15-минутка
классный час (7 класс) на тему

Романова Татьяна Михайловна

беседа с учащимися о бережном отношении к хлебу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл berezh_otnosh_k_khlebu.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

15-минутка «Бережное отношение к хлебу»

Сегодня  мы  с вами поведём  очень серьёзный разговор. 

А  вот  о  чём,  узнаете,  отгадав  загадку.

Отгадать  легко  и  быстро:

Мягкий,  пышный  и  душистый.

Он и чёрный,  он  и  белый.

А  бывает  подгорелый.    (Хлеб)

Отгадывая следующие загадки, вы узнаете профессии людей, связанные с выращиванием и выпечкой хлеба.

Он в тенёчке не лежал,
А хлеба растил и жал. 
(Хлебопашец)

Корабль – великан
По земле идёт.
Поле пройдёт – 
Урожай соберёт. 
(Комбайнёр)

Не молол он чепуху,
А смолол зерно в муку. 
(Мельник)

Он не грел на печке бок –
Каравай ребятам пёк. 
(Пекарь)

Издавна с хлебом связано  много  обрядов.  Хлеб  брали с собой,  отправляясь  свататься к невесте;  с  хлебом и солью  встречали  гостя,  молодых из церкви  после венчания;  везли  хлеб  вместе с приданным  невесты.  Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорождённому;  брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути.  Считали,  что  от  обращения с хлебом  зависят  здоровье,  сила  и  удача  человека.  Не  разрешалось,  чтобы  один  человек  доедал  хлеб за другим – заберёшь  его счастье и силу.  Нельзя есть хлеб за спиной другого человека – тоже съешь его силу. Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Как появился хлеб?

Этому открытию свыше 15 тысяч лет. Давным-давно, люди ели просто зёрна в сыром виде, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Самый первый хлеб был в виде жидкой каши. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зёрна с водой.

В древности очень почитали хлеб, он считался отдельным блюдом.

У нас в стране изобилие хлеба и хлебных изделий. Это вы видите в магазинах. И не редко можем видеть брошенный на землю ломоть хлеба, недоеденные батоны, буханки в мусорных контейнерах, беззаботных школьников, кидающих друг в друга оставшимися от обеда кусочками хлеба. Это можно видеть и в нашей школе.

Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек.

Отношение человека к хлебу – важный показатель его культуры. Кусок в помойном ведре – это издевательство над трудом вообще, и особенно над трудом хлебороба, мукомола, хлебопека и, что немало важно, это выброшенные деньги.

Многие это понимают, и всё же не секрет, что большое количество хлебных остатков и чёрствого хлеба ежедневно попадает в отходы.

Вряд ли это происходит из-за неуважительного отношения к труду, который в него вложен, скорее, из-за незнания правил хранения хлеба.

1.Назовите способы хранения хлеба в домашних условиях.

(В эмалированной кастрюле с крышкой, в хлебнице, в холодильнике).

2.Какие хитрости должна знать хозяйка, чтобы хлеб долго не портился в хлебнице?

(Чтобы хлеб не плесневел при хранении его в хлебнице, в неё кладут очищенную картофелину, нарезанное яблоко или немного соли.)

3.Как надо ухаживать за посудой, где храниться хлеб?

(Хлебницу или другую посуду необходимо протирать слабым раствором уксуса.)

4.Почему белый хлеб нужно хранить отдельно от чёрного?

(При совместном хранении хлеб быстрее черствеет и утрачивает свои вкусовые качества.)

Пословицы:

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Хлеб хлебу брат.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

Хлеб да вода – мужицкая еда.

Хлебушко – калач дедушка.

У голодного хлеб на уме.

Хлеба нет – корочка в честь.

Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

 

Человек хлебом живет, а не промыслом.

Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

Без хлеба, без соли худая беседа.

Палата бела, а без хлеба в ней беда.

Плевать на обед коли хлеба нет.

Хлеб – дар божий, отец, кормилец.

Хлеб да соль, и обед пошел.

Без хлеба, без соли никто не обедает.

Не в пору и обед, коли хлеба нет.

Хлеб черствый – обед честный.

Стихи:

Перед этой пашнею
Шапку скинь, сынок:
Видишь, пробивается
Хлебный стебелек.

Теплится ли в зернышке
Хлебная душа?

 

Для него, для зернышка,
Через всю страну
Комсомольцы ехали
Жить на целину.

 

Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знает только солнышко,
Ветер да вода.

 

А потом с тревогою
Весь народ весной
Замирал над сводками
Трудной посевной.
Зернышко проклюнулось,
Зернышко растет!
Значит булки белые
Будет есть народ. (Г. Граубин)

 

Перед ним, малюсеньким,
Крошечным зерном
Долго думу трудную
Думал агроном.
Наклоняя голову,
Слушал, не дыша,

 

Особой ценой

***

 

Утрами хлебный запах льется.
Бегут буханки по лоткам.
Я знаю, как тот хлеб дается
Рабочим праведным рукам.
Его формуют на рассвете,
Чтоб он в духу румяно креп.
Нет хлеба легкого на свете,
Во все века
Был трудным хлеб.
Он труден летом и зимою,
То сев, то жатва, то помол.
Тот хлеб особою ценою
Ложится пахарю на стол.
Ему, как прежде,
Так и ныне,
Всегда была цена одна.
Она не та, что в магазине,
А та,
Что во поле, цена. (Алексей Мишин)

На поле, и в шахте, и в небе
От милой отчизны вдали
Немыслима жизнь без хлеба,
Без хлеба родимой земли.
В лазоревых лентах колосья
Венчают державный наш герб,
Хлеб – радость, и счастье, и гордость.
Могущество Родины – хлеб! (Н. Медведев)

 

 Булка

Три паренька по переулку
Играя будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь! – человек ответил,
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой. (С. Михалков)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфоэпические минутки на уроках русского языка

 Автор: учитель русского языка и литературы Подойницына Ирина Николаевна ( МОУ Кадаинская средняя общеобразовательная школа Забайкальского края Калганского района )Как научить школь...

Минутки вхождения в день

Музыкальный и речевой материал для начала занятия....

Методическая разработка "Логопедическая минутка"

В специальной (коррекционной) школе-интернат VIIIвида помимо коррекции звукопроизношения и устранения недостатков письма учитель-логопеда реализует следующие задачи:  развитие артикуляционн...

Литературные минутки для детей 1-4 классов и их родителей

Этот материал можно использовать для сценария праздника "Мама, папа, и я - читающая семья....

Поэтические минутки на уроках математики

Поэтические минутки на уроках математики...

Страноведческие минутки на уроке английского языка

Тезисы :1.     Культурный шок2.     Изучение языка в аспекте его связей с культурой и миром, носителей этого языка3.     Изучение культуры –...

ВЕСЕЛЫЕ МИНУТКИ, КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА

Одна из основных задач образовательного процесса в нашей школе, как и в любой другой коррекционной школе,  состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса, которые ...