Классный час по теме "Масленица"
материал (6 класс) на тему

Матвеева Наталья Александровна

В архиве представлена разработка с презентацией к классному часу для 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_maslenitsa.rar1011.22 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ ИЛЬИНСКАЯ СОШ

Классный час «Масленица».

Цель: Возрождение интереса и уважения к русской культуре, обрядовым  народным  праздникам, традициям, обычаям. 

Задачи:

Познакомить с историей возникновения  праздника, традициями, обрядами празднования  Масленицы.

Прививать интерес к русской народной культуре.

Воспитывать бережное и уважительное отношение к родителям, родственникам, одноклассникам, окружающим людям.

Материалы и оборудование: Мультимедийное оборудование, декорации (самовар, чайный набор, цветные платки, санки, чучело масленицы).

Подготовительный период: обучающиеся пекут дома блины, делают поделки масленицы из соломы, приносят их на мероприятие, делятся рецептами, несколько учащихся заранее готовят материал об истории и ритуалах праздника. Заготовить таблички с названиями дней недели. Вырезать из желтой бумаги солнце и прикрепить его над дверью класса.  

В одежде детей по возможности использовать элементы русского национального костюма: платки, сарафаны, длинные юбки, косоворотки, сапоги и т. п.

Ход  мероприятия

Организационно-психологический момент: создание благоприятной и  доброжелательной обстановки, поздравление с праздником Масленицы, определение цели и значимости предстоящего мероприятия.

 

История праздника

Вступительное слово учителя. 

Масленица самый радостный и светлый  праздник, пришедший к нам из языческой Руси. Сохранился после принятия христианства. Кроме того Масленица, как  может быть не всем известно, это персонаж славянской мифологии. Масленица  воплощает в себе сразу трёх персонажей: Плодородие, Зиму и Смерть.

Масленица – это ещё и проводы длинной Зимы, это ожидание весеннего тепла, это обновление природы .Люди испокон веков воспринимали Весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь всему живому. Масленицу любили и простой народ, и цари с боярами.

При Петре Первом  устраивались шумные маскарады, но после кончины Петра, такое шумное весёлое празднование  прекратилось до воцарения Елизаветы  Петровны.

Сударыня наша, Масленица!

Протянись до Велика дня!

От Велика дня

До Петрова дня.

Широкорожая Масленица!

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся.

Теперь послушаем, что вы знаете о Масленице.

Почему праздник называется Масленица? Почему именно блин символ  Масленицы? Из чего делают блины и с чем их едят?

1ведущий:

 Само название праздника  Масленица произошло от того, что в этот  день ели много масляной пищи. Празднуется Масленица в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи .Главным атрибутом праздника являются конечно же блины. Начало Масленицы колеблется от 3 февраля по 14 марта по новому стилю и с 21 января по 1 марта по старому стилю. Сама по себе масленичная неделя не однородна: если в первые три дня крестьяне ещё занимались хозяйственными работами, то  с четверга работать запрещалось, так как начиналась Широкая Масленица. Таким образом, масленичная неделя состояла из двух половинок. Первые три дня – Узкая Масленица, а последующие дни – Широкая Масленица. Каждый день масленичной недели имеет своё название и требует определённых ритуалов. 

Ритуалы масленичной недели.

2 ведущий:

 1 день: Понедельник – «Встреча». В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех, тем лучше будет урожай, длиннее лён. А ещё для того, чтобы лучше росли растения, нужно качаться на качелях—чем выше, тем лучше. 

Учитель: 

1 конкурс—«Качели». Небольшую корзину привязывают таким образом, чтобы её можно было раскачать, как качели. Каждому участнику выдаётся по маленькому теннисному мячику, который игрок должен закинуть в раскаченную корзину. Каждое попадание оценивается в 1 балл. Игрок, набравший наибольшее количество баллов, получает приз.

1 ведущий: 2 день: вторник – «Заигрыш». 

В этот день начинаются весёлые игры, а за потеху и веселье угощают блинами. 

Учитель: 

2 конкурс—«Почта». Начинается игра с переклички водящего с игроками:

- Динь, динь, динь!

- Кто там? Откуда?

- Из города…

- Ф что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают  т.д. Все остальные участники выполняют сказанное, а тот, кто плохо старается, отдаёт водящему фант. Игра заканчивается тогда, когда водящий наберёт 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания: прочитать стихотворение, рассказать смешную историю, загадать загадки и т.д.

