"Зелёное сердце планеты"
рабочая программа по теме
Моя программа "Зелёное сердце планеты" 8-11лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2_-_5_kl_zelyonoe_serdtse_planety_bez_prilozheniya.doc | 256.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование
«Ханты-Мансийский район»
комитет по образованию
муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детский (подростковый) п.Луговской
УТВЕРЖДАЮ
Директор ЦД (п)
Р.Н.Голошубина
«___»____________________г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Эколого-биологического направления
Экологического объединения «Росинка»
«Зелёное сердце планеты»
Для воспитанников 8 – 11лет
Срок реализации 1 год
Автор программы:
Педагог дополнительного
образования
Роева И.Н.
п. Бобровский, 2014
1. Пояснительная записка
Актуальность: Когда-то людям казалось, что растений и животных на Земле несчитано, и они никогда не переведутся. Да и теперь многие продолжают думать, что природа всё вынесет: поступают с ней как заблагорассудится. Животных убивают не только для того, чтобы прокормиться, а и ради потехи, чтобы показать свою удаль. Леса вырубают и выжигают, травы и цветы вытаптывают, рвут на букеты, которые потом выбрасывают. Человек натворил столько бед на планете Земля, что стало понятно лишь экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе станут залогом выживания человека на нашей планете. Любовь и бережное отношение к природе необходимо прививать с раннего детства, поэтому возникла необходимость в создании программы «Зелёное сердце планеты» для воспитанников 8 – 11лет.
Воспитание эстетического отношения к природе должно решать задачи формирования у детей эстетического восприятия, оценок и суждений, вкуса и идеала, что подразумевает развитость восприимчивости к красоте и выразительности объективных природных явлений, а также понимание ценности, уникальности каждого из них.
Новизна программы: Экологическая и природоохранная подготовка воспитанников строиться на продуманном сочетании учебных, практических занятий и общественной деятельности, в непринуждённой форме воспитанники усваивают информацию в окружении живой природы, в процессе непосредственного соприкосновения с ней. Практические занятия вне природы включают элементы декоративно-прикладного и художественного творчества, с использованием разных техник.
Цель: формирование экологически грамотной, всесторонне развитой, творческой личности, осознающей идеи гармонического взаимодействия «общества и природы», «человека и окружающей среды», осознающей меру ответственности за состояние всех живых организмов на Земле.
Задачи:
Образовательные:
- создать условия для исследовательской работы на экологической тропе;
- познакомить с многообразием объектов, процессов и явлений живой природы;
- создать условия для творческой реализации обучающихся.
- освоить простейшие методики по изучению состояния тех или иных природных объектов и явлений;
Развивающие:
- развивать интерес к изучению природы родного края;
- развивать познавательные способности, логическое мышление, восприятие, память, наблюдательность, кругозор;
- развивать навыки самообразования.
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру, как часть общей культуры;
- воспитывать эмоциональное отношение к природе,
- воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
- формировать бережное отношение ко всему живому;
Программа рассчитана на один год обучения. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные и разновозрастные группы детей. Опыт показывает, что количество участников в одной группе не должно превышать 8-10 человек, потому что размеры кабинета для занятий не позволяют вмещать большее количество воспитанников. Программа предполагает доступное изложение материала для каждой возрастной группы детей.
Краткие сведения о коллективе.
По данной программе занимается две группы ребят: в первой группе занимаются воспитанники в возрасте от 8 до 9лет, во второй – от 10 до 11лет. Первая группа является экспериментальной, вторая – профильная. В обеих группах постоянный состав. Набор детей в экологическое объединение «Росинка» свободный.
Всего на учебный год на каждую группу выделено – 144 учебных часа. Предполагается проведение теоретических и практических занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2часа, в МОУ СОШ п.Бобровский, в кабинете №6.
Обучение и воспитание ребят в дополнительном образовании имеет свои преимущества: наиболее тщательное изучение объектов природы, постановка экологических сказок и спектаклей, выставки поделок, рисунков и фотографий природы, экологические игры, ребусы, загадки.
Работа объединения отличается исключительным многообразием форм занятий: индивидуальные, групповые, массовые; разовые и постоянно действующие. Устные, печатные, наглядные, информационные; игровые, соревновательные. Занятия проводятся с использованием ИКТ.
Психолого-педагогические особенности.
В период с 8 до 11 лет ребенок проходит огромный путь в своем индивидуальном развитии, такое расстояние, с которым несравним ни один последующий возраст.
Развитию личности на этом этапе способствуют природные предпосылки ребенка, его специфические особенности. Развиваясь в условиях природного и социального окружения, они как бы продвигают ребенка с одного возрастного этапа на другой, с одной ступеньки жизненной лестницы на другую.
Избирательная чувствительность младшего школьника направлена на познание окружающего мира, мира природы и построения своей карты мира Особенный интерес у ребенка вызывает природа - жизнь в лесу, в водоеме, на лугу, во дворе.
8 – 11 лет – это возраст большой жизнерадостности, уравновешенности в поведении, в общении. Высоко стремление к активности и практической деятельности, ребенок готов участвовать в любом предложенном деле. Выполняя какое – либо дело, он очень заинтересован той ролью, которая выпадает лично ему. Всегда хочет занимать положение человека, выполняющего совместно со старшими ответственное дело. В начальной школе ребенок контактен, дружелюбен, легко вступает в общение со сверстниками и взрослыми.
В возрасте 8 – 11 лет дети очень любознательны, поэтому не следует упускать возможность развития познавательных интересов ребят, очень благодатное время для расширения кругозора, развития мобильности ума, накопления разнообразной информации. Наблюдается направленность интересов на внешний мир. Детям нравится овладевать новыми умениями, предпочитают яркое, незнакомое, любят быстро меняющиеся события, приключения. Могут настойчиво добиваться привлекательной цели. Однако эмоциональная неустойчивость делает их недостаточно способными на длительные усилия. Они легко отвлекаются, если цель слишком отдалена во времени. Успех в этом возрасте сообщает деятельности большой эмоциональный подъем и желание повторить удавшееся. Неуспех разочаровывает, побуждает оставить задуманное. Поэтому очень важно признавать даже самые маленькие победы. У младших школьников преувеличенное представление о своих возможностях, они охотно берутся за многое, не доводя дело до конца. Если приучать ребенка совершать волевые усилия, то каждое начатое дело он непременно будет завершать.
В 8 – 11 лет велика еще роль игры. Дети этого возраста любят подвижные и творческие сюжетные игры. Велик авторитет взрослого.
С учётом возрастных особенностей детей на занятиях применяются различные формы и методы:
- викторины,
- конкурсы,
- выставки,
- праздники,
- рассказ,
- беседа,
- игра,
- концерт,
- художественное творчество,
- декоративно-прикладное творчество.
Экскурсии:
- «Мы лету говорим: «Прощай!»»
- «Осень-жар-птица»
- «Художник краски разводил…»
- «Тайны снежного покрывала»
- «Зимние сны деревьев»
- «Следы на снегу»
- «Почему медведь лапу сосёт…»
- «Удивительные пробуждения растений»
- «И, «Здравствуй!» - солнцу говорим!»
Огромное значение имеют постановки экологических спектаклей, сказок, концертов и праздников, они легко воспринимаются детьми, заставляют их размышлять и делать свои выводы, а так же привлекать других к природоохранной деятельности.
На занятиях используется наглядный материал: оригинальные рисунки и фотографии растений, животных, картин природы, гербарные образцы растений, экологические плакаты, таблицы и картинки.
Опыт показал, что наилучшее усвоение любого материала эколого-биологического направления происходит в «научной лаборатории под открытым небом». Поэтому получение знаний происходит не только на специальных занятиях, но и на прогулках, экскурсиях по экологической тропе, в походах, во время практической деятельности и нацелено на формирование экологической культуры и общее развитие детей. Программа первого года обучения нацелена на то, чтобы показать воспитанникам целостность всего живого мира, линия обучения направлена «от общего – к частному».
Программа состоит из следующих разделов:
І.ВВЕДЕНИЕ. (2часа)
II. ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ. (118часов)
III. ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. (25часов)
Начиная с первого раздела, ребята знакомятся с удивительным миром экологической науки.
