Внеклассное мероприятие по математике
статья (5 класс) на тему

Биче-оол Азияна Устуевна

Не секрет, что изучение математики – процесс нелегкий, пожалуй, в каждом классе есть ребята, которым трудно дается программный материал, зачастую у школьников вырабатывается страх перед математикой. В своей 20-летней практике стараюсь разнообразить преподавание математики занимательными занятиями. Если учебная нагрузка в 5, 6 классах позволяет вести дополнительный час за счет вариативной части программы, преподаю факультативный (элективный) курс “Наглядная геометрия”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx35.59 КБ

Предварительный просмотр:

Статья "Внеклассная работа по математике"

Не секрет, что изучение математики – процесс нелегкий, пожалуй, в каждом классе есть ребята, которым трудно дается программный материал, зачастую у школьников вырабатывается страх перед математикой. В своей 20-летней практике стараюсь разнообразить преподавание математики занимательными занятиями. Если учебная нагрузка в 5, 6 классах позволяет вести дополнительный час за счет вариативной части программы, преподаю факультативный (элективный) курс “Наглядная геометрия”, опираясь на замечательные издания http://festival.1september.ru/articles/538428/Image8005.gif,http://festival.1september.ru/articles/538428/Image8006.gif. Если такой возможности нет, преподаю математический кружок по отдельным темам наглядной геометрии, например, очень востребован кружок “Оригами”.

Занятия факультатива имеют не только пропедевтическое, познавательное и развивающее значение, но и огромное воспитательное. Ребята дружны, доброжелательны, взаимно вежливы, всегда готовы прийти на помощь друг к другу. Общение учителя с детьми происходит в рамках товарищеского сотрудничества. Осуществляется связь с семьей, родителями, общественностью.

Такие занятия полезны, интересны, доставляет удовольствие всем участникам педагогического процесса: учащимся, родителям, учителю. В процессе такого общения учащиеся перестают боятся математики, а наоборот проявляют интерес к ее изучению. Одного недельного часа для такого общения недостаточно, поэтому в нашей школе проводятся внеклассные, внеурочные воспитательные мероприятия. Стало ежегодной традицией проведение Недели математики, во время которой каждый класс принимает участие в подготовке и проведении мероприятий разного уровня сложности.

Для учащихся 5, 6-х классов проводятся всевозможные турниры, КВНы, КВМы. Все задания: занимательные головоломки, задачи со спичками, конструирование Танграм, разгадывание кроссвордов и др. опирались на те знания, которые были получены на занятиях по наглядной геометрии. Интересно проходит игра “Поле чудес”, на которой даются зашифрованные имена сказочных героев, связанные со старинными мерами длины и веса: Дюймовочка, Фунтик и др. Стараюсь включать в задания вопросы на знание авторов учебников, по которым ребята учатся: Шарыгин, Ерганжиева, Виленкин.

В подготовке таких игр обязательно принимают участие старшеклассники, они выступают в качестве консультантов, помогают придумать название, девиз, костюмы, задания соперникам.

В игре “Звездный час”, “Счастливый случай” участвуют старшие сестры, братья, друзья, родители.

Как правило, математические мероприятия проходят ярко, весело. Ребята с удовольствием участвуют в организации и проведении “Ярмарки по продаже изделий собственного производства” с использованием старинных единиц измерения величин. Для того, чтобы сделать покупку в красочно оформленной лавке, необходимо решить задачу по расчету стоимости покупки в старых денежных единицах.

По окончании Недели математики обычно проводится анкетирование, результаты которой дают возможность лучше спланировать работу на будущее.

На протяжении двух лет я руководила кружком “Оригами” для разновозрастного состава учащихся со 2 по 6 класс. В основном, это были приезжие ребята из соседних деревень, обучающиеся в нашей школе (чтобы занять их до отправки автобуса), но с удовольствием посещали и местные дети.

Планирование и содержание опирается на экспериментальный учебник Афонькина С.Ю., Афонькиной Е.Ю. “Уроки оригами в школе и дома” (Москва, Аким, 1996).

Ребята были настолько увлечены искусством оригами, что поделки из бумаги использовались всюду. К каждому календарному празднику ребята учились делать что-то новое: к 23 февраля – самураев, к 8 марта – фигуры девочек, цветы, ко Дню Святого Валентина – конвертики-сердечки, к Новому году – игрушки для елки.

Старшеклассники, будучи вожатыми, на летней оздоровительной площадке, проводили занятия по оригами с малышами, а поделки использовали вместо призов.

