Доклад "Использование ИКТ на уроках математики"
статья на тему

Боярская Татьяна Григорьевна

Развитие познавательной активности с помощью ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad1.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках математики

« Использование ИКТ на уроках математики»

Учитель математики Боярская Т.Г. 

 Сегодня компьютер становится чем - то  привычным, обыденным.  Дети имеют их дома, работают на них в школе. И учителю нужно очень постараться  найти правильные методы и формы, чтобы заинтересовать ребенка на уроке работой на компьютере. Но ни для кого не секрет, что в условиях современной школы обучение без применения на уроках ИКТ не возможно. Зачем использовать телегу, если давно изобретен автомобиль ?

Популярность информационно-коммуникационных технологий в образовании растет. Почему? Учителя заметили, что применение ИКТ на уроках решает многие педагогические задачи, которые ставит перед собой ежедневно учитель, планируя очередной урок или внеурочное мероприятие. Появились новые интересные формы организации работы на уроке. Да и «старые» традиционные формы получили новое содержание. Конечно,   компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому я выбрала тему по самообразованию « Использование   ИКТ  на уроках математики». Я  освоила программу Power Point, изучила литературу по этой теме и стала использовать  ИКТ  на своих уроках.  Применяю  компьютерные технологии  на разных этапах  урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Основной задачей при этом является  правильная организация  работы учащихся.

Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника.

Внедрение  ИКТ  осуществляется по направлениям: 
1. Создание презентаций к урокам; 
2. Работа с ресурсами Интернет; 
3.  Использование  готовых обучающих программ; 
4. Разработка и использование собственных авторских программ.

Сегодня существует множество готовых компьютерных программ. Роль учителя состоит в кропотливом подборе материала к уроку, грамотной расстановке акцентов и создании своего WEB-ресурса.

 «Интерактивная математика» (5 – 9 кл.) издательства «Дрофа», «Тригонометрия не для отличников», «Алгебра не для отличников» и другие.

 В связи с ограниченными техническими возможностями нашей школы я использую компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения. Так, например, в ходе изучения темы: « Обыкновенные дроби» для закрепления понятий и знаний, умений и навыков предлагаю учащимся выполнить тренировочные задания по теме на компьютере. Задания предложены по разным ступеням сложности. У ребят есть возможность выполнять задания своего уровня и не быть разочарованными от неудач. Программа разработана таким образом, что учащийся сразу видит  результаты своей работы. После изучения темы «Теорема Пифагора», при закреплении изучаемого материала использую компьютерные презентации творческого характера по данной теме, которые, на заключительном уроке представляют и защищают учащиеся.

На уроках применяю разные виды презентаций:

  слайды с задачами, слайды с теоремами, слайды с определениями, слайды с графиками , слайды с упражнениями для устной работы с учащимися.

  презентация – тест на результат;

  презентация – обучающий тест;

  презентация – математический диктант;

  презентация – игра;

  презентация – самостоятельная работа с последующей самопроверкой или взаимопроверкой;

  презентация – опорный конспект нового понятия.

Конечно, затраты  времени   при создании презентации значительные. Но в последующем они сводятся к незначительным изменениям в слайдах, это экономит время учителя и направляет его усилия на совершенствование урока – презентации. Содержание задания на слайде может предлагаться в различных формах: 
- прослушай объяснение и ответь на вопросы...,  
- по рисунку на слайде опиши «..», 
- в тексте документа (на слайде) найди определение  «...», сравни как это описано в твоем учебнике,
- продолжи в своей тетради логическую цепочку рассуждений (алгоритма) «...» (логическая цепочка на  слайде). 
Выполняя на уроке   различные задания можно преподнести наглядные примеры связи математики с другими областями знаний. Метапредметные связи для уроков математики стали особенно актуальны: 

        решая задачи о животных, можно их показать на слайдах

        изучая тему «Векторы» показать примеры из физики («Равнодействующая сила», «Равномерное движение» и т.д.)

         показав слайд с географическими объектами, предлагаю составить задачи (например о реках, о горах)

        при изучении темы «Движение» невозможно обойтись без иллюстраций симметричных предметов из жизни  

 Научив  работать в программе PowerPoint,   предлагаю  детям маленькие творческие работы по математике. Работа с компьютером не может оставить равнодушными учеников. Детям нравится рисовать на компьютере. Особенный интерес вызывает работа в PowerPoint. Рисование с помощью графических примитивов встроенной панели рисования увлекает еще и потому, что рисунок можно "оживить" с помощью анимации.

 Очень актуальным стало использование в своей работе   ресурсов Интернет. 
Интернет – новое информационное явление, перед которым мы – учителя – оказались подобно сказочному богатырю на распутье: дорог много, выбор широк, а мы еще не успели понять, что это и зачем оно нам. Глобальная компьютерная сеть для  образовательного   процесса  – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных  областей. 
Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке. 
  Интернет: 
• Расширяет виды учебной деятельности учащихся(поиск и обработка информации по предмету из Интернета); 
• Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией; 
•Дает возможности для профессионального роста; 
•Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию  дидактического материала; 
• Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся. 
 Однако не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.Применение ИКТ позволяет перевести учебный процесс на качественно новый уровень, так как возникают новые возможности для построения системы работы учителя по организации учебного процесса как на уроке (объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний), так и во внеурочное время (отработка пропущенного материала, подготовка к урокам, дополнительное образование). Использование электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:
1.    Экономию времени при объяснении нового материала;
2.Представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
3.Воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала; 
4.    Дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала; 
5.    Постоянный оперативный контроль над усвоением материала учащимися;
6.    Вариативность в работе учителя, владеющего современными компьютерными технологиями при создании эффективных систем обучения в зависимости от своих педагогических и методических предпочтений, возраста учащихся, уровня их подготовки, профиля и особенностей материальной базы учебного заведениях.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока

Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....

Интегрированный урок (математика=физика) "Физический смысл производной на уроках математики"

На данном уроке показано применение производной при решении различных физических задач, при этом  используется таблица,  показывающая связь между формулами производных и соответствую...

Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Интегрированный урок проводится с учителями биологии, технологии с учётом всех требований ФГОС....

Презентация интегрированного урока математики в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Презентация к уроку с физминуткой, упражнением для глаз, разбита на четыре файла: 1- 5 слайды, 6- 10 слайды, 11- 34 слайды, 35- 36 слайды....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...