Программа внеурочной деятельности "Мир загадок" 1 класс
рабочая программа (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
г. Протвино Московской области
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МС Зам. директора по УВР Директор МБОУ Председатель МС «Гимназия»
____ Г.Н. Солдатова ______ /Н.Н. Храмова ______/Л.В. Филонова/
Протокол №___от «___» ____ 2014г. «___»___2014г.
«___» _____2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Микуловой Людмилы Витальевны
Ф.И.О. педагога полностью
внеурочной деятельности
«Мир загадок»
1 класс
( научно-познавательное направление)
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе ФГОС НОО и методического пособия «Мир загадок» автора С.Гин, издательство ВИТА пресс, Москва. 2011 г.
Программа рассчитана на 33 учебных часа (1 час в неделю), что соответствует учебному плану МБОУ «Гимназия». Данный курс изучается в рамках организации внеурочной деятельности научно-познавательного направления.
Актуальность курса
Научить ребенка думать, приучить его к умственному труду - нелегкая задача, стоящая перед педагогом. К. Д. Ушинский писал: «Мечтать легко и приятно, но думать трудно». Действительно, не только в детях, но и во взрослых людях мы часто встречаем леность мысли.
Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать этот труд интересным и занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит словесная игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития их самостоятельности и активности мышления, творческого воображения. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра — вид деятельности, присущий детям младшего школьного возраста. В игре ребенок легко преодолевает трудности умственной работы, не замечая, что его учат.
Игровые ситуации на уроках могут быть созданы, например, путем внедрения в учебно-воспитательный процесс загадок, универсального средства закрепления знаний и развития мышления, языковой игры, популярной как у детей, так и у взрослых.
Многие лингвисты дают определение «Что такое загадка?», но более точное, на мой взгляд, определение загадки можно найти в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова, который толкует смысл этого слова так: «Изображение или выражение, нуждающееся в разгадке».
Загадки играют важную роль в жизни человека, незаметно, исподволь обучая и воспитывая. Загадки способствуют активизации познания окружающего мира, формированию навыков логического мышления, развитию наблюдательности, сообразительности. Они несут определенную информацию, расширяя кругозор; формируют мировоззрение; участвуют в процессе социализации, формируя индивидуальную картину мира в духе национальных традиций и этических норм. При разгадывании загадок прививается любовь к народному творчеству и родному языку.
Главным жанровым признаком загадки является требование отгадать её. Это и интригует детей. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован разными способами. От способа шифра зависит тип логической задачи, ее сложность, а, следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему. Отгадывание загадок всегда доставляет удовольствие: отгадать загадку – значит, совершив довольно сложную мыслительную операцию, найти решение задачи, правильно ответить на вопрос.
Сочиняя загадку, дети получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. Сочинения-загадки потому и полезны, что в ходе их подготовки ученик учится рассматривать предмет (реальный или воображаемый) и выявить его отличительные признаки.
Загадка – это всегда образ, в основе которого лежит метафора, метонимия, олицетворение, перифраз. Эта особенность загадок позволяет в процессе работы над ними развивать у детей образное видение мира, а следовательно, и образность речи.
Содержание и методы обучения курса содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, чтения, окружающего мира, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Цели и задачи
Цель курса: развитие интеллектуально-речевых умений младших школьников, формирование у них навыков системного и диалектического мышления, знакомство учащихся с понятиями теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)
Задачи курса:
1. Обучающие:
- развить интерес к устному народному творчеству, русскому языку как учебному предмету;
- развить интерес к изучению окружающего мира(цвет, форма, размер, вещество, чувство и органы чувств)
- обучать детей конструированию загадок и приемам их решения;
- формировать знания, умения и навыки по грамматике русского языка;
- формировать потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развить мотивации к изучению русского языка и литературы;
- развить творчество и обогащение словарного запаса;
- Воспитывающие:
- воспитать культуру обращения с книгой;
- формировать и развить у учащихся разносторонние интересы, культуру мышления.
3. Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщить школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Основное содержание
Содержание программы направлено на воспитание интереса к устному народному творчеству, развитию наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.
Программа «Мир загадок» реализует внеурочную деятельность в научно-познавательном направлении. Программа предусматривает включение задач по формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы.
Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и, поэтому, предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся. С этой целью включены физкультминутки, подвижные игры, передвижение по классу в ходе выполнения заданий. Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей.
Данная программа содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.
Существует связь содержания программы с такими учебными предметами, как литературное чтение, русский язык, окружающий мир и предметами художественно - прикладного цикла (ИЗО и художественный труд). Это способствуют развитию интеллектуально-речевых умений, обогащению словарного запаса, оценочных суждений, общению с детской литературой (книги, журналы, словари, энциклопедии), помогает в формировании эстетических и нравственных отношений, повышении творческой активности и проявлении определенного отношения к окружающему миру.
Особенности программы.
