Фольклорный час "В гостях у самовара"
методическая разработка на тему
Фольклорный час "В гостях у самовара" содержит историю создания самовара, стихи и песни о медном красавце, традиции чаепития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyakh_u_samovara_2014.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ средняя общеобразовательная школа № 2 г.о. Звенигород
Педагог-организатор Агафонова Инна Олеговна
Тема: «В гостях у самовара»
Цели:
- познакомить детей с историей русского самовара;
- познакомить детей с историей появления чая, традициями чаепития;
- учить детей чтить и уважать традиции русского народа;
- развивать артистические способности, выразительность речи;
- воспитывать культуру поведения учащихся за столом.
Слайд 1.
Слайд 2. Учитель: Добрый день, гости дорогие! Давно мы вас поджидаем, праздник не начинаем. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко, и забавушек мы припасли на всякий вкус. Добро пожаловать в гости к …Слайд 3(загадка).
Очень часто за событиями
И сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Слайд 4(видео).
Конечно, за одну встречу, мы не сможем рассказать обо всех традициях и обычаях русского народа, а ведь многим из них мы следуем и сейчас.
Ведущая 1 (обращается к Ведущей 2):Так о чем же мы поведаем сегодня нашим гостям?
Ведущая 2: Как о чем? О самоваре! Ведь сегодня он у нас в гостях. Или мы у него?
Слайд 5 (видео «Пых-пых самовар…»)
Слайд 6.Ведущая 1: Да, что ни говори, любили наши дедушки и бабушки посидеть у самовара, попить ароматного чайку после трудового дня.
Слайд 7. Ведущая 2: Или после бани.
Слайд 8. Ведущая 1: А в праздник? Вся семья у самовара. Да что говорить, без него нельзя представить жизнь русского народа.
Слайд 9. Ведущая 2: Что же это такое – самовар, если без него нельзя было обойтись ни в праздники, ни в будни, ни в жару, ни в холод?
Слайд 10. Учитель: Самовар – водогрейный для чая, большей частью медный, с трубою и жаровнею внутри, - такое определение мы встречаем уже в 1860-е годы в
Толковом словаре В.И.Даля. В нем указано назначение самовара – нагревать воду. Но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем водонагревательный прибор. Он являлся символом семейного очага, уюта, дружеского общения.
Слайд 11. Вот как размышлял писатель В. Кравцов: «У нас в России самовар заменял камины, возле которых во Франции и Англии собираются по вечерам. У них трудно представить себе дом без камина, а у нас – без самовара».
Ведущая 1: Самовар вошел в каждый дом. Он стал символом добра и домашнего уюта.
Ведущая 2: Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара.
Слайд 12. Учитель: В России первое чаепитие состоялось в 1638 году.
А самовары появились в 1679 году. Первые самовары изготовили на Урале, а затем их начали делать по всей России, особенно в Туле. К середине XIX века в Туле уже существовало около 80 самоварных фабрик. Как же выглядел самовар раньше? Слайд 13 («Первый самовар с трубой»).
Подставка с ножкой и жаровней, крышка, тулово с трубой-тягой, краном и ручкой. В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали сосновые шишки, сухие чурки или специальный древесный уголь, который получали из березовых поленьев, поджигали их лучиной, (Слайд 13.1) раздували огонь (часто сапогом), и вода закипала. Сверху у самовара имеется приспособление для установки заварного чайника.
Ведущая 1: О самоваре сочиняют стихи, так его любят на Руси.
Ведущая 2: Ребята, а вы наверное тоже знаете стихотворения о Самоваре? Выходите, расскажите.
Ученики.
У меня есть друг зеркальный, Сроду не был он печальный. И хотя он очень рыжий, Он не немец, не поляк – В мире нет мне друга ближе: Он из Тулы, он туляк! Говорят, ему сто лет, Но совсем он не скелет: И румян он, и пузат, Как сто лет тому назад! Все его, кто с ним знаком Почитают остряком. Кто взглянуть в него захочет, Непременно захохочет. Ну-ка, быстро посмотри – Узнаешь себя внутри? Если нос у вас курнос – | Расплывется, как поднос! Ну, а если длинный нос – Он повиснет, как вопрос! Узнаете эти груши? Не пугайтесь – это уши. Вы на друга дуться бросьте: Заходите чаще в гости! Все мальчишки здешних мест Знают, что он шишки ест! Он сперва воды напьется, А потом глотнет огня, А потом вдруг как займется На крылечке у меня – Засипит и забормочет, Запоет и закипит! Всех, кто чаю выпить хочет, Он от пуза угостит! |
Слайд 14. Ведущая 1: Любили на Руси мастеровые люди показать свое мастерство, деловитость. Каждый мастер старался краше других сделать свой самовар.
Ведущая 2: В Туле были изготовлены (Слайд 15) самовар-желудь, (Слайд 16) самовар-шар, (Слайд 17) в городе Самаре – самовар-петух.
