Классный час "Правда или ложь?"
классный час (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Давыдова Ирина Дашиевна

Классный час "Правда или ложь?" проводился для учеников 10 класса. Перед разговором произвольно поделила учеников на две группы (Ложь и Правда), на определенном этапе занятия ученики вступили в дискуссию, где первая группа доказывала, что без лжи человек и общество не может существовать, а вторая группа доказывала, что только правдой может и должен руководствоваться в своей жизни человек. Дискуссиия очень оживила занятие и помогла решить главные задачи - задуматься о проблеме и принять ее ценностные ориентиры, что прозвучало во всех отзывах учеников во время рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия27.04 КБ
Файл Презентация686.2 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Ложь или правда?»

Цели:

  • обеспечить негативное восприятие лжи как социального факта;
  • способствовать формированию таких нравственных качеств, как честность, справедливость, искренность;
  • убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.
  • развивать совесть как регулятор самоконтроля.

Оборудование:

ПК, мультимедиапроектор, презентация PowerPoint, запись песни С.Никитина «Каждый выбирает для себя…», стикеры.

Ход мероприятия:

Здравствуйте, юноши и девушки, и гости классного часа.

  1.  Актуализация

Дети  долго и подчас мучительно учатся правдивости и лживости. Доверчивости и недоверчивости. Дети перенимают это у взрослых и сверстников, у всего окружающего мира. Как это бывает?

К примеру:

Звонит телефон, папа кричит из соседней комнаты: «Меня нет!». Мама подходит к телефону и говорит, что мужа нет дома. Ребенок слышит это и делает вывод, что обманывать можно.

Или бабушка в присутствии внучки очень мило разговаривает с соседкой, а когда та уходит, охает: «Какая она все-таки сварливая и глупая!». Внучка решит, что лицемерие – это норма поведения.

Или случай из книги известного М.Бим-Бада «Психология и педагогика: просто о сложном».

«Помню, во время войны (мне не могло быть больше трех-четырех лет от роду) к нам домой заявилась комиссия, проверявшая, пользуются ли жильцы электроплитками (что было в то время запрещено, разрешались только керосинки).Родители заявили, что у нас нет электроплитки, а я извлек из-под шкафа тепленькую еще плитку и гордо предъявил ее комиссии.

Так я узнал, что правда бывает предательством, а правдолюб – доносчиком. Назойливое стремление говорить правду, оказывается, не всегда уместно.

Моя жена вспоминала, как в детстве ее родители устроили ей страшный нагоняй за то, что она якобы накрасила губы. На самом же деле она не делала этого, и ее губы казались окрашенными потому, что она посасывала (притом неосознанно) хвостик линяющей, как выяснилось позже, ленты. Она не могла объяснить, почему у нее губы в краске, если она не красила губы. Ей пригрозили жестокой поркой и вынудили солгать – «сознаться» в поступке, которого не было.Так она узнала, что такое самооговор невиновного человека»….

Увы, многие из нас  получают горькие и опасные уроки.

А вот выдержки со страниц интернета, в котором наша проблема также широко обсуждается на различных форумах:

  • «САМА ВРУ ЧАСТО И ДАЖЕ ЗНАЮ, ГДЕ И КОГДА ПРОВРАЛАСЬ. КОГДА МНЕ ЗАДАЮТ КАКОЙ-НИБУДЬ ВОПРОС, НА КОТОРЫЙ Я НЕ ХОЧУ ОТВЕЧАТЬ, Я ПОЧЕМУ-ТО НЕ МОГУ ОТВЕТИТЬ ВОПРОСОМ «А ЗАЧЕМ ТЕБЕ ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ?» И НАЧИНАЮ ВРАТЬ, ВРАТЬ, ВРАТЬ… КОГДА Я ИСКРЕННА, НИКТО НЕ ВЕРИТ МНЕ, А ВРУ – ТАК ВСЕ СЛУШАЮТ С РАСКРЫТЫМИ РТАМИ…
  • ПОЧЕМУ-ТО НИКТО ДАЖЕ НЕ ПЫТАЕТСЯ ПОЙМАТЬ НА ВРАНЬЕ ДРУГОГО. КОГДА МНЕ ВРУТ НЕ ОЧЕНЬ ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ МЕНЯ ЛЮДИ, Я ОТНОШУСЬ К ЭТОМУ СПОКОЙНО, А КОГДА – ЖЕНЩИНЫ, ВООБЩЕ КАК К ДОЛЖНОМУ. ОБЫЧНО Я ВРУ ПРО МОЮ ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ, ЧАЩЕ ВСЕГО КОГДА НЕ ХОЧУ ВЫСТАВИТЬ СЕБЯ В ДУРАЦКОМ ПОЛОЖЕНИИ. ИЛИ КОГДА НЕКОТОРЫМ НЕ СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ НЕКОТОРЫЕ ВЕЩИ.
  • ИНОГДА НЕ ХОЧУ ВРАТЬ, НО Я ТАК НЕ ДОВЕРЯЮ ЛЮДЯМ…».
  • ОТВЕТ: «ВЫ БУДЕТЕ СМЕЯТЬСЯ… ЛИЧНО Я ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ВРУ… ВООБЩЕ… В ТЕХ РЕДКИХ СЛУЧАЯХ ТОЛЬКО, КОГДА ЛОЖЬ НЕОБХОДИМА, КАК «СВЯТАЯ»… И КОГДА МНЕ ВРУТ– САМОЕ СТРАШНОЕ ОСКОРБЛЕНИЕ… (ЛУЧШЕ ПРАВДУ – ПО ЛЮБОМУ…). … ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ВРЕТ, ДУМАЕТ, ЧТО ОН САМЫЙ УМНЫЙ…
  • МНЕ С ДЕТСТВА ВНУШИЛИ, ЧТО ВРАТЬ ОЧЕНЬ ПЛОХО (ПРОСТО СМЕРТНЫЙ ГРЕХ!). И Я ВСЕГДА ГОВОРИЛА ПРАВДУ, ДАЖЕ ВО ВРЕД СЕБЕ. НЕОБХОДИМОСТЬ СОВРАТЬ СОЗДАВАЛА В ДУШЕ ТАКОЙ ДИСКОМФОРТ, ЧТО Я ПРЕДПОЧИТАЛА СКАЗАТЬ ВСЕ, КАК ЕСТЬ.»
  • ЧУЖОЕ ВРАНЬЕ Я ЧУВСТВУЮ КАКИМ–ТО ШЕСТЫМ ЧУВСТВОМ. НО НИЧЕГО НЕ ГОВОРЮ ВРУЩЕМУ. ЕСЛИ ВРЕТ, ЗНАЧИТ ЕСТЬ ПРИЧИНЫ, ЗНАЧИТ ЕМУ ТАК НАДО. ЗАЧЕМ ВЫЯСНЯТЬ ОТНОШЕНИЯ?»
  • ЕЩЕ ОДИН УЧАСТНИК ДИСКУССИЙ О ЛЖИВОСТИ: «А Я И НЕ УМЕЮ – ВСЕ НА ЛБУ НАПИСАНО, ВЫГЛЯДИШЬ ПО-ДУРАЦКИ, ЛУЧШЕ НЕ НАПРЯГАТЬСЯ. ВРУТ ОБЫЧНО ТАМ, ГДЕ НЕ НАДЕЮТСЯ НА ПОНИМАНИЕ.»

Итак, попробуем разобраться в проблеме -  ложь или правда?

  1. Работа с понятием

Вспомните близкие по значению слова синонимы к слову «Ложь»

Фальшь, вранье, клевета, обман, неправда, криводушие, фальсификация, враки, сочинительство, брехня, кривда, фальшивка, утка…

Вот сколько слов придумали люди для обозначения этого явления.

А теперь назовите противоположные по значению слова (правда, истина). Вот так: коротко и ясно.

Назовите, пожалуйста, прилагательные, связанные, по вашему мнению, со словом «ложь». Какая бывает ложь? (явная, бессовестная, бесстыдная, возмутительная, наглая, постыдная, провокационная, сфабрикованная, спасительная, сладкая )…. 

А какая бывает правда? (горькая, тяжелая )

Посмотрите, пожалуйста, какие в народе закрепились ярлыки к этим явлениям - слайд

Послушайте, пожалуйста, вот такой рассказ Виктории Осеевой «Что легче»:

“… Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой — боятся: Попадет нам дома!

Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

Я скажу, — говорит первый, — будто на меня волк напал в лесу. Испугается отец и не будет ругаться.

— Я скажу, — говорит второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мама и не будет ругаться.

А я правду скажу, — говорит третий. — Правду всегда легче говорить, потому что она правда и придумывать ничего не надо.

Вот разошлись все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка — глядь, лесной сторож: идет.

Нет, говорит, — в этих местах волка.

Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.

Второй мальчик про деда рассказал. А тут дед в гости идет. Узнала мама правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.

А третий мальчик как пришел, так с порога во всем и сознался. Поворчала на него мама, да и простила.

Ребята, в чем суть этого рассказа?

(Ложь обычно все равно будет известна и принесет большие неприятности).