Во втором, самом обширном разделе заложен главный смысл всей программы, что у каждого человека, животного или растения есть своя среда обитания и свой дом, а Земля – общий дом для всех живых организмов, населяющих её. Ребята узнают о том, что такое лес и какова роль леса в жизни природы и человека. Здесь же изучается видовое многообразие природы на экологической тропе, воспитанники узнают о растительном и животном мире, как составной части природы.
Ребята делают зарисовки и фотографии растений, животных, пейзажей природы, знакомятся с экологической тропой нашего объединения, выполняют задания по карточкам, проводят фенологические наблюдения, осваивают простейшие методики по изучению состояния тех или иных объектов природы, познают основы гербаризации растений.
Выводы о том, что нам необходима наша планета, что мы погибнем без растений и животных, подводят нас к заключительному третьему разделу о природоохранной деятельности, о том, что человек не царь, а дитя природы, что мы без неё погибнем. Поэтому необходимо изучать исчезающие виды растений и животных и учиться беречь природу, приобщая других ребят и взрослых к делу сохранения и спасения природы. Каждый руководитель выбирает свой путь в приобщении детей к природоохранной деятельности. Главное, чтобы занятия проводились в интересной, увлекательной форме. Чтобы каждый участник мог найти ту деятельность, в которой смог бы проявить свои способности в полную силу.
Краткая характеристика участников образовательного процесса.
В реализации данной программы участвуют:
- Роева Ирина Николаевна - педагог дополнительного образования, руководитель экологического объединения «Росинка». В 2005г. Окончила Тюменский государственный университет по специальностям педагог, биолог. Реализую данную программу в 2011 – 2012учебном году.
Динамика интереса к программе фиксируется с помощью: анкетирования на первом и последнем занятиях; в процессе собеседований, после завершения каждого раздела программы.
Текущий контроль основан на выполнении
- тестовых заданий,
- анкет;
- заполнении карточек для опроса воспитанников;
- выполнении заданий на обобщающих занятиях по разделам и темам.
Подведение итогов по программе – в процессе собеседований на последних двух итоговых занятиях, обобщаются все достижения каждого ребёнка, т.е. что было запланировано, что реализовано (результаты) и планы на будущее.
Ожидаемые результаты:
- Выставки;
- Победы в экологических и творческих конкурсах;
- Проекты;
- Публикации;
- Выпуск экологических листовок
Данная программа позволяет организовать полноценный досуг ребят разного возраста, даёт отличную возможность для поддержки и развития талантов воспитанников, как в эколого-биологическом, так и в художественно-эстетическом направлениях, а так же способствует физическому оздоровлению и развитию, адаптации в школьной жизни, раннему профессиональному ориентированию.
В результате изучения курса образовательной программы «Зелёное сердце планеты»
к концу 1 года учащиеся должны знать:
- что изучает наука экология;
- правила поведения в природе;
- некоторых представителей растительного и животного мира родного края;
- редкие растения и животных Красной книги ХМАО;
- категории редкости растений и животных;
- ООПТ ХМАО;
- взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека;
- антропогенное влияние человека на природу;
- какую посильную помощь они могут внести в дело охраны природы;
- основы гербаризации растений.
к концу 1 года учащиеся должны уметь:
- отличать съедобные, лекарственные, редкие и ядовитые растения;
- проводить простейшие самостоятельные наблюдения в природе;
- объяснять особенности сезонных изменений в природе;
- работать с гербарными образцами;
- подкармливать птиц в простейших кормушках;
- создавать поделки, панно из природного материала;
- собирать и изготавливать гербарий;
- выполнять посильную работу по охране природы;
- в простой форме пропагандировать знания об охране природы, выпускать экологическую листовку.
2. Учебно – тематический план
Первый год обучения 8 – 11лет.
Название разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | ||
I | ВВЕДЕНИЕ. (2) | 2 | 1 | 1 |
II. | ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ. (118) | 118 | ||
1 | Среда обитания. | 14 | 8 | 6 |
2 | Экологическая тропа объединения «Росинка». | 13 | 4 | 9 |
3 | Обустройство экотропы | 15 | 2 | 13 |
4 | Экологическая мастерская | 10 | 1 | 9 |
5 | Лес, как природный комплекс | 5 | 2 | 3 |
6 | Лесные этажи | 5 | 4 | 1 |
7 | Растительный и животный мир, как составная часть природы. | 8 | 3 | 5 |
8 | Видовое разнообразие. | 20 | 12 | 8 |
9 | Пищевые растения | 3 | 2 | 1 |
10 | Лекарственные растения | 4 | 2 | 2 |
11 | Животные – лекари. | 4 | - | 4 |
12 | Тайны ядовитых растений. Ядовитые животные. | 3 | 3 | - |
13 | Такие разные пернатые. | 6 | 3 | 3 |
14 | Проверка знаний по теме, игровые занятия. | 8 | 6 | 2 |
III. | ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (24) | 24 | 15 | 9 |
1 | Человек и природа. Красная книга. | 14 | 9 | 5 |
2 | ООПТ( особо охраняемые природные территории). Наблюдения, опыты, эксперименты. | 8 | 6 | 2 |
3 | Подведение итогов по программе. | 2 | - | 2 |
Всего: | 144 | 67 | 77 |
3. Содержание программы
Первый год обучения
- Введение (2часа)
Знакомство с ребятами. Цели и задачи объединения. Краткое ознакомление с программой. Анкетирование: выявление интереса детей к природе.
- Земля – наш общий дом (118часов)
Среда обитания. Человек и природа. Наука экология. Разнообразие сред обитания разных видов растений и животных. Экосистема. Разнообразие экосистем. Разнообразие домов. Жилища разных животных и местообитания разнообразных растений. Квартира, как моя среда обитания.
Практика.
Наблюдения за влиянием различных экологических факторов на растительный и животный мир. Изучение мест произрастания растений и обитания животных. Наблюдения за животными и птицами. Изучение литературных источников о сезонных изменениях в природе, сравнение данных со своими наблюдениями.
Экологическая тропа (38)
Теория.
Природа в жизни каждого человека. Правила разумного поведения в природе. Что такое экологическая тропа? Какие экологические тропы существуют. Для чего нужна экологическая тропа. Экологическая тропа нашего кружка. Ознакомление с паспортом и планом экотропы. Знакомство со станциями экотропы. Основы гербаризации растений. Экскурсии на пришкольный участок. Беседы на экологической тропе: «Овощеводство», «Здравствуй, осень золотая!», «Типичные представители местной флоры», «Ядовитые растения», «Редкие и исчезающие растения».
Практика.
Сбор сорных растений для гербария. Сбор природного материала для поделок. Рейды по уборке экотропы. Фенологические наблюдения. Зарисовки культурных и сорных растений. Обустройство экотропы разработка проектов экощитов с надписями агитационной направленности. Выпуск эколистовки. Наблюдения за влиянием различных экологических факторов на растительный и животный мир. Наблюдения за ядовитыми растениями. Изучение мест произрастания. Наблюдения за животными и птицами. Изучение литературных источников о подготовке зверей, птиц и растений к зиме; сезонные изменения в природе.
Экологическая мастерская: мастерим поделки и декоративные панно из природного материала. Выставка поделок из природного материала. Выставка рисунков по зарисовкам на экологической тропе.
Леса – «лёгкие» нашей планеты (16)
Теория.
Лес, как природный комплекс.
Что такое лес. Все составляющие компоненты леса. Правила поведения в лесу. Для чего нам необходимы леса. Какие бывают леса. Основные жизненные формы растений. В чём сходство и различие хвойных, лиственных и смешанных лесов. Ельник. Сосновый бор. Берёзовая роща. Важнейшие хвойные и лиственные лесообразующие породы: сосна, ель, пихта, берёза, осина, рябина и др. Как лес может превратиться в болото. Игры, конкурсы, загадки. Походы, экскурсии.
Лесные этажи.