Ведущая 1: А знаете ли вы, что были изготовлены на Руси в XVIII веке также самовары для каши и щей? Слайд 18.
Ведущая 2: Слайд 19. Самовары были большие и маленькие. Самый маленький самовар вмещал пол-литра воды, а самый большой -37 литров.
Учитель: Ребята. Посмотрите какие ещё самовары были изготовлены на Руси:
- Слайд 20. Самовар Русское поле по форме напоминает греческую вазу, но на ней нанесены истинно русские полевые цветы - ромашки, васильки, колосья созревшей пшеницы. В центре - медальоны "Косцы" и "На пашне".
- Слайд 21. Самовар «Флорентийская ваза» украшен рельефным растительным орнаментом по корпусу, а ручки-шишки на крышке – выточены из слоновой кости в виде розеток цветков. Он был создан в 1870 году на фабрике братьев Баташевых, которые получили за его изготовление серебряную медаль на всероссийской мануфактурной выставке в Санкт-Петербурге.
- Слайд 22. Самовар «Тула- город-герой» 7 декабря 1976-го года принят Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Туле звания города-героя за мужество и стойкость, проявленные его защитниками в дни героической обороны осенью 1941-го года. В честь этого события изготовили самовар "Тула - город-герой". Изделие в форме вазы отличает богатство отделки. По кольцу выгравирована надпись: "Слава городу-герою Туле", а по бокам - "Туляк как родился, так за молот ухватился", "Издревле земля тульскими мастерами славится
- Слайд 23. Самовар Петра I - В Оружейной палате Московского Кремля хранится самовар великого русского царя Петра I, вырезанный из прозрачного кварца.
- Слайд 24. Самовар-паровоз Необычный самовар находится в Вышневолоцком краеведческом музее. Сделан он в виде паровоза. Когда нагреваемая на спиртовке вода закипает в паровозном "котле", самовар пронзительно свистит.
Передвигаясь по столу, паровозик доставляет каждому из участников застолья не только крутой кипяток, но и наколотый сахар, уложенный в тендер.
- Слайд 25. Самовар из напёрстка Чтобы разглядеть изобретение "нового тульского Левши" Евгения Калинникова, микроскоп не нужен: свой миниатюрный самовар туляк изготовил из известного всем предмета портняжного ремесла: наперстка!
- Слайд 26. Самый большой самовар - В 1922 году тульские мастера сделали самовар, весивший около 100 кг и вмещающий 250 л воды. Корпус его был сделан из специального сплава цветных металлов, благодаря чему самовар "поспевал" за 40 мин., а вода в нем не остывала 2 дня! Этот "сувенир" был прислан в подарок председателю ВЦИК Калинину, а тот передал его рабочим московского района Красная Пресня.
- Слайд 27. Самовар дорожный - Эти самовары необычны по форме, удобны в дороге ножки привинчивались шурупами, ручки прилегали к стенке.
Слайд 28. Ведущая 1: Да и сейчас ни одно народное гуляние не проходит без него: и на праздничном столе, и просто так мы любим пить чай из самовара. Но самовар любит трудолюбивых, тех, кто рано встает, и наказывает лентяев и сонь.
Ведущая 2: Ребята, а вы знаете, что также существуют памятники самовару? Вот посмотрите некоторые из них. Слайды 29 – 37.
Ведущая 1: Говоря о самоваре, нельзя не сказать и о чае.
Ведущая 2: А когда и откуда к нам пришел чай?
Слайд 38. Учитель: Однажды 5 тысяч лет назад индийский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Секреты производства чая тщательно оберегались в Китае. Но одному англичанину удалось похитить небольшое количество семян чая и узнать тайну его сложной обработки. С тех давних времен чай признается не только вкусным, но и целебным напитком.
Ведущая 1: Я хочу открыть секрет
И полезней дать совет:
Если хворь с кем приключится –
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.
Ведущая 2: Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг.
Ведущая 1: Какую же пользу приносит чай человеку?
Учитель: В японском лечебнике о замечательных свойствах чая говорится так: «Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени, селезенки, снимает сонливость и вялость, оживляет мышцы тела».
Ведущая 2: Посмотрите, как выглядят плантации, на которых выращивают чай. Слайд 39.
Вот огромное поле. Оно все засажено темно-зелеными кустами. На этих кустах очень много мелких листиков. Это и есть чай. Слайд 40.
Ведущая 1: Ароматный чай получается из самых молодых, свежих побегов – трех верхних листиков. Сорвешь их – и жди, пока опять отрастут. Впрочем, отрастают они быстро.
Ведущая 2: Собирают с кустов листики вручную (слайд 41) и отвозят на фабрику. На фабрике необыкновенно чисто. Чайные листья обрабатывают в помещении, куда не попадает пыль, не проникает никакой запах. У чая особое свойство – впитывать всякий запах.
