Программа внеурочной деятельности "Мир загадок" 1 класс
рабочая программа (10 класс) на тему

Микулова Людмила Витальевна

Программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_zagadok.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

 г. Протвино Московской области

Рассмотрено                    «Согласовано»                              «Утверждаю»

на заседании МС            Зам. директора по УВР                   Директор МБОУ   Председатель МС                                                                  «Гимназия»

____ Г.Н. Солдатова        ______ /Н.Н. Храмова             ______/Л.В. Филонова/  

Протокол №___от           «___» ____ 2014г.                        «___»___2014г.

«___» _____2014 г.

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 Микуловой Людмилы Витальевны

Ф.И.О. педагога полностью

внеурочной деятельности

«Мир загадок»

1 класс

( научно-познавательное направление)

 

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО и методического пособия «Мир загадок»  автора С.Гин, издательство ВИТА пресс, Москва. 2011 г.

 Программа рассчитана на 33 учебных часа (1 час в неделю), что соответствует учебному плану МБОУ «Гимназия». Данный курс  изучается в рамках организации внеурочной деятельности научно-познавательного направления.

Актуальность курса

Научить ребенка думать, приучить его к умственному труду - нелегкая задача, стоящая перед педагогом. К. Д. Ушинский писал: «Мечтать легко и приятно, но думать трудно». Действительно, не только в детях, но и во взрослых людях мы часто встречаем леность мысли.

Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным и занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит словесная игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития  их самостоятельности и активности  мышления, творческого воображения. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра — вид деятельности, присущий детям младшего школьного возраста. В игре ребенок легко преодолевает трудности умственной работы, не замечая, что его учат.

Игровые ситуации на уроках могут быть созданы, например, путем внедрения в учебно-воспитательный процесс загадок, универсального средства закрепления знаний и развития мышления, языковой игры, популярной как у детей, так и у взрослых.

Многие лингвисты дают определение «Что такое загадка?», но более точное, на мой взгляд, определение загадки можно найти  в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, который толкует смысл этого слова так: «Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке».

Загадки играют  важную роль в жизни человека, незаметно, исподволь обучая и воспитывая. Загадки способствуют активизации познания окружающего мира, формированию навыков логического мышления, развитию наблюдательности, сообразительности. Они  несут определенную информацию, расширяя кругозор; формируют мировоззрение; участвуют в процессе социализации, формируя индивидуальную картину мира в духе национальных традиций и этических норм. При разгадывании загадок прививается любовь к народному творчеству и родному языку.

Главным жанровым признаком загадки является требование отгадать её. Это и интригует детей. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован разными способами. От способа шифра зависит тип логической задачи, ее сложность, а, следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему. Отгадывание загадок всегда доставляет удовольствие: отгадать загадку – значит, совершив довольно сложную мыслительную операцию, найти решение задачи, правильно ответить на вопрос.

Сочиняя загадку, дети получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. Сочинения-загадки потому и полезны, что в ходе их подготовки ученик учится рассматривать предмет (реальный или воображаемый) и выявить его отличительные признаки.

    Загадка – это всегда образ, в основе которого лежит метафора, метонимия, олицетворение, перифраз. Эта особенность загадок позволяет в процессе работы над ними развивать у детей образное видение мира, а следовательно, и образность речи.

Содержание и методы обучения курса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, чтения, окружающего мира, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Цели и задачи

Цель курса: развитие интеллектуально-речевых умений младших школьников, формирование  у них  навыков системного и диалектического мышления, знакомство учащихся с понятиями теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Задачи курса:

1. Обучающие:

  • развить интерес к устному народному творчеству, русскому языку как учебному предмету;
  • развить интерес к изучению окружающего мира(цвет, форма, размер, вещество, чувство и органы чувств)
  • обучать детей конструированию загадок и приемам их решения;
  • формировать знания, умения и навыки по грамматике русского языка;
  • формировать  потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развить мотивации к изучению русского языка и литературы;
  • развить творчество и обогащение  словарного запаса;
  1. Воспитывающие:
  • воспитать культуру обращения с книгой;
  • формировать и развить у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления.

3. Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщить школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Основное содержание

Содержание программы направлено на воспитание интереса к устному народному творчеству, развитию наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.

Программа «Мир загадок» реализует внеурочную деятельность в научно-познавательном направлении. Программа предусматривает включение задач по формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы.

Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и, поэтому, предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся. С этой целью включены физкультминутки, подвижные игры, передвижение по классу в ходе выполнения заданий. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей.

Данная программа содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.