Программа внеурочной деятельности «Мир загадок» реализуется в ОУ во торой половине дня. Форма проведения занятий – кружковая.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, индивидуальный подход к учащимся.
Кружковое занятие позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на кружковых занятиях учащиеся мало пишут и много говорят (рассуждают, доказывают, анализируют, сравнивают и т. д.), выполняют творческие работы, участвуют в ролевых и словесных играх, выбирают задания по способностям и интересам.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- теоретическая;
- практическая;
- игровая или творческая.
Формы проведения занятий:
- беседы;
- практические занятия с элементами игры, с использованием дидактических и раздаточных материалов, ребусов и загадок;
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) в работе с разнообразными источниками;
- викторины;
- экскурсии, наблюдения;
- праздники;
- презентации.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология;
- игровая технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Занятия построены в виде путешествия по различным городам Страны Загадок. Сюжеты физкультминуток и речевых разминок специально подобраны так, чтобы в начале каждого занятия можно было «отправиться в дорогу». Вместе с детьми путешествует Игрушка, которая помогает привлечь внимание детей, заставляет их сомневаться, ошибаться, придумывать игры и загадки.
Место программы в учебном плане.
Программа предназначена для обучающихся 1 класса. Она рассчитана на 33 часа в год (1 занятие в неделю). Продолжительность занятий - 45 минут.
Условия для реализации данной программы в ОУ
Состояние и содержание здания и помещений ОУ должно соответствовать санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к универсальным учебным действиям, сформированным у обучающихся в процессе занятий по данной программе.
Познавательные обще учебные действия:
- умение задавать вопросы;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и не- существенных признаков;
- осуществлять сравнение и классификацию.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли полно и точно;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- умение разрешать конфликты;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
- слушать и понимать речь других;
- уметь вступать в диалог и использовать монолог в качестве средства общения.
Регулятивные УУД:
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- умение планировать свои действия;
- умение работать по предложенному плану;
- умение оценивать и корректировать свою работу.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие самостоятельности;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
Оценка результатов освоения программы
Формой учета знаний и умений являются творческие задания( рисунки, поделки и др.), которые ребята выполняют в классе или дома.
Календарно-тематическое планирование. 1 класс
№ | класс | дата по плану | дата по факту | УУД | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | 1а | 03.09 | Регулятивные - умение совместно с учителем и самостоятельно определять цель; - планирование своей работы; -прогнозирование результата своей деятельности; - контролировать деятельность и результать; - оценка; - саморегуляция. Познавательные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; - анализ объектов с целью выделения признаков; - синтез; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; -Постановка и решение проблемы; - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - постановка вопросов; - разрешение конфликтов; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Знакомство со Страной Загадок | 1 | |
2 | 1а | 10.09 | Регулятивные - умение совместно с учителем и самостоятельно определять цель; - планирование своей работы; -прогнозирование результата своей деятельности; - контролировать деятельность и результать; - оценка; - саморегуляция. Познавательные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; - анализ объектов с целью выделения признаков; - синтез; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы; - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - постановка вопросов; - разрешение конфликтов; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Город самых простых загадок. Улица Цвет. | 1 | |
3 | 1а | 17.09 | Регулятивные - умение совместно с учителем и самостоятельно определять цель; - планирование своей работы; -прогнозирование результата своей деятельности; - контролировать деятельность и результать; - оценка; - саморегуляция. Познавательные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; - анализ объектов с целью выделения признаков; - синтез; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы; - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - постановка вопросов; - разрешение конфликтов; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Изменение цвета в природе. | 1 | |
4 | 1а | 24.09 | Цвет в рукотворном мире. | 1 | ||
5 | 1а | 01.10 | Регулятивные - умение совместно с учителем и самостоятельно определять цель; - планирование своей работы; -прогнозирование результата своей деятельности; - контролировать деятельность и результать; - оценка; - саморегуляция. Познавательные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; - анализ объектов с целью выделения признаков; - синтез; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; -Постановка и решение проблемы; - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - постановка вопросов; - разрешение конфликтов; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Улица Форма. | 1 | |
6 | 1а | 15.10 | Изменение формы. | 1 | ||
7 | 1а | 22.10 | Замок похожестей-непохожестей. | 1 | ||
8 | 1а | 29.10 | Геометрические головоломки. | 1 | ||
9 | 1а | 05.11 | Регулятивные - умение совместно с учителем и самостоятельно определять цель; - планирование своей работы; -прогнозирование результата своей деятельности; - контролировать деятельность и результать; - оценка; - саморегуляция. Познавательные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; - анализ объектов с целью выделения признаков; - синтез; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; -Постановка и решение проблемы; - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - постановка вопросов; - разрешение конфликтов; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Улица Размер. | 1 | |