Слайд 42. Учитель: Изучая целебные свойства чая, ученые узнали много интересного и полезного. Чай - прекрасное противоядие при отравлении организма. Чай используют в борьбе с такой страшной болезнью, как рак кожи и легких. В чае присутствуют, чуть ли не все витамины. Пить надо свежезаваренный чай.
Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен укусу змеи».
Ведущая 1: По русской традиции, чай – лучшее завершение праздничного обеда.
Ведущая 2: К нему подают лимон, варенье, мед, печенье, бублики, пряники.
Ведущая 1: О чае и частушки поют!
Ведущая 2: И мы тоже такие знаем! Сейчас мы споём, а вы послущайте! Слайд 43.
Ведущая 1. На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так пропойте ж под чаек
«Чайные» частушки!
Ведущая 2. В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам.
Ведущая 1. Самовар блестит, кипя,
И чаек в нем пенится.
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице!
Ведущая 2. Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай.
Ведущая 1: А как же пили чай на Руси?
Учитель: До чая у нас в стране употребляли различные напитки:
(Слайд 44, 44.1, 44.2, 44.3) квас, брусничную воду, морсы, овсяный кисель. Особой любовью пользовался (Слайд 45) сбитень – горячий медовый напиток со зверобоем, шалфеем и другими травами.
Но постепенно в быт России вошло чаепитие и стало одним из важнейших элементов общения людей. Было принято звать в гости на чашку чая, пили его с холоду, после баньки, с устатку, с дороги. Чай бодрил, согревал, поднимал настроение.
Ведущая 2: А какие пословицы и поговорки о чае вы знаете? Слайд 46.
Ведущие по очереди читают:
- Где чай пьют – там и нам приют.
- За чаем не скучаем.
- Чай не пьешь – какая сила?
- Выпьешь чайку – позабудешь тоску.
- Самовар кипит – уходить не велит.
Слайд 47. Учитель: Трудно представить чайный стол без калачей – любимого народного лакомства. Утром и вечером на столе лежали баранки, сайки,
сушки. Непременно к чаю подавали молоко или сливки, варенье и сахар. Но сахар в чай не клали, пили вприкуску, его экономили. Ведь стоил он дорого. Некоторые виртуозы умели с маленьким кусочком выпить 7-8 стаканов.
Ведущая 1: А как пить чай с лимоном?
Слайд 48. Учитель: Ломтик лимона кладут в чай, ложкой выдавливают сок, остатки извлекают и оставляют на краю блюдца. Не рекомендуется доедать оставшийся после чаепития лимон, а корочку снова перекладывать в чашку.
Ведущая 2: Следует ли торт или пирог нарезать заранее, или это делается за столом во время чаепития?
Слайд 49. Ведущая 1: Торты подают к столу, заранее нарезав их на куски.
Слайд 50. Учитель: Чаепитие – это одна из форм общения. Его только нужно суметь организовать, чтобы было оно приятным и полезным. Как прекрасно, если в каждом доме появится еще один час, когда вся семья соберется вместе, чашка чая располагает к неспешной, задушевной беседе.
Ведущая 2: Трудно, наверное, найти человека, который бы отказался выпить чашечку, другую.
Ведущая 1: Вкусный, ароматный, просто божественный напиток вошел в нашу жизнь навсегда. А сейчас посмотрите клип про «Наш красавец самовар».
Слайд 51 (видео).
Учитель: На нашем занятии мы пели песни и частушки, рассказывали стихи. А теперь отгадайте загадку.
Стоит толстячок,
Подперевши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
Слайд 52. Дети. Самовар.
Учитель. Чем является самовар для русского народа? Где был изготовлен самовар-желудь? А еще о каких самоварах вы узнали? Где был изготовлен первый самовар?
Слайд 52.1
Ведущая1:
Всем спасибо за вниманье,
За игру, стихи и смех.
Ведущая2:
Говорим мы: до свиданья!
Снова в гости ждем вас всех!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час в 10 классе «В гости к самовару»
Цитата: Смеркалось; на столе, блистая, Шипел вечерний самовар,...
Внеклассное мероприятие по технологии в 5-6 классах «В гостях у самовара»
Это мероприятие, рассчитанное на 1 ч. В основу мероприятия включены материалы, которые подготовили учащиеся 5,6,7 классов во время изучения раздела “Кулинария”. Мероприятие проводят они са...
В гостях у самовара
Семейный вечер-игра "В гостях у самовара"...
13"В гости к самовару" - презентация (итог проекта)
Совместная с детьми презентация по итогам работы над проектом...
В гостях у самовара
воспитательное занятие...
Конспект занятия по развитию связной речи в логопедической группе «В гости к Самовару».
Цель: Развитие связной речи,через обучение составлению описательного рассказа....
Развлечение для детей и взрослых "В гостях у Самовара"
Цель: создать условия для воспитания у детей уважения к семье и семейным ценностям.Задачи:- развивать творческие способности детей и родителей в совместной деятельности;- укреплять семе...