Классный час "Что такое воля?
классный час (9 класс) на тему
«воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_tema_chto_takoe_volya.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Что такое воля?
Цель: расширять представления детей о самовоспитании, познакомить
с методикой самовоспитания;
формировать положительную нравственную оценку таких ка-
честв, как настойчивость, воля, желание работать над собой;
побуждать детей к анализу своих поступков.
Оборудование: слайды
Ход классного часа.
Кл. руководитель. – Здравствуйте ребята. Сядьте поудобнее. Закройте глаза, а теперь поднимите руки те, кто добровольно бросал игру на компьютере, ради уборки территории двора.
- Спасибо.
- Чтобы узнать тему нашего классного часа, давайте выполним следующее задание: перед вами на столах лежат полоски бумаги, на которых написаны слова. Вы должны из этих слов составить предложения. Предложения вам не знакомы, поэтому вспомните правила написания предложения.
- Прочтите, что у вас получилось.
( Слайд с пословицами: «Воля и труд дивные всходы дают»,
«Там где нет воли, нет и пути»)
- Что общего в каждой пословице?
- Правильно. В одной и другой пословице речь идет о воле. Тема нашего сегодняшнего классного часа называется «Что такое воля?».
( Слайд « Тема «Что такое воля?»)
Воспитатель: Послушайте притчу «Орёл и пустыня»
В угрюмой, бескрайней пустыне жил одинокий орёл. Кругом лежали мёртвые сыпучие пески - ни кустика, ни ручейка. Однажды взлетел орёл высоко - высоко, окинул взором четыре стороны света и увидел: на востоке плещется синее безбрежное море, на юге ласкает взор весна, на западе расцветают сады. И подумал орёл:
- Как беден и угрюм мой край! Я хотел бы, чтобы и здесь текли полноводные реки и весело шелестели сады. И решил орёл преобразить свой край, наносить воды, удобрить землю, посадить цветущие деревья.
Много дней работал орёл, а по вечерам в своём песчаном гнезде подолгу не мог заснуть: он думал о своей дневной работе. Он потратил уже много сил, но конца не было видно: пустыня всё также оставалась сухой и угрюмой. В такие минуты отчаяния орёл говорил себе:
- Да, трудное дело я затеял! Работаешь, а конца трудам и не видно! Но моё решение твёрдо: я перенесу в пустыню морские воды зелень лесов, западную зарю и южную весну.
Может быть, надо мной будут смеяться, но я добьюсь своего, и когда-нибудь в моей пустыне будут журчать ручьи и шуметь леса. И каждое новое утро опять заставало орла за работой.
- Что такое цель? Какую цель себе поставил орёл?
- Можно ли назвать цель орла высокой? Почему?
- Какие качества развивает стремление к высокой цели?
- Есть ли у вас высокая цель? Как вы стремитесь её реализовать?
- Какие качества нужны для реализации цели?
Кл. руководитель: Каждый человек ставит себе цель, к достижению которой стремится. Одному хотелось бы изобрести нечто, очень нужное людям, другому – стать выдающимся мастером своего дела, третьему завоевать спортивный разряд и достичь рекордов.
Есть цели и более скромные: получить высокую оценку за ответ на уроке, поступить учиться, найти работу по избранной специальности. Чтобы достичь той или иной цели, мы совершаем сознательные действия, одни действия совершаются легко, а другие – только после преодоления трудностей.
В чем же суть этих трудностей? Например, чтобы получить профессию, нужно овладеть определенными знаниями – без них к цели не придешь. Однако овладеть знаниями далеко не легко и не всегда просто. Некоторые сведения плохо запоминаются, а сидеть над книгой – значит пропустить множество интересных дел: встречи с друзьями, футбол, компьютер, просмотр телепередач. Некоторые материалы трудно понять и хочется отодвинуть их в сторону и сказать «Не хочу, не буду».
Воспитатель (рассказывает). Учились в одном классе два мальчика, оба увлекались борьбой, все свое свободное время они отводили любимому занятию: ходили на тренировки, смотрели соревнования по борьбе. Оба решили получить спортивный разряд. Но прошло некоторое время – и отношение друзей к любимому делу резко изменилось. Один из них заходя к другу, все чаще слышал: «Мне сегодня очень хочется сходить в кино, на занятия не пойду» или « Сегодня холодно, хочется посидеть дома с книжкой». На следующий год один из них получил спортивный разряд, а другой с завистью сказал по этому поводу: «Какой ты счастливый: добился своего – выучился борьбе, получил разряд! Мне тоже хочется, да вот … не получилось».
- Почему друг не получил разряд, что ему помешало?
- А как бы вы поступили на его месте?
- А у вас бывало подобное?
Вывод. «Хочется», «не хочется» - тот, кто идет на поводу у этих слов, вряд ли добьется своей цели.
Кл. руководитель. Что же такое воля? Как вы можете это объяснить?
(высказывания детей)
Воспитатель. Психолог В.И.Селиванов пишет, что «воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков»
(Слайд с текстом)
Кл. руководитель. Как видим, волевое поведение проявляется не во всякой, а только в сознательно направленной деятельности, когда человек ставит цель и добивается ее достижения, преодолевая трудности и прилагая при этом волевые усилия.
А.С. Макаренко писал: « Большая воля – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказываться от чего-то, когда это нужно».
Как вы можете объяснить это высказывание? Приведите примеры из своей жизни, жизни класса. Мы не зря вас попросили вначале классного часа поднять руки тех, кто хотя бы раз отказался от игры в компьютер ради уборки территории двора. Таких - оказалось только двое.