Существует связь содержания программы с такими учебными предметами, как литературное чтение, русский язык, окружающий мир и предметами художественно - прикладного цикла (ИЗО и художественный труд). Это способствуют развитию интеллектуально-речевых умений, обогащению словарного запаса, оценочных суждений, общению с детской литературой (книги, журналы, словари, энциклопедии), помогает  в формировании эстетических и нравственных отношений, повышении творческой активности и проявлении определенного отношения к окружающему миру.

Особенности  программы.

Программа внеурочной деятельности «Мир загадок» реализуется в                ОУ во торой половине дня. Форма проведения занятий – кружковая.        

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.

Кружковое занятие позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на кружковых занятиях учащиеся мало пишут и много говорят (рассуждают, доказывают, анализируют, сравнивают и т. д.), выполняют творческие работы, участвуют в ролевых и словесных играх, выбирают задания по способностям и  интересам.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • теоретическая;
  • практическая;
  • игровая или творческая.

Формы проведения занятий:

  • беседы;
  • практические занятия с элементами игры, с использованием дидактических и раздаточных материалов, ребусов и загадок;
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) в работе с разнообразными источниками;
  • викторины;
  • экскурсии,  наблюдения;
  • праздники;
  • презентации.

          Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология;
  • игровая технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств  школьника.

Занятия построены в виде путешествия по различным городам Страны Загадок. Сюжеты физкультминуток и речевых разминок специально подобраны так, чтобы в начале каждого занятия можно было «отправиться в дорогу». Вместе с детьми путешествует Игрушка, которая помогает привлечь внимание детей, заставляет их сомневаться, ошибаться, придумывать игры и загадки.

Место программы в учебном плане.

Программа предназначена для обучающихся 1 класса. Она рассчитана на 33 часа в год (1 занятие в неделю). Продолжительность занятий  - 45 минут.

Условия для реализации данной  программы в ОУ

Состояние и содержание здания и помещений ОУ должно соответствовать санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к универсальным учебным действиям, сформированным у обучающихся в процессе занятий по данной программе.

Познавательные обще учебные действия:

  •  умение задавать вопросы;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и не- существенных признаков;
  • осуществлять сравнение и классификацию.

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли полно и точно;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • умение разрешать конфликты;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
  • слушать и понимать речь других;
  • уметь вступать в диалог и использовать монолог в качестве средства общения.

Регулятивные УУД:

  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • умение планировать свои действия;
  • умение работать по предложенному плану;
  • умение  оценивать и  корректировать свою работу.

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие самостоятельности;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности;
  •  развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

Оценка результатов освоения программы

Формой учета знаний и умений являются творческие задания( рисунки, поделки и др.), которые ребята выполняют  в классе или дома.

Календарно-тематическое планирование.  1 класс

класс

дата

по

плану

дата

 по

факту

УУД

Тема занятия

Кол-во часов

1

03.09

Регулятивные

- умение совместно с учителем и самостоятельно определять цель;

- планирование своей работы;

-прогнозирование результата своей деятельности;

- контролировать деятельность и результать;

- оценка;

- саморегуляция.

Познавательные

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

-Постановка и решение проблемы;

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов;

- разрешение конфликтов;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Знакомство со Страной Загадок

1

2

10.09

Регулятивные

- умение совместно с учителем и самостоятельно определять цель;

- планирование своей работы;

-прогнозирование результата своей деятельности;

- контролировать деятельность и результать;

- оценка;

- саморегуляция.

Познавательные

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы;

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов;

- разрешение конфликтов;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Город самых простых загадок. Улица Цвет.

1

3

17.09

Регулятивные

- умение совместно с учителем и самостоятельно определять цель;

- планирование своей работы;

-прогнозирование результата своей деятельности;

- контролировать деятельность и результать;

- оценка;

- саморегуляция.

Познавательные

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы;

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов;

- разрешение конфликтов;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Изменение цвета в природе.

1

4

24.09

Цвет в рукотворном мире.

1

5

01.10

Регулятивные

- умение совместно с учителем и самостоятельно определять цель;

- планирование своей работы;

-прогнозирование результата своей деятельности;

- контролировать деятельность и результать;

- оценка;

- саморегуляция.

Познавательные

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

-Постановка и решение проблемы;

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов;

- разрешение конфликтов;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Улица Форма.

1

6

15.10

Изменение формы.

1

7

22.10

Замок похожестей-непохожестей.

1

8

29.10

Геометрические головоломки.

1

9

05.11

Регулятивные

- умение совместно с учителем и самостоятельно определять цель;

- планирование своей работы;

-прогнозирование результата своей деятельности;

- контролировать деятельность и результать;

- оценка;

- саморегуляция.

