классный час "Моя родословная"
классный час (7 класс) на тему
Данный материал будет полезен классным руководителям и учителям для формирования умений и навыков краеведческой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_gen.derevo.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Кызыла РТ
Составила учитель родного языка
и литературы Таршинаева Ш.С.
Кызыл – 2015
Тема: Моя родословная
Цели:
- повышение интеллектуального и культурного уровня семьи;
- развитие интереса к истории и традициям своих предков;
- изучение, сохранение истории происхождения своего рода.
- укрепление духовных ценностей семьи;
- патриотическое, интернациональное, нравственное воспитание нового поколения на примере жизни отцов и детей.
Оборудование: мультимедиа проектор.
Ход классного часа.
Учитель: Сегодня мы с вами еще раз поговорим о родословной, и итогом нашего классного часа станет построение генеалогического древа. За всем этим стоит целая история - семьи, множества семей. А пока обратимся к слову "род" и «родословная». Что оно означает?
Ответы детей.
Учитель: Правильно!
Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства.
Род – ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение.
Предок – представитель предшествующего поколения родственников.
Поколение – родственники одной степени родства по отношению к одному предку; одновременно живущие люди близкого возраста.
А теперь назовите слова, образованные от корня "род".
Ответы детей (родня, родичи, родина, родник, рождать, недород, урожай, народ, родственник, родители, родословец, родовой, родимый, родоначальник, родословная).
Учитель: В Туве традиция составлять родословные существует уже давно. Среди тувинцев трудно было найти человека, который не относился бы с почтением к своему роду, отцу, старшему брату. Как назывались родословные у тувинцев? До какого колена должен знать человек свой род?
Ответы детей ( тѳрел аймак, 9 колена).
Учитель: Тувинец должен был знать свою родословную вплоть до девятого поколения отцов и рассматривал ее как историю. Того, кто не знал историю своего рода, обзывали безрогим серым быком. (Тѳрел билбес дѳңгүр кѳк буга).
Девять поколений отцов делятся на три части.
Наши предки – это кровное родство до трех поколений, т.е. от отца до прадеда. Юноша и девушка, являющиеся кровными родственниками, по старинному тувинскому обычаю не имеют права становиться мужем и женой
Наши далекие предки – это следующая цепь прародителей от четвертого до седьмого поколения отцов.
Наши далекие древние предки – это следующая цепь прародителей от седьмого до девятого поколения отцов. О прародителе девятой ступени можно узнать из рассказов пожилых людей, из легенд и преданий, из историй стоянок и по названиям родственных групп.
Учитель: В очень давние времена именно в форме дерева записывалась генеалогия. А что это за наука - генеалогия?
Ответы детей (историческая дисциплина, которая возникла в 17-18в., изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей).
Учитель: Генеало́гия или родосло́вие — систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов; в более широком смысле — наука о родственных связях вообще, которая возникла в 17-18 вв., изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей.
С древнейших времен каждый народ любил и уважал свой род, свои обычаи. Поэтому у каждого народа с давних времен складывался фольклор. У каждого народа имеются большой склад пословиц и поговорок, связанных с родословной. Давайте прочитаем пословицы.
Пословицы о родословной:
- « Дерево с крепкими корнями ветер не валит» ;
- « Корень дерева сквозь землю проходит, корень людей через весь мир протянется»;
- « Равнодушие к своей родословной – признак сиротства»
- « Древо держится корнями, а человек - родственниками» ;
- « Семейная ссора что весенний дождь»;
- « Семейный горшок всегда кипит»;
- « Семья сильна, когда над ней крыша одна»;
- « Дома и стены помогают»;
- « Дома все споро , на чужбине житье хуже»;
- « Предания предков – глаза мудрости»;
- « Плоха та девушка, которая не любит родителей, плох тот парень , который не уважает родственников»;
- « Дом , где дети – базар, дом без детей – могила»;
- « Дружба – с другом, родство – с родом»;
- « В благополучии друзья хороши, в бедности – родня»;
- «Тѳрел билбес – тѳѳрээр»
- «Ада сѳзүн ижип болбас, ие сѳзүн ижип болбас»
- «Буянныг ѳгге чон чыглыр, будуктуг ыяшка куш чыглыр»
Что в них говорится?
Ответы детей.
Учитель: Вы, наверное, очень много интересного знаете о своих предках, но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы называете своей семьей.
Что такое семья?
Учитель: Семья – группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми); единство, объединение людей, сплочённых общими интересами.
Викторина.
А сейчас мы проверим , как разбираемся в родственных связях. Вопросы.
- В каком родстве состоят свояки? (женаты на сестрах).
- Твоя сестра вышла замуж. Как зять может тебя называть ( шурин, свояченица).
- Я тебе не отец, но ты мне сын. Кто я тебе? ( мать).
- Шел старец. Жали молодец с девицей. Старик и говорит: « Как вам не стыдно жать вдвоем?» Они отвечают : « Какой нам стыд? Мы – большая родня: моя мать ее матери – родная свекровка»
- Кто такие сватовья и кумовья? ( родители жениха и невесты – сватовья. кровные родители и духовные – кумовья)
- Кто является золовкой, снохой, деверем? ( золовка- сестра мужа, сноха – жена брата, деверь- брат жены.
