Классный час "Родословная"
классный час
что и вы?
Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты достоинства и слабости. А что мы знаем о них? По существу, во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: «уваженье к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости». Фамильная гордость, интерес к своей родословной – все это ветви одного дерева. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час "Родословная" | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема: Моя родословная
Цели:
- повышение интеллектуального и культурного уровня семьи;
- развитие интереса к истории и традициям своих предков;
- изучение, сохранение истории происхождения своего рода.
- укрепление духовных ценностей семьи;
- патриотическое, интернациональное, нравственное воспитание нового поколения на примере жизни отцов и детей.
Оборудование: мультимедиа проектор.
Ход классного часа.
Классный руководитель: Вы, в процессе подготовки к данному классному часу, интересовались историей своей семьи. Сегодня мы с вами поговорим о родословной, послушаем рассказы каждого из вас об истории своей семьи. Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все мы являемся плодами нашего родословия, и поэтому было бы интересно, а может быть, и важно понять наши корни. Кто те люди, которые составляли вашу семью на протяжении последних ста лет? Где они жили и что делали? Какие у них были семьи - большие или маленькие? Как они выглядели? Похожи ли вы на них? Говорили ли они на том же языке, что и вы?
Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты достоинства и слабости. А что мы знаем о них? По существу, во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: «уваженье к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости». Фамильная гордость, интерес к своей родословной – все это ветви одного дерева. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства. Обратимся к слову "род" и «родословная». Что оно означает?
Ответы обучающихся.
Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства.
Род – ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение.
Предок – представитель предшествующего поколения родственников.
Поколение – родственники одной степени родства по отношению к одному предку; одновременно живущие люди близкого возраста.
А теперь назовите слова, образованные от корня "род".
Ответы (родня, родичи, родина, родник, рождать, недород, урожай, народ, родственник, родители, родословец, родовой, родимый, родоначальник, родословная).
Классный руководитель: В очень давние времена именно в форме дерева записывалась генеалогия. А что это за наука - генеалогия?
Ответы обучающихся (историческая дисциплина, которая возникла в 17-18в., изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей).
Классный руководитель: Генеало́гия или родосло́вие — систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов; в более широком смысле — наука о родственных связях вообще, которая возникла в 17-18 вв., изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей.
Генеалогическое (родословное) древо – схематическое представление родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» — представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» — различных линиях родословия, известные его потомки — «листья» (настоящий пример иллюстрирует древо «нисходящего родословия», каковые являются наиболее распространёнными); но зачастую, если она, роспись, не стилизована в виде дерева реального, что было очень распространено в прошлом, схема эта для удобства восприятия и формирования представляет родословное древо в перевёрнутом виде, когда родоначальник располагается в верхней части таблицы. Генеалогическим или родословным древом также называют представление восходящих или нисходящих родословий и генеалогических таблиц вообще — всем этим занимается генеалогия (родословие), в статье о которой и примеры.
С древнейших времен каждый народ любил и уважал свой род, свои обычаи. Поэтому у каждого народа с давних времен складывался фольклор. У каждого народа имеются большой склад пословиц и поговорок, связанных с родословной. Давайте прочитаем пословицы.
Пословицы о родословной:
- «Где одному не справиться, там род поддержит»
- « Дерево с крепкими корнями ветер не валит» ;
- « Корень дерева сквозь землю проходит, корень людей через весь мир протянется»;
- «Какое дерево, такой и клин; каков батька, таков и сын»
- «Семья в куче — не страшна и туча»
- «Кто родителей почитает, тот навеки не погибает».
- «Земля без воды — мертва, человек без семьи — пустоцвет»
- «В семье согласно, так и дело идет прекрасно»
- « Равнодушие к своей родословной – признак сиротства»
- « Древо держится корнями, а человек - родственниками» ;
- « Семейная ссора что весенний дождь»;
- « Семейный горшок всегда кипит»;
- « Семья сильна, когда над ней крыша одна»;
- « Дома и стены помогают»;
- « Дома все споро , на чужбине житье хуже»;
- « Предания предков – глаза мудрости»;
- « Плоха та девушка, которая не любит родителей, плох тот парень , который не уважает родственников»;
- « Дом , где дети – базар, дом без детей – могила»;
- « Дружба – с другом, родство – с родом»;
- « В благополучии друзья хороши, в бедности – родня»;
Классный руководитель: Теперь послушаем ваши рассказы. (Студенты по очереди рассказывают о своей родословной с использованием электронных презентаций)
Классный руководитель: Молодцы, вы очень много интересного знаете о своих предках, но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы называете своей семьей.