Познавательные

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

-Постановка и решение проблемы;

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов;

- разрешение конфликтов;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Улица Размер.

1

10

12.11

Относительность размера.

1

11

26.11

Противоречия в размере.

1

12

03.12

Регулятивные

- умение совместно с учителем и самостоятельно определять цель;

- планирование своей работы;

-прогнозирование результата своей деятельности;

- контролировать деятельность и результать;

- оценка;

- саморегуляция.

Познавательные

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы;

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов;

- разрешение конфликтов;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Улица Вещество.

1

13

10.12

Агрегатное состояние вещества.

1

14

17.12

Моделирование «маленькими человечками»

1

15

24.12

Регулятивные

- умение совместно с учителем и самостоятельно определять цель;

- планирование своей работы;

-прогнозирование результата своей деятельности;

- контролировать деятельность и результать;

- оценка;

- саморегуляция.

Познавательные

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы;

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов;

- разрешение конфликтов;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Составление загадок

1

16

31.12

Город пяти чувств. Улица Зрение.

1

17

14.01

Улица Слух.

1

18

21.01

Улица Осязание.

1

19

28.01

Улица Обоняние.

1

20

04.02

Улица Вкус.

1

21

11.02

Решение задач.

1

22

18.02

Регулятивные

- умение совместно с учителем и самостоятельно определять цель;

- планирование своей работы;

-прогнозирование результата своей деятельности;

- контролировать деятельность и результать;

- оценка;

- саморегуляция.

Познавательные

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы;

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов;

- разрешение конфликтов;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Город загадочных частей.

1

23

04.03

Сочинение загадок про подсистемы.

1

24

11.03

Игры и упражнения со словами.

1

25

18.03

Морфологический анализ.

1

26

25.03

Город загадочных мест.

1

27

01.04

Сочинение загадок про надсистемы.

1

28

08.04

Регулятивные

- умение совместно с учителем и самостоятельно определять цель;

- планирование своей работы;

-прогнозирование результата своей деятельности;

- контролировать деятельность и результать;

- оценка;

- саморегуляция.

Познавательные

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы;

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов;

- разрешение конфликтов;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Путешествие на машине времени ( в прошлое)

1

29

22.04

Путешествие на машине времени ( в будущее)

1

30

29.04

Город  загадочных дел.

1

31

06.05

Регулятивные

- умение совместно с учителем и самостоятельно определять цель;

- планирование своей работы;

-прогнозирование результата своей деятельности;

- контролировать деятельность и результать;

- оценка;

- саморегуляция.

Познавательные

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

-Постановка и решение проблемы;

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- постановка вопросов;

- разрешение конфликтов;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Экскурсия. Конкурс загадок о природе.

1

32

13.05

Подведение итогов обучения

1

33

20.05

Резерв

Перечень учебно - методического обеспечения:

  1. Гин, Светлана. Мир загадок: Методическое пособие для учителя начальной школы/Внеурочная деятельность в начальной школе; Светлана Гин.- М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
  2. Гин С.И. Из опыта работы по развитию мышления в начальной школе./С.И. Гин.- Гомель, 1990.
  3. Гин С.И. Первые дни в школе/ С.И. Гин, И.Е. Прокопенко.М.: ВИТА-ПРЕСС. 2002.
  4. Гайсина Р. С. Загадаю загадку…//Начальная школа 2007 №11,
  5. Григорьева М. Н. Учимся сочинять загадки//Начальная школа 2003 №4
  6. Детская литература/ Сборник статей. Москва. 1986
  7. Загадки. Издание подготовила В. В. Митрофанова. Л., 1968
  8. Закржевская Е. Д. Поиграем на досуге: сборник детских развивающих игр для начальных классов и старше / Е. Д. Закржевская  Ростов н/Д: «Феникс», 2006.    
  9. Запорожец И. В. Сочини загадку//Начальная школа 2003 №5
  10. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. Москва. Просвещение. 1985
  11. Львова М. Е. Воспитательная и образовательная роль загадок на уроках//Начальная школа 1998, №4
  12. Митрофанова В. В. Русские народные загадки. Л., 1978
  13.  Митрофанова В. В. Художественный образ в загадках// Современные проблемы фольклора. Вологда, 1971
  14.  Панкратова Н. В. Развитие речи младших школьников в играх и игровых упражнениях//Начальная школа 1997, №3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность

Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....

Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС

Программа внеурочной детельности  5 класс НОУ ФГОС...

Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"

Программа «Дружный класс» представляет собой комп­лексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие устано­вок толерантности  у учащихся началь­ной школы. Включает в себя непоср...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...