История песни «Марш защитников Москвы».
материал (6 класс) на тему
Разработка для общешкольного мероприятия "Песни военных лет".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_pesni_marsh_zashchitnikov_moskvy.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Марш защитников Москвы» («Песня защитников Москвы») — военный марш Красной Армии, появившийся накануне начала битвы за Москву. Музыка Бориса Мокроусова, слова Алексея Суркова.
Автор слов этой песни Алексей Сурков так описал время, когда было написано ставшее впоследствии «Песней защитников Москвы»:
…Жестокая беда фашистского наступления настигла нас в первых числах октября. Под ударами врага фронт развалился, и бронированные орды, подминая полки, дивизии, армии, хлынули к Москве с запада, начали обтекать её с юга и севера, с пугающей быстротой приближались к тем рубежам, которые в сводках Совинформбюро именовались дальними подступами к столице.
Впервые стихи были опубликованы в газете Западного фронта «Красноармейская правда» 3 ноября 1941 года. А неделю спустя их напечатала «Вечерняя Москва». Публикация стихотворения Суркова в «Вечерней Москве» не прошла мимо внимания работников столичной киностудии документальных фильмов, которые вместе с войсками, державшими оборону под Волоколамском, на Можайском и других направлениях, под вражеским огнём снимали военные эпизоды.
В те дни стал выходить киножурнал «На защиту родной Москвы». Вышло пятнадцать его номеров. В одном из них и была «опробована» песня, сочинённая на стихи Алексея Суркова. Автором музыки стал композитор Борис Мокроусов, отозванный в Москву из осаждённого Севастополя, которого кинодокументалисты познакомили со стихами Суркова, опубликованными в «Вечерней Москве».
Когда пришли дни советского наступления и разгрома фашистских войск на подступах к столице, на экраны страны вышел полнометражный документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой», «Песня защитников Москвы» прозвучала в нём целиком в исполнении оркестра и хора, стала своеобразным лейтмотивом и музыкально-поэтическим стержнем картины.[1]
«Марш защитников Москвы» также звучит в художественном фильме 1944 года «В 6 часов вечера после войны».
«Разгром немецких войск под Москвой» — советский документальный фильм о Битве за Москву в Великой Отечественной войне. Производство Центральной студии кинохроники, октябрь 1941 — январь 1942 годов.
В ноябре 1941 года Сталин[1] решил начать снимать документальный фильм о боях под Москвой. Были определены два режиссёра: Леонид Варламов и Илья Копалин. В съёмках участвовали пятнадцать фронтовых операторов, в том числе Роман Кармен и А. Крылов.
Из воспоминаний режиссёра фильма Ильи Копалина:
Это были суровые, но и радостные дни. Суровые, потому что мы создавали фильм в условиях прифронтового города. Подвальный этаж студии превратился в своеобразную квартиру, где мы жили, как в казарме. Ночами мы обсуждали с операторами задание на следующий день, а утром машины увозили операторов на фронт, чтобы вечером вернуться с отснятым материалом. Съёмки были очень тяжёлые. Тридцатиградусные морозы. Замерзал и забивался снегом механизм киноаппарата, окоченевшие руки отказывались действовать. Были случаи, когда в машине, вернувшейся с фронта, лежало тело погибшего товарища и разбитая аппаратура. Но сознание того, что враг откатывается от Москвы, что рушится миф о непобедимости фашистских армий, придавало силы.
Мы понимали, что фильм должен быть создан в кратчайший срок, что народ должен как можно быстрее увидеть на экране плоды первых побед своей армии. И сразу же из лаборатории материал шёл на монтажный стол. Монтировали и днём и ночью, в холодных монтажных комнатах, не уходя в убежище даже при воздушных тревогах… В конце декабря 1941 года монтаж картины был закончен. В огромном холодном павильоне студии началось озвучание. Наступила самая ответственная волнующая запись: «Пятая симфония» Чайковского. Светлая русская мелодия, гневный протест, рыдающие аккорды. А на экране сожжённые города, виселицы, трупы, и на всём пути отступления фашистов следы насилия и варварства. Мы слушали музыку, смотрели на экран и плакали. Плакали оркестранты, с трудом игравшие замёрзшими руками.
