Внеклассное мероприятие в 7в классе «Моя малая Родина-Усть-Цильма»
классный час (7 класс) по теме

Кузнецова Галина Максимовна

Цели:

·        углубить знания школьников по истории и культуре своей Родины;

·        воспитывать любовь к своему родному краю;

·        развивать чувство гордости за свою Родину.

Задачи:

·         способствовать формированию у учащихся понимания значения выражения: малая родина;

·         способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, формированию гражданской позиции, национально-нравственных устоев учащихся, любви к своей стране и малой родине;

·         Предварительная подготовка: учащимся дается задание: подготовить сообщения 1. Об истории села 2. О самобытности родного края.

·         Оборудование: компьютерная презентация. Презентация демонстрируется по ходу выступления учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие в 7в классе

 «Моя малая Родина-Усть-Цильма»

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=198366739-18-72&n=21

Автор: Кузнецова Галина Максимовна ,

учитель МБОУ «УСОШ с.. Усть-Цильма»,


Конспект внеклассного мероприятия в 7в классе по теме: «Моя малая Родина»

Цели:

  • углубить знания школьников по истории и культуре своей Родины;
  • воспитывать любовь к своему родному краю;
  • развивать чувство гордости за свою Родину.

Задачи:

  • способствовать формированию у учащихся понимания значения выражения: малая родина;
  • способствовать воспитанию чувства уважения, гордости, патриотизма, формированию гражданской позиции, национально-нравственных устоев учащихся, любви к своей стране и малой родине;
  • Предварительная подготовка: учащимся дается задание: подготовить сообщения 1. Об истории села 2. О самобытности родного края.
  • Оборудование: компьютерная презентация. Презентация демонстрируется по ходу выступления учащихся.
  • Ход занятия
  • Организационный момент
  • Начинается занятие с чтения одного из учеников стихотворения  Олега Чупрова
  • РОДИНА
  • Жизнь, конечно же, прекрасна,
  • Если я в родном селе!
  • На душе светло и ясно,
  • Вот иду навеселе…
  • Не от пенной вовсе кружки,
  • Просто — осень, дом, покой.
  • Смотрит пристально старушка:
  • «Ты, божоной, чей такой?
  • По лицу-то Катеринин…»
  • Отвечаю: «Так и есть!»
  • «Чей-но путь до дома длинен?
  • Сколь не ездил-то, Бог весть!»
  • «Вы-то как живете?
  • Слышу:
  • «Чё пи, видит Бог, живем!
  • Сам надолго ли под крышу?
  • Позабыл, бат, отчий дом?»
  • По мосткам она ступает
  • Прямо в тихую зарю.
  • Что-то к сердцу подступает.
  • «Извините…» — говорю.
  • А погодки пашут землю,
  • Сено косят, хлеб растят.
  • Лёгкой жизни не приемлют
  • И в Усть-Цильме не гостят.
  • Я же снова — за стихами.
  • Как грибов, полно их здесь!
  • Но печаль не затихает:
  • Сколь не ездил-то, Бог весть!
  • А на счет труда иного…
  • Умный, думаю, поймет -
  • Я ведь тоже сею… слово!
  • И надеюсь, что взойдет!
  • Хата все-таки не с краю,
  • И не просто хлеб жуем.
  • За старушкой повторяю:
  • «Чё-ли, видит Бог, живем!»
  • Какие ассоциации связаны у вас с селом Усть-Цильма?
  • Ответы учащихся : это Горка, деревянные мосточки,  река Печора, Петровщина.
  • Что вы понимаете под словосочетанием «малая Родина»?
  • Вступительное слово учителя: У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться… Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с селом, районом, областью…
  • Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это великая страна с великой историей. А как называется наша страна? Правильно, Россия или Российская федерация. Это первое и главное значение этого слова. Это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Не случайно в трудные критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, то есть свою малую Родину. Сегодня мы с вами попробуем определить, что для нас является малой Родиной: село, район или область?
  • Ребята, давайте проверим, хорошо ли вы знаете историю своего села.
  • Викторина.
  • 1.Как звали основателя села Усть-Цильма?
  • Назовите дату основания нашего села? (1542)
  • Что означает слово  «цильма»? ( моховое болото, топкий торфяник, глубокая яма на болоте)
  • Как называется местечко, где благодарные потомки соорудили памятный знак Ивану Дмитриевичу Ластке. (Старое Дворище)
  • В каком году в Усть-Цильме был образован старообрядческий приход? (1856)
  • Кто такой Андрей Владимирович Журавский:
  • А)писатель;
  • Б)учёный;
  • В)врач.
  • Итак, историю родного села вы знаете неплохо. Молодцы.