“Оригами – это чудо, которое дети могут творить своими руками. Создание из листа бумаги разнообразных фигурок будит мысль, воображение, формирует пространственные представления, также развивает координацию движений пальцев”.http://festival.1september.ru/articles/538428/Image8007.gif

Занятия оригами имеют огромное воспитательное значение. Вместе с юными оригамистами я проводила Акцию Мира: урок мира, на котором учащиеся изготавливали фигуру журавлика, вспомнили легенду о японской девочке http://festival.1september.ru/articles/538428/Image8008.gif, разучили песню “Японский журавлик”, а лучшие из получившихся журавликов отправили по международной почте в Японию, в Мемориальный Музей Мира, в городе Хиросима. Школьники очень старались, но не до конца верили, что их журавлики “долетят” до Японии. Важным событием в жизни пятиклассников было то, что сам директор музея, господин Minori HATAGUCHI прислал нам в ответ благодарственное письмо и проспект с фотографиями экспонатов Музея. Он также сообщил, что наши фигуры журавликов зачислены в число экспонатов Музея в память о Садако. (Приложение 1).

Под впечатлением личной причастности к интернациональному делу в борьбе за мир, юные оригамисты сообщили об этом в районную газету, послав в редакцию свои фотографии с поделками. После чего ребята из других школ связались с нами, чтобы взять адрес Мемориального Музея Мира и принять участие в Акции Мира.

Внеклассная работа по математике является продолжением работы, начатой на факультативных занятиях. Большую помощь в организации работы оказывает материал, собранный из подшивки газет “Математика. Первое сентября” начиная с момента выпуска газеты, с 1996 года.

Конспект занятия по теме:
“Оригами. Японский журавлик”, 5-6 класс.

(Урок мира)

Цели:

  1. Ознакомить учащихся с базовой формой “птица”. Научить складывать из квадратного листа бумаги фигуры журавликов двух видов.
  2. Продолжать работу по развитию пространственного воображения, зрительной и мышечной памяти.
  3. Воспитывать на уроке чувство гуманизма, доброты, сострадания через знакомство с историей возникновения оригами и легендой о японской девочке Садако Сасаки.

Оформление:

На доске записана тема урока, представлена выставка работ юных оригамистов – кружковцев, на интерактивной доске представлены схемы выполнения этапов складывания базовой формы “птица”, схемы журавликов, а также готовые фигурки журавликов.

Оформлен стенд об “Акции Мира”: Конверт с адресом Мемориального Музея Мира в Хиросиме, книга с рассказом о японской девочке Садако, текст песни “Японский журавлик”.

На занятиях курса всегда имеются модели ранее изученных базовых форм, а также стенд: “Семь правил юных оригамистов”.

Оборудование:

АРМ учителя математики, интерактивная доска, Презентация (Приложение 1)

План урока:

  1. Приветствие, сообщение темы и цели урока.
  2. Историческая справка.
  3. Складывание базовой формой “птица”.
  4. Изготовление фигуры журавлика.
  5. Разучивание песни “Японский журавлик”.
  6. Акция Мира (письмо в Мемориальный Музей мира).
  7. Итоги урока.

Ход урока

1. Приветствие.

– Здравствуй, левая рука, здравствуй правая рука! Поработаем вместе. (Свести руки как японцы, наклонить голову вперед. Жестом усадить учащихся).

Сегодня на уроке я научу вас складывать из бумаги фигуру журавлика.

Оригами это конструирование из бумаги. Какие фигуры вы умеете складывать из бумаги? (Ребята называют те поделки, с которыми они знакомились в начальной школе: самолетики, тюльпаны, хлопушки, а ребята, занимающиеся на элективном курсе “Наглядная геометрия” называют те фигуры, которые уже изучены на курсе).

2. Историческая справка.

Бумага была изобретена в Китае, но Япония стала родиной искусства складывания из бумаги – искусства Оригами. Взгляните на выставку: здесь представлены самые красивые, оригинальные работы ребят: Кусудами, ирис, самурай, орнаменты, кубики, журавлики и другие.

“Оригами – это конструктор, в котором из одной только детали (квадратного листа бумаги) складываются сотни и тысячи разнообразных фигур. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир. Мир особый, радостный, веселый, добрый, ни на что иное не похожий. Искусство Оригами открыто всему миру.

Японский журавлик – символ удачи, счастья и долголетия. Вторая мировая война придала древней фигурке еще одно значение – символ мира.” http://festival.1september.ru/articles/538428/Image8009.gif

Вы, конечно, слышали легенду о японской девочке Садако Сасаки – девочке, молившей о мире на Земле после бомбардировки Хиросимы. В больнице Садако складывала журавликов. По легенде для исполнения ее желаний нужно было свернуть 1000 журавликов. Она успела сделать 644…http://festival.1september.ru/articles/538428/Image8010.gif

Но память о ней жива!

Дети и взрослые разных стран мира до сих пор посылают к подножию ее памятника все новые и новые фигурки журавликов.

“Смысл древней легенды состоит в том, чтобы подарить тысячу журавликов окружающим, разделить с ними радость творчества и получить 100 улыбок.

Быть может мир от этого станет чуть добрее…” http://festival.1september.ru/articles/538428/Image8009.gif

Ребята, хотелось бы вам помочь этой девочке?

Давайте сегодня на уроке постараемся научиться складывать журавлика, а самые удачные из них отправим в Японию в знак поддержки и солидарности Садако.