Значит ли это, что нужно всегда говорить правду? Возможно ли всегда говорить правду?

(Ответы учеников)

Притча о Полуправде

Феликса Кривина "Полуправда"

Купил Дурак на базаре Правду. Удачно купил, ничего не скажешь. Дал за неё три дурацких вопроса да ещё два тумака сдачи получил, и пошёл.
Но легко сказать – пошёл! С Правдой-то ходить не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжёлая. Поехать на ней – не поедешь, а на себе везти — далеко ли унесёшь?
Тащит Дурак свою Правду, мается. А бросить жалко. Как-никак, за неё заплачено.
Добрался домой еле живой.
— Ты где, Дурак, пропадал? — набросилась на него жена.
Объяснил ей Дурак всё как есть, только одного объяснить не смог: для чего она, эта Правда, как ею пользоваться.
Лежит Правда среди улицы, ни в какие ворота не лезет, а Дурак с женой держат совет — как с нею быть, как её приспособить в хозяйстве.
Крутил и так, и сяк, ничего не придумали. Даже поставить Правду и то негде. Что будешь делать — некуда Правду деть!
— Иди, — говорит жена Дураку, — продай свою Правду. Много не спрашивай — сколько дадут, столько и ладно. Всё равно толку от неё никакого.
Потащился Дурак на базар. Стал на видном месте, кричит: 
— Правда! Правда! Кому Правду — налетай!
Но никто на него не налетает.
— Эй, народ! — кричит Дурак. — Бери Правду — дешёвоотдам!
— Да нет, — отвечает народ. — Нам твоя, Правда, ни к чему. У нас своя, Правда, не купленная.
Но вот к Дураку один Умник подошёл. Покрутился возле Правды, спрашивает:
— Что, парень, Правду продаёшь? А много ли просишь?
— Немного, совсем немного, — обрадовался Дурак. — Отдам за спасибо.
— За спасибо? — стал прикидывать Умник. — Нет, это для меня дороговато.
Но тут подошёл ещё один Умник и тоже стал прицениваться.
Рядились они, рядились и решили купить одну Правду на двоих. На том и сошлись.
Разрезали Правду на две части. Получились две полуправды, каждая и полегче, и поудобнее, чем целая была. Такие полуправды — просто загляденье.
Идут Умники по базару, и все им завидуют. А потом и другие Умники, по их примеру, стали себе полуправды мастерить.
Режут Умники Правду, полуправдой запасаются.
Теперь им куда легче разговаривать между собой.
Там, где надо было сказать: « Вы подлец!» — можно сказать: «У вас трудный характер!» Нахала можно назвать шалуном, обманщика — фантазёром.
И даже нашего Дурака теперь никто дураком не называет.
О Дураке скажут: «Человек, по-своему мыслящий!»
Вот как режут Правду!

? В чем смысл этой притчи? О чем она заставляет задуматься?

(Ответы – о том, что трудно всегда быть честным. Легче иногда сказать полуправду)

Значит ли это, что ложь нужна и оправдана?

(Ожидаемые ответы – иногда ложь необходима)

  1. Итак, мы подошли к главной проблеме нашего разговора - почему люди лгут?

Примерные ответы:

1. Чтобы избежать унижения  

2. Чтобы избежать наказания, страх

3. Чтобы добиться своего    

4. Не хотят обидеть других    

 5. Чтобы понравиться      

6. Чтобы избежать ответственности      

7. Боятся сказать правду

8. Желают избежать неприятных ситуаций

? По каким признакам можно определить, что собеседник говорит неправду?

? Когда вам врут какие чувства вы испытываете?

? Часто ли вы сами прибегаете ко лжи?

?В каких случаях вы чаще лжете: по телефону, в  интернете, или при непосредственном общении?

? Почему при общении меньше лжете?  (Стыдно смотреть в глаза и т. д.)

Таким образом, мы пришли к выводу, что трудно ответить на наш вопрос однозначно.

Обратимся к именитым мыслителям, что они говорят нам о лжи и правде:

Два подхода ко лжи во спасение

Николай Бердяев снисходителен к человеку: «Есть тип лжи из сострадания, который может быть спасением жизни другого человека. Правдивость не означает формализма и педантизма. Нравственный акт человека всегда творчески-индивидуальный и совершается для конкретного случая жизни, единичного и неповторимого.»

А суровый Кант неумолим: «Допустима ли ложь во спасение? Нет! Нельзя помыслить себе решительно ни одного случая, когда была бы оправдана ложь. В противном случае люди любое обстоятельство станут расценивать как то именно, при котором позволительна ложь во спасение.