Ярусность – вертикальное расслоение леса на разновысокие структурные элементы (части). Ярусы леса: 1 – древесный, 2 – кустарниковый, 3 – травянистый, 4 – моховой. Степень сомкнутости растительного покрова. Размещение животных организмов соответственно растительным ярусам. Введение новых экологических понятий: биоценоз и биотоп. Характерные особенности биоценоза. Свойства биоценоза: устойчивость во времени; способность к восстановлению после уничтожения или разрушения; смена биоценозов после изменений условий среды.
Практика.
Экскурсии в лес. Выпуск экологической листовки по разделу. Художественное и декоративно-прикладное творчество. Сезонные изменения в природе – наступление зимы. Жизнь в зимнем лесу: как зимуют животные, как зимуют растения. Наблюдения, эксперименты.
Растительный и животный мир (50)
Теория.
Животные и растения. Сходство и различия. Где они обитают и как взаимодействуют друг с другом. Как приспосабливаются растения и животные к обитанию на тех или иных территориях. «Живые барометры», растения и животные предсказатели погоды. Видовое разнообразие растительных и животных организмов. Растения и животные лесов, лугов, болот и водоёмов.
Пищевые растения - растения съедобные для человека и животных. Разнообразие рациона. Овощи, фрукты, ягоды, орехи и др. Любители ягод - животные, в рацион которых входят лесные ягоды (медведь, лиса, куница и др.)
Лекарственные растения - целебные свойства для животных и человека. Лекарственные свойства растений нашего края. История поиска и использования лекарственных растений. Значение лекарственных растений в жизни человека и животных. Зарисовка отдельных видов лекарственных растений. Выпуск экологической листовки о лекарственных растениях ХМАО.
Животные – лекари. Выпуск экологической листовки об удивительных способностях животных-лекарей.
Ядовитые растения. В чем опасность. Почему растения бывают ядовиты. Как уберечь себя от ядовитого растения.
Ядовитые животные. Особенности строения и поведения. Места обитания. Взаимодействие с другими живыми организмами.
Практика.
Игровые программы.
Викторина «Путешественник – отличник». Художественное творчество «Встреча на лесной тропинке». Игровая программа «Праздник цветов». Игра – путешествие «Экологическая кругосветка». Загадки для вас ребятки. Спортивно-оздоровительная игра «Карнавал зверей». Хрупкое равновесие взаимодействия хищников и травоядных в природе, изготовление наглядного пособия - «Весы».
Теория.
Такие разные пернатые.
Птицы ХМАО. Зимующие птицы. Куда улетают птицы. Возвращение перелётных птиц. Сезонная линька птиц. Последовательность смены оперения. Экологический праздник, посвящённый птицам «Тайны пернатых».
Практика.
Экскурсии в лес. Выпуск экологической листовки по разделу. Художественное и декоративно-прикладное творчество. Выставка рисунков «Крылатая страна». Жизнь в зимнем лесу: как зимуют животные, как зимуют растения. Зимнезелёные растения. Наблюдения, эксперименты. Экскурсии, походы, выполнение заданий на экологической тропе.
Проверка знаний по данному разделу.
Игра «Алфавит», проверка знаний детей о птицах и животных. Турнир знатоков природы «Лесная мозайка», проверка знаний детей о птицах, животных и растениях. Командная познавательная игра «Поле загадок», позволяет выявить знания ребят о растениях. «Час весёлых затей» - игровая программа для проверки практических и теоретических знаний учащихся о растениях и животных.
- Природоохранная деятельность (24часа)
Теория.
Человек и природа – взаимодействие, общие пути решения проблем выживания. Проект «Жалобная книга природы», проект «Лесные телеграммы». Отрицательное воздействие человека на природу. Мусорные свалки п.Бобровский. Природа залечивает раны, как в лесу заживает ожог.
Красная книга. Красный цвет – сигнал опасности. Какие бывают Красные книги. Кому какая угрожает опасность. Усилия всего человечества в деле охраны природы. Красная книга Международного союза охраны Природы (1948 – 1966гг.) в ней собраны данные за 20 лет о редких и исчезающих видах растений и животных, постоянно переиздаётся и дополняется. Статистика вымирающих живых организмов (каждую минуту на Земле исчезает один вид живых организмов. Это не значит, что исчезает всем известное растение или животное, - возможно, уходит в небытиё какой-нибудь микроорганизм. Но ведь и он очень важен для биологического равновесия в мире). Исчезающие животные, растения, птицы, рыбы, насекомые. Дети природе: посадка растений на пришкольном участке, уборка территории зелёной зоны окрестностей посёлка и прибрежной зоны.
ООПТ( особо охраняемые природные территории). Заповедники, заказники, природные парки ХМАО. Художественное и декоративно-прикладное творчество. Итоговое занятие по программе.
Практика.
Экскурсии в природу. Освоение методик по изучению разнообразных объектов природы. Наблюдения, опыты, эксперименты. Беседы и выполнение заданий на экологической тропе. Рейды по уборке мусора на экологической тропе. Викторина «Нарядные первоцветы». Фотосъемка раннецветущих растений, редких и исчезающих растений и животных. Выпуск экологической листовки. Художественное и декоративно-прикладное творчество.
4. Организационно – методические указания по проведению занятий:
Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.
Примерная структура тематического учебного занятия (в учебном кабинете):
1 этап – организация занятия;
2 этап – теоретическая часть;
3 этап – практическая часть;
4 этап – окончание занятия.
Организация занятия.
Первые 5-10 минут занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:
- приветствие;
- проверка отсутствующих;
- подготовка рабочих мест учащихся;
- создание в группе рабочей обстановки;
- объявление темы и постановка учебных задач.
Теоретическая часть занятия (25 - 30 мин.)
Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:
- проверка знаний по пройденным темам;
- изложение новых данных по теме занятия;
- устное описание объекта практической работы (раскрытие его практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);
- объяснение специальных терминов по теме занятия;
- описание и показ основных технических приёмов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выполнения);
- правила по технике безопасности.
Заключительная часть теоретического занятия (5 – 10 мин.)
- задание на дом;
- подготовка к практике.
Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интенсивной позволяют:
- использование наглядного и раздаточного материала;
- использование технических средств обучения;
- привлечение к подготовке и изложению теоретического материала самих воспитанников детского объединения;
- использование игровых методов обучения.
ПЕРЕРЫВ НА ПЕРЕМЕНУ 10 – 15 мин.
Практическая часть занятия (30 – 35мин.)
Практическая работа должна быть разделена на определённые этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно, и представляет собой некую законченную часть работы.
Следующий шаг – подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приёмов работы.
Затем вместе с детьми подготавливаются материалы и инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы.
При выполнении коллективной работы части работы распределяется между детьми, и определяется, как они будут взаимодействовать друг с другом.
При выборе содержания практической работы необходимо учитывать:
- возраст детей;
- календарный период учебного процесса;
- тему учебного года;
- уровень подготовки детей;
- последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности.
Очень важными при выполнении практической работы являются следующие правила:
- доведение каждой начатой работы до конца;
- обязательность её внешней отделки (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего её демонстрировать);
- поощрение стремления детей к результатам показа своей деятельности.
Окончание занятия (10мин.)
За несколько минут до окончания занятия необходимо предупредить об этом детей.
Завершение занятия включает в себя:
- закрепление учебного материала;
- подведение итогов практической работы;
- объяснение домашнего задания;
- организация дежурства (при необходимости);
- прощание с детьми и напоминание времени и дне следующей встречи.
5. Условия реализации программы
Главное условие работы объединения - наличие
отдельного кабинета
для занятий.
- Мебель: столы одноместные – 10 шт.
стулья – 10 шт.
полки – 4шт.
Шкаф для хранения дидактических
материалов – 2шт.
- Цифровой фотоаппарат – 1шт.
- Видеокамера – 1шт.
- Кассеты для видеокамеры – 5шт.
- Компьютер -1шт.
- Компакт диски (CD-R; CD-RV) – по 5 шт.
- Принтер – 1шт.
- Фотобумага – 5наборов.
- Мультимедийное оборудование – 1шт.
- Кисти – 10 шт.
- Гуашевые краски – 20 шт.
- Ножницы – 10шт.
- Цветная бумага и картон – 10 шт.