Прежде всего, я научу вас складывать еще одну базовую форму оригами: “птица”.

3. Складывание базовой формы “птица”.

Перед вами лежат готовые квадратные листы бумаги. Работаем поэтапно, сверяя каждый шаг со схемами:

1) Сложите базовую форму “квадрат”. Положите “глухим” углом кверху. Спереди согните две нижние стороны к центральной линии.

2) Перегните вниз верхний треугольник.

3) Отогните согнутые стороны.

4) Тяните кверху один слой бумаги, сгибая его по указанным линиям (обратите внимание – две долины должны стать горами).

5) Промежуточный этап работы.

6) Проверьте результат и повторите сзади действия 1-4.

7) Базовая форма “птица” готова.

Проверьте – у базовой формы внизу должны быть две “ножки”, а наверху два “крылышка”. Между “крылышками” посередине находится треугольный “горбик”. Он нам еще пригодится!

Теперь можно приступать к складыванию журавлика.

4. Изготовление фигуры журавлика.

1) Положите базовую форму “птица” “ножками” вниз. Спереди и сзади согните нижние боковые стороны к центральной вертикали.
2) Обе “ножки” согните наверх и немного в стороны.
3) Проверьте их положение и опустите вниз.
4) Вогните внутрь обе “ножки” по намеченным линиям.
5) Получились шея и хвост. На шее вогните внутрь головку.
6) Опустите крылья вниз до упора и немного расплющите “горбик” спины между ними.
7) Журавлик готов!

“Во всем мире такая фигура является символом оригами.

Фигуры журавликов бывают самые разные. Одни сидят на гнезде, у других на головах красивые хохолки, а третьи машут крыльями! Появление движущейся фигуры в руках похоже на фокус. Смотрите: журавлик, машущий крыльями”. http://festival.1september.ru/articles/538428/Image8009.gif

(Те учащиеся, которые успешно справились с работой, могут помочь остальным или по схемам самостоятельно выполнить фигуру журавлика, машущего крыльями).

5. Разучивание песни “Японский журавлик”.

Поднимите, пожалуйста, вверх журавлики, пусть они машут крыльями и летят в далекую Японию, к памятнику Садако. Учащимся раздают тексты песни, в которой легенда переложена на музыку.

Ребята стоя поют песню:

Японский журавлик.

1. Вернувшись из Японии,
Пройдя немало верст,
Японского журавлика
Товарищ мне привез.
И с ним была история
История одна, 
Про девочку, которая 
Была облучена.

Припев: Тебе я бумажные крылья расправлю:
Лети, не тревожь этот мир, этот мир.
Журавлик, журавлик, японский журавлик,
Ты вечно живой сувенир.

6. Акция Мира.

Лучшие фигуры журавликов выбираются и отправляются в Мемориальный Музей Мира, в Японию. Учащиеся после урока должны сходить в отделение связи и оформить отправку письма по международной почте по указанному адресу:

Hiroshima Pease Memorial Museum,

1-3 Nakajima-cho, Naka-ku,

Hiroshima City 730, Japan. http://festival.1september.ru/articles/538428/Image8009.gif

7. Итоги урока.

Наше занятие подошло к концу. Предлагаю вам дома повторить складывание фигур журавлика по памяти, рассказать и показать родителям то, чему вы научились на занятии.

Разрешается ребятам взять поделки с выставки.

Список литературы

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: Аким, 1996. -207 с.
  2. Смирнова Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии для 5-6 класса. – М.: Просвещение, 1999. – 80 с.
  3. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.М. Наглядная геометрия: 5-6 классы. – М.: Дрофа, 1999. – 192 с.
  4. Романовская З.И. Живое слово: Учебник по чтению для 1 класса трехлетней начальной школы – М.: Просвещение, 1995.-352 с. (Яковлев Ю. Белые журавлики.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике " А ну-ка ,математики"

Внеклассное мероприятие по математике для 7-8 классов....

внеклассное мероприятие по математике для 6 класса "Интеллектуальная игра Математика в деталях"

Внеклассное мероприятие по математике для 6 класса (программа по учебнику Виленкина). Материал включает конспект, презентацию, аудиофайл....

внеклассное мероприятие по математике для 6 класса "Интеллектуальная игра Математика в деталях"

Внеклассное мероприятие по математике для 6 класса (программа по учебнику Виленкина). Материал включает конспект, презентацию, аудиофайл....

План-конспект внеклассного мероприятия по математике в 10 классе «Математик-бизнесмен»

Внекласное мероприятие по математике для учащихся 10 классов. Проводится в форме деловой игры, основной целью которой является пробуждение и развитие устойчивого интереса к математике и её приложениям...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие по математике "Вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне".

Цели внеклассного мероприятия: • Определить вклад математики и математиков в победу в Великой Отечественной войне. • Выяснить, кто из учёных-математиков принимал участие в боевых действиях. ...