Внеклассное мероприятие:«Уважение старших – закон жизни людей»
классный час (5 класс) на тему
Вся история развития человеческого общества строилась на взаимоуважении, взаимопомощи и солидарности. Человек не выживет в одиночку, он погибнет. Родители, старшие воспитывают, учат молодое поколение, передают ему умения, навыки, накопленный опыт предыдущих поколений. Всё это может происходить при условии, когда люди общаются, трудятся в едином коллективе. Если человека лишить этих условий, то он в редком случае сможет выжить, но при этом его трудно будет назвать полноценным членом общества. Так, например, зафиксированы случаи, когда ребёнка как члена семьи растили животные. Он выживал, но при этом не умел разговаривать, его мозг был не развит. Вне человеческого общества, человек не может существовать как личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
merop_uvazhenie.docx | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Уважение старших – закон жизни людей»
Цель – объяснить, почему уважение старших мы называем законом жизни.
Задачи:
Раскрыть понятие «уважение».
Выявить качества, за которые мы уважаем людей.
Найти и обсудить пословицы и поговорки об уважении к старшим.
Что может представлять собой уважительное отношение к старшим?
Форма проведения – групповая работа
Оборудование – мультимедийное оборудование, толковые словари, книги для чтения «Грамматика нравственности» 7 класс под редакцией Э. П. Козлова.
Ход мероприятия:
Организационный момент
Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Мы рады видеть вас в нашем классе. Эпиграфом к нашему занятию будут слова: «Потому, как в обществе живётся старикам и детям, можно судить о культуре народа». Тема нашего занятия «Уважение старших – закон жизни людей». Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на нашем занятии? Сегодня мы раскроем понятие «уважение», поговорим о нравственных качествах, за которые мы уважаем людей, обсудим пословицы и поговорки об уважении к старшим, родителям, вырастим дерево нашего уважения к старшим.
Проблемная ситуация
Учитель: Мы с детства знаем и любим наших былинных богатырей Илью Муромца и Добрыню Никитича. Как вы думаете, за что можно уважать этих былинных богатырей?
Мы уважаем их не только за их силу, но они получили уважение народа за то, что стояли на защите родной земли, приходили на помощь людям, не щадя «живота своего», так же как и многие другие былинные герои – Никита Кожемяка, богатырь великий Святогор обладал безмерной силой, но получил всеобщее уважение не за неё, а за то, что он обладал добрым сердцем, являлся в сказках богатырём – защитником Русской земли, и именно он по преданию бескорыстно помог Илье Муромцу, вдохнув в него часть своей исполинской силы.
Работа в группах
Учитель: Обычно, человек, которого мы уважаем, соответствует определённому нравственному образцу. То есть, говоря про кого-то, что он уважаемый человек, мы подразумеваем, что в нём присутствуют лучшие нравственные человеческие качества.
Учитель: Какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы снискать уважение окружающих?
На слайде перечислены следующие понятия:
Гуманность, чуткость, бескорыстие. Находчивость, щедрость, трусость, доброта, бесстрашие, жестокость, ответственность, вежливость, сдержанность, скромность, смелость, сострадание, благородство, самоотверженность, эгоизм, сила воли, ум, образованность, милосердие, слабоволие, равнодушие.
Задание: Разделите данные понятия на 2 группы. В 1 группу включите те понятия, которыми, на ваш взгляд, должен обладать человек, заслуживающий уважения. Во 2 группу – те понятия, которые характеризуют человека с отрицательной стороны.
Обсуждение в группах.
Учитель: Из положительных нравственных качеств мы складываем газон для нашего «дерева уважения».
Работа с материалом книги для чтения «Грамматика нравственности».
Чтение и обсуждение отрывка О. Тихомирова «Александр Невский» стр. 186
Задания:
Чем А. Невский заслужил уважение русского народа? (спас русские земли от чужестранцев, освободил города).
Пользуясь текстом, опишите, какими нравственными качествами обладал Александр Ярославович Невский? (терпимость, ум, смелость, находчивость, бесстрашие, самоотверженность, мудрость, умение прощать).
Как вы понимаете слова «Кто с мечом на русскую землю придёт, от меча и погибнет».
Работа с понятием «уважение»
Учитель: Давайте раскроем понятие «уважение». Какой человек достоин уважения? В жизни приходится сталкиваться с разными людьми. Уважать людей – независимо от их человеческих слабостей, недостатков, вероисповедания – значит уметь прощать им эти недостатки. Быть выше мелочных обид, зависти, подлости. Любой человек достоин уважения только потому, что он человек. Уважать – значит почитать кого-либо, признавать их достоинства.
Задание группам:
Найти в толковых словарях В. И. Даля и С. И. Ожегова толкование слов «уважать» и «уважение».
В. И. Даль
Уважать - почитать, чтить, душевно признавать чьи-либо достоинства, ценить высоко;
Уважать – почитать человека достойным вниманья, ставить завелико, принять за причину, убедиться и уступить, согласиться.
Увага – повод, причина, обстоятельства, на которые должны обратить внимание, уважить их.
С. И. Ожегов
Уважать – относиться с уважением к кому-либо. Считаться с кем-либо, принимать во внимание и соблюдать ч-л интересы. Любить. Иметь пристрастие к кому-либо.
Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств.
Уважить – исполнить, признав основательным ч-н просьбу. Оказать к-н уважение, выполнив его желание.
Уважение старших – закон жизни людей.