Что такое семья?
Классный руководитель: Семья – группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми); единство, объединение людей, сплочённых общими интересами.
Викторина.
А сейчас мы проверим , как разбираемся в родственных связях. Вопросы.
- В каком родстве состоят свояки? (женаты на сестрах).
- Твоя сестра вышла замуж. Как зять может тебя называть ( шурин, свояченица).
- Я тебе не отец, но ты мне сын. Кто я тебе? (мать).
- Кто такие сватовья и кумовья? (родители жениха и невесты – сватовья. Кровные родители и духовные – кумовья)
- Кто является золовкой, снохой, деверем? (золовка- сестра мужа, сноха – жена брата, деверь- брат жены.
Классный руководитель: Многие из вас интересуются историей своей семьи. С чего начать составление генеалогического древа?
- Лучше начать с самого себя, так как это начальная веточка семейного древа. Вписав себя, нужно собрать информацию о родителях и записать ее.
- Затем нужно найти сведения о бабушках и дедушках, а затем - о более ранних поколениях.
Какие документы использовать?
Искать информацию нужно сначала дома - в документах семейного архива, дневниках, письмах, записных книжках, на оборотах фотографий и в альбомах с фотографиями, в вырезках из газет.
Изучение этих неофициальных документов и даже простое знакомство с ними поможет по- новому взглянуть на своих родителей, бабушек и дедушек, откроет мир их чувств и отношений, неудач и успехов. Нужно обратить внимание на имена, даты, место жительства, родственные связи. Они представляют собой ключевые моменты, важные для родословной семьи.
Нужно использовать также официальные документы:
- Свидетельство о рождении – даст информацию о фамилиях, месте и времени рождения.
- Свидетельство о браке – даст информацию о девичьей фамилии матери, времени и месте заключения брака.
- Свидетельство о смерти – даст информацию о времени смерти и её причине.
- Паспорт – даст информацию о месте жительства, детях.
- Трудовая книжка – даст информацию о местах работы, должностях, образовании.
- Аттестаты, дипломы, удостоверения, свидетельства, орденские книжки и др.
На следующем этапе своего исследования нужно составить нисходящее древо (таблицу, роспись) своего рода (своей фамилии).
Методы сбора информации - прежние: семейный архив и устные беседы. Так же можно отослать таблицы, частично заполненные известной вам информацией, своим родственникам с просьбой заполнить пустующие места сведениями, которые известны им.
Можно подобное древо составить по материнской линии (ориентируясь на ее девичью фамилию), а так же на фамилии бабушек и дедушек. Тогда число родственников, неизмеримо возрастет.
Ссылки на генеалогические сайты
http://www.1archive-online.com/
Оформление родословной.
Родословная может быть оформлена в виде древа, где стволом обозначены, тот, кто составляет родословную. Разветвлением ствола будут родители, более мелкими ветвями - дедушки и бабушки и т.д. Такое дерево будет восходящим. Нисходящее древо внешне похоже, но в основании его будет предок, а в кроне окажется тот, кто составляет родословную.
Классный руководитель: Хотелось бы мне закончить наш классный час стихотворением:
Жизнь человека – только миг
В безбрежном времени вселенной,
И только в памяти живых
Она становится нетленной.
Вот это так. Да вот беда,
Что забываем иногда,
Откуда мы, кто наши предки?
Такие случаи нередки!
Заставить нас забыть о них
Не должен злой народа гений.
Уйдя из памяти живых,
Исчезнет много поколений.
Одной мы связаны судьбой,
Одной семьей, единой кровью.
Потомки станут нам с тобой
Надеждой, верой и любовью.
И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков вольется.
И никогда не оборвется
Веков связующая нить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...