Почему Усть-Цильму мы называем своей  малой родиной?

Чем дорога Вам Усть-Цильма?

Выступление групп.

Нам Усть-Цильма дорога Горкой.

Величавы наряды,

Старых горок наряды,

Всё ликует, и кровь горяча.

Всё в движении, пляске,

В обаятельной ласке

И блестит сарафанов парча.

Яркое красочное гуляние "Усть-Цилемская Горка" - это весенне-летний обрядовый праздник, живой памятник, жемчужина русского севера. В 2004 году «Усть-Цилемская горка» удостоена статуса Республиканского праздника.
Корни этого праздника произошли от архаичного представления и языческого поклонения людей солнцу - «яриле-божеству». Люди собирались за деревней на возвышенности и встречали солнце с песнями и хороводами.
С давних времен праздник "Горка" символизирует вершину трудового года, пору вхождения подростков в круг молодежи, пик веселья. В середине ХIХ века "Горка", по воспоминанию сторожил села, проходила в Усть-Цильме на центральной улице села, это было высокое место недалеко от реки Печоры, куда приставали каюки (суда) с товарами. Купцы, прибывшие с Чердыни, Вятки, Мезени, Усть-Сысольска раскидывали торговые палатки, и начиналась ярмарка. Обычно к этим событиям жители соседних деревень съезжались в Усть-Цильму, так как это был период ярмарочных гуляний между посевной и сенокосной страдой.
В системе весенне-летнего цикла обряд "Горка
" занимал важное место, и относился к разряду так называемых "заветных праздников". Приуроченная к датам православного календаря, "Горка" начиналась с Николы вешнего, (22 мая), продолжалась в Троицу, и в каждое воскресенье, если позволяла погода, затем в Иван день (7 июля), и заканчивались все горочные гулянья в день первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля).
"Горку" водили до трёх раз в день, в течение игрового дня девушки трижды меняли наряды.
Выходу "горочников" в хоровод предшествует важный и торжественный момент - "снаряжение", одевание наряда. Традиционный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры устьцилём, наполненное могучей животворной силой.
Усть-Цилемский костюм состоит из рубахи-рукава, сшитых из репса, парчи или штофного материала, сарафана - матерчатого, фартука - из шёлка, штофа или парчи, коротенька - из парчи, обязательным атрибутом как женской, так и мужской одежды является пояс. Головной убор девушки - хаз (налобная повязка) из старинной парчи, головной убор невесты - повойник (мест. побойник) сшитый из старинной парчи, вышитой золотой и серебряной нитью. Женский головной убор - плат. Он может быть трёх видов - канофатным, репсовым или парчовым. Завершался наряд украшениями: металлическими запонками, достаточно крупной брошью, серебряными цепями с праздничным крестом, который заправляется под сарафан.
Мужской костюм более простой. Он состоит из рубахи - косоворотки, простых штанов, узорных (по мест. писаных) чулков и кожаных ступней.
Подлинный костюм органично сочетается с песней и танцем в зрелище, волнующем своей образностью и достоверностью.
Традиционно, первую "Горку" устраивали с 10-ти часов утра - её водила молодежь и подростки. Исполнив Традиционно, первую "Горку" устраивали с 10-ти часов утра - её водила молодежь и подростки. Исполнив несколько песен, танцев, участники расходились по домам. После обеда на "Горку" вместе с молодежью собирались замужние женщины. Лишь на вечерней главной "Горке" собирались все возрастные группы, включая детей и стариков, присутствовавших на празднике в качестве зрителей. На вечерней "Горке" участники проигрывали все семь обязательных ритуальных фигур в строгой последовательности: "
столбы", "круг", "на две стороны", "на четыре стороны", "вожжа", "плетень", "плясовая". Люди верили в силу заклинания и свято чтили ритуал магических фигур. Этот блок сложных хороводов исполнялся несколько раз в течение игрового дня, поэтому его можно считать кульминацией горочного гуляния. "Горочники" инсценировали исполняемые песни, поэтому праздник представляет собой красочное театрализованное представление, которое является сложным хороводно-игровым действом, требует четкого руководства, а именно, участие людей старшего возраста в хороводах было связано с руководством ведения "Горок", с "обучающей" функцией, и строгим хранением горочного репертуара. На этом действие «Горки» заканчивалось, участники расходились по домам небольшими группами с протяжными, лирическими песнями