- Ватманы – 50 шт.
- Папки для бумаг – 10шт.
- Фломастеры – 10 шт.
- Простые карандаши – 10шт.
- Цветные карандаши – 10 шт.
- Ручки шариковые – 10шт.
- Ластики – 10шт.
- Рамки для художественных и
декоративно-прикладных
работ – 50шт.
- Клей ПВА – 10шт.
- Карандашный клей – 20шт.
- Клей «момент» - 10шт.
- ДВП – 2шт.
- Макет фруктов – 1шт.
- Макет овощей – 1шт.
- Макет «Пищевые цепи», «Пищевые сети» - 1шт.
- Макеты разнообразных птиц – по 1шт.
- Макеты разнообразных животных – по 1шт.
- Набор плакатов по экологии – 2шт.
- Лупы – 10шт.
- Микроскопы учебные – 5шт.
- Чашки Петри – 10шт.
- Гербарий разнообразных растений – 1шт.
- Палатка 4х местная – 3шт.
- Спальные мешки – 12шт.
- Компас – 12шт.
- Наборы открыток:
Садовые растения – 1шт.
Плодовые деревья – 1шт.
Домашние животные – 1шт.
Птицы – 1шт.
Насекомые – 1шт.
Звери – 1шт.
Растения Красной книги – 2шт.
Животные Красной книги – 2шт.
- Информационное обеспечение образовательного процесса.
6. Список литературы используемой учителем.
- Андреева, Е.К. Союз с природой / Е.К.Андреева. – М.: Изд-во Знание, 1985.
- Виноградов, Ю.Ф. Формирование экологической культуры младших школьников / Ю.Ф. Виноградов. – Ханты-Мансийск: Изд-во ГУИПП Полиграфист, 2002.
- Гагарин, А.В. Воспитание природой: из цикла «Страница психолога». / А.В. Гагарин // Биология в школе. – 2003. - №3
- Гордеев, Ю.И. Самаровский Чугас – остров древних кедров / Ю.И.Гордеев.- Ханты-Мансийск, 1999.
- Добринский, Л.Н. Экология \Ханты-мансийского автономного округа / Л.Н. Добринский, В.В. Плотников. – Тюмень, 1996.
- Дополнительное образование детей: коллектив. Монография / [Е.Б. Евладова и др.]. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,2002.
- Кларина, Л.М. Экономика и экология для малышей/Л.М.Кларина.-М.: Вита-Пресс, 1995.- 144с.
- Лес/ пер. с фр. А.И.Левиной, - автор фр. текста Гурье Джеймс.- М.: Планета дет., изд. Астрель, АСТ, 2000.-128с.: ил..- (мир живой природы).
- Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений.- М.: Издат. Центр «Академия», 2000. -176с.
- Плавильщиков, Н.Н. Юным любителям природы./ Н.Н.Плавильщиков. – М.: Дел. Лит., 1975.- 303с.
- Региональные программы по экологии для образовательных учреждений ХМАО – Югры: учеб. Пособ./ Г.Н.Гребенюк, Н.А.Иванова, Е.С.Овечкина и др.- Х-М.: Полиграфист, 2005.-248с.
- Симонова, Л.П. Загадки как средство экологического образования / Л.П. Симонова // Начальная школа. – 2003. - №12.
- Тарасов, А.И. Эколого – ботанические экскурсии в природу / А.И. Тарасов. – Ханты-Мансийск: Изд-во Полиграфист, 1995.
- Туристская игротека: учеб.-метод. пособие/под. Ред. Ю.С.Константинова.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2000.-112с.: ил.- (Воспитание и доп. Образование детей).
- Экологическое образование и воспитание: Программно – методическое пособие / Под. ред. Г.Ф. Реневой. – Ханты-Мансийск: ГП Полиграфист, 2004.
- Образовательные ресурсы интернета.
Список литературы, рекомендуемый для учащихся:
- Я познаю мир (растения), Москва – АСТ 2000г.
- Я познаю мир (экология), Москва – АСТ 1999г.
- Я познаю мир (животные), Москва – АСТ 2000г.
- Знаете ли вы? Г.П. Шалаева, Москва - 1998г.
- Природа и человек. В.И.Сивоглазов, Москва, просвещение - 1997г.
- Мир живой природы. Иллюстрированная энциклопедия школьника
- Живая природа. Дэвид Эттенборо. Москва, мир книги 2001г.
- Растительный мир нашей Родины, В.В.Петров, Москва, просвещение – 1991г.
- Экологический букварь, А.Грешневиков, Москва, ЭКОС – информ, 1995г.
- Край родной. Азбука краеведения, Екатеринбург, 2001г.
Приложение
Открытое занятие экологического объединения «Росинка»
По теме: «В гармонии с природой».
Цель: играя, выяснить, что значит «жить в гармонии с природой».
Задачи:
- Расширять знания детей о названиях и внешнем виде представителей местной флоры и фауны.
- Развивать интерес детей к окружающему миру.
- Развивать умения, позволяющие справляться со сложными экологическими ситуациями.
- Развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникабельность, умение работать в коллективе.
- Прививать навыки экологической культуры, способствуя соблюдению правил доброжелательного поведения в лесу.
- Воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям.
- Воспитывать уверенность в своих силах, доброжелательность.
Материалы и инструменты: плакаты с афоризмами о бережном отношении к природе, выставка книг о природе, фотовыставка «Природой дорожить умейте», компьютерная игра «В гармонии с природой», кувшин с водой, мусор, засушенная роза, розочка, сделанная из жевательной конфеты, кактус, 10шт.- полиэтиленовых пакетов,10шт.- проволочек.
Ход занятия.
Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, ребята!
Мы вновь на лесной тропинке
Лесную откроем дверцу,
И в шелесте листьев услышим,
Как бьётся природы сердце.
Что значит «жить в гармонии с природой»? Я надеюсь, что на этот вопрос вы сможете дать мне ответ в конце нашего занятия.
Природа украшает нашу жизнь, она доставляет нам много радости. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот леса. С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью водоёма, вдыхаем прелый аромат осенней листвы. Всё это нам щедро даёт планета Земля, а взамен просит только одного – бережного, доброго отношения. Чтобы сохранить природу для наших потомков, мы должны хорошо её знать и хозяйствовать на Земле разумно.
А сейчас я предлагаю вам сыграть в творческую ситуативную игру «В гармонии с природой». Для начала мы разделим вас на две команды, по пять человек. Вы должны придумать название и выбрать капитана (например: лесные жители и забавные животные). Судить игру будет наше справедливое жюри, оценивается творческий подход и оригинальность решений.
Суть игры заключается в том, что я предлагаю вам ситуацию, а вы, посовещавшись всей командой, даёте ответ о том, как может развиваться ситуация дальше. Условия игры станут более понятны в процессе игры.
«В гармонии с природой»
Ситуация №1.
На реке рыбачили рыбаки, сеть порвалась, вылавливать её не стали, а зачем, она всё равно была старая.
Придумайте, как может дальше развиваться данная ситуация?
(подготовка и ответы команд)
Так приятно вспоминать зимой о лете.
Лето – пора тёплых дней и отдыха, зелёная листва, шелковая трава и, конечно же, нарядные, удивительные, разноцветные цветы.
Ситуация №2.
Идём все в лес на отдых и собираем огромные букеты для мам, для пап, для бабушек, дедушек и других родственников. Эта «замечательная» традиция повторяется из года в год.
Что будет дальше? К чему это приведёт?
(подготовка и ответы команд)
Каждый день на нашей планете от рук браконьеров погибают разнообразные животные
А сейчас я попрошу одну команду представить, что вы – звери, каждый может выбрать своё животное.
Другая команда вы – капканы, которые можно изобразить руками. Но вы не забывайте, что руки наши мягкие, а настоящие капканы железные, с острыми зубцами.
Ситуация №3.
Зверь попадает в капкан (предложить детям «зверятам», положить руки в «капканы» из рук другой команды).
Думаю, приятного мало, а теперь поменяйтесь ролями.
Как вы видите дальнейшее развитие ситуации? Что будет с животным дальше?