2 ведущий: 3 день: среда – «Лакомка» 

 В это день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи—всё на стол мечи!»  В этот день зять (муж дочери) приходил к «тёще на блины».

Ой ты Лакомка
Среда!
Масляна сковорода!
Повелось со старины,
Едем к тёще на блины!
 

Учитель:

3 конкурс—«Достань приз».  На длинной нитке, протянутой через весь класс, висят угощения и просто призы: конфеты, пирожные, вафли и т.д. Участнику завязывают глаза, и он на ощупь срезает ниточку с подарком, при этом не помогает себе руками.

1 ведущий: 4 день: четверг – «Разгуляй». 

Этот день часто называли широкий четверток, разгул, перелом. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку», то есть по часовой стрелке вокруг деревни. Главное мужское дело в этот день—оборона и взятие снежного городка. Мужчины и молодые парни с азартом включались в битву, а жёны, старики и дети выступали в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.

Учитель:

4 конкурс—«Битва на мешках». В конкурсе участвуют юноши, задача которых устоять на скамейке после битвы с соперником на мешках. Самый стойкий побеждает в конкурсе.  

2 ведущий: 5 день: пятница – «Тёщины вечери». 

Если в среду зятья ходили к тёщам, то теперь – наоборот: в гости должны приходить тёщи. Зять должен сам угостить тёщу и тестя блинами. Тёща же, приглашённая зятем, как не странно, присылала зятю всё из чего пекут и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены. 

Учитель:

5 конкурс—«Тёщины блины». Участвуют все желающие. Задача проста: как можно больше съесть блинов за минуту.

1 ведущий: 6 день: суббота – «Золовкины посиделки». Все ходят в гости к родственникам на блины. А недавно вышедшая замуж невестка обязана была пригласить в гости всех родных, и те придирчиво оглядывали её хозяйство, чтобы понять, насколько хороша хозяйка. 

Учитель:  

6 конкурс—«Хороша хозяюшка». В этом конкурсе девушкам предстоит за 2 минуты почистить картошку, пришить пуговицу и одеть куклу.

2 ведущий: 7 день: воскресенье – «Прощённое воскресенье».

В воскресенье все вспоминали, что в понедельник наступит Великий Пост. В последний день Масленицы принято просить прощения у всех родных и знакомых, на что отвечают: «Бог простит!» В этот день прощают  все обиды и оскорбления. В этот день поминают умерших, ходят на кладбище, там оставляют блины.

 Ученик 1. Этот день еще назывался «Проводы», «Целовник», «Прощальный день». В этот день устраивали проводы Масленицы.

Ученик 2. С утра вновь начиналось веселье: строили снежные городки, катались на санях, пели песни под гармошку.

Ученик 3. Проводили разные соревнования: кулачные бои, бои петушиные, перетягивание каната, взбирались на высокий столб, чтоб достать приз...

Ученик 4.

Вот и мы проведем состязания,

Проверим ваше физическое состояние!

Ученик 5.

Ну-ка, кто тут смелый и ловкий!

Выходи - прояви сноровку!

Состязания .

Ученик 4.

Первое состязание - перетягивание каната.

Тяните его в разные стороны, ребята.

Ученик 5. Кто кого перетянет, тот и чемпионом станет. 2 мальчика выходят на середину класса, берутся за разные концы веревки, перетягивают веревку на себя. Соревнование продолжается до полной победы одного из ребят.

Ученик 4.

Вот и первый чемпион-

Сильный, как индийский слон.

Ученик 5.

Мускулы у него, как сталь,

Получает в награду медаль!

Участник вешает на шею победителю самодельную медаль из картона в виде слона.

Ученик 4.

Второе соревнование - «Петушиный бой»,

В нем может участвовать любой.

Ученик 5.

Толкайте правым плечом друг друга,

Кто кого вытолкнет из круга!

На площадке рисуют круг, в который становятся 2 участника, левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом, без помощи рук, вытолкнуть соперника из круга.

Ученик 4.

Вот и второй чемпион - самый отважный,

За это даем ему орден бумажный!

Участник вешает на шею победителю самодельный орден из картона.

Ученик 1. Вот и пришла пора провожать Масленицу.

Ученик 2. Сударыню-Масленицу ставили на сани, рядом сажали красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам.