Выступление Второй группы.

А нам Усть-Цильма дорога старинными нарядами.

 Его величество – усть-цилемский наряд!
Каким словам о нём под силу рассказать!
Он на себе любой задержит взгляд,
И впечатление то не передать!
Его величество – усть-цилемский костюм!
Ты современен и хорош собой.
Какой же здравый тебя создал ум:
Не властно даже время над тобой!
Его величество – роскошный сарафан!
Он строг и строен, дивен и богат.
С ним величава поступь, стройный стан…
Под стать ему узорный прежный плат.
Его величество – старинный островок!
Как много он таит в себе секретов:
Баски ли ластовицы, годен ли борок,
И подподолье подойдёт ли это?
Его величество – семейное преданье!
Хранит он бабушкиных рук тепло.
В нём столько мудрости, заботы и вниманья –
Коль есть наряд – считай, что повезло!
Его величество – усть-цилемский наряд!
Тебе сегодня песню мы поём!
Ты - наша память, в будущее взгляд.
Наряд справляют – значит, мы живём!
Это стихотворение написала учительница нашей школы М.Г. Ясинская.

Усть-цилемский женский костюм является «эмблемой» празд-

ника. Он состоит из «рукавов» (рубаха), сарафана, передника,

сшитого из парчовых шелковых тканей; на талии завязывается

плетеный яркий разноцветный пояс с кистями. Головной убор

девушки – хаз (налобная повязка) из старинной парчи. Женский

головной убор – плат, репсовый или парчовый. Завершается на-

ряд украшениями: крупной брошью, серебряными цепями с праз-

дничным крестом, который заправляется под сарафан. Мужской

костюм более простой. Он состоит из рубахи-косоворотки, про-

стых штанов, узорных чулок и кожаных ступней

Третья группа.

А нам наше село дорого природой. Такой неброской, но такой милой нашему сердцу.

Вашему вниманию мы предлагаем пейзажные зарисовки, отснятые нашей группой.

Красивая природа нашей Усть-Цильмы заставляет  нас радоваться. На её леса и поля можно любоваться бесконечно долго, реки и озера хорошо успокаивают душу;   В малой Родине есть много красивых мест, мы  очень гордимся  своей малой Родиной- Усть-Цильмой.

Слово учителя: сейчас ребята я предлагаю вам выполнить на ватмане задание «Закончи предложение». Я предлагаю вам закончить три предложения: Моя малая Родина – это… Я люблю её за… Я хочу пожелать ей…

Ответы учащихся: Моя малая Родина – это… моё любимое село; школа; земля, на которой мы  живём; место, где мы  родились и будем  жить; селоУсть-Цильма; наш дом родной; моё государство, которое мы  любим; наша улица; место, где мы  счастливы; то, что человек любит больше всего на свете, то, что человек никогда не променяет ни на что;; место, где живут наши родители.