(подготовка и ответы команд)
Идёт ли дождь,
Иль тает снег,
Растения растут
И там, где мусор бросим мы
Какую воду пьют?
А сейчас я возьму кувшин, наберу в него воды (на глазах у детей педагог бросает в кувшин с водой разный мусор: фантики от конфет, банки от консервов, коробку от стирального порошка, всё хорошо размешивает).
Кто хочет такое попить?
Ситуация №4.
Мы оставили в лесу большую грязную кучу мусора, пошёл дождь.
Придумайте, как будет развиваться дальше эта ситуация?
(подготовка и ответы команд)
Ситуация №5.
Я приглашаю вас пойти в поход, поход – это значит в лес на пару часов, конечно, вы наберёте с собой полные пакеты с едой. Здесь и колбаса, и консервы, минералка и печенье с конфетами, хлеб, помидоры, огурцы, ах да чуть не забыла про сок и рулет, а ещё варёные яйца, сосиски, ну и по мелочи: чипсы, орешки, семечки
Отдохнули, поели, попили, поиграли, даже потанцевали, а что делать с мусором?
(подготовка и ответы команд)
(Педагог просит детей закрыть глаза и не подглядывать)
В наших лесах произрастает большое количество разных растений, и водятся разные животные, есть среди них и ядовитые. Принято ошибочно считать, что ядовитые растения и животные плохие и никому не нужны.
Ситуация №5.
У меня в руках цветок – это роза, я прошу представить её и описать.
(Чаще всего в таких ситуациях, для людей роза - это прекрасный цветок, у которого есть шипы, листочки и чудесный аромат).
Я прошу не открывать глаза, подготовленные ответы о розе не забыть, и сразу прослушать следующую ситуацию.
Ситуация №6.
У меня в руках конфета, я достала её из обёртки и много, много раз мяла. Я прошу команды описать конфету, которая у меня в руках, можно ли её съесть, подарить или найти ей ещё какое-нибудь применение, а может просто выбросить и руки вымыть?
(Чаще всего в таких ситуациях, для людей такая конфета достойна только мусорки)
(подготовка и ответы команд)
А теперь я разрешаю вам открыть глаза и предлагаю посмотреть на ужасную, ссохшуюся, полуразвалившуюся розу и красивую розу, которую я сделала из конфеты.
Какой вывод вы можете сделать из этих двух ситуаций?
Не всё то-золото, что блестит, то есть то, что казалось прекрасным, оказалось страшненьким, а, то чья дорога лежала в мусорный ящик, оказалось красивым. А значит можно сказать, что и ядовитые растения и животные могут быть полезны. Например, ягоды волчьего лыка поедают птицы, змеи уничтожают грызунов, уничтожающих посевы пшеницы, а змеиные яды используют в медицине.
Ситуация №7.
У меня вырос вот такой замечательный цветок, я предлагаю вам с ним подружиться - это кактус, попробуйте его погладить. Ничего не получится, кактус – молодец, он научился защищать себя при помощи острых колючек, но у многих других цветов такой защиты нет, а как вы думаете больно ли цветку, который вы решили сорвать?
(подготовка и ответы команд)
(раздать целлофановые пакеты и проволоку)
Ситуация №8.
Поставьте ноги в пакет и завяжите проволокой. Представьте, что вы животное, а лес засорён мусором. Вы попали в пакет, что делать?
Придумайте, как будет развиваться дальше эта ситуация?
(подготовка и ответы команд)
А теперь я предлагаю подвести итоги. Слово предоставляется нашему справедливому жюри. А пока жюри подводит свои итоги, я предлагаю всем узнать, чему нас учит природа.
(Детям раздаются строчки стихотворения «Мудрая природа» и мы вместе читаем стихотворение, каждый свою строчку).
- Нас в любое время года учит мудрая природа:
- Птицы учат пению,
- Паучок – терпению,
- Пчёлы в поле и в саду
- Обучают нас труду.
- Учит снег нас чистоте,
- Учит солнце доброте.
- У природы круглый год
- Обучаться нужно
- Весь лесной народ
(Вместе) Учит крепкой дружбе.
(результаты ситуативной игры записываются на доске)
Ну, а теперь я предлагаю вашему вниманию компьютерную игру
«В гармонии с природой».
Подведение итогов. Счёт двух игр суммируется, определяется команда- победитель, все участники получают памятные подарки.
Ты, человек, представь, что лесная тропинка – это дорога твоей жизни, если на своём жизненном пути ты будешь всё только уничтожать и разрушать, всех обижать и ненавидеть, какой будет твоя жизнь? К чему ты придешь?
Не будет в жизни ни доброты, ни красоты, не будет в ней места для нежности, любви и счастья. Если не будет ничего светлого в твоей жизни, как ты будешь жить, человек? На что станет похожа твоя жизнь?
Вот так и с природой.
Идёшь ты по лесной тропинке, не ломай ветви деревьев, не срывай цветы, не губи животных и птиц, не разрушай муравейники и норы лесных жителей. Не вытаптывай ягодные поляны, не разжигай костры – они ожоги природы, ожоги Земли. Любуйся окружающей тебя красотой, наслаждайся пением птиц, вдыхай нежный аромат цветов. Прислушайся к тишине зелёного леса, и ты услышишь нежную песню, которую поёт душа природы. Сбереги её в своём сердце.
Вы не забыли о вопросе, так что же значит «жить в гармонии с природой»? Как нужно жить, чтобы между человеком и природой была гармония?
(ответы детей)
Нам понятней теперь год от года,
Что с природою надо дружить
Ведь без нас прожила бы природа,
Без неё мы не сможем прожить.
Анкета оценки интереса посещаемости занятий экологического объединения «Росинка».
1. Нравится ли тебе посещать кружок «Росинка»?
А) нравится
. б). не очень
в).не нравится
2. Если бы учитель сказал, что завтра на занятия всем не обязательно, желающим можно остаться дома. Ты пошел бы на кружок?
а). да, пошел бы
б). не знаю
в). остался бы дома
3. Тебе нравится, когда занятия кружка отменяют?
а). не нравится
б). бывает по-разному
в). нравится
4. Ты хотел бы, чтобы на занятиях кружка дети только отдыхали?
а). нет, не хотел бы
б). иногда
в). да, хотел бы
5. Тебе нравятся рассказы учителя?
а). очень нравятся
б). не очень
в). не нравятся
6. Чем тебе больше всего нравится заниматься на кружке?
а). изучать редкие растения, слушать сказки, легенды
б). ходить на экскурсии, играть
в). отдыхать на переменке
7. Рассказываешь ли ты друзьям, родным и знакомым о том, что было интересного на занятии кружка?
а). всегда рассказываю
б). иногда
в). нет не рассказываю
8. Много ли друзей у тебя на занятиях?
а). много
б). мало
в). нет совсем
9. Узнал ли ты что-нибудь новое, интересное, посещая кружок?
а). узнал много нового
б). кое-что
в). ничего нового не узнал
10. Будешь ли ты посещать занятия кружка дальше?
а). конечно буду
б). не знаю
в). нет не буду.
Анализ результатов анкеты.
Ответы | Баллы за каждый ответ |
а | 2 |
б | 1 |
в | 0 |
От 0 до 6 баллов - характеризуют отсутствие интереса;
От 7 до 13 баллов – характеризуют слабую заинтересованность;
От 14 до 20 баллов – характеризуют заинтересованность ребенка, позитивное отношение к предмету.
Личностный тест.
Попробуй оценить свое отношение к природе по ответам на предлагаемые вопросы. Это отношение во многом зависит от того, насколько ты его осознаешь.
Задание: прочесть вопрос, три ответа на него, выбрать один из ответов и запомнить оценку в баллах. Баллы по выбранным ответам сложить.