Учитель: Вся история развития человеческого общества строилась на взаимоуважении, взаимопомощи и солидарности. Человек не выживет в одиночку, он погибнет. Родители, старшие воспитывают, учат молодое поколение, передают ему умения, навыки, накопленный опыт предыдущих поколений. Всё это может происходить при условии, когда люди общаются, трудятся в едином коллективе. Если человека лишить этих условий, то он в редком случае сможет выжить, но при этом его трудно будет назвать полноценным членом общества. Так, например, зафиксированы случаи, когда ребёнка как члена семьи растили животные. Он выживал, но при этом не умел разговаривать, его мозг был не развит. Вне человеческого общества, человек не может существовать как личность.
У разных народов было то, что их объединяло – культ предков, основанный на уважении и почитании старших. Впоследствии это воплотилось в учениях и религиях мира.
Христианство учило почитать отца и мать.
В Древней Руси также почитали отца с матерью и спрашивали их благословения перед ответственным делом.
В Древнем Китае мудрец Конфуций настаивал, что нужно слушаться, беречь и уважать родителей и старших братьев.
Работа с материалом книги для чтения «Грамматика нравственности» стр 216-217.
Учитель: Прочитайте высказывания древнекитайского философа Конфуция. Затем ответьте на вопросы и выполните задания:
- В чем, по мнению Конфуция, состоит первейшая обязанность молодых людей?
- Как нужно поступать детям, если их родители в чём-то оказались не правы?
- Выпишите основные правила поведения детей по отношению к родителям.
- почтительность к родителям
- уважительность к старшим
- преданность в отношениях со старщими
- соблюдение традиций
- не совершение зла.
Учитель: Ребята, какой мы можем сделать вывод? Ответы детей.
Тем, кем вы станете в будущем, вы обязаны своим родителям, их опыту, мудрости и знаниям.
Работа в группах (работа с пословицами и поговорками).
Учитель: Дома ребята приготовили пословицы и поговорки об уважении. Сейчас каждая группа запишет их на приготовленных листах. Затем прочитаем их и обсудим.
Давайте ещё раз скажем, что объединяет все эти пословицы и поговорки?
Ребята, из этих пословиц и поговорок мы вырастим «дерево уважения».
Давайте прикрепим данные листочки на макет нашего дерева!
Пословицы и поговорки об уважении:
Уважение к молодому — долг, уважение к старшему — обязанность.
Будешь почитать отца и мать, узнаешь почет от своего сына.
Горе и гибель народу, у которого младшие перестанут почитать старших.
Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет.
Где тебя знают, твой ум уважают, а где не знают - твою одежду
Добивайся не услужения, а уважения
Жадность подрывает уважение
Завидовать - уважения не видывать
Кого уважают, того и слушают
Кто не уважает старшего, тому неведомо уважение
Кто сам уважает, того и другие уважают
Кто слово держит, уважение заслужит
Ради дочери уважение и тестю
Сумей себя показать - люди станут уважать
Там, где ум, там и уважение
Того не уважают, кто не уважает других
Уважение покоится на взаимности
Умный уважает всех, глупый - только себя
Рефлексия
Учитель: Сейчас я предлагаю послушать стихотворения о маме, которые приготовили учащиеся нашего класса.
«Старая мать» В. Лебедев-Кумач
«Молитва матери» С. Есенин
Заключительная часть
- Вот и подошел к концу наш разговор. Для того чтобы подвести итог занятия ответьте на вопросы:
- Что нового вы узнали сегодня?
- А было что-то новое, необычное, что вам понравилось, запомнилось?
- Чему мы научились?
- Какие выводы вы для себя сделали?
Ребята, теперь вы знаете, что такое уважение, за какие качества мы уважаем людей, что представляет собой уважительное отношение к старшим. Я надеюсь, что вы будете внимательнее относиться друг к другу, своим родителям и близким.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие для старшеклассников "Из жизни замечательных людей "( История любви)
Внеклассное мероприятие для старшеклассников ко Дню Святого Валентина" Из жизни замечательнх людей " знакомит учащихся с историями любви известных людей и произведениями искусства, созданн...
Внеклассное мероприятие для старшеклассников "Из жизни замечательных людей "( История любви)
.Внеклассное мероприятие для старшеклассников ко Дню Святого Валентина" Из жизни замечательнх людей " знакомит учащихся с историями любви известных людей и произведениями искусства, созданными п...
внеклассное мероприятие "Уважение старших - закон жизни людей"
внеклассное мероприятие "Уважение старших - закон жизни людей"...
Внеклассное мероприятие "Уважение каждой религии-основа здорового общества".
Главенствующие религии. Ислам и христианство: история возникновения,символы, традиции и обычаи. Заповеди. Таинства христианства и Столпы исл...
УРОК-РАЗМЫШЛЕНИЕ Тема: Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н. Толстого в романе «Война и мир».М.Ю. Лермонтов. 5 класс «Бородино» - героико-историческая баллада. Урок внеклассного чтения по повести А. С.Пушкина «Пик
1.Тема урока-размышления "Природа в жизни людей с точки зрения Л.Н.Толстого в романе "Война и мир". Данный урок воспитывает у учащихся чувство восприятия прекрасного и на примере текста...
Урок внеклассного чтения."Не было бы добрых людей, жизнь давно бы остановилась..."(Проблема нравственности в произведениях В. Распутина и В. Астафьева).
Тема урока раскрывается на материале повести В.Распутина "Нежданно-негаданно" и рассказа В.Астафьева " Людочка". Урок может быть проведён в 7-9 классах, или его материал может быть...
Внеклассное мероприятие "Уважение- твой путь от молодости к старости"
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему уважения к старости для 8-9 классов....