Дети сажают на санки девочку, которая держит в руках куклу Масленицу, в санки «впрягаются» трое ребят и сдвигают санки с места.

Ученик 3. Все съезжались за околицу. Там разводили большой костер. Давали Масленице блин и торжественно сжигали ее под громкое пение.

Ученик 4.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица,

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица широкая.

Ученик 5.

Блины масляные,

Медом мазаные.

Мы каталися с горы

От зари и до зари.

Ученик 4.

А сегодня, в воскресенье,

Наше кончилось веселье.

Прощай, прощай,

Наша Масленица!

На последних словах все дети машут руками, как бы прощаясь с праздником.

Ученик 1. А когда горела Масленица, следили за дымом: если он поднимается столбом вверх, то урожай будет хороший, а ежели дым стелется по земле, то год будет неурожайным.

Ученик 2. Но звонил колокол, и масленичное веселье заканчивалось.

Ученик 3. Все отправляются на вечернюю службу. После вечерней службы все прощали друг другу обиды, просили прощения у родных, соседей.

Ученик 4. Последний день Масленицы еще называют «Прощеное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения.

Ученик 5. В этот день люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста». В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».

Учитель. И вы, ребята, в это воскресенье постарайтесь попросить у всех прощения: у родных, соседей, друзей. Тогда и на сердце станет легче и веселей.

Звуковая перебивка (звон колокольчика, бубенцов).

Кульминацией Масленицы считается сжигание  чучела, как символа Зимы, которая заканчивалась, и наступление Весны. 

1 ведущий:

Приходите в Воскресенье –
Будем мы просить прощенья,
Чтоб с души грехи все снять,
С чистым сердцем Пост встречать!

Скрепим дружбу поцелуем,
Хоть и так мы не воюем.
Ведь на Масленицу нужно
Укреплять любовь и дружбу!
 

Учитель: Вот мы и узнали историю и ритуалы Масленицы, спасибо  всем, что вы так хорошо подготовились, внимательно слушали, а теперь давайте попробуем пояснить смысл пословиц и поговорок о Масленице. Кто правильно объяснит смысл поговорки или пословицы, тому блин.

«Не всё коту Масленица, будет и Великий Пост»

«Без блина не Масленица»

«Блин не клин – брюхо не расколет»

«Не житьё-бытьё, а Масленица!»

«Хоть с себя всё заложить, а Масленицу проводить»

«Масленица семь дней гуляет»

«Масленица объедуха, деньгами приберуха»

«Это Масленица идёт, блин да мёд несёт»

«На горах покататься, в блинах поваляться»

А теперь загадки загадаем. Отгадавшему блин. 

Круглый, а не кольцо, горячий, а не солнце. (Блин)

Белая, степенная тепла боится. Пока Масленицу не сожжешь, никуда не уйдёт. (Зима)

Идёт после Масленицы: часового не имеет, а называет себя… (Пост)

Мнут и катают, в печи закаляют, а потом за столом нарезают ножом. (Нож).

Лежало на свету, просилось в темноту, да и там покоя нет: как бы вырваться на свет. (Семя)

Стоит изба из кирпича. То холодна. То горяча.(Печь).

По небу ходит маляр без кистей. Краской оранжевой красит людей. (Солнце)

  Подведение итогов (рефлексия).

Классный руководитель. Понравилось ли вам, ребята, в гостях у Масленицы? Что вы чувствовали, путешествуя по праздничным дням?

Примерные ответы детей:

- Мне понравилось участвовать в соревнованиях, я чувствовал азарт, желание победить.

- Мне понравились песни. Они очень простые, как детские.

- Было смешно, когда Петрушка говорил с Цыганом.

- Подумал о том, что я сделал плохого, у кого просить прощения.

- Жалко было, когда прощались с Масленицей. Жалко было, когда ее сжигали.

- Почувствовала радость, что скоро зима закончится, наступят весенние каникулы.

Чаепитие, угощение блинами.

Молодцы ребята! С масленицей ласковой поздравляем вас!
Блинчикам повластвовать наступает час.
Без блинов не сладятся проводы Зимы,
К песням, шуткам, радости, приглашаем мы.

А теперь давайте будем пробовать блины, которые испекли по самым  разнообразным рецептам наши ребята, они поделятся своими вкусными рецептами.

Масленица прощай!
На тот год опять приезжай!
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...