. В малой Родине есть много красивых мест, мы  очень гордимся  своей малой Родиной; за поля, за леса, за всё, что у неё есть; то, что она есть; то, что она сделала много хорошего для людей; то, что там много друзей и подруг; то, что здесь живут все мои близкие, родные мне люди; её любовь к народу, гражданам этой страны, за доброту; за красоту, за чистое небо, за то, что мы  учимся  в этой школе, и нас  окружают  друзья, за то, что наше село стоит на самой прекрасной, живописном берегу реки Печора;  то, что она даёт нам очень многое, наши родители познакомились в этом селе, если бы его не было мы  бы не родились.

Мы хотим пожелать ей… Всего хорошего и наилучшего. Пусть цветёт и разрастается. Пусть радует всех своими дарами и пусть просто будет в нашем  сердце. Всего хорошего, что есть во всём мире, чтобы она процветала во всей красе. Чтобы она всегда существовала. Процветания, её жителям долгих лет жизни. Чтобы она была первой среди других. Чтобы она для всех была своей мамой родной, чтобы она в будущем процветала, жила и росла. Чтобы улучшились дома, было больше животных, стало побольше людей. Чтобы её не растащили и не разворовали. Чтобы она расцветала как цветок, и чтобы стала лучше всех: полями, лесами, чтобы не только мы  её любили, но все любили и не делали больно: не вырубали леса, не захламляли улицы. Чтоб она стала самой счастливой. Чтобы она оставалась такой же красивой, уютной для каждого человека. Процветания, чтобы она стала лучше.

Подведение итогов: проводится диспут по ключевому вопросу занятия: что же для нас «Малая Родина» - область, район или село? Выслушиваются мнения ребят и делается главный вывод, что – малая Родина для каждого человека своя, главное чтоб он любил, не забывал и приносил ей только пользу!

Ученик читает стихотворение

А в Усть-Цильме на горке гуляют,

Славят песнями праздник Петров.

А в Усть-Цильме Петровщину варят,

Как всегда, на заре, у костров.

Стынет в чашах горячая каша.

Поднимают стаканы вина.

Издалёка обычаи наши

Принесла на века старина.

Всех легенд не беру я на веру,

И гадать, кто же мы, не берусь.

На Печору пришли староверы:

Изгнала их жестокая Русь.

Веры древней они не сменили,

Крест несли, не согнулись в беде,

Так же в праздники пели, любили,

В будни жили в молитвах, в труде.

Кто же мы? Старины не забудем.

Жить нелёгким трудом нам дано.

Усть-Цилёмские, русские люди,

Будем в праздники петь всё равно.

Николай Чупров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для внеклассного мероприятия в 8 классах "СВОЯ ИГРА"

В данной разработке содержится презентация для внеклассного мероприятия "Своя игра". Данная игра может быть проведена в рамках недели математики. Её можно провести и для 9 классов. Правила игры: две к...

Разработка внеклассного мероприятия для 2 класса по английскому языку на тему: "Мы говорим по-английски"

Мероприятие проходило в конце IV четверти. Учитывая тот факт, что обучение в школе ведется с 1 класса, проблем с проведением мероприятия не было....

Внеклассное мероприятие для 6 класса по теме "Health is better than wealth"

Цель: пропаганда здорового образа жизни...

Внеклассное мероприятие литературно- музыкальная композиция "Моя малая родина"

Внеклассное меоприятие "Моя малая родина" разработана на основе личного исследовательско-краеведческого материала об истории, становлении, развитии родного села Чувашское Бурнаево. Также использовала ...

Внеклассное мероприятие в 3 классе, драматизация сказки "Волшебник Изумрудного города"учениками 6 класса

Презентация по сказке "Волшебник Изумрудного города" на немецком языке, выложенная мною раннее была использована на этом мероприятии. Ученица 6 класса читала пояснения к слайдам, а с главными героями ...

Внеклассное мероприятие в 5 классе по теме "Лидерство в 5 классе"

Внеклассное мероприятие в 5 классе по теме "Лидерство в 5 классе"...

Классное мероприятие День Матери. Внеклассное мероприятие в 7 классе.

День Матери. Внеклассное мероприятие в 7 классе....