Вопросы | Да | Нет | По-разному |
1. Хорошо ли ты относишься к природе? | 2 | 0 | 1 |
2. Умеешь ли ты отличать красивые явления от некрасивых? | 1 | 0 | 1 |
3. Всегда ли ты бережешь красоту вокруг себя? | 0 | 2 | 1 |
4. Заслуживают ли внимания явления природы. | 1 | 0 | 2 |
5. Всегда ли ты относишься к природе внимательно. | 1 | 2 | 0 |
6. Все ли явления природы тебя интересуют? | 0 | 1 | 2 |
7. Проявляется ли этот интерес в поступках? | 1 | 2 | 0 |
8. Ценишь ли ты новизну в природе? | 1 | 2 | 0 |
9. Влияет ли природа на твои переживания? | 0 | 1 | 2 |
10. Пользуешься ли ты оценками красоты природы, когда рассматриваешь ее явления? | 1 | 0 | 2 |
11. Всегда ли выступаешь против тех, кто приносит природе ущерб? | 0 | 2 | 1 |
12. Любишь ли ты читать описания природы в книгах? | 0 | 2 | 1 |
13. Влияет ли природа на твое поведение? | 1 | 0 | 2 |
14. Влияет ли окружающая природа на твои мысли? | 2 | 0 | 1 |
15. Часто ли прогуливаешься среди природы? | 1 | 2 | 0 |
16. Приходилось ли тебе чем-то вредить природе? | 2 | 0 | 1 |
17. Любишь ли ты чем-либо заниматься среди природы? | 1 | 0 | 2 |
18. Часто ли ты равнодушен к окружающей природе? | 2 | 1 | 0 |
19. Начались ли твои выступления против вреда, наносимого природе нерадивыми людьми, в младших классах? | 0 | 2 | 1 |
20. Или они возникли в подростковых классах – с 4-го по 7-й? | 2 | 0 | 1 |
21. Часто ли рассматриваешь природу, изображенную художниками? | 0 | 2 | 1 |
22. Знаешь ли музыкальные произведения, в которых изображена природа? | 1 | 2 | 0 |
23. Приходилось ли тебе сочинять стихи о природе? | 2 | 0 | 1 |
24. Всегда ли добросовестно трудишься, ухаживая за природой? | 1 | 2 | 0 |
25. Помогли ли тебе уроки и другие учебные занятия познакомиться с красотой природы? | 1 | 0 | 2 |
Свыше 40 или менее 20 баллов – твое отношение к природе недостаточно осмысленно, иногда ты ее переоцениваешь. Нужно чаще анализировать собственные ощущения и переживания, мысли и действия. Это поможет сделать отношение к природе более определенным и эффективным для самовоспитания средствами природы.
От 30 до 40 баллов – пожалуй, отношение к природе осознается тобой глубоко и правильно. Однако ты понимаешь, что некоторые избранные тобой ответы говорят, что не все в этом отношении благополучно. Постарайся быть внимательнее к природе и поведению окружающих людей, выступай в защиту окружающей среды, чаще интересуйся произведениями искусства, это поможет сделать твое отношение к природе более действенным.
От 20 до 29 баллов – твое отношение к природе не очень активно. Надо уделить природе больше внимания, найти в ней привлекательные стороны, глубже продумывать причины ее явлений, как отображена природа в искусстве, как она влияет на поведение окружающих людей. Если ты это будешь делать регулярно, твое отношение к природе, и тем самым к людям, станет активнее.
ЗАПОМНИ: если ты хочешь усовершенствовать свое отношение к природе, - а это нужно для твоей жизни, самовоспитания, для того, чтобы принести больше пользы людям и жить интереснее, посети наше экологическое объединение «Росинка».
Практическое занятие «Основы гербаризации растений».
(Занятие для 2-4кл., проводится в несколько этапов)
Цели и задачи:
- Закрепить на практике знания по основам гербаризации растений;
- Воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность в обращении с природными объектами;
- Формировать умения и навыки работы с инструментами;
Задание 1.
Повторить основные пункты гербаризации растений:
- Какие растения можно внести в гербарную коллекцию (запрет на редкие и исчезающие растения);
- Погодные условия при сборе гербария;
- Инструменты;
- Сушка и хранение;
- Оформление.
Задание 2.
Подготовить инструменты для работы: детский совок или детская железная лопаточка, газетные обложки, школьный справочник – определитель.
Задание 3.
- Убедитесь, что растение не редкое;
- Осторожно выкопайте одно растение (образовавшуюся ямку засыпьте землёй);
- С корней аккуратно отряхните почву;
- Аккуратно разложите растение на одной половине газетной обложки, второй половиной накройте растение сверху;
Задание 4.
Ежедневно не забываем менять обложки до полного высыхания гербарного образца.
Задание 5.
Оформление:
- На белый картон выкладываем высушенный гербарный образец;
- Придаём ему более аккуратный вид (с корешков удаляем песок и пр.);
- Аккуратно тонкими полосками скотча приклеиваем образец (или пришиваем иголкой и ниткой) к белому картону так, чтобы правый нижний угол остался свободным;
- В правый нижний угол помещаем этикетку со сведениями о данном гербарном образце: а) название растения, б) место сбора растения, в) число, месяц, год сбора растения.
- Сверху гербарный образец накрываем защитным слоем из папиросной бумаги, или вкладываем его в газетную обёртку, чтобы защитить от каких-либо повреждений.
ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ
2 – 4КЛ.
ТЕМА: ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЖИВОТНОГО МИРА ХМАО.
- НАЗОВИТЕ ЖИВОТНОЕ, У КОТОРОГО ЗИМОЙ СО СТУПНЕЙ СЛАЗИТ КОЖА, И ЗВЕРЬ ВСЁ ВРЕМЯ ЛИЖИТ СВОИ ЛАПЫ.__________________________________
- НАЗОВИТЕ ЖИВОТНОЕ, КОТОРОЕ СЧИТАЕТСЯ ОДНИМ ИЗ САМЫХ ЧИСТОПЛОТНЫХ ЖИВОТНЫХ НАШЕГО КРАЯ._______________________________
- КОГДА ЭТОТ ЗВЕРЁК ИЩЕТ СВОЮ ВТОРУЮ ПОЛОВИНКУ, ОН ТОНЕНЬКО И НЕЖНО ПОСВИСТЫВАЕТ, КАК БЫ ГОВОРЯ: «ВОТ ОН Я, А ГДЕ ТЫ?»____________________
- ЭТОТ ЗВЕРЬ СИЛЬНЫЙ, ВЫНОСЛИВЫЙ, ОЧЕНЬ СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ, МОЖЕТ ЖИТЬ В РАЗЛИЧНЫХ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ, БЫСТРО ПРИСПОСАБЛИВАЕТСЯ К НОВЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ, НЕ ТЕРЯЕТСЯ В ТРУДНЫХ СИТУАЦИЯХ. ЦЕНИТ ЖЁСТКИЕ ЗАКОНЫ СТАЙНОЙ ЖИЗНИ._____________________________________
- ЖИЗНЬ ЭТИХ ЖИВОТНЫХ ТЕСНО СВЯЗАНА С ВОДОЙ, В ВОДЕ ОНИ ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ СВОБОДНО И НАХОДЯТСЯ В БОЛЬШЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЧЕМ НА СУШЕ. СТРОЯТ ЖИЛИЩА ДВУХ ВИДОВ: НОРЫ И ХАТКИ.____________________________
- ЕЁ НАЗЫВАЮТ «РЫЖЕЙ ПЛУТОВКОЙ», НО НЕ ТАК УЖ ОНА И ХИТРА. СУЩЕСТВУЕТ МНЕНИЕ, ЧТО ЕЁ ОСНОВНАЯ ЕДА – ЗАЙЦЫ, НО ЭТО НЕ ТАК, ЕЁ ОСНОВНАЯ ПИЩА – ГРЫЗУНЫ.___________________________________________________________
- ЭТО ЖИВОТНОЕ ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКОГО РАЗМЕРА, ВМЕСТЕ СО СВОИМИ СОРОДИЧАМИ ОН ВЫСТРАИВАЕТ В ЛЕСУ ОГРОМНЫЙ ДОМ В ВИДЕ КУЧИ._______________________________________________________________
- У ЭТОГО ЖИВОТНОГО ЕСТЬ СВОЙ ОХОТНИЧИЙ УЧАСТОК. ПИТАЕТСЯ ЗАЙЦАМИ, МЕЛКИМИ ГРЫЗУНАМИ И ТЕТЕРЕВИНЫМИ ПТИЦАМИ. КРАСИВОЕ ЖИВОТНОЕ С КИСТОЧКАМИ НА УШАХ.________________________________________________
- ЭТИХ ЖИВОТНЫХ НАЗЫВАЮТ «ПЕРНАТЫЕ КОШКИ»: БОЛЬШИЕ СВЕТЯЩИЕСЯ В ТЕМНОТЕ ГЛАЗА, НОЧНОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, БЕСШУМНЫЕ ДВИЖЕНИЯ – ВСЁ, КАК У КОШКИ, И ОХОТИТСЯ НА МЫШЕЙ.________________________________________
- РАНЬШЕ, НА РУСИ, ЭТОГО ЗВЕРЬКА НАЗЫВАЛИ «ВЕКША». ЛЕТОМ – ЗВЕРЁК РЫЖИЙ, ЗИМОЙ – СЕРЫЙ. ЖИВЁТ В ДУПЛЕ, НА ЗИМУ ЗАПАСАЕТ ПО НЕСКОЛЬКУ КИЛОГРАММОВ ОРЕХОВ И ГРИБОВ._______________________________________
- НАЗОВИТЕ ЖИВОТНОЕ, В ДОМ КОТОРОГО ВЕДЁТ НЕ ПОДЗЕМНЫЙ, А ПОДВОДНЫЙ ХОД. СТРОИТ ПЛОТИНЫ, ДЕЛАЕТ ЗАПРУДЫ.____________________
- В ГОРУ – БЕГОМ, С ГОРЫ – КУВЫРКОМ. ЭТОГО ЗВЕРЯ СОВСЕМ НЕСПРАВЕДЛИВО ОБЗЫВАЮТ ТРУСЛИВЫМ И КОСЫМ._______________________________________
Занятие экологического объединения «Росинка» для учащихся 2-5классов
по теме: «Крылатая страна»,
посвящённое Дню птиц.