Необходимо сформировать основу характера — правдивость. Она и фундамент, и важнейшее содержание характера. Лживый человек — совершенно бесхарактерен, если у него и есть что-либо хорошее, то оно проистекает только из его темперамента.»

Наша встреча подходит к концу.

Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Радостно то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь,  ложь, а именно враньё, обходите стороной.

Честность, правдивость, скромность всегда были и останутся самым большим богатством человека. Никогда не врите ни отцу, ни матери, ни друзьям, ни знакомым, и незнакомым. Вранье приносит вред человеку, его душе, его жизни.  О том, умен ли человек, можно судить по тому, насколько он правдив. Лгать — в любом случае низко и глупо.

Я надеюсь, что вы так не будете поступать. Ведь честность и правдивость являются  важнейшими качествами человека. По этим качествам вас и окружающие оценивают.

Спасибо за ваш откровенный разговор. И в заключение предлагаю послушать известную песню Сергея Никитина на слова Юрия Левитанского.

Звучит песня «Каждый выбирает для себя женщину религию, дорогу…»

Рефлексия? На стикерах выразите, пожалуйста, свое настроение или мнение, или пожелание – После этого классного часа я….


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛОЖЬ или правда?

Слайд 2

характерные признания добровольцев (взято из различных форумов в Рунете ) «Сама вру часто и даже знаю, где и когда провралась. Когда мне задают какой-нибудь вопрос, на который я не хочу отвечать, я почему-то не могу ответить вопросом «А зачем тебе это нужно знать?» и начинаю врать, врать, врать… Когда я искренна, никто не верит мне, а вру – так все слушают с раскрытыми ртами… Почему-то никто даже не пытается поймать на вранье другого. Когда мне врут не очень значимые для меня люди, я отношусь к этому спокойно, а когда – женщины, вообще как к должному. Обычно я вру про мою личную жизнь, чаще всего когда не хочу выставить себя в дурацком положении. Или когда некоторым не следует знать некоторые вещи. Иногда не хочу врать, но я так не доверяю людям…». Ответ: «Вы будете смеяться… Лично я практически не вру… вообще… В тех редких случаях только, когда ложь необходима, как «святая»… И когда мне врут– самое страшное оскорбление… (Лучше правду – по любому…). … Человек, который врет, думает, что он самый умный… Мне с детства внушили, что врать ОЧЕНЬ плохо (просто смертный грех!). И я всегда говорила правду, даже во вред себе. Необходимость соврать создавала в душе такой дискомфорт, что я предпочитала сказать все, как есть.» Чужое вранье я чувствую каким–то шестым чувством. Но ничего не говорю врущему. Если врет, значит есть причины, значит ему так надо. Зачем выяснять отношения?» Еще один участник дискуссий о лживости: «А я и не умею – все на лбу написано, выглядишь по-дурацки, лучше не напрягаться. Врут обычно там, где не надеются на понимание .»

Слайд 3

ЛОЖЬ Фальшь Вранье Клевета Обман неправда Криводушие Фальсификация враки Сочинительство брехня Кривда фальшивка Утка…

Слайд 4

ПРАВДАИСТИНА ЛОЖЬ Фальшь Вранье Клевета Обман неправда Криводушие Фальсификация враки Сочинительство брехня Кривда фальшивка Утка…

Слайд 5

Явная Бессовестная Бесстыдная Возмутительная Наглая ЛОЖЬ Постыдная Провокационная Сфабрикованная Спасительная святая

Слайд 6

ПРАВДА ЛОЖЬ горькая Тяжелая ясная Честная Скрытая Во вред сладкая лёгкая Явная Наглая Очевидная Во благо

Слайд 7

ПОЧЕМУ ЛЮДИ ЛГУТ?

Слайд 8

Два подхода ко лжи во спасение Николай Бердяев : «Есть тип лжи из сострадания, который может быть спасением жизни другого человека. Правдивость не означает формализма и педантизма. Нравственный акт человека всегда творчески-индивидуальный и совершается для конкретного случая жизни, единичного и неповторимого»…

Слайд 9

Два подхода ко лжи во спасение Имманул Кант: « Допустима ли ложь во спасение? Нет! Нельзя помыслить себе решительно ни одного случая, когда была бы оправдана ложь. В противном случае люди любое обстоятельство станут расценивать как то именно, при котором позволительна ложь во спасение. Необходимо сформировать основу характера — правдивость. Она и фундамент, и важнейшее содержание характера. Лживый человек — совершенно бесхарактерен, если у него и есть что-либо хорошее, то оно проистекает только из его темперамента »

Слайд 10

Каждый выбирает для себя…

Слайд 11

После этого классного часа я …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...