задуманное число» из книги Баше де Мезирака. Задача о башне Брахмы.
- Старинные меры измерений. (2 ч)
Старинные и современные меры длины и веса. Измерение объема жидкости, меры площадей. Денежные системы мер различных народов. Единицы измерения сыпучих и жидких тел. Меры времени. Попытки создания единой системы мер. Задачи на сравнение вычислений в различных системах мер.
- Женщины- математики. ( 1 ч)
Гипатия. Эмилия дю Шатлэ. Мария Лаланд. Софья Жермен. Софья Ковалевская.
- Итоговое занятие.( 1 ч)
Учебно – тематический план.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Форма проведения | Образовательный продукт | |
всего | практика | ||||
1 | Развитие математики в Вавилоне. | 1 | 0,5 | Беседа. Практикум | Опорный конспект. Решенные задачи |
2 | Строители пирамид. История развития математики в Египте. | 1 | 0.5 | Беседа. Практикум. | Решенные задачи |
3 | Развитие математики в Греции. | 5 | 3 | Театрализованное занятие. Практикум. | Участие в театрализованном представлении. Решенные задачи |
4 | Диофантовы уравнения. | 2 | 2 | Проблемно-поисковая беседа. | Алгоритмы решения. |
5 | Развитие математики в Китае. | 3 | 2 | Лекция. Практические задания. | Решенные задачи |
6 | Развитие математики в Индии | 3 | 2 | Выступления учащихся. Практикум | Решенные задачи |
7 | Развитие математики у арабских народов. | 2 | 1 | Беседа. Практикум | Символьная запись Решенные задачи |
8 | Цифры, числа, их свойства | 2 | 2 | Беседа. Исследовательская работа | Запись полученных результатов. Составленные кроссворды. |
9 | Происхождение математических знаков. Интересные приёмы вычислений. | 2 | 1,5 | Исследовательская работа. Беседа. Решение задач. | Символьная запись, Алгоритмы приёмов вычислений. |
10 | Развитие математики на Руси. | 5 | 4 | Выступление учащихся. Практикум. | Решенные задачи |
11 | Развитие математики в западной Европе. | 2 | 1 | Беседа. Практикум | Решенные задачи |
12 | Старинные математические развлечения. | 2 | 2 | Исседовательская работа. Игра. | Решенные задачи |
13 | Старинные меры измерений. | 2 | 1 | Проблемно-поисковая беседа | Запись полученных результатов |
14 | Женщины- математики. | 1 | Беседа | ||
15 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | Интеллектуальный турнир. Анкетирование | Результаты турнира. Результаты анкеты. |
Итого | 34 | 23,5 |
Список литературы.
- Глейзер Г.И. История математики в школе. Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1964г.
- Чистяков В.Д. Сборник старинных задач по элементарной математике с историческими экскурсами. Минск, Издательство Министерства высшего, среднего специального образования БССР, 1962
- Депман И.Я. Мир чисел. Ленинград, «Детская литература», 1982г.
- Перельман Я.И. Занимательная арифметика. М., Триада- Литера, 1994г.
- Володарский А.И. Очерки истории средневековой индийской математики. – М.: Наука, 1977
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок в 8Б классе (история+математика) «История Московского Кремля от Ю.Долгорукого до Ивана Ⅲ. Решение уравнений и задач с уравнением»
Автономное образовательное учреждение школа №6 г.Долгопрудного Интегрированный урок в 8Б классе(история+математика) «История Московского КремляотЮ.Долгорукого до Иван...
Тест на тему: "Из истории математики"
Собраны интересные вопросы из истории математики. Предлагаются 4 варианта ответа....
История математики. Роль памяти в математике.
Математика прошла долгий путь развития, прежде чем стала абстрактной наукой. Историю математики делят на 4 периода. Относительно математики в нашем обществе ещё до сих пор существуют самы странные пре...
Внеклассная работа по математике на тему: "История математики. Архимед"
В представленном файле представлена биография Архимеда, информация о его достижениях и открытиях, стихи о нем...
Презентация по математике "По страницам истории математики"
Красочность презентации развивает интерес учащися к математике....
Методический материал к факультативному занятию по математике по теме "Из истории математики. Спираль Фибоначчи"
Методическая разработка представляет собой иллюстративный материал (презентация и обзор) к факультативному занятию "Из истории математики. Спираль Фибоначчи"....
Внеклассное мероприятие по математике «История математики»
Данное внеклассное мероприятие способствует развитию кругозора учащихся, привитию интереса к математике....