Цель: закрепить знания детей о видовом разнообразии пернатых.
Задачи:
- Расширять знания детей о названиях и внешнем виде представителей «Крылатой страны».
- Развивать познавательную активность.
- Развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникабельность, умение работать в коллективе.
- Прививать навыки экологической культуры, способствуя соблюдению правил доброжелательного поведения по отношению к птицам.
- Воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям.
- Воспитывать уверенность в своих силах, доброжелательность, умение поддерживать беседу.
Материалы и инструменты: плакаты с афоризмами о бережном отношении к птицам, презентация о птицах «Крылатая страна».
Ход занятия.
Слайд:
Нарушает тишину
Гомон, щебетание.
Это встретили весну
Гости наши ранние.
(птицы)
На нашей планете обитает около 9000 видов птиц. Они отличаются большим разнообразием форм, размеров и окрасок. Их можно встретить везде: в городских парках и на улицах, в лесах и на полях, на прудах и озёрах, над морскими волнами и на скалистых берегах.
Знаменитых птиц много, но самая известная птица…отгадайте какая?
Видали вы его не раз –
Он скачет в двух шагах от нас:
«Чирик-чирик! Чирик-чирик!» -
Кто к этой песенке привык?
(воробей)
Слайд:
Скачет шустрая маленькая птичка, клюёт крошки рядом с нами, а мы её и не замечаем, настолько мы привыкли к этим шумным, скачущим драчливым «соседям». И в тихой деревне, и в шумном городе везде можно встретить воробья. Многие ошибочно думают, что все воробьи одинаковы, но это не так. В городе живёт городской воробей, крикливый и нахальный, а деревенский, или полевой – более робкий. Городской воробей крупнее деревенского и оперение у него серое, а деревенский хоть и меньше размером, зато он наряднее своего городского собрата: на голове у него коричневая шапочка, шейка белая, а на щёчках черные пятнышки.
(Звучит фонограмма песни «Мне не нужно ни игрушек,ни цветных карандашей…»)
А вот каменный воробей живёт вдали от людей, в сухих горных степях с каменным грунтом. Земляной – устраивает свои гнёзда и ночует в норах, покинутых грызунами, а рыжий воробей – редкий, встречается на Сахалине и на Курильских островах.
Воробьи прожорливые птички, но истребляя большое колличество гусениц и других вредителей садов, полей и огородов, они вредят урожаю, нередко безобразничают воробьи в садах и в огородах, само название говорит за себя – «вора бей».
Слайд:
А эта неприметная, скромно окрашенная, но всё же, удивительная птица выводит такие трели, что заслушаешься…
Слайд:
«Великий маэстро» - так называют люди замечательного певца – соловья.
Слайд:
Словно драгоценный камень, сверкает на солнце сине-лилово-бирюзовыми тонами зимородок.
Слайд:
Удивительная птичка, размером чуть больше воробья, пролетает над небольшой речушкой, и, вдруг, стремительно бросается в воду за мелкой рыбёшкой и быстро взлетает с добычей из-под воды.
Слайд:
Орёл – крупная хищная птица, у него сильные ноги с острыми, загнутыми когтями и острый, загнутый сильный клюв, хороший слух и отличное зрение. Размах крыльев этих птиц нередко достигает 2м. В наших местах можно встретить такую редкую птицу, как орлан-белохвост, она встречается почти всюду, где есть большие реки, озёра, где есть большая вода. Другие орлы: беркут, степной орёл, большой подорлик – чаще высматривают добычу, паря в воздухе. Орлан-белохвост редко поднимается высоко вверх и ловит добычу, чаще он выслеживает добычу из засады, либо разыскивает на бреющем полёте. Он ловит уток, чаек, куропаток, зайцев и ондатр, не брезгует и падалью.
Слайд:
Лебеди – эти птицы грациозны и прекрасны, чутки и осторожны. Гнёзда свои они устраивают на берегах глухих озёр, на возвышении.
Всем вам знакома сказка «Гадкий утёно», возможно птенцы этих птиц не так прекрасны, как взрослые особи: смешные, грязно-серенькие, неуклюжие, но всё же очень милые. А вы помните, чем закончилась сказка о «гадком утёнке»? (Ответы ребят)
Конечно же, маленький «гадкий утёнок» превратился в прекрасного лебедя.
Слайд: Слайд: Слайд:
Лебедь – символ красоты: белый, как снег, с длинною, гибкою и красивою шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт по тёмно-синей зеркальной глади воды.
Да, лебедь прекрасен, но порой за свою красоту он расплачивается жизнью, браконьеров мало интересует красота.
У Н.А.Заболотского есть прекрасные стихи:
Ты видел, в лебедей стреляли?
Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали
И если б только понимали,
Что их полёт прощальный будет:
Их на заре подстрелят люди,
Скажи, они бы не летали?
Наверно, даже еслиб знали,
И даже еслиб понимали,
То все равно б взмывали ввысь.
Ведь небо – это их стихия!
Ведь небо – это их свобода!
Ведь небо – это вся их жизнь!
Слайд:
О лебединой верности ходят легенды, складываются стихи и сказки, возможно, кто-то из вас слышал песню, которая так и называется «Лебединая верность».
(Звучит фонограмма песни «Лебединая верность»)
Слайд:
Эту птицу вы все узнали – это гусь.
А, что вам известно про гусей?
(Ответы ребят)
Гуси живут парами и нисколько не уступают в верности лебедям. Конечно, эти птицы больше известны нам, как домашние водоплавающие, но есть ещё и их дикие сородичи. Они прекрасно летают, хорошо бегают, отлично плавают и ныряют.
Дикие гуси гораздо энергичнее и сильнее домашних. И понятно: домашние - под опекой человека, им бояться некого и спешить некуда. У диких же проблем множество и врагов достаточно. Поэтому гуси чутки и осторожны, а при необходимости отлично защищаются, нанося крыльями могучие удары.
Гуси – очень заботливые родители, да это и понятно, за таким активным и независимым выводком глаз да глаз нужен. «Родители» не спускают глаз со своих потомков, которых может быть и четыре – пять и десять. Водят птенцов на луг кормиться, приводят обратно в гнездо, самка постоянно греет их, а самец всё время охраняет от опасности.