(высказывания детей)
Кл. руководитель. Как же воспитать волю? Как воспитать характер? Как правило, люди чаще всего берут чей-то пример для подражания. Очень хорошо знают, как воспитывается воля, люди занимающиеся спортом.
В раннем возрасте приводят их родители в спортивные секции. И в то время, когда их сверстники играют на детских площадках, гоняют футбол, смотрят кино, играют на игровых автоматах, они все свободное время проводят на тренировках. А ведь тренировки и соревнования – это не только победы. Это и падения, и травмы, и огорчения.
(слайд Алексей Ягудин и Евгений Плющенко)
А спортсмены параолимпийцы - люди – инвалиды. Какую же силу воли нужно иметь, чтобы, не имея ног, рук участвовать в олимпийских играх, завоевывать призовые места.
(слайд с пароолимпийцами)
Воспитатель: Валентин Дикуль. Его отец был убит, мать умерла, когда он ходил еще в сад. Валя жил в детском приюте. Он очень рано понял, что должен работать в цирке. Он быстро научился жонглированию и акробатике, но, в конце концов, стал “художником трапеции”.
(слайд В. Дикуль)
Валентину Дикулю было всего 15 лет, когда он выполнил свой первый номер и стал воздушным гимнастом. Но судьба коварна. Во время праздничного концерта в каунасском Дворце спорта юный Валентин Дикуль работал свой «воздушный» номер на высоте 13 метров. Ничего не предвещало беды: обычное представление, зрители, аплодисменты… И вдруг лопнула стальная перекладина, на которой крепились аппаратура и страховка. Валентин был пристегнут к аппарату и вместе с ним рухнул вниз, не успев даже ничего сообразить.
Диагноз звучал как приговор – компрессионный перелом позвоночника в поясничном отделе и черепно-мозговая травма, около 10 локальных переломов. Неделю Валентин провел в реанимации городской клинической больницы, на грани между жизнью и смертью.
Кто угодно на этом бы сдался, сломался. Но не таков был Валентин Дикуль. Он поднялся со дна отчаяния. Дикуль начал тренировки.
Через пять с лишним лет после изнуряющих тренировок, спинной мозг стал восстанавливаться.
Произошло невозможное – безнадежный инвалид отбросил костыли и начал передвигаться с помощью двух легких палочек. Он ходил! Сам, на своих двоих!
Для Дикуля ходьба не была единственным желанием, он должен был вернуться на арену. И он воплотил свою мечту. Его первый номер, после травмы, был “акробатический мотоциклист”.
Когда врачи узнали, что он не только пошел, но и даже вернулся в цирк, они не поверили. Но другие “жертвы инвалидного кресла” - поверили, и стали приходить к нему на консультацию.
Кл. руководитель. Психологи утверждают, что характер и волю можно тренировать так же, как мы тренируем мускулы. Для наращивания мускулов используют штангу, гантели, гири, а для тренировки воли и характера применяют следующие семь инструментов:
(Слайд с таблицей)
№ п/п | Как воспитать волю и характер? | Значение слов |
1. | Самообязательства | Пообещать себе изменить свой характер |
2. | Задания самому себе на день, неделю, месяц | Составить план действий на день, неделю, месяц |
3. | Самоубеждения | Убеждать себя, что это тебе необ- ходимо и полезно. |
4. | Самопринуждение | Заставлять себя выполнять то, что наметил по плану. |
5. | Самообладание | Заставлять себя сдерживать сои эмоции, владеть собой. |
6. | Самоприказ | Приказывать себе выполнять намеченное |
7. | Самоконтроль | Контролировать себя, критически относиться к своим поступкам. |
- Кто может расшифровать эти слова?
Кл. руководитель. Ну вот, памятку составили, теперь нужно решить, над чем в первую очередь нам нужно работать. Что нужно вам изменить в себе в первую очередь?
(высказывания детей)
Воспитатель. Сегодня мы говорили о том, как работать над собой, чтобы стать лучше, совершенней. В этом вопросе нельзя дать рецептов, одинаковых для всех. Каждый человек уникален, и самовоспитание – это индивидуальный процесс. И длится он в течение всей жизни. Но одно правило – общее для всех: чтобы себя изменить, нужно усилие воли. Без этого никакие клятвы, намерения и планы не дадут результата. А воля и характер закаляются как раз в преодолении трудностей. Именно так можно одержать победу над собой. И именно с этой победы начинаются все остальные победы.
Итог классного часа.
- Что нового вы узнали в ходе классного часа?
- Что понравилось?
- Захотелось ли вам воспитывать свой характер?
(высказывания детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Такие разные профессии"
Цель и задачи данного мероприятия:дать учащимся представление о профессиях; развить коммуникативное общение;повысить интерес учащихся к профессиям и расширить их кругозо...
Классный час "Такая удивительная жидкость"
Цель данного классного часа: расширение знаний обучающихся о значимости воды в жизни человека. Образовательный аспект: расширить и обогатить кругозор учащихся о воде, раскрыть уникальность воды.В...
Классный час: "Кто такой "патриот"? Что такое "патриотизм"?
Классный час с викториной...
Познавательный классный час "Такие разные словари"
Познвательный классный час...
Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( использование ненормативной лексики подростками)
Классный час по теме?: "Что такое хорошо?".( использование ненормативной лексики подростками)Цели:1) Помочь учащимся задуматься о проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения ...
Классный час " Что такое хорошо и что такое плохо".
Разработка классного часа предназначена для учителей 1 - 2 классов коррекционной школы 8 вида....
классный час такие разные профессии
Найти свою дорогу, узнать своё место- в этом всё для человека...