10 | 1а | 12.11 | Относительность размера. | 1 | ||
11 | 1а | 26.11 | Противоречия в размере. | 1 | ||
12 | 1а | 03.12 | Регулятивные - умение совместно с учителем и самостоятельно определять цель; - планирование своей работы; -прогнозирование результата своей деятельности; - контролировать деятельность и результать; - оценка; - саморегуляция. Познавательные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; - анализ объектов с целью выделения признаков; - синтез; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы; - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - постановка вопросов; - разрешение конфликтов; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Улица Вещество. | 1 | |
13 | 1а | 10.12 | Агрегатное состояние вещества. | 1 | ||
14 | 1а | 17.12 | Моделирование «маленькими человечками» | 1 | ||
15 | 1а | 24.12 | Регулятивные - умение совместно с учителем и самостоятельно определять цель; - планирование своей работы; -прогнозирование результата своей деятельности; - контролировать деятельность и результать; - оценка; - саморегуляция. Познавательные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; - анализ объектов с целью выделения признаков; - синтез; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы; - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - постановка вопросов; - разрешение конфликтов; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Составление загадок | 1 | |
16 | 1а | 31.12 | Город пяти чувств. Улица Зрение. | 1 | ||
17 | 1а | 14.01 | Улица Слух. | 1 | ||
18 | 1а | 21.01 | Улица Осязание. | 1 | ||
19 | 1а | 28.01 | Улица Обоняние. | 1 | ||
20 | 1а | 04.02 | Улица Вкус. | 1 | ||
21 | 1а | 11.02 | Решение задач. | 1 | ||
22 | 1а | 18.02 | Регулятивные - умение совместно с учителем и самостоятельно определять цель; - планирование своей работы; -прогнозирование результата своей деятельности; - контролировать деятельность и результать; - оценка; - саморегуляция. Познавательные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; - анализ объектов с целью выделения признаков; - синтез; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы; - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - постановка вопросов; - разрешение конфликтов; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Город загадочных частей. | 1 | |
23 | 1а | 04.03 | Сочинение загадок про подсистемы. | 1 | ||
24 | 1а | 11.03 | Игры и упражнения со словами. | 1 | ||
25 | 1а | 18.03 | Морфологический анализ. | 1 | ||
26 | 1а | 25.03 | Город загадочных мест. | 1 | ||
27 | 1а | 01.04 | Сочинение загадок про надсистемы. | 1 | ||
28 | 1а | 08.04 | Регулятивные - умение совместно с учителем и самостоятельно определять цель; - планирование своей работы; -прогнозирование результата своей деятельности; - контролировать деятельность и результать; - оценка; - саморегуляция. Познавательные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; - анализ объектов с целью выделения признаков; - синтез; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы; - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - постановка вопросов; - разрешение конфликтов; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Путешествие на машине времени ( в прошлое) | 1 | |
29 | 1а | 22.04 | Путешествие на машине времени ( в будущее) | 1 | ||
30 | 1а | 29.04 | Город загадочных дел. | 1 | ||
31 | 1а | 06.05 | Регулятивные - умение совместно с учителем и самостоятельно определять цель; - планирование своей работы; -прогнозирование результата своей деятельности; - контролировать деятельность и результать; - оценка; - саморегуляция. Познавательные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; - анализ объектов с целью выделения признаков; - синтез; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; -Постановка и решение проблемы; - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - постановка вопросов; - разрешение конфликтов; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Экскурсия. Конкурс загадок о природе. | 1 | |
32 | 1а | 13.05 | Подведение итогов обучения | 1 | ||
33 | 1а | 20.05 | Резерв |
Перечень учебно - методического обеспечения:
- Гин, Светлана. Мир загадок: Методическое пособие для учителя начальной школы/Внеурочная деятельность в начальной школе; Светлана Гин.- М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
- Гин С.И. Из опыта работы по развитию мышления в начальной школе./С.И. Гин.- Гомель, 1990.
- Гин С.И. Первые дни в школе/ С.И. Гин, И.Е. Прокопенко.М.: ВИТА-ПРЕСС. 2002.
- Гайсина Р. С. Загадаю загадку…//Начальная школа 2007 №11,
- Григорьева М. Н. Учимся сочинять загадки//Начальная школа 2003 №4
- Детская литература/ Сборник статей. Москва. 1986
- Загадки. Издание подготовила В. В. Митрофанова. Л., 1968
- Закржевская Е. Д. Поиграем на досуге: сборник детских развивающих игр для начальных классов и старше / Е. Д. Закржевская – Ростов н/Д: «Феникс», 2006.
- Запорожец И. В. Сочини загадку//Начальная школа 2003 №5
- Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. Москва. Просвещение. 1985
- Львова М. Е. Воспитательная и образовательная роль загадок на уроках//Начальная школа 1998, №4
- Митрофанова В. В. Русские народные загадки. Л., 1978
- Митрофанова В. В. Художественный образ в загадках// Современные проблемы фольклора. Вологда, 1971
- Панкратова Н. В. Развитие речи младших школьников в играх и игровых упражнениях//Начальная школа 1997, №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность
Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС
Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС...
Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"
Программа «Дружный класс» представляет собой комплексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие установок толерантности у учащихся начальной школы. Включает в себя непоср...
Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...