Слайд:
А это что за птица?
(Ответы ребят)
Квартет несушек. «…И была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко…» и… появился цыплёнок.
Слайд:
Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.
Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.
Два крыла, как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.
Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:
Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе -
Все, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.
Журавль. Это крупная птица, её вес 5-7кг, а размах крыльев более 2м.
Слайд:
Никто не умеет так танцевать, как журавли. Они грациозно похаживают друг перед другом, приседают, подпрыгивают, хлопают крыльями. Когда первая пара устанет, в круг выходят другие танцоры, когда танец заканчивается, журавли важно раскланиваются друг с другом, словно благодарят и зрителей, и партнёров.
Слайд:
Наступит осень, и вновь услышим мы высоко в небе прощальное «курлы-курлы» - это потянулись журавли на юг, прощаясь с нами до следующей весны.
Слайд:
Кто знает, какая птица вьёт такие огромные гнёзда? Что за парочка облюбовала себе тёпленькое местечко?
(Ответы ребят)
А кто мне ответит, чем же знаменита эта птица?
(Ответы ребят)
Ответ на этот вопрос мы сможем получить, посмотрев следующий слайд.
Слайд:
Теперь вы все конечно узнали эту птицу – это аист. Да, да тот самый, который «детей приносит».
Гнездо аиста большое, увидеть его можно на деревьях, на столбах и даже на крышах домов. Аист считается птицей счастья, и поэтому люди радуются, если эта крупная белая птица вьёт гнездо на крыше дома.
Птенцов своих аисты высиживают по-очереди: мама – по ночам, а папа – днём. Первое время «родители» кормят птенцов дождевыми червями, а воду приносят в своём желудке.
К концу лета выросшие птенцы улетают зимовать в Африку, взрослые птицы улетают позднее.
У аиста нет голоса: он не умеет петь и кричать, как другие птицы, он трещит клювом, постукивая нижней половинкой клюва о верхнюю.
Слайд: Слайд:
Красавица- ворона, что известно вам об этой птице, где её можно встретить?
(Ответы ребят)
Вороны – «интеллектуалы», они по сообразительности стоят на одной из верхних ступенек в птичьем царстве, поэтому не верьте, что лиса у вороны сыр отнять могла, как в известной басне, да ещё и обманом. Ворона сама кого хочешь обмануть может.
Вороны проживают в непосредственной близости от человека, и поэтому свой ум, сообразительность и нахальство они демонстрируют постоянно. Большинство ворон прочно осело в городах, но и сейчас ещё можно встретить ворон и на лесных опушках, в речных долинах, по склонам оврагов.
Вороны птицы очень организованные, кажется, что каждая птица вроде бы сама по себе, и каждая – член стаи, знают всех своих в «лицо», подчиняются своему старшему.
Слайд:
Ещё одни «городские жители – голуби.
А, что вы знаете о голубях?
(Ответы ребят)
Эти птицы бродят по улицам и площадям городов, они так обленились, что и летать лишний раз им лень. Пищи в городе у них предостаточно, её они собирают на земле. Летать голуби хоть и ленятся, но уж если взлетят- быстро, маневренно, да и летают они прекрасно. Живут голуби стаями, бывает достаточно большими.
Слайд:
Жизнь всех голубей схожа. Все - они зерноядные, все по несколько раз в год откладывают яйца, все выкармливают птенцов «молоком», у всех небрежные гнёзда, все пьют по особому – опустив в воду клюв, сосут «по-голубиному».
Слайд:
Голубя считают птицей мира. А голубиное воркование и поцелуи очень напоминают человеческие чувства.
Слайд: Слайд:
Как много на свете необычных удивительных птиц.
Слайд:
А знаете ли вы, как называтся самая маленькая птица в мире?
(Ответы ребят)
Колибри – она мала, но очень красива. Самые крупные колибри велечиной с ласточку, а самые маленькие – величиной со шмеля. Их так и называют птица-муха. Они, как бабочки, могут зависать над цветком и своим длинным клювиком доставать нектар – это их еда.
Слайд:
Необычность этой птички не только в небольшом размере, интересна её необычная способность зависать в воздухе у цветка, вращая крыльями. Все пернатые крыльями машут, а коллибри – вращает ими выписывая в воздухе восьмёрки.
О красоте этих птиц слагают сказки, за красивые пёрышки на голове, похожие на корону, их называют венценосными, удивительный двухметровый веерообразный хвост этих птиц всех приводит в восторг.
Ребята, вы догадались о какой птице идёт речь?
(Ответы ребят)
Слайд:
Конечно же это павлин. Павлин – крупная птица, его туловище около метра, а хвост около двух метров. Питаются павлины травой и зёрнами, ловят и поедают змей. В природе павлины обитают в тёплых странах, например в Индии.
Слайд:
За необыкновенную красоту павлинов разводят для украшения садов и парков.
Слайд: Слайд: Слайд: Слайд:
Пестреет цветами опушка,
Плывут облака налегке.
«Ку-ку!» - напевает кукушка
В зелёном лесном далеке.
Слайд: Слайд:
Кукушка - «горе-мамаша», в течение весны она откладывает более двадцати яиц, но не так как все птицы: она не вьёт гнезда, не заботится о птенцах. Свои яйца она подбрасывает в гнёзда других птиц.
Слайд:
Кукушонок появляется на свет раньше своих собратьев, в течение 3-4 дней у него действует инстинкт выбрасывания, в это время он избавляется и от других яиц, и даже от других птенцов. Кукушонок – птенец довольно крупный, прожорливый он поедает весь корм, который приносят ему приёмные родители. Сначала он становится крупнее птиц-кормилиц, а через меся, окрепнув, улетает в самостоятельную жизнь.
Слайд:
Зима трудное время для птиц, а для клестов зимнее время года ещё трудней, но не потому, что пищи не хватает, еды у них достаточно, питаются они семенами хвойных деревьев, а потому, что в это время у клестов появляются птенцы.
Слайд:
Клесты – птицы довольно крупные, на вид не очень ловкие, но такое впечатление обманчиво. Клесты отлично бегают по веткам деревьев, кувыркаются и ходят вверх ногами, не случайно Альфред Брем назвал клестов «северными попугаями».
Все оставшиеся слайды:
Сегодня вы узнали лишь малую долю о тех, кто населяет эту прекрасную пернатую страну. Мы ещё не раз вернёмся к нашим пернатым друзьям, что бы узнавать о них и об их жизни всё новые интересные факты.
Вы всегда должны помнить о том, что где бы мы ни жили, мы всегда можем помогать птицам: сделать скворечник, насыпать в кормушку крошек или зерна, и, возможно, именно ваше внимание поможет какой-нибудь маленькой беззащитной птичке, поддержит её в трудный период жизни, поможет выжить. Птицы – наши друзья, они верят нам и надеются на нашу помощь.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетится, как домой,
Стайка на крыльцо.
Не богати их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть.
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»
При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...
Путешествие на "Зелёную планету".
Сценарий экологичекого мероприятия для детей младшего школьного возраста. Путешествие по временам года представленной в виде сказочного представления....
Изучение ценностей детей и подростков как основы эффективного функционирования детских общественных объединений на примере ДОО «Зелёная планета».
Социально-политические и экономические преобразования в России породили проблему, связанную с социальным становлением детей и подростков в условиях демократизации российского общества. Установлено про...
Паспорт и программа деятельности детского общественного объединения «Зелёная планета»
Детское общественное объединение «Зелёная планета» создано на базе МБОУ лицей № 87 имени Л.И. НовиковойАдрес лицея: 603047, г. Нижний Новгород, ул. Красных Зорь, 14 а, телефон: 2240382Время создания: ...
Викторина "Зелёная планета"
викторина "Зелёная планета" для учащихся 5 класса, проводилась в рамках проекта "Экология и культура - будущее России"...
Экологическое воспитание учащихся на примере детского общественного объединения природоохранной направленности «Зелёная планета».
Цель ДОО «Зелёная планета»: дать обучающимся возможность реализовать потребность в самовыражении и творчестве в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву для проявления...
Зелёный наряд планеты
Зелёный наряд планеты...