Переведите эти родственные термины на тувинский язык.
Свояки – бажашкылар.
Шурин, свояченица – чуржу.
Мать, мама – ава.
Свекровь – кунчуг.
Свекорь – бег, бээ, бээзи.
Сват – куда.
Составление генеалогического древа.
Что такое генеалогическое древо?
Учитель: Генеалогическое (родословное) древо – схематическое представление родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» — представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» — различных линиях родословия, известные его потомки — «листья» (настоящий пример иллюстрирует древо «нисходящего родословия», каковые являются наиболее распространёнными); но зачастую, если она, роспись, не стилизована в виде дерева реального, что было очень распространено в прошлом, схема эта для удобства восприятия и формирования представляет родословное древо в перевёрнутом виде, когда родоначальник располагается в верхней части таблицы. Генеалогическим или родословным древом также называют представление восходящих или нисходящих родословий и генеалогических таблиц вообще — всем этим занимается генеалогия (родословие), в статье о которой и примеры.
Учитель: С чего начать, чтобы составить генеалогическое древо?
- Лучше начать с самого себя, так как это начальная веточка семейного древа. Вписав себя, нужно собрать информацию о родителях и записать ее.
- Затем нужно найти сведения о бабушках и дедушках, а затем - о более ранних поколениях.
Какие документы использовать?
Искать информацию нужно сначала дома - в документах семейного архива, дневниках, письмах, записных книжках, на оборотах фотографий и в альбомах с фотографиями, в вырезках из газет.
Изучение этих неофициальных документов и даже простое знакомство с ними поможет по- новому взглянуть на своих родителей, бабушек и дедушек, откроет мир их чувств и отношений, неудач и успехов. Нужно обратить внимание на имена, даты, место жительства, родственные связи. Они представляют собой ключевые моменты, важные для родословной семьи.
Нужно использовать также официальные документы:
- Свидетельство о рождении – даст информацию о фамилиях, месте и времени рождения.
- Свидетельство о браке – даст информацию о девичьей фамилии матери, времени и месте
заключения брака.
- Свидетельство о смерти – даст информацию о времени смерти и её причине.
- Паспорт – даст информацию о месте жительства, детях.
- Трудовая книжка – даст информацию о местах работы, должностях, образовании.
- Аттестаты, дипломы, удостоверения, свидетельства, орденские книжки и др.
На следующем этапе своего исследования нужно составить нисходящее древо (таблицу, роспись) своего рода (своей фамилии).
Методы сбора информации - прежние: семейный архив и устные беседы. Так же можно отослать таблицы, частично заполненные известной вам информацией, своим родственникам с просьбой заполнить пустующие места сведениями, которые известны им.
Можно подобное древо составить по материнской линии (ориентируясь на ее девичью фамилию), а так же на фамилии бабушек и дедушек. Тогда число родственников, неизмеримо возрастет.
Составление родословной (нисходящее генеалогическое древо)
Оформление родословной.
Родословная может быть оформлена в виде древа, где стволом обозначены, тот, кто
составляет родословную. Разветвлением ствола будут родители, более мелкими ветвями - дедушки и бабушки и т.д. Такое дерево будет восходящим. Нисходящее древо внешне похоже, но в основании его будет предок, а в кроне окажется тот, кто составляет родословную.
Учитель: Хотелось бы мне закончить наш классный час со стихотворением:
Жизнь человека – только миг
В безбрежном времени вселенной,
И только в памяти живых
Она становится нетленной.
Вот это так. Да вот беда,
Что забываем иногда,
Откуда мы, кто наши предки?
Такие случаи нередки!
Заставить нас забыть о них
Не должен злой народа гений.
Уйдя из памяти живых,
Исчезнет много поколений.
Одной мы связаны судьбой,
Одной семьей, единой кровью.
Потомки станут нам с тобой
Надеждой, верой и любовью.
И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков вольется.
И никогда не оборвется
Веков связующая нить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классные часы "Моё родословное древо"
Авторская разработка классного часа: "Моё родословное древо"...
Минем гаиләм- минем шәҗәрәм. Тәрбия сәгате.Моя семья-мое родословное.Классный час.
Тема : Минем гаиләм- минем шаҗәрәмМаксат: укучыларда гореф- гадәтләргә, гаилә традицияләренә,ядкарьләренә кысыксыну уяту, буыннар бәйләнеше, исем, фамилияләр, аларның килеп чыгышы, әһәмияте туры...
Классный час по теме "Имя и родословная" для учащихся 5 класса
Чтобы пробудить интерес с своим корням - родословной, начнем с истории имени....
презентация к классному часу "Помникорни свои" Родословная.
•Традиция составлять родословные существует испокон веков. Из века в век, из поколения в поколение в семье любого народа считалось необходимым знать историю своего рода. Богатой считалась не т...
классный час по теме "Родословная моей семьи"
данный материал может быть использован для проведения классного часа среди учащихся 7-8 классов. в нем рассказывается о создании родословного древа....
Классный час «Моя родословная» ( для учащихся 7-8 классов)
Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все ...
Классный час "Родословная"
что и вы?Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты достоинства и слабости. А что мы знаем о них? По существу, во многих семьях познания о собственном происхожд...