23 февраля 1942 года картина вышла на экран. Фильм получил Сталинскую премию.
Для показа в США фильм был адаптирован для американского зрителя: переозвучен и перемонтирован. Название заменили на «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»). Фильм получил от Национального совета кинокритиков США премию за лучший документальный фильм в 1942 году, а в 1943 году — первый в СССР «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм».
Сюжет[править | править исходный текст]
В фильме представлены события периода октября 1941 — января 1942, рассказывается о защитниках города Москвы. В фильме есть кадры подготовки обороны Москвы (патрулирование города, запуск аэростатов, сооружение баррикад и укреплений, приём добровольцев в истребительные отряды, производство вооружений и боеприпасов, колонны красноармейцев и бронетехники на улицах Москвы), работы войск ПВО в Москве, кадры боёв на подступах к Москве, Тулы, Сталиногорска, кадры уничтоженных деревень, убитых мирных жителей и советских военнопленных, а также кадры разбитой немецкой бронетехники, убитых и пленных немецких солдат.
В фильме прозвучали фрагменты речи Сталина. В кадр попали генерал армии Г. К. Жуков, генерал-лейтенант Арсеньев, генерал К. К. Рокоссовский, генерал И. В. Болдин, генерал Кузнецов, генерал Л. А. Говоров, генерал И. С. Конев и многие другие. Отдельные сюжеты посвящены церемонии вручения 1-му гвардейскому кавкорпусу гвардейского знамени, последствиям разграбления немецкими войсками дома-музея Чайковского в Клину и музея-усадьбы «Ясная поляна».
Съёмочная группа[править | править исходный текст]
Режиссёры: Леонид Варламов, Илья Копалин
Операторы: Иван Беляков, Георгий Бобров, Теодор Бунимович, Павел Касаткин, Роман Кармен, Анатолий Крылов, Алексей Лебедев, Борис Макасеев, Борис Небылицкий, Василий Соловьёв, Михаил Шнейдеров, Виктор Штатланд, Борис Шер, Александр Щекутьев, Александр Эльберт, Владимир Ешурин (в титрах не указан)[2], Павел Павлов-Росляков (в титрах не указан)[2].
Звукооператоры: Виктор Котов, Игорь Гунгер
Музыкальное оформление: В.[уточнить] Смирнов
Автор сценарного плана — Пётр Павленко
Текст от автора в американской версии — Эдвард Г. Робинсон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Твои защитники, Москва!"
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ «ТВОИ ЗАЩИТНИКИ, МОСКВА!»...
Конспект урока "История песни через история Великой Победы"
История песни "Катюша" была впервые представлена в архиве телевидения. Рубрика "История песни" очень интересна для слушателей. Удивительные факты истории оставляют впечатление в каждом человеке....
«Песня, марш, как три коренные основы всей музыки» («Три кита»)
Урок составлен в рамках примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по музыке, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Проект «Песни в истории, песни с историей».
Мы представляем наш проект «Песни в истории, песни с историей».Проекту два года, хотя идея изучать историю через песни, которые сами являютсяисторией, гораздо старше. Цель нашей работы открыть ...
Устный журнал"Подвиг защитников Москвы бессмертен"
Устный журнал к 75-летию битвы под Москвой....
поздравление учителей с 8 марта (на песню "Марш авиаторов")
Цель: Создание праздничного настроения у учителей, уважительного отношения к своим педагогамЗадачи: развитие творческого потенциала, самореализации ученика, артистизма, чувства товарищества....
Уникальный экспонат школьного музея « Защитникам Москвы посвящается…» - книга "Фауст", трагедия Гете
Среди экспонатов музея ГБОУ Школа № 281"Защитникам Москвы посвящается..." пожалуй, один из самых уникальных экспонатов - это книга "Фауст", трагедия Гете: «ПОЭТЫ МЫСЛИТЕЛИ&ra...