В гостях у самовара
план-конспект занятия (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Воспитательное занятие « В гостях у самовара»
Воспитатель : Воронкова Е.И.
Цель: уточнить и дополнить знания детей о традициях нашего народа – чаепитии, с целебными свойствами чая. Расширить кругозор детей. Развитие связанной устной речи, мыслительной деятельности, памяти, внимания. Расширять активный словарь.
Прививать любовь к истории России ее обычаям и традициям, прививать навыки этикета.
План:
- Орг. момент –игра на внимание, «Что лишнее»?
- Вступление и актуализация.
- Сообщение темы занятия.
- Работа по теме.
- Уточнить и дополнить знания детей о самоваре
- Рассказать о видах самоваров
- Рассказать об устройстве самовара
Игра «Собери самовар»
- История появления чая в России.
- Загадки, пословицы о чае .
- Способ заварки чая.
- Целебные свойства чая.
- Угощение для чаепития.
- Закрепление «Проверь себя», «Сервировка стола к чаю».
- Итог
Оборудование: ноутбук, мультимедийная доска, презентация, самовар, чайный набор, варенье, чай с лимоном, шиповником, липой, скатерть, карточки с заданиями.
1. Орг. момент.
Дети. Перед вами картинки с предметами: чашка с блюдем, кастрюля, ложка чайная, сахарница. Посмотрите внимательно и назовите тот предмет, который не имеет отношение к чаепитию? Правильно, это кастрюля.
Вступление2.
У каждого народа есть много обычаев. Но среди них есть те, что любят все: и взрослые и дети. Один из таких – чаепитие. Кто не прочь выпить чашечку свежего, ароматного чая.
Слайд 1
В старинной русской избе, где за столом собиралась вся семья. Стол был накрыт нарядной скатертью. Шла веселая беседа, а посреди стола…
Стоял толстячок, подбоченивши бочок ,
шипит и кипит, чай пить велит (самовар).
2. Сообщение темы занятия
Правильно. Это самовар. И вот сегодня мы собрались все вместе, пригласили гостей, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому другу Самовару. Поговорить о вкусном, полезном напитке – чае, и, конечно же, об угощениях, которыми так славиться русские застолья.
Самовар – это устройство для приготовления кипятка «Сам варит» отсюда и произошло слово Самовар.
Только на Руси чай пили из самовара. Точное время и место появления первого самовара не установлено, но известно только, что их производство началось в городе Тула, где много мастеров – самоварщиков, и каждый мастер хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым.
Слайд 2
Их делали разными: большими и маленькими.
Слайд 3
Крупными и продолговатыми.
Слайд 4
Украшали разными узорами, придавали различную форму ручками и краником.
Но не каждый мог себе позволить купить самовар. Чтобы купить самовар, нужно было иметь много денег, и самоваров делали очень мало. Потом в Туле стали делать больше самоваров они стали стоить меньше. Вот тогда то самовар могла себе позволить почти каждая семья.
Дети, а вы знаете, как устроен самовар?
Слайд 5
А теперь давайте посмотрим на настоящий старый самовар. Внутри самовара находиться труба, в которую засыпали сухие шишки, их поджигали лучиной и раздували огонь сапогом.
Прошло много лет, самовары стали электрическими. В наши дни самовары заменили электрические чайники, но традиция собираться всей семьей за чаепитием осталась.
Работа по карточкам «Собери самовар».
Молодцы ребята, справились с заданием все правильно. А чтобы выпить чаю, что нужно еще кроме кипятка? Правильно чай.
Чай – это прекрасный, полезный напиток, который утолит жажду, снимет усталость, поднимет настроение. Чай прочно вошел в нашу жизнь. А вы знаете, где родина чая? Китай! Вот послушайте внимательно рассказ. Встретиться незнакомое слово.
Однажды много – много лет назад китайский император отдыхал в лесу и приказал и приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листков. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так и зародился обычай пить чай.
Чай – это китайское слово. Оно появилось там, где русские люди торговали с китайцами. Так и появился чай в России. Напиток очень понравился Русскому царю.
и с тех пор стали возить купцы в Россию. Для бедных людей он был недоступен, и не каждый мог позволить его купить. С тех пор прошло очень много лет и появилось огромное количество сортов чая.
Назовите сорта чая, которые вы знаете. Молодцы…
О чае есть много стихов, пословиц, загадок. Давайте с вами вспомним.
1.Чтобы получить от чая истинное удовольствие, прежде чем заваривать чай надо ополоснуть кипятком заварочный чайник.
2.Потом в него насыпают сухую заварку: 1 чайная ложка на 1 стакан горячей воды.
3.Затем заливают кипятком, закрывают крышкой, сверху закрывают салфеткой.
4.Настаивают 5 минут, после чего чай можно разливать по чашкам.
Дети, чай целебный напиток. В нем содержится полезные вещества. Они улучшают работу сердца, снимают головную боль, устраняют расстройства желудка.
Кто из вас любит пить чай с лимоном? Почему? (утоляет жажду, восстанавливает силы и просто очень вкусно). Лимон лечит простудные заболевания.
Чай с липой -напиток издавна известный как противопростудное средство; жаропонижающее средство. Потому его полезно пить при простуде, ангине, бронхите, воспалении легких.
Чай с шиповником – лучшее средство для тех, кто страдает от частых простуд, он может смягчить такие симптомы как: кашель, насморк, так же укрепляет иммунную систему, предотвращает дальнейшее развитие болезни.
Конкурс «Определи на вкус»
Предлагается определить на вкус три стакана чая (лимонный, липовый, чай с шипов-
ником)
К чаю хозяйки готовили угощения. Пекли много всякой вкусной выпечки. Вся она на этом подносе, но только чтобы отведать ее нужно отгадать загадки.
1.Он бывает с молоком,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней сладкою бывает,
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он от туда,
То кладут его на блюдо. (Пирог)
2.Кольцо золотое, кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье,
Ну и объедение. (Бублик)
А теперь самое главное угощенье, без которого не обходится не один праздник. А особенно проводы Русской зимы (Блины). А с чем вы любите есть блины?
А теперь давайте вспомним, о чем мы говорили на нашем занятии и что вы запомнили.
Для этого мы с вами сейчас выполним задание по карточкам .
Вам надо из двух вариантов ответов выбрать правильный
- Из чего пили чай на Руси?
- Самовара
- чайника электрического
2. Как правильно заваривать чай?
- Ополаскиваем заварочный чайник кипятком, затем сливаем воду, насыпаем сухой заварки и заливаем кипятком и ждем 5 минут, можно разливать чай по кружкам.
- Берем заварочный чайник, насыпаем сухой заварки, наливаем кипяток. Чай готов.
3. Какой чай хорошо утоляет жажду и быстро восстанавливает силы. Чай с
- Лимоном
- Апельсином
4. Без какого угощения не обходиться праздник «Проводы русской зимы»?
- Цветов
- Блинов
5. С чем пьют чай?
- печеньем
- вареньем
- медом
- конфетами
- семечками
Молодцы ребята, а теперь можно и чай попить, у нас есть юные хозяйки, которые накроют стол к чаю и напомнят правила поведения за чайным столом.
- Чтобы чай был вкусным, добавляем сахар, в чашке с чаем размешиваем не слишком резко и не шумно.
Ложку обязательно вынимают из чашки и кладут на блюдце.
- Чай пьют мелкими глотками.
- Нельзя допускать, чтобы слишком горячая жидкость попала в пищевод или желудок. Если вы запомнили наши полезные советы, то осталось вам пожелать
Приятного чаепития!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час в 10 классе «В гости к самовару»
Цитата: Смеркалось; на столе, блистая, Шипел вечерний самовар,...
Внеклассное мероприятие по технологии в 5-6 классах «В гостях у самовара»
Это мероприятие, рассчитанное на 1 ч. В основу мероприятия включены материалы, которые подготовили учащиеся 5,6,7 классов во время изучения раздела “Кулинария”. Мероприятие проводят они са...
В гостях у самовара
Семейный вечер-игра "В гостях у самовара"...
13"В гости к самовару" - презентация (итог проекта)
Совместная с детьми презентация по итогам работы над проектом...
Фольклорный час "В гостях у самовара"
Фольклорный час "В гостях у самовара" содержит историю создания самовара, стихи и песни о медном красавце, традиции чаепития....
Конспект занятия по развитию связной речи в логопедической группе «В гости к Самовару».
Цель: Развитие связной речи,через обучение составлению описательного рассказа....
Развлечение для детей и взрослых "В гостях у Самовара"
Цель: создать условия для воспитания у детей уважения к семье и семейным ценностям.Задачи:- развивать творческие способности детей и родителей в совместной деятельности